- Преподавателю
- География
- Технологическая карта урока Водная среда
Технологическая карта урока Водная среда
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Авдеева Н.М. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по теме
«Водная среда обитания, приспособленность организмов к жизни в ней».
Ф.И.О. педагога: Авдеева Наталья Максимовна
Предмет: Природоведение
Класс: 5
УМК: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. М., Дрофа, 2011
Тип урока: урок открытия новых знаний на основе ранее изученного.
Цель урока: Познакомиться с условиями водной среды. Определить отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной. Познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, выявить приспособления организмов к жизни в этой среде.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
-
конкретизировать знания о среде обитания организмов, об особенностях наземно-воздушной среды;
-
познакомить учащихся с особенностями водной среды и её характерными обитателями;
-
выяснить приспособленность организмов водной среды обитания.
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
-
умение вести диалог на основе взаимного уважения;
-
способствовать формированию устойчивого личного познавательного интереса к среде обитания;
-
обеспечить осознание учащимися универсальной ценности природы;
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
-
Организовывать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
-
Продолжить развитие учебно-познавательных умений: готовить сообщения, презентации, материал по теме урока, работая с дополнительной литературой.
Формы работы:
-
Фронтальная, индивидуальная, парная;
-
Беседа с элементами учебного диалога;
-
Работа с текстом, рисунками, схемами.
Ресурсы урока: презентация «Среда обитания», сообщения и презентации на тему «Животные чемпионы», кроссворд «Наземно-воздушная среда».
Дидактическая структура урока
Содержание деятельности учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов.
Содержание деятельности учеников
УУД
I. Организационный момент
Приветствие учителя
1. Позитивный настрой на урок
2. Сконцентрировать внимание на эффективное проведение урока.
1. Проверка своей готовности к уроку.
Личностные:
Концентрация внимания, готовность к участию в учебном процессе.
II. Проверка домашнего задания
1.Учитель предлагает ответить на вопросы, ведёт беседу в диалоговом режиме (фронтальный опрос)
2.Учитель открывает ключевые слова на доске
3.Учитель предлагает выступить учащимся с подготовленными творческими работами.
(индивидуально)
4.Учитель предлагает решить кроссворд
(работа в парах)
Вопросы:
-Что такое среда обитания?
-Перечислите среды обитания живых организмов?
- С какой средой обитания мы познакомились на прошлом уроке?
- Каковы условия жизни организмов в наземно-воздушной среде?
Много
Недостаток
Значительные изменения
Достаточно
- Способы передвижения организмов (с примерами)
-Как приспособились к недостатку влаги? (примеры)
- Как приспособились к изменению температуры?
Задания:
-
Презентации и сообщения по теме «Животные-чемпионы».
-
Загадки про животных наземно-воздушной среды обитания.
Решение кроссворда по теме «Наземно-воздушная среда»
Отвечают на вопросы
- То, что окружает живые организмы.
- Наземно-воздушная, водная, почвенная.
- С наземно-воздушной средой
-кислорода
-влаги
-температуры
-света
-бегают (зебра), прыгают (кенгуру), летают (бабочки), ползают (змеи)
-Кактус - толстый стебель, иголки.
Верблюд - горб
-Эвкалипт, верблюжья колючка - длинный корень.
- Листопад, перелёт птиц, смена шерсти (линька), спячка.
Выступления учащихся
-
«Стриж»
-
«Колибри»
-
«Страус»
-
«Летучая мышь»
-
«Гепард»
Решают, проверяют по выведенному на экран решенному кроссворду, самостоятельно оценивают работу
1. Личностные:
Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание.
2.Познавательные:
давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры
1.Личностные:
готовность к участию в учебном процессе, формирование устойчивого познавательного интереса, ИКТ-компетентность
2. Познавательные:
поиск информации, структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное.
3. Коммуникативные:
умение общаться, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, учитывать мнение других, адекватно оценивать работу.
III. Физкультминутка
Учащиеся проводят физкультминутку
1. Коммуникативные:
IV. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний
2. Осмысление содержания
Учитель ведёт беседу в диалоговом режиме, задаёт вопросы классу, которые подводят учащихся к самостоятельной формулировке темы и задач урока
Учитель организует работу с текстом и просмотр презентации
- Сегодня мы продолжим знакомиться со средой обитания организмов. Отгадайте загадку:
Был в реке он сероват,
Как родители и брат.
Всё клешнями шевелил, Цветом недоволен был.
Вышел на берег, чудак!
Красным стал варёный …(рак)
- О какой среде обитания пойдёт сегодня речь?
- Назовите, пожалуйста, представителей водной среды?
- Что вы хотите узнать на уроке?
прочитать текст учебника на стр.119,121
Отгадывают загадку
Отвечают на вопросы
- Водная среда обитания
Приводят примеры:
Щука, тюлень, морская звезда и др.
Размышляют, демонстрируют своё отношение к предлагаемой теме.
Читают текст учебника
Смотрят слайды презентации о водной среде
1.Личностные:
умение вести диалог, формирование устойчивого познавательного интереса.
2. Регулятивные: самостоятельная формулировка темы и задач урока
1. Регулятивные:
контроль времени, анализ текста,
включая умение выделять главное и второстепенное.
V. Закрепление нового материала
Учитель организует обсуждение текста и презентации по новой теме, ведёт беседу в диалоговом режиме, использует ключевые слова
Вопросы учащимся:
- Чем отличается водная среда от наземно-воздушной?
Достаточно
Недостаток
Мало
Незначительные изменения
- Какие есть особенности строения для передвижения в водной среде?
- Как дышат водные животные?
Отвечают на вопросы.
- воды
- кислорода
- света
- температуры
- Плавники (рыбы, дельфины)
Ласты (морж, тюлень)
Перепонки (лягушки, водоплавающие птицы)
Плавательные ножки (жук-плавунец)
- Жабрами (рыбы, раки)
Кожей (лягушки)
Лёгкими (звери)
Трахеи (жуки)
1. Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, приводить примеры, расширяя кругозор.
2. Личностные:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
3. Коммуникативные:
владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание, умение общаться, высказывать свою точку зрения, учитывать мнение других.
VI. Рефлексия
Учитель ведёт беседу в диалоговом режиме
Вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что понравилось больше всего?
- Что не понравилось?
- Какие возникли трудности?
Отвечают на поставленные вопросы.
1. Личностные
2. Регулятивные
VII. Подведение итогов
Оценка работы учителем
Выставление оценок
- Мы с вами достигли всех поставленных целей?
- Настало время оценить свою работу на уроке. Возьмите лист самооценки и поставьте оценку.
- Да.
Выставляют себе оценки
1. Личностные
2. Регулятивные
адекватно самостоятельно оценивать свою работу на уроке
VIII. Домашнее задание
Учитель предлагает Д/З
Стр. 119, 121; описать любой водный организм
Записывают д\з в дневнике