Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образовании

Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Принципы дидактики Коменского, как выражен...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образованииИдея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образованииИдея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образованииИдея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образованииИдея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образованииИдея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образованииПедагогические чтения в ГБОУ СПО НО «Краснобаковский лесной колледж»

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образовании


В данной работе представлен жизненный путь и творчество Яна Амоса Коменского, его дидактическое учение и сущность принципа наглядности, а также использование наглядности в современном образовании


Чудоквасова Галина Анатольевна

12.01.2015


Содержание

Введение

  1. Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского 3

    1. Жизненный путь и творчество Яна Амоса Коменского 5

1.2. Дидактическое учение Яна Амоса Коменского 11

1.3. Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского 14

2 . Идея наглядности в современном образовании 18

2.1. Сущность наглядности 19

2.2. Функции наглядности 20

2.3. Классификации и виды наглядных пособий,

применяемых в обучении 21

Заключение 35

Использованная литература и Интернет-ресурсы 36

Приложение 37

























Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Ян Амос Коменский

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Принципы дидактики Коменского, как выражение его мировоззрения, имеют идейно-философский характер и строго отличаются от огромного количества правил и приемов обучения.

В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Требование необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе остается в силе и сегодня, несмотря на то, что насыщенность учебного процесса наглядными образами приближается к достаточности. Однако это не означает, что исчерпается проблема педагогической наглядности вообще. Наоборот, ее актуальность возрастает. Это именно тот случай, когда количественные изменения сопровождаются качественными и само достижение уровня достаточности в обеспечении учебного процесса наглядными материалами порождает принципиально новые вопросы по их использованию и обостряет давние, но ранее малозаметные дидактические проблемы в этой области. Например, психолого-педагогические проблемы, которые затрагивают существенные механизмы формирования знаний в учебном процессе.

Часто, чтобы иметь возможность разобраться в проблеме «сегодня» нужно знать её историю, какой она была «вчера». Наследство Я.А. Коменского дает нам возможность глубже осмыслить, лучше понять ряд дидактических вопросов, которые встают перед нами сейчас.

Цель работы - рассмотреть, как используется принцип наглядности, предложенный Коменским, в современном образовании.

Задачи:

  • рассмотреть жизненный путь и творчество Я.А. Коменского;

  • познакомиться с дидактическим учением Я.А. Коменского;

  • выявить сущность принципа наглядности в дидактике Я.А. Коменского;

  • рассмотреть, как используется наглядность в современном образовании.





  1. Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского.

    1. Жизненный путь и творчество Яна Амоса Коменского.

Начало формы

Ян Амос Коменский- чешский педагог-гуманист, общественный деятель, основоположник педагогической науки.Яна Амоса Коменского относят к корифеям педагогической науки на том основании, что в центре его интересов стояла проблема переустройства школы.

Как всякий крупный мыслитель, занимавшийся проблемами становления личности, Коменский, безусловно, является и ярким психологом. (Небезынтересно, что само слово "психология" вошло в научный обиход в эпоху Коменского.) Его идеи предвосхитили многие достижения педагогической и психологической науки. Поэтому Коменскому по праву принадлежит почетное место в галерее мэтров мировой психологии.

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Относительно места его рождения нет единой точки зрения из-за отсутствия документальных данных. Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от города Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.)Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.

Считается, что Я.А. Коменский первоначально учился в братской школе в г. Угерский Брод. Однако окончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу в Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в Германии.В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.-Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу.

С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам.В 1618-1621 годах Я.-А. Коменский был проповедником и одновременно учителем в другом чешском городке - Фульнеке. Здесь он много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Т. Мор, Т. Кампанелла, Л. Вивес. Большие изменения ввел Коменский в организацию школьной работы. Молодой учитель стремился усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям. Поэтому он нарушал все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью.Мирная жизнь чешского народа была нарушена 30-летней войной, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность. А чешские протестанты, в том числе и Коменский, преследуемые католиками, в течение ряда лет вынуждены были скрываться в горах, пользуясь покровительством отдельных князей.

Именно в эти годы (1627) Я.-А. Коменский начал создавать свой замечательный труд - "Дидактику", то есть общую теорию обучения. В тяжелый период потери чешским народом национальной независимости Коменский хотел помочь своей родине, путем улучшения дела воспитания и обучения молодежи, сохранить культурное наследие, оставленное предками. Поэтому труд Коменского пользовался поддержкой чешских братьев, членов общины.

В 1628 году по указу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет, создав ряд замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру. В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название "Великая дидактика", в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей "Материнская школа" - о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников - "Открытая дверь языков", "Физика", "Астрономия".

Первая книга была учебником латинского языка, который от всех предшествующих отличался тем, что вместо обычных парадигм склонений и спряжений, правил и исключений здесь давалось описание реальной действительности. Обучение же языку сопровождалось сообщением различного рода знаний. В этом учебнике Коменский первым из педагогов проявил заботу о том, чтобы дети одновременно познавали слова и вещи. Ни один из школьных учебников ни до, ни после Коменского не получил такого всеобщего признания и столь широкого распространения, как "Открытая дверь языков", переиздававшаяся во многих странах Европы и Азии.

В Лешно Коменский увлеченно работал над другой интересной и принципиально новой идеей создания пансофии - своеобразной энциклопедии о реальном мире в сочетании с основами христианского вероучения. Интерес к проблеме пансофии был так велик, что группа английских ученых и общественных деятелей решила создать международную комиссию для сведения воедино всех достижений науки и техники. Во главе комиссии должен был стоять сам Коменский.Начавшаяся в Англии буржуазная революция помешала реализовать этот замысел, и Коменский принял поручение шведского правительства разработать новую методику обучения латинскому языку и соответствующие учебники. В результате явился труд "Новейший метод языков", в котором Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от легкого к трудному.В это время Коменский уже пользовался европейской известностью.

В 1650 году его пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он пытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь семь последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время для игр, выходные дни и каникулы. Хотя Коменскому и не удалось создать семиклассную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель школы, которая в модифицированном виде сохранилась до настоящего времени.Здесь же, в Венгрии, Коменский окончил свой замечательный труд "Мир чувственных вещей в картинках", который произвел подлинную революцию в учебном деле: это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала. Этот учебник выдержал бессчетное число изданий на всевозможных языках, а переработанные варианты его использовались в европейских школах вплоть до конца XIX века.

Венгерский период жизни и творчества Коменского был весьма продуктивным. За четыре года (1650-1654) он кроме "Мира чувственных вещей в картинках" написал ряд небольших педагогических работ, посвященных организации школы и методам обучения в широком смысле слова. Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Коменский широко использовал метод драматизации учебного материала. Так на основе учебника "Открытая дверь языков" он написал восемь школьных пьес, составивших одну широко известную книгу - "Школа-игра".

В 1654 году Коменский, являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшейся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, все его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме. Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 года, а в 1657 году по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях. Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным событием в истории педагогики.В Амстердаме Коменский много работал над завершением своего капитального труда, начатого еще в 1644 году и названного "Всеобщим советом об исправлении дел человеческих". В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформ человеческого общества, причем особо большую роль он отводил воспитанию и образованию. Первые части этого труда ("Панегерсия" - всеобщее пробуждение и "Панавгия" - всеобщее озарение) были изданы в Амстердаме в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены только в 30-х годах XX века в Германии. Весь же огромный труд, объемом около полутора тысяч страниц крупного формата, увидел впервые свет в 1966 году в Чехословакии.

Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.

15 ноября 1670 года Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.

    1. Дидактическое учение Яна Амоса Коменского.

Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других.

Я.А. Коменский систематизировал опыт, накопленный в области обучения и образования, и, предлагая некоторые свои положения, впервые в истории педагогической мысли создал стройное учение о сущности, принципах и общих методах обучения, назвав его «Великая дидактика». Дидактическое учение Я.А. Коменского и по сей день сохраняет свою актуальность.

Как известно, слово «дидактика» происходит от греческого didasco - «обучаю», оно было введено изначально В. Ратке в начале XVII в., затем его использовал Э. Бодин, издав книгу под названием «Дидактика», окончательно же слово «дидактика» в педагогической науке как понятие, обозначающее теорию обучения, утвердил Я.А. Коменский.

Он называет дидактику наукой об обучении. Если учесть, что в слово «обучение» Я.А. Коменский включал и содержание обучения, а не только его методическую сторону, то можно сказать, что под дидактикой Коменский подразумевал теорию образования и обучения, включая в нее почти все вопросы педагогики. Сам он в заглавии своей «Великой дидактики» таким образом определяет сущность теории обучения: «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».

Из вводной части «Великой дидактики» можно заключить, что обучение, по Коменскому, представляет собой единый процесс передачи знаний учителем учащимся и усвоения этих знаний последними. Обучение представляет собой путь к обогащению разума знаний основных наук. Этот непрерывный единый процесс обучения и учения по Коменскому должен иметь сознательный характер.

Коменский намечает четыре основных требования, которым должно отвечать обучение и учение:

  • успешность;

  • легкость;

  • основательность;

  • быстрота (кратчайший путь обучения).

Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы.

В учении Коменского относительно природы и закономерностей обучения важным являются его взгляды по вопросу о ступенях обучения. Он определил структурные части процесса обучения, его ступени:

  • чувственное восприятие;

  • пояснение;

  • упражнение.

Исходя из положения, что не может быть ничего такого в сознании человека, чего бы раньше не было в ощущениях, он считает, что ключом к обучению, его началом является чувственное восприятие, чувственное обучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово - таково исходное дидактическое положение Коменского. Это положение является универсальным, золотым правилом обучения. На этой ступени обучения служат внешние чувства (зрение, слух, обоняние, осязание) - «для все более и более отчетливого наблюдения вещей».

Словесные пояснения учителя, сравнения, обобщения, абстракции. На этой ступени разрабатывается и расширяется понятие того, что путем ощущения, посредством органов чувств отразилось в сознании учащихся. На этой ступени обучения служит разум - «для все более и более глубокого проникновения в вещи».

Знание будет полным и действительным, когда оно в результате длительных упражнений и использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой момент может восстановить его в памяти, изложить и использовать в дальнейшем. На этой ступени служит «память - длявсе лучшего и лучшего усвоения; язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать все лучше и лучше; руки - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно».

Все эти три ступени обучения Коменский рассматривал дифференцированно в соответствии с возрастом учащихся и формированием самого обучения. Первая ступень - у малых детей, вторая ступень - у взрослых, но еще не обученных к искусству, третья ступень - люди, которые уже знают способ действия. Коменский видел закономерность ступеней процесса обучения в связи с возрастом учащихся.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

  • принцип сознательности и активности - предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки;

  • принцип наглядности - предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия;

  • принцип постепенности и систематичности знаний - требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности;

  • принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся.


    1. Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

«Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

«Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

«Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».

Отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение.

Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

  • реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

  • когда это невозможно, модели и копию предмета;

  • картинки как изображение предмета или явления.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует:

«Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Принцип наглядности является одним из основных. Все должно быть преподаваемо путем непосредственных чувственных восприятий и из жизни. Коменский утверждал, что учить надо не только «из жизни», но и для жизни («Мы вступаем в жизнь не только созерцателями, но и исполнителями»). Первоисточник знаний - сама жизнь, сами предметы. Коменский выводит принцип наглядности, это «золотое правило» для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.

Если учащимся каждый раз показывать, какое применение имеет ежедневно то, чему их учат, для чего служит каждая вещь, то они получат полную возможность убедиться в своих знаниях и у них возникнет желание действовать.

Я.А. Коменского можно считать и родоначальником всех иллюстрированных букварей. В своем «Мире чувственных вещей в картинках» он дал как бы «живописную азбуку», т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к «Миру в картинках» Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается, прежде всего, предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображение тех живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок «при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и, в конце концов, его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Рассмотрев затем таблицу первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей. Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка».

Идея наглядности, положенная Коменским в основу «Мира вещей...», явилась весьма привлекательной и вызвала ряд подражаний на Западе и в России. Академией наук было издано в 1784-1790 гг. сочинение под заглавием «Зрелище природы и художеств» в 10 частях с 480 рисунками и 10 заглавными картинами с большим педагогическим введением. Это издание было предназначено для обучения детей «состоятельных семей высшего круга». Идея наглядности многими педагогами бралась за основу по составлению книг «естественно-наглядного обучения» и так называемых «предметных уроков».





2.Идея наглядности в современном образовании.Конец формы

Понятие наглядности в современном образовании анализируется нередко с различных точек зрения (объект, свойство, деятельность). Источником споров и расхождений является при этом не столько терминологическая несогласованность, сколько различия во взглядах на роль и место наглядности в познавательной деятельности. Существуют по данному вопросу и совершенно противоположные точки зрения.

По одной из них чувственно-конкретные образы мешают осмыслению определенных свойств объектов, не поддающихся непосредственному наблюдению, а согласно другой - дидактический принцип наглядности остается ведущим в обучении. Нерешенность целого ряда аспектов проблемы наглядности позволяет говорить об актуальности дальнейших исследований ее, особенно в общедидактическом плане. Так, или иначе, следует отметить, что наглядность используемых учебных материалов является одним из важнейших элементов любого учебного процесса по любой из учебных дисциплин. Это чётко иллюстрирует рис. 1, где приведены научные данные по усвоению учебной информации с помощью зрения.

10 % при чтении

30 % при помощи зрения

50 % - слух и зрение

70 % - слух, зрение и обсуждение

20 % на слух



Рис. 1. Эффективность усвоения информации при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения.

2.1. Сущность наглядности

Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.


Таким образом, суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.

Существуют следующие правила использования принципа наглядности:

1)наличие достаточного количества наглядности;

2)рациональное определение времени использования средств наглядности;

3)устранение перегрузки урока наглядными средствами;

4)привлечение к восприятию всех органов чувств;

5)рациональное сочетание слова и средств наглядности.


2.2. Функции наглядности

  • помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;

  • помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;

  • формирует у обучающихся визуальную и слуховую культуру;

  • дает преподавателю обратную информацию: по заданным вопросам обучающимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли студента к пониманию сути явления.

Вопрос о том, какая наглядность наиболее целесообразна на данном уроке, решается на основе всестороннего анализа структуры знаний, того, что должны усвоить обучающиеся. При этом важно четко определить учебные функции наглядности: будет ли она иллюстрацией устного изложения материала преподавателем, средством постановки задачи или средством ее решения.

Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание обучающихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке преподаватель, способствует пониманию и усвоению материала. Так, например, при изучении математикине следует увлекаться внешней стороной оформления наглядных средств, изображая их схематически и обращая больше внимания на установление логических связей между ними.

Преподаватель всегда должен помнить о том, что наглядность - не цель, а средство успешного обучения.

Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.

2.3. Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом преподавателя.

Знание преподавателем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Наглядные пособия - это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным преподавателем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.

Чтобы правильно подобрать наглядное пособие преподавателю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:

1. Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?

2. Где (в какой момент занятия) будет использовано это наглядное пособие?

3. Смогут ли студенты самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?

Также существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):

1. Любое наглядное пособие - модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.

2. Наглядное пособие - учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.

3. Наглядное пособие - всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.

4.Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у обучающихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении преподавателем нового материала, при закреплении его обучающимися, во время повторения изученного материала и при проверке знаний студентов, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям обучающихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:

1)натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов

2) изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают:

1) образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)

2) схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).

Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.

Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.

Наглядность содействует выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, студенты могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает преподаватель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание.

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:

1) естественная наглядность (растения, животные, деревья, кустарники, почвы); ее функция - знакомство обучающихся с реальными объектами природы.

2) экспериментальная наглядность (явления испарения, изменение диаметра древостоя и т.д.); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

3) картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

4) объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

5) звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

6) символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

7) смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для занятия тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на занятии явления и позволяют студенту вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном занятии представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа преподавателя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение преподавателя выполняет функцию руководства восприятием студентов. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово преподавателя побуждает к наблюдению и направляет на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа преподавателя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае преподаватель определяет задание, направляет деятельность обучающихся.

Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе обучающихся: используя, например, содержание кадров фильма, студенты пересказывают отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, применяемых на одном занятии, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда преподаватель считает достаточным использовать на занятии лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности.

Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь обучающегося.

На занятиях картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа, средством мотивации. Достоинства учебных картин - их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание обучающихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, преподаватель знакомит с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают сильное эмоциональное воздействие, тем самым, усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений:"Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т. п.).

Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие - как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний, как материал для организации тренировочных упражнений.

Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: "Правильно черти и измеряй", "Правила дорожного движения" и т. д. Они предназначены для длительного пользования.

К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Они позволяют организовать разнообразную работу. Кроме иллюстраций, в учебниках математики помещены схемы-таблицы.

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

Однако следует сказать, что не всегда учебное заведение по тем или иным причинам может располагать живыми растениями и животными. Поэтому для учебных целей создаются специальные натуральные наглядные пособия в виде гербариев, коллекций, раздаточного природного материала, муляжей, макетов, препаратов и др.

Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся консервированию и препарированию для учебных целей (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т. д.). Препараты используются на занятиях энтомологии, биологии, почвоведения как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, так и раздаточного материала для организации самостоятельной деятельности обучающихся.

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. Используются коллекции полезных ископаемых, семян, почв и т. д. Коллекции используются при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. Используются глобус, компас, буссоль, теодолит и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний.

Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу). Однако требование жизни - готовить обучающихся к самостоятельному труду - привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности обучающихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В образовательном учреждении и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности студента.

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся модели натуральных объектов, гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы почвы, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.).

К пособиям индивидуального пользования относятся и дифференцированные задания по русскому языку и математике, условно названные дидактическими материалами (наборы карточек, содержащих задания разной трудности, сброшюрованные или в разрезанном виде). Дидактические материалы по математике применяются на всех этапах обучения: при подготовке к объяснению нового, при усвоении нового, при закреплении и углублении знаний и навыков, при проверке усвоения учебного материала. Достаточно свободная структура дидактических материалов позволяет создавать из них варианты, соответствующие учебным целям конкретного урока. С помощью дидактических материалов легче организовать дифференцированные занятия, занятия со слабоуспевающими студентами.

Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств имеет свою специфику.

Учебные кинофильмы и кинофрагменты.

В связи с широким внедрением в учебный процесс кинофрагментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа преподавателя.

Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, дидактического назначения. Готовясь к уроку с использованием учебного кинофильма, преподаватель обязательно просматривает его и знакомится с монтажным листом, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке, вопросы и задания по фильму кобучающимся. Перед любым просмотром необходимо сформулировать цели демонстрации, дать вопросы, задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой обучающихся.

С появлением компьютеров обучение стало более наглядным. Преподаватель может использовать различные новые средства наглядно-демонстрационного метода обучения: на экране компьютера реальные объекты нетрудно заменить их моделями. С помощью программ компьютерной графики можно создавать плакаты, схемы, рисунки, чертежи, видеоматериалы, слайды и другую технологическую документацию. Для реализации принципа наглядности на практике широко применяются компьютерные (информационные) технологии обучения, которые дают возможность преподавателю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

Сочетание принципа наглядности обучения с компьютерными технологиями:

позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала;

значительно расширяет возможности включения различных упражнений в процесс обучения;

оживляет процесс обучения и способствует повышению его динамизма.

Сегодня в помощь образованию приходят разные компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов:

технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д.; так как эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств (чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается), в мультимедиа обучении используется принцип виртуализации образования;

технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещается многотомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций, сотнями фрагментов звукозаписи, видео и анимации);

телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя безграничные информационные ресурсы планеты;

поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы;

проекционные технологии избавляют студентов от необходимости сидеть у экрана компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран;

технологии допечатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и содержательного наполнения композиции, изготовления макетов учебных пособий, альбомов, книг, вспомогательных наглядных материалов.

Все это впечатляет, но в то же время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новыми технологиями.

Происходит расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств, что часто создаёт иллюзию полного решения проблемы наглядности техническими средствами, вызывает не оправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целям обучения. Эти явления находят отражение в педагогической практике и отрицательно сказываются на эффективности всего педагогического процесса.

С помощью эффектной, многогранной подачи учебного материала преподаватель успешно концентрирует их внимание на средстве наглядности. Когда решается общеобразовательная задача обогащения чувственного опыта обучающихся, расширения их кругозора, то никаких проблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются в контексте совсем другой педагогической задачи - не просто познакомить студентов с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.

Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, нужно придерживаться принципа системности в отношении любых педагогических новаций и соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств наглядности с целями, задачами, содержанием, методами дидактической системы.

Представляемые современными информационными средствами удобство и простота в создании новых наглядных материалов так же нередко вводят педагога в заблуждение, создавая иллюзию неограниченных возможностей. Однако это совсем не так. Наглядный материал - это не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Вместе с тем, поскольку это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала.

Заключение

Таким образом, из вышеизложенного становится очевидным, что идея наглядности занимала видное место в истории педагогики.

Великая заслуга Коменского состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Исследованиями принципа наглядности занимались многие видные ученые такие как Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци и многие другие.

Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Самые различные системы образования, самые противоположные концепции и парадигмы обучения объединяет требование и понимание необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе.

Естественно, методы и средства наглядности всё более совершенствуются, но сам принцип наглядности, т.е. его сущность остаётся прежней. Принцип наглядности и в современном образовании является основой для осуществления всестороннего развития личности.

Таким образом, теория обучения Коменского представляет собой величайшее достижение человеческой мысли, не потерявшего своего значения до сих пор.

Использованная литература и Интернет-ресурсы


  1. knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2bc68a4d43b88521216d26.html

  2. 2.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/04/23/realizatsiya-printsipa-naglyadnosti

  3. Коменский Я.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.

  4. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М., 1984.


  1. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения //Информатика и образование - 2004 - № 3.





























Приложение

































Высказывания и цитаты Яна Амоса Коменского

  1. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

  2. Без примера ничему не выучишься.

  3. Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

  4. Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

  5. Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

  6. Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того - как это оно не было открыто раньше?

  7. Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

  8. Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

  9. Книги - это инструмент насаждения мудрости.

  10. Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.

  11. Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

  12. Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

  13. Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

  14. Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.

  15. Ничто притворное не может быть продолжительным.

  16. Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

  17. Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.

  18. Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

  19. Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

  20. Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

  21. Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

  22. Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.

  23. Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

  24. Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

  25. Тот, кто мало знает, малому может и учить.

  26. Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

  27. Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.









Портреты Яна Амоса Коменского



© 2010-2022