Рабочая программа по географии (8класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

На заседании МО

учителей

естественного

цикла

Протокол № 1 от

« 28» августа 2015г.

Руководитель МО

_______________

/______________/


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Лозовская СОШ»

Волобуева М.В.

/______________/

«___» _________20___г.


«Утверждаю»

Директор

МКОУ «Лозовская СОШ»

Полупанова Л.А.

/______________/

Приказ №_______от

«___» _________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Лозовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»


Волобуевой Веры Ильиничны


по предмету «География»


в VIII классе






2015-2016 учебный год


Пояснительная записка


Нормативно-правовая база.

Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Примерных программ по учебным предметам. География. 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

- Авторской программой основного общего образования по географии 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа, 2012г;

- Федеральным перечнем учебников, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)МКОУ «Лозовская СОШ»;

- Учебным планом МКОУ «Лозовская СОШ» на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа предназначена для работы в 8 классе общеобразовательной школы.

Концепция программы

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Срок реализации 2015- 2016 учебный год.

Основные принципы отбора материала и структура программы.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в основной школе;

- возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

- обеспечение преемственности целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей;

- возрастные особенности развития учащихся;

- обогащение географического опыта семиклассников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся;

- развитие интереса к занятиям географией.

Результаты освоения учебного предмета.

Регулятивные (учебно-организационные):

  • Ставить учебные задачи,

  • Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

  • Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  • Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

  • Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

  • Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные

учебно-логические:

  • Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

  • Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

  • Систематизировать информацию;

  • Структурировать информацию

  • Определять проблему и способы ее решения;

  • Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

  • Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

  • поиск и отбор необходимых источников информации; ресурсов Интернет

  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

  • составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  • создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

  • составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • уметь вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Планируемые результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Критерии оценки учебной деятельности по географии.

Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения.

Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению текста учебника, грамотно «читает» географическую карту.

Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов:

• ученик допускает одну - две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;

• при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;

• правильно выполняя работу в контурных картах, практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:

• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;

• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя;

• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;

• при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;

• при выполнении практических работ, работ в контурных картах, допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведённой работы.

Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки. Учащийся:

• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;

• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;

• не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя;

• при выполнении работ в контурной карте, практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.

Оценка «1» (слабо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат не соответствует требованиям программы обучения. Ученик обнаруживает полное незнание изучаемого материала, а при выполнении практической работы даже не приступает к выполнению заданий. Не в состоянии показывать основные географические объекты, не умеет «читать» карту (атлас), не умеет работать с контурной картой.

При оценивании географических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 - 7 минут), состоящих из 10 - ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания:

9 - 10 правильных ответов - «5»

7 - 8 правильных ответов - «4»

5 - 6 правильных ответов - «3»

3 - 4 правильных ответов - «2»

0 - 2 правильных ответов - «1»

Оценивание контрольной (письменной) работы

Учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

оценка «5» - 90 - 100% правильно выполненной работы;

оценка «4» - 70 - 89% правильно выполненной работы;

оценка «3» - 45 - 69% правильно выполненной работы;

оценка «2» - 20 - 44% правильно выполненной работы;

оценка «1» - 0 - 19% правильно выполненной работы.

Инструментарий для оценивания результатов.

Источники информации:

- деятельность учащихся;

- статистические данные;

- работы учащихся;

- результаты тестирования.

Критерии:

- разумность способов оценки;

- точность оценки;

- умение проверить данную оценку;

- участие в обсуждении

- правильность и обоснованность ответа.

Методы:

- наблюдения;

- открытый ответ;

- выбор ответа;

- краткий ответ;

- оценивание процесса выполнения;

Главная цель данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Виды и формы контроля

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Проведение промежуточной аттестации в конце года в форме зачета по билетам.

Программа реализует межпредметные связи с курсами биологии, окружающим миром, химией, физикой, историей, экологией. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планомдля образовательных учреждений Российской Федерации, Региональным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27 июля 2012 года для обязательного изучения учебного предмета «География» курс«География. Природа России» отводится 70 часов из расчета 2-х учебных часа в неделю.

Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой основного общего образования МКОУ «Лозовская СОШ» на 70 часов из расчета 2 часа в неделю: 2ч.х 35 недели = 70 ч.

Практических работ - 19, из них оценочных - 12

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки

Врезультате изучения географии ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Основное содержание программы.

Раздел. Особенности географического положения России (7 ч).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Практические работы:

Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч).

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы:

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Характеристика климатических поясов с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования.

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона.

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования.

Раздел. Природные комплексы России (25 ч.)

Природное районирование. Формирование природных комплексов как результат длительного развития географической оболочки Земли. Ландшафты природные и антропогенные. Природное районирование.Моря - крупные природные комплексы. Природные ресурсы морей и их практическое значение.

Природная зона как природный комплекс. Взаимосвязь и взаимообусловленность его компонентов. Природные зоны России. Природные ресурсы. Высотная поясность в горах.

Практическая работа:

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Природа регионов России.

Крупные природные районы: Русская (Восточно-Европейская) равнина,Северный Кавказ, Урал, Западно-Сибирская низменность, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Байкал - особый природный комплекс.

Особенности сочетания компонентов природы в пределах крупных территорий. Природные ресурсы, их использование и охрана.

Раздел. Население России (9 ч).

Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, определяющие их факторы.

Повторение - 3 часа.

Перечень обязательной географической номенклатуры

Тема: «Географическое положениеРоссии»

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ),

Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.



















Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Т е м а у р о к а

Кол-во часов

Сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Домашнее задание

Примечание

план

факт


1.


Введение

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации.


1

1 сент.

Работа с текстом учебника.

с. 3-4


Россия на карте мира



6


1(2).

Географическое положение России. Практическая работа. На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега России.

1

2 сент.

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега России.

§ 1

2(3).

Моря, омывающие территорию России.

1

8 сент.

§ 2,

доработ. практ. работ.

3(4).

Как осваивали и изучали территорию России.

1

9 сент.

Определение основных путей русских землепроходцев. Работа с контурной картой.

§ 4

4(5).

Как осваивали и изучали территорию России.

1

15 сент.

Определение основных путей русских землепроходцев. Работа с контурной картой.

§ 4

5(6).

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа. Решение задач на определение поясного времени.

1

16 сент.

Решение задач на определение поясного времени.

§ 3, доработ. практ. работ.

6(7).

Итоговый урок по теме «Россия на карте мира»

1

22 сент.

Тестирование.


Особенности природы и природные ресурсы России




19



Рельеф и недра России.

4


1(8).

Особенности рельефа России.

1

23 сент.


Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры на территории России.

§ 5

2(9).

Геологическое строение территории России.

1

29 сент.

Работа с геохронологической таблицей.

§ 6

3(10).

Минеральные ресурсы России. Практическая работа. Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

1

30 сент.

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

§ 7, оформить практ. работу

4(11).

Развитие форм рельефа. Итоговый урок по теме «Рельеф и недра России».

1

6 окт.

Тестирование.

§ 8


Климат и климатические ресурсы.

5


1(12).

От чего зависит климат нашей страны.

1

7 окт.

Поиск необходимой информации из разных источников.

§ 9

2(13).

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. Практическая работа. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптической карте.

1

13 окт.

Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптической карте.

§ 10, оформить практ. работу

3(14).

Типы климатов России.

Практическая работа. Характеристика климатических поясов с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

1

14 окт.

Характеристика климатических поясов с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

§ 10, доработ. практ. работ.

4(15).

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

1

20 окт.

Определение зависимости человека от климата.

§ 11

5(16).

Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы».

1

21 окт.

Тестирование.


Внутренние воды и водные ресурсы.

4



1(17).

Разнообразие внутренних вод России.

1

27 окт.

Работа с картами атласа, контурными атласа.

§ 12, законч. практ. работ.

2(18).

Реки.

Практическая работа.Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования.


28 окт.

Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования.

3(19).

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

10 нояб.

Работа с картами атласа, контурными атласа.

§ 13

4(20).

Водные ресурсы. Охрана вод.

1

11 нояб.

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона.

§ 14


Почва и почвенные ресурсы.

3


1(21).

Образование почв и их разнообразие.

1

17 нояб.


Работа с текстом учебника.

§ 15, законч. практ. работ.

2(22).

Закономерности распространения почв. Практическая работа.Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования.

1

18 нояб.

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования.

§ 16

3(23).

Почвенные ресурсы России.

1

24 нояб.

Сравнительная оценка обеспеченности почвенными ресурсами своей области и любого региона.

§ 17


Растительный и животный мир.

3



1(24).

Растительный и животный мир России.

1

25 нояб.

Работа с картами атласа.

§ 18

2(25).

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1

1 дек.


Определение обеспеченностибиологическими ресурсами территории России.

§ 19

3(26).

Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний по теме «Особенности природы и природные ресурсы России».

1

2 дек.

Работа с картами атласа.

§ 20


Природные комплексы России



25




Природное районирование

7



1(27).

Разнообразие природных комплексов России. Природное районирование.

1

8 дек.

Поиск нужной информации в тексте учебника.

§ 21

2(28).

Моря как крупные природные комплексы.

1

9 дек.

Работа с контурной картой.

§ 22

3(29).

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

15 дек.

Определение расположения природных зон на территории России.

§ 23

4(30).

Разнообразие лесов России.

1

16 дек.

Определение расположения лесной зоны, выявление ее особенностей.

§ 24

5(31).

Безлесные зоны на юге России. Практическая работа.Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

1

22 дек.

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

§ 25

6(32)

Высотная поясность.

1

23 дек.

Определение расположения высотной поясности на территории России.

§ 26, повторить

§ 18-§25

7(33).

Обобщающее повторение.

1

26 дек.

Тестирование.


Природа регионов России.

18



1(34).

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

12 янв.

Определение географического положения Русской равнины на территории России.

§ 27

2(35).

Природные комплексы Русской равнины.

1

13 янв.

Работа с картами атласа.

§ 28

3(36).

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1

19 янв.

Поиск нужной информации в тексте учебника.

§ 29

4(37).

Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России.

1

20 янв.

Определение особенностей географического положения Кавказа на территории России.

§ 30

5(38).

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

26 янв.

Работа с текстом учебника, картами атласа.

§ 31

6(39).

Урал - «каменный пояс Русской земли».

1

27 янв.

Определение особенностей географического положения Урала на территории России.

§ 32

7(40).

Своеобразие природы Урала.

1

2 фев.

Поиск нужной информации в тексте учебника.

§ 33

8(41).

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

1

3 фев.

Работа с текстом учебника.

§ 34

9(42).

Западно-Сибирская низменность.

1

9 фев.

Определение географического положения Западно-Сибирской равнины на территории России.

§ 35

10(43).

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

1

10 фев.

Выявление особенностей природных ресурсов Западной Сибири.

§ 36

11(44).

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

16 фев.

Определение географического положения Восточной Сибири на территории России.

§ 37

12(45).

Природные районы Восточной Сибири.

1

17 фев.

Работа с картами атласа.

§ 38

13(46).

Жемчужина Сибири - Байкал.

1

24 фев.

Поиск нужной информации в тексте учебника.

§ 39

14(47).

Природные ресурсы Восточной Сибири.

1

1 март.

Выявление особенностей природных ресурсов Восточной Сибири.

§ 40

15(48).

Дальний Восток - край контрастов.

1

2 март.

Определение особенностей географического положения Дальнего Востока на территории России.

§ 41

16(49).

Природные комплексы Дальнего Востока.

1

7 март.

Поиск нужной информации в тексте учебника.

§ 42

17(50).

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1

9 март.

Выявление особенностей природных ресурсов Дальнего Востока.

§ 43, повтор. § 27-§ 42

18(51).

Систематизация и обобщение знаний по теме «Природные комплексы России».

1

15 март.

Тестирование.



Человек и природа



7



1(52).

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

16 март.

Работа с текстом учебника.

§ 44

2(53).

Антропогенное воздействие на природу.

1

22 март.

Поиск нужной информации в тексте учебника.

§ 45

3(54).

Рациональное природопользование.

1

5 апр.

Поиск нужной информации в тексте учебника.

§ 46

4(55).

Особо охраняемые территории.

1

6 апр.

Работа с картами.

По тетради

5(56).

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

1

12 апр.

Работа с картами.

По тетради

6(57).

Экологическая ситуация в России.

1

13 апр.

Работа с таблицами, картами.

§ 47

7(58).

Систематизация и обобщение знаний.

1

19 апр.

Тестирование.



Население России



9



1(59).

Численность и размещение населения.

1

20 апр.

Определение места России по численности населения в мире. Работа с атласом.

§ 6 (уч. 9 кл.)

2(60).

Воспроизводство населения.

1

25 апр.

Конспект.

По тетради

3(61).

Миграции населения. Демографическая ситуация.

1

26 апр.

Работа с рисунками учебника.

§ 8 (уч. 9 кл.)

4(62).

Рынок труда и занятость населения России.

1

27 апр.

Конспект.

По тетради

5(63).

Урбанизация в России. Расселение в сельской местности. Стадии развития расселения.

1

3 мая

Работа с текстом учебника. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров.

По тетради, § 9 (уч. 9 кл.)

6(64).

Этногеографическое положение России. Разнообразие культурных миров. Национальный и религиозный состав населения России.

1

4 мая

Поиск нужной информации в тексте учебника.

По тетради, § 7 (уч. 9 кл.)

7(65).

Конкурс проектов «Представляю нацию».

1

10 мая

Представление проектов.

8(66).

Промежуточная аттестация.

1

11 мая


9(67).

Обобщающее повторение по теме «Население России».

1

17 мая

Тестирование.


Повторение



3



1(68).

Повторение темы «Природа России».

1

18 мая

Работа по карточкам.

2(69).

Повторение темы «Природа регионов России».

1

24 мая

Работа по карточкам.

3(70).

Итоговый урок.

1

25 мая



Используемый УМК:

1. И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс: учеб.для общеобразоват.

учреждений. - М.: Дрофа, 2015.

2. Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа, 2015г.

3. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10) классы: Пособие для учителя.-М.: Просвещение.

4. Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии: 8 класс.- М.: ВАКО, 2007.

5. Г.Н. Элькин. География России. Природа. 8 класс: Метод. Пособие. - СПб.: «Паритет», 2003.

Список интернет- ресурсов:

1.http: //gao.spb.ru/russian/publ-s/hirayama.html

2.http: //fmm.ru/gallery.htm

3.http: //mchs.gov.ru/info/individual

4.http: //nat-geo.ru/

5.http: //ocean.ru/

6.http: //pogoda.ru

7.http: //sgm.ru/rus

8.http: //unknowplanet.ru

9.http: //weather.com


Материально-техническое обеспечение

1. Компьютер

2. Экран

3. Компакт-диск "Уроки географии КиМ" (8 класс)

4. Учебные карты

5. Комплект таблиц по географии

7. Глобусы

8. Коллекции:

"Минералы и горные породы"

"Полезные ископаемые"

"Поделочные камни"

"Шкала твердости"

9. Портреты выдающихся географов

10. Портреты выдающихся путешественников



© 2010-2022