- Преподавателю
- География
- Водяной пар. Облака
Водяной пар. Облака
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пацевич Т.К. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Бюджетное образовательное учреждение Вытегорского муниципального района «Алмозерская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока географии в 6 классе «Водяной пар. Облака»
Автор разработки: Пацевич Татьяна Константиновна
Учитель географии и биологии
БОУ ВМР «Алмозерская основная общеобразовательная школа»
п. Волоков Мост.
2013 год
Описание урока: Предлагаю вам конспект урока для учеников 6 класса по теме «Влдяной пар. Облака». Данный материал будет полезен учителям, работающим в 6-х классах. Это конспект изучения нового материала в игровой форме, направленный на знакомство учеников с водяным паром и его образованием. Ребята пополняют знания об облаках. Цель: формирование знаний о водяном паре и облаках.
Задачи:
- Сформировать представление о водяном паре, о насыщенном и ненасыщенном воздухе;
- Научить вычислять относительную и абсолютную влажность воздуха;
- Сформировать представление о видах облаков.
Оборудование: таблицы («Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры», «Сравнительна я характеристика облаков»), карточки.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания:
Работа на карточках для отдельных учеников:
Постороить «Розу ветров» и проанализировать;
Устный опрос:
а) Что такое ветер? (Движение воздуха в горизонтальном направлении);
б) Дайте определение:
- бриз (лёгкий местный ветер);
- муссон (устойчивый ветер над определёнными областями земли, дующий летом с океана на сушу, а зимой наоборот);
В) С помощью какого прибора определяют направление ветра? (флюгнр);
Г) От чего зависит скорость ветра? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость).
Работа у доски:
735 мм рт ст………750 мм рт ст
770 мм рт ст………730 мм рт стУчитель: Покажите стрелками направление ветра. В каком случае скорость ветра будет больше?
-
Изучение нового материала:
Учитель протирае доску влажной тряпкой и просит учеников обратить внимание, что будет происходить (доска высыхает).
Учитель: Куда девается вода с доски? (ученик - испаряется);
Учитель: Какое значение это имеет для атмосферы? (ученик - в атмосфере содержится вода);
Учитель: В каком состоянии из трёх вам уже известных находится вода в атмосфере? (ученик - в газообразном - водяной пар);
Учитель: Видим ли мы водяной пар? (ученик - нет).
Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (ученик - о водяном паре). Открыли тетради, подписали число, тему урока «Водяной пар. Облака».
Учитель: Всё ли мы знаем о водяном паре? Что бы вы хотели узнать? (Вместе с детьми формулируем цели урока).
Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется абсолютной влажностью. Измеряется в гр на 1м3воздуха.
Водяной пар попадает в воздух при испарении с поверхности Мирового океана, рек, озёр, болот, а также с поверхности суши и растений.
Ежегодно с поверхности Мирового океана испаряется 448 тыс км3воды,
А с поверхности суши - 71 тыс км3 воды.
Со всей поверхности Земли испаряется - 519 тыс км3 воды.
Учитель: Вы наверное замечали, что лужи в тёплую погоду высыхают быстрее. Как вы думаете, почему? (ученик - в тёплую, ясную погоду испарение происходит быстрее, чем в холодную).
Учитель: Почему? Давайте обратимся к таблице «Зависимость водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры» (таблица на доске и в учебниках):
- 200 С - 1г 100 С - 9г
- 100 С - 2,5 г 200 С - 17 г
00 С - 5 г 300 С - 30 г
Ученики должны обратить внимание на то, что чем выше ʈ0, тем больше может содержаться воды в таком воздухе.
Учитель: Решим задачу (карточка №1): Рассмотрим 2 случая:
1) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха - содержится 30 г воды;
2) При ʈ0 + 300 С в 1 м3 воздуха - содержится 20 г воды;
Вопрос: Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенный? (ученик: в первом случае - насыщенный, во втором - ненасыщенный).
Учитель: Давайте найдём в учебнике определение насыщенного и ненасыщенного воздуха. (ученик: Если воздух не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит, его называют насыщенным. Если воздух содержит меньше водяного пара, чем может содержать, такой воздух называют ненасыщенным).
Учитель: Пользуясь таблицей, определите (карточка №2):
-
Сколько гр водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 00 С до + 100 С? (ответ: 4г);
-
Является ли воздух насыщенным, если при ʈ + 200 С 1 м3 его содержит 7г водяного пара? (ответ: нет, не хватает 10 г до насыщения).
Проблемное задание:
Учитель: Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца она исчезает?
Если ученики затрудняются ответить, то задаю дополнительные вопросы:
-
Днём ʈ0 воздух была + 300. Сколько воды могло содержаться в 1 м3 воздуха? (при условии, что он насыщен - 30г);
-
Утром ʈ0 упала до + 100. Сколько гр воды может содержаться при данной ʈ0? (9гр);
-
Какой возникает вопрос? (куда девалась «лишняя» вода массой 21 гр?) (вода выпала в виде росы);
-
Куда исчезла роса днём и почему? (ʈ0 повысилась до +300 С, и воздух, имея в себе 9г воды, превратился в ненасыщенный, и поэтому началось испарение и роса мсчезла).
Сообщение ученика «Использование росы».
Учитель: Всегда ли при ʈ0 =300 содержится 30г воды? ( выдвигаться могут разные версии - да и нет. Тогда можно напомнить о пустынях). ( не всегда при орпеделённой ʈ0 может содержаться максимальное для этих условий колличество водяного пара, например (карточка №3): задача :1 ученик у доски , остальные в тетрадях - по вычислению относительной влажности):
При ʈ0 = +300 С содержится 30г водяного пара. Выразите 30гр в % - 100%, а если содержится 17гр водяного пара?
Решение: Составим пропорцию:
30г - 100%
17гр - Х
Х = 17×100 = 56%
30
56% - относительная влажность.
Учитель: Найлите в учебнике определение, что такое относительная влажность. (ученик: это отношение (в%) фактического содержания водяного пара в 1м3 к возможному при данной ʈ0).
Учитель: Для измерения относительной влажности используют прибор - гигрометр. Действие этого прибора основано на свойстве человеческого волоса поглощать влагу, отчего длина волоса несколько увеличивается. При сузом воздухе - укорачивается. Изменение длины волоса передаётся стрелке, которая показывает относительную влажность.
Учитель: Найдите в учебнике:
1 вариант - определение - что такое туман?
2 вариант - как он образуется?
Учитель: Ребята, а туман и облако - это одно и тоже? (ученик: Облако - это туман, поднявшийся на определённую высоту).
Облака имеют разную форму и от этого иеют разные названия.
ОБЛАКА
КУЧЕВЫЕ СЛОИСТЫЕ ПЕРИСТЫЕ
Учитель: Давайте обратимся к таблице «Характеристика облаков» (карточка №4).
Виды облаков
Внешний вид
Высота образования
В какой сезон года
Причина образования
Кучевые
Белые «кучи ваты»
2 -10 км
С весны по осень
При подъёме тёплого воздуха
Слоистые
Большие валы с серым оттенком, часто образуют сплошную облачность
Менне 2 км
В течении всего года
При контакте тёплого и холодного воздуха
Перистые
Похожи на белые волокна или перья
10 -12 км
В течении всего года
В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха
Учитель: Пользуясь таблицей, дайте характеристику кучевых, слоистых и перистых облаков.
4. Закрепление материала:
Карточка №5 (устные ответы):
-
Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при ʈ0 +200 % - 50%. (ответ: при +200 С содержится 17гр водяного пара, 50% от этого количества - 8,5гр).
-
Сколько воды может содержать воздух нашего класса при ʈ0 = +200 С? (ответ: 17гр).
-
При ʈ0 = +300 абсолютная влажность равна 15. Определите относительную влажность? (ответ: относительная влажность воздуха = 50%, т.к. в воздухе при ʈ0 = +300 может содержаться 30гр водяного пара).
5.Домашнее задание: п. 23, вопросы после параграфа.
Список использованных источников информации:
-
Герасимова Т.П.,Неклюкова Н.П. География Начальный курс 6 класс Дрофа 2009 г.
-
Газета «География» № 27 2006 г. «Атмосферные осадки» М.С. Ердынеева
-
Г. Пивоварова, А. Безруков « Занимательная география» Москва « АСТ - Пресс» 2001