Технологическая карта урока Водная среда

Конспект урока по природоведению "Водная среда". Конспект предназначен для учеников 5 класса по учебнику Н. И. Сонин.  Урок разработан по ФГОС 2 поколения с применением учебно-универсальных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных).  Этот урок рассказывает о факторах обитания в водной среде, о приспособлениях живых организмов в данной среде. Урок разработан с целью повысить кругозор пятиклассников, при помощи подготовки к уроку сообщений и презентаций о животных наземн...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по теме

«Водная среда обитания, приспособленность организмов к жизни в ней».

Ф.И.О. педагога: Авдеева Наталья Максимовна

Предмет: Природоведение

Класс: 5

УМК: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. М., Дрофа, 2011

Тип урока: урок открытия новых знаний на основе ранее изученного.

Цель урока: Познакомиться с условиями водной среды. Определить отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной. Познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, выявить приспособления организмов к жизни в этой среде.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • конкретизировать знания о среде обитания организмов, об особенностях наземно-воздушной среды;

  • познакомить учащихся с особенностями водной среды и её характерными обитателями;

  • выяснить приспособленность организмов водной среды обитания.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  • умение вести диалог на основе взаимного уважения;

  • способствовать формированию устойчивого личного познавательного интереса к среде обитания;

  • обеспечить осознание учащимися универсальной ценности природы;

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  • Организовывать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

  • Продолжить развитие учебно-познавательных умений: готовить сообщения, презентации, материал по теме урока, работая с дополнительной литературой.

Формы работы:

  • Фронтальная, индивидуальная, парная;

  • Беседа с элементами учебного диалога;

  • Работа с текстом, рисунками, схемами.

Ресурсы урока: презентация «Среда обитания», сообщения и презентации на тему «Животные чемпионы», кроссворд «Наземно-воздушная среда».


Дидактическая структура урока

Содержание деятельности учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов.

Содержание деятельности учеников

УУД

I. Организационный момент

Приветствие учителя

1. Позитивный настрой на урок

2. Сконцентрировать внимание на эффективное проведение урока.

1. Проверка своей готовности к уроку.

Личностные:

Концентрация внимания, готовность к участию в учебном процессе.

II. Проверка домашнего задания

1.Учитель предлагает ответить на вопросы, ведёт беседу в диалоговом режиме (фронтальный опрос)


2.Учитель открывает ключевые слова на доске





3.Учитель предлагает выступить учащимся с подготовленными творческими работами.

(индивидуально)


4.Учитель предлагает решить кроссворд

(работа в парах)

Вопросы:

-Что такое среда обитания?

-Перечислите среды обитания живых организмов?

- С какой средой обитания мы познакомились на прошлом уроке?

- Каковы условия жизни организмов в наземно-воздушной среде?

Много

Недостаток

Значительные изменения

Достаточно

- Способы передвижения организмов (с примерами)

-Как приспособились к недостатку влаги? (примеры)


- Как приспособились к изменению температуры?

Задания:

  1. Презентации и сообщения по теме «Животные-чемпионы».

  2. Загадки про животных наземно-воздушной среды обитания.


Решение кроссворда по теме «Наземно-воздушная среда»

Отвечают на вопросы

- То, что окружает живые организмы.

- Наземно-воздушная, водная, почвенная.

- С наземно-воздушной средой

-кислорода

-влаги

-температуры

-света

-бегают (зебра), прыгают (кенгуру), летают (бабочки), ползают (змеи)

-Кактус - толстый стебель, иголки.

Верблюд - горб

-Эвкалипт, верблюжья колючка - длинный корень.

- Листопад, перелёт птиц, смена шерсти (линька), спячка.

Выступления учащихся

  1. «Стриж»

  2. «Колибри»

  3. «Страус»

  4. «Летучая мышь»

  5. «Гепард»


Решают, проверяют по выведенному на экран решенному кроссворду, самостоятельно оценивают работу

1. Личностные:

Владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание.

2.Познавательные:

давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры




1.Личностные:

готовность к участию в учебном процессе, формирование устойчивого познавательного интереса, ИКТ-компетентность

2. Познавательные:

поиск информации, структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное.

3. Коммуникативные:

умение общаться, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, учитывать мнение других, адекватно оценивать работу.

III. Физкультминутка

Учащиеся проводят физкультминутку

1. Коммуникативные:

IV. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний




2. Осмысление содержания

Учитель ведёт беседу в диалоговом режиме, задаёт вопросы классу, которые подводят учащихся к самостоятельной формулировке темы и задач урока



Учитель организует работу с текстом и просмотр презентации

- Сегодня мы продолжим знакомиться со средой обитания организмов. Отгадайте загадку:

Был в реке он сероват,

Как родители и брат.

Всё клешнями шевелил, Цветом недоволен был.

Вышел на берег, чудак!

Красным стал варёный …(рак)

- О какой среде обитания пойдёт сегодня речь?

- Назовите, пожалуйста, представителей водной среды?

- Что вы хотите узнать на уроке?

прочитать текст учебника на стр.119,121

Отгадывают загадку


Отвечают на вопросы

- Водная среда обитания

Приводят примеры:

Щука, тюлень, морская звезда и др.

Размышляют, демонстрируют своё отношение к предлагаемой теме.

Читают текст учебника


Смотрят слайды презентации о водной среде

1.Личностные:

умение вести диалог, формирование устойчивого познавательного интереса.

2. Регулятивные: самостоятельная формулировка темы и задач урока



1. Регулятивные:

контроль времени, анализ текста,

включая умение выделять главное и второстепенное.

V. Закрепление нового материала

Учитель организует обсуждение текста и презентации по новой теме, ведёт беседу в диалоговом режиме, использует ключевые слова

Вопросы учащимся:

- Чем отличается водная среда от наземно-воздушной?

Достаточно

Недостаток

Мало

Незначительные изменения

- Какие есть особенности строения для передвижения в водной среде?


- Как дышат водные животные?

Отвечают на вопросы.

- воды

- кислорода

- света

- температуры

- Плавники (рыбы, дельфины)

Ласты (морж, тюлень)

Перепонки (лягушки, водоплавающие птицы)

Плавательные ножки (жук-плавунец)

- Жабрами (рыбы, раки)

Кожей (лягушки)

Лёгкими (звери)

Трахеи (жуки)

1. Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, приводить примеры, расширяя кругозор.

2. Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

3. Коммуникативные:

владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание, умение общаться, высказывать свою точку зрения, учитывать мнение других.

VI. Рефлексия

Учитель ведёт беседу в диалоговом режиме

Вопросы:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что понравилось больше всего?

- Что не понравилось?

- Какие возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы.

1. Личностные

2. Регулятивные

VII. Подведение итогов

Оценка работы учителем


Выставление оценок

- Мы с вами достигли всех поставленных целей?

- Настало время оценить свою работу на уроке. Возьмите лист самооценки и поставьте оценку.

- Да.

Выставляют себе оценки

1. Личностные

2. Регулятивные

адекватно самостоятельно оценивать свою работу на уроке

VIII. Домашнее задание

Учитель предлагает Д/З

Стр. 119, 121; описать любой водный организм

Записывают д\з в дневнике


© 2010-2022