Рекомендации для проведения мониторинга качества преподавания по географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мониторинг качества преподавания географии

Создание системы мониторинга качества преподавания в современных условиях развития образования является необходимым и значимым управленческим механизмом, обеспечивающим достижение реальных результатов, адекватных современным требованиям общества и государственным стандартам. Обновление содержания преподавания, внедрение новых образовательных технологий, развитие различных видов образовательных учреждений, инновационные процессы в них требуют модернизации системы внутришкольного управления и педагогического мониторинга.

Проблема мониторинга качества преподавания является одной из наиболее актуальных в теории и практике современной школой. Необходимость её решения актуализируется разработкой образовательных стандартов нового поколения, критериев и показателей качества преподавания, ориентированных на компетентностный, деятельностный подход к организации образовательных процессов.

Понятие качества преподавания в условиях общеобразовательной школы стало предметом общественных и научных диспутов не только узкого круга специалистов (В.С. Лазарев, А.Н. Майоров, Т.В. Санникова, А.К. Талых и др.), но и широкого круга общественности, деятелей государственной политики. Новое качество преподавания как ключевая проблема модернизаций данной сферы в России при отсутствии механизма его достижения выявляет потребность в научном обосновании мониторинга качества преподавания, разработке системы индикаторов по оценке мониторинга, системы мероприятий для осуществления мониторинга.

Мониторинг качества преподавания является одним из перспективных инструментов управления качеством преподавания. Каждый педагог, пройдя определенную ступень обучения, может определить, на каком уровне находится качество преподавания географии, либо другого предмета. Для этого проводится целая система анкетирования, опроса всех участников образовательного процесса. Проведение мониторинга позволит реально оценить качество преподавания, с целью дальнейшего принятия решений. Обеспечение качества преподавания - основная цель организации и функционирования разветвленной системы образования в России. Предлагаю несколько вариантов анкет, которые можно использовать для проведения мониторинга.

Направления вопросов в анкете

Направление

Положительный аспект

Отрицательный аспект

1 1. Ситуативный интерес

На уроке бывает интересно

На уроке всегда бывает

скучно

Легко дается

Не уважаю учителя

Нравится получать хорошие

отметки

Огорчают плохие

отметки

2. Учение

по необходимости

Предмет имеет большое

практическое значение

Мне это совсем не

интересно

Учусь, так как это мой долг

Считаю, что это мне

никогда не пригодится

Предмет необходим для

поступления в ВУЗ

Урок для меня наказание

3. Интерес к предмету

Интересен по содержанию

Люблю разные формы работы

Не понимаю этот

предмет

4. Интерес к процессу

познания

Нравится учиться

Предмет запущен, и

теперь ничего не

исправить

Много читаю дополнительной литературы и потому чувствую себя уверенно

Не люблю читать то, что

называют школьной

программой

Заставляет думать, нравится

решать сложные задачи

Анкета для учащихся

- Ребята! Этот опрос проводится с целью изучения ваших учебных интересов, что необходимо для улучшения учебного процесса. Отметьте в первой строке этой таблицы 1 - предмет наиболее интересный для вас, в этой же строке отметьте второй интересующий вас предмет, цифрой 3 - третий. Отметьте наком «+» основные причины интереса к выбранным вами предметам. Знак следует ставить по столбцу выбранного предмета и по строке, где указана причина, соответствующая вашему мнению.

Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?

2 - всегда, 1 - иногда, 0 - никогда.

п/п

Отношение

Предмет

Рус.яз.

Лит.

Ист.

Мат.

Ф-ка

Б иол.

Геог.

Инф.

I



1

На уроке бывает интересно



2

Легко дается



3

Нравится получать

хорошие отметки




II



4

Предмет имеет большое

практическое значение



5

Учусь, так как это мой

долг



6

Предмет необходим для

поступления в вуз




III



7

Интересен по содержанию



8

Люблю разные формы

работы




IV



9

Нравится учиться



10

Много читаю

дополнительно и потому

чувствую себя уверенно



11

Заставляет думать,

нравится решать сложные

задачи



Далее нужно отметить предметы, которые тебя не интересуют.

Цифрой 1 отметьте наиболее неинтересный предмет и т. д., «-» причины

отсутствия интереса.

п/п

Отношение

Предмет

Рус.яз.

Лит.

Ист.

Мат.

Ф-ка

Биол.

Геог.

Инф.

I



1

На уроке всегда бывает

скучно



2

Не уважаю учителя



3

Огорчают плохие отметки




II



4

Мне это совсем

неинтересно



5

Считаю, что это мне

никогда не пригодится




III



6

Урок для меня это

наказание



7

Не понимаю этот предмет




IV



8

Предмет запущен, и теперь ничего не исправить



9

Не люблю читать то, что навязывают по школьной программе



Ср. балл по направлению = Сумма всех баллов в направлении / (Число предметов х Число вопросов в группе)




Познавательный интерес (+)

Негативное отношение к предмету (-)

Проявляет ситуативный интерес

Отсутствие интереса определяется ситуацией

Учение по необходимости

Стойкий неинтерес к предмету

Интерес к предмету

Отсутствие интереса определено методами

преподавания

Интерес к процессу познания

Ярко выражено негативное отношение

к предмету


Анкета для учащихся

№ п/п

Вопросы


Баллы


1

Мне интересна, понятна и важна та информация, которую

учитель предлагает на уроке

2

Мне понятны и удобны способы работы, предлагаемые учителем

3

Мне предоставляется возможность по желланию работать в парах и группах

4

Учитель предоставляет мне возможность выбора заданий разной сложности

5

Я самостоятельно оцениваю результаты своей работы на разных этапах урока

6

Я ощущаю и принимаю помощь и поддержку со стороны учителя

7

Я имею право на ошибку и свое мнение

8

Мне предоставляется возможность улучшить случайные или не удовлетворившие меня оценки

Баллы: 3 - всегда; 1 - иногда; 2 - часто; 0 - никогда.

АНКЕТА: «Как вы владеете общеучебными умениями и навыками?»

- Ребята! Вам предлагается самим оценить уровень овладения вами общеучебными умениями и навыками. По каждому из перечисленных ниже умений постарайтесь определить:

3 балла - владеете; 2 балла-частично; 1 балла - не владеете.

Класс________Ф.И. учащегося_______________________

Умеете ли вы:

1) Составлять план?

2) Озаглавливать отдельные абзацы параграфа?

3) Составлять тезисы прочитанного?

4) Кратко излагать текст двумя-тремя предложениями?

5) Составлять рецензии? Вести конспект, готовить реферат? Писать отзыв на прочитанную книгу, аннотацию к ней?

8) Написать заметку в газету, объявление?

9) Выписывать цитаты?

10) Записывать под диктовку?

11) Писать изложение?

12) Писать сочинение?

13) Веси разговор (беседу) на учебные и свободные темы?

14) Пересказывать по плану (сжато, выборочно) содержание учебных текстов, отрывков из художественных произведений?

15) Создавать связные по стилю, типу речи, композиции высказывания на основе сравнения фактов, явлений?

Куу ученика = S / N х 100%,

где S - сумма баллов, выставленных в анкете, N - максимальное возможное количество баллов.



Ключевые компетентности

Предмет____________________Класс____________

Учитель (Ф. И. О.)_____________________________

Баллы:

0 - критический уровень;

1 - низкий уровень;

2 - допустимый уровень;

3 - оптимальный уровень.

Наименование

ключевых

компетенций


Составляющие компоненты

Оценка

(0-1-2-3) балла

1. Способность к

• Умение извлекать пользу из опыта.

познавательной

деятельности

• Умение систематизировать свои знания и упорядочивать

их.

• Умение организовывать свои собственные приемы

обучения.

• Умение решать проблемы.

• Умение самостоятельно заниматься своим обучением.


Итого баллов

2. Способность к

работе с различными источниками информации

• Умение получать информацию.

• Умение консультироваться.

• Умение опрашивать окружение.

• Умение работать с документами.

• Умение пользоваться Интернетом.


Итого баллов

3. Способность к

пониманию

• Умение критически относиться к тому или иному аспекту.

• Умение устанавливать причинно-следственные связи.

• мение устанавливать генетические связи.

• Умение оценивать социальные события и явления.


Итого баллов

4. Способность к

• Умение работать в группе.

сотрудничеству

• Умение устранять конфликты, разногласия.

• Умение выполнять договоренности.

• Умение выслушать мнение другого человека.


Итого баллов


5. Способность к

деятельности

• Умение включиться в деятельность.

• Умение принимать решение.

• Умение нести ответственность.

• Умение войти в группу (коллектив) и принести свой

вклад.

• Умение организовать работу в группе.

• Умение рефлексивно оценивать деятельность и ее

результаты.

Итого баллов

б. Способность к

адаптации

• Умение анализировать ситуацию.

• Умение находить решение, адекватное ситуации.

• Умение проявлять стойкость перед трудностями.

• Умение проявлять гибкость перед лицом быстрых

изменений.

Итого баллов

Всего баллов

Высчитывая ключевые компетенции, мы придерживались определенного алгоритма действий:

1. Провели оценку ключевых компетенций по всем составляющим показателям в системе:

0 баллов - критический уровень;

1 балл - низкий уровень;

2 балла - допустимый уровень;

3 балла - оптимальный уровень.

2. Вычислили средний балл по каждому из шести основных блоков.

3. Выявили отклонения и коррекция в деятельности учителя.

Ср. балл в блоке = сумма всех баллов в блоке / число анкетируемы


Анкета для учащихся

- Ребята! С целью изучения вашей учебной нагрузки вам предлагается ответить на вопросы анкеты.

Ответы выражайте следующими оценками: 3 - да, 2 - не совсем, 1 - нет.

  1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?

  2. Легко ли тебе достается учение?

  3. Устаешь ли ты после занятий в школе?

  4. Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?

  5. Устраивает ли тебя режим:

1) 6-дневной учебной недели?

2) 5-дневной учебной недели?

  1. Устаешь ли ты после выполнения домашних заданий?

  2. Считаешь ли ты, что в качестве домашних заданий имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ?

  3. Учитывают ли учителя особенности профильной направленности обучения:

1)при отборе содержания учебного материала на уроке?

2) при дозировке домашних заданий?

  1. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам (чтение, секции и т. д.)?

  2. Реагируют ли учителя на твои замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?

  3. Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?

  4. Считаешь ли ты, что объем домашних заданий завышен по следующим предметам:

1) русский язык

2) литература

3) алгебра

4) геометрия

5) физика

6) химия

7) история

8) география

9) биология

10) иностранный язык

  1. Насколько ты удовлетворен расписанием по дням недели?

1) Понедельник

2) Вторник

3) Среда

4) Четверг

5) Пятница

6) Суббота

  1. Сколько времени ты тратишь на подготовку домашних заданий?

1) До 1 часа

2) До 2 часов

3) До 3 часов

4) Более 3 часов



© 2010-2022