- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии 6 класс
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кирикова Т.А. |
Дата | 10.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
ИМЕНИ С.В. ДОБРИНА ГОРОДА ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
На заседании методического совета
МАОУ СОШ №23
г.Липецка Протокол №1 от 29.08.2014 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______Е.А. Грацианова
29.08.2014 года
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ №23 г.Липецка
от 29.08.2014 года №262
Рабочая программа
учебного предмета «География»
для учащихся 6А, 6Б,6В классов
на 2014 - 2015учебный год
Разработчик
рабочей программы к УМК под редакцией
Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой
Кирикова Т.А., учитель географии
первой квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
-
развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
-
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
-
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
-
включить учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями;
-
приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
-
познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
-
научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
Нормативные правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).
Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 - 2015 учебный год».
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).
Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о программе
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии для 6 - 11 классов общеобразовательных учреждений/ сост. Е.В. Овсянникова. - М.: «Дрофа», 2011.
Обоснование выбора программы
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Информация о внесённых изменениях в программу
В 6 классе при изучении учебного предмета «География» добавлено 35 часов из регионального компонента. Содержание регионального компонента подготовки школьников по географии, основанное на экологических особенностях региона, способствует приобщению учащихся к изучению родного края, культурно-историческому наследию своей нации, экологическому воспитанию на основе социоэтнических норм и нравственных отношений народа, эстетическому развитию и обеспечивает более глубокое и эффективное усвоение знаний, формирование трудовых умений и навыков.
Место и роль предмета
При получении основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ №23 г. Липецка рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). В разделе «Учебно - тематический план» (Таблица 1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на проведение 6 практических работ.
В приложении 1 к рабочей программе «Календарно - тематический план» (Таблица 2, Таблица 3) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Формы организации образовательной деятельности
Основной формой организации учебной деятельности является классно-урочная система.
В качестве дополнительных форм организации образовательной деятельности используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Рабочая программа позволяет формировать у учащихся умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; оценивать и корректировать своё поведение в окружающем мире. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты); проведение практических работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: практическая работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, географический диктант, письменные домашние задания, тестирование. Форма и сроки проведения промежуточной аттестации учащихся определяются локальным актом МАОУ СОШ №23
г. Липецка.
Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.
Планируемые результаты освоения программы предмета «География» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.
Информация об используемом учебнике
Учебник для общеобразовательных учреждений /Т.П. Герасимова., Н.П. Неклюкова. -М.: Дрофа, 2011, География - 6 класс (6Б класс).
Учебник для общеобразовательных учреждений /Т.П. Герасимова., Н.П. Неклюкова. -М.: Дрофа, 2012, География - 6 класс (6В класс).
Учебник для общеобразовательных учреждений /Т.П. Герасимова., Н.П. Неклюкова. -М.: Дрофа, 2014, География - 6 класс (6А класс).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение (3 часа).
Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты. Земля - одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.
В результате изучения темы, учащиеся должны
знать:
- предмет изучения географии;
- основные этапы познания планеты;
- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;
уметь:
называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
РАЗДЕЛ 1. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (7 часов).
Тема 1. План местности (6 часов).
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Практическая работа №1 «Полярная съёмка местности».
Практическая работа №2 «Построение профиля холма».
В результате изучения темы, учащиеся должны
знать:
- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;
уметь:
- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;
- определять направления, расстояния;
- читать план местности.
Тема 2. Географическая карта (1 час).
Глобус-модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе. Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Практическая работа №3 «Определение географических координат по карте».
В результате изучения темы, учащиеся должны
знать:
- форму и размеры Земли;
- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;
уметь:
- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;
- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;
- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
(55 часов).
Тема 1. Литосфера (10 часов).
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора - верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека. Рельеф, минерально-сырьевые ресурсы Липецкой области.
Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Практические работы №4 «Горные породы и минералы».
Практическая работа №5 «Равнины суши».
В результате изучения темы, учащиеся должны
называть и показывать:
- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;
объяснять понятия:
- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;
объяснять:
- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека;
уметь:
- описывать горы, равнины земного шара и Липецкой области по типовому плану;
- работать с контурной картой.
Тема 2. Гидросфера (19 часов).
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледник-источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Внутренние воды Липецкой области. Охрана водных ресурсов Липецкой области.
Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Практическая работа № 6 «Реки».
В результате изучения темы, учащиеся должны
знать:
- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране;
уметь:
- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение;
называть и показывать:
- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.
Тема 3. Атмосфера (12 часов).
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Климат Липецкой области. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Общая характеристика климата Липецкой области. Распределение температуры воздуха и осадков на территории Липецкой области. Неблагоприятные климатические явления в Липецкой области.
Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
В результате изучения темы, учащиеся должны
называть и показывать:
пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);
уметь:
- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;
- описывать погоду и климат своей местности.
Тема 4. Биосфера (14 часов).
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Растительный и животный мир Липецкой области. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.
Растительный мир Липецкой области. Лесные сообщества. Кустарниковые сообщества. Животный мир Липецкой области. Обитатели лесов. Обитатели полей и лугов. Обитатели водоёмов и их берегов.
Почвенный покров - особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.
Охрана и преобразование природы в Липецкой области. Липецкий зоологический заказник. Заповедник Галичья гора. Плехановский лесной массив.
В результате изучения темы, учащиеся должны
знать:
- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле, растения и животные Липецкой области;
уметь:
- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;
- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
РАЗДЕЛ 3. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 часа).
Человечество - единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.
В результате изучения темы, учащиеся должны
знать:
- численность населения Земли, основные расы;
уметь:
- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
РАЗДЕЛ 4. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час).
Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
В результате изучения темы, учащиеся должны
знать:
влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы;
называть меры по охране природы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1 - Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
Всего часов
Практические работы
Введение
3
-
Виды изображения поверхности Земли
7
3
Строение Земли. Земные оболочки
55
3
Население Земли
3
-
Влияние природы на жизнь и здоровье человека
1
-
Итоговый урок
1
-
Итого:
70
6
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь:
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов,
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
-
ориентирование на местности и проведение съёмок её участков;
-
вести учет фенологических изменений в природе Липецкой области; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов Липецкой области с помощью приборов и инструментов;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЬЕКТОВ И СРЕДСТВ
МЕТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для изучения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования, необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения.
1. Специализированная мебель: стол письменный для учителя, учительский стул, столы двухместные ученические по количеству учащихся, стулья ученические по количеству учащихся, шкафы секционные для хранения оборудования. Доска с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, стенды экспозиционные.
2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
3. Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по географии.
3.1. Электронные ресурсы (CD): «География», «Дидактический и раздаточный материал. География. 6-11 кл.», «Тесты. География. 6-11 классы» (авт. С.Н.Грушина. - Москва: Экзамен, 2009-2011).
3.2. Уроки географии Кирилла и Мифодия 6 - 9 класс.
4.Комплект карт: «Физическая карта полушарий», «Политическая карта мира», «Физические карта России», «Карта природных зон», «Климатическая карта России», «Карта океанов», «Физическая карта Липецкой области» и др.;
5. Комплект портретов выдающихся ученых - географов для кабинета географии.
6. Библиотечный фонд:
6.1. Учебник по географии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, М.: «Дрофа», 2012,География - 6 класс.
6.2. Н.А. Никитина. Настольная книга учителя. География. 6 кл.: Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2012.
7.Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности): теллурий; компас ученический, рулетка, линейка визирная.
8.Модели: глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000),
глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000), глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000),
строение складок в земной коре и эволюция рельефа, модель вулкана.
9.Натуральные объекты: коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов, коллекция по производству чугуна и стали», коллекция производства: шерстяных тканей, шелковых тканей, льняных тканей, хлопчатобумажных тканей.
10. Коллекции: коллекция по нефть и нефтепродуктам, коллекция по производству меди, коллекция по производству алюминия.
Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов.
11. Гербарии: гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России, гербарий основных сельскохозяйственных культур мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География. Начальный курс». 6 класс. М.: Дрофа, 2011.
3.Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий. М.: «Глобус», 2013 г.
4.Евдокимов В.И. География полный курс в географических диктантах. М.: «Московский лицей», 2012 г.
5.Климов Д.С., Климов И.С.Природа в городе Липецке и её охрана. Липецк, 2013.
6. Семенова Е.А. Краеведение в современной школе: учебно-
методическое пособие / Е.А. Семенова. - Липецк: ЛИРО, 2008. - 98 с.
7. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. С-П. Виктория. 2012г.
8. Сборник программно-методических материалов по краеведению:
3-11 классы / под ред. Л.А. Черных. - Липецк: ИРО, 2007. - 210 с.