Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле. Древние предки человека»

Урок в пятом классе на тему «Как человек появился на Земле. Древние предки человека.» всегда вызывает большой интерес у школьников. В разработке урока применена групповая форма организации школьников, включен соревновательный момент. Урок интегрирован с историей, ярко выражены метопредметные связи. Урок составлен с учетом современных требований стандарта образования. В процессе урока у учеников формируются представления о древних предках человека и их занятиях. Объединяя знания исторические и ес...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Тема урока

«Как человек появился на Земле. Древние предки человека»

2. Программа УМК используемая для подготовки и проведения урока

Учебник А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс - М.Просвещение

Рабочая тетрадь А.А.Плешаков Природоведение 5 класс - М.Просвещение

3. Необходимые ресурсы

Компьютер, проектор, экран, магнитофон, учащиеся делятся на 4 группы, каждая группа садится за стол с отдельным флажком, длительность урока 45 минут.

4. Ведущая идея урока

Знакомство с гипотезой происхождения человека

5. Планируемые образовательные результаты:

- личностные

осознать себя как часть общества

развивать умение работать в команде

- метапредметные

осознание места человека в окружающем мире

осмысление исторического пути развития человека, посредством работы с художественным образом, различными видами информации

- предметные

изучение специальных терминов

получение знаний о возникновение человека и процесса его развития

6. Интегратор урока - эволюционное развитие человека

7. Описание этапов урока:

-мотивационный этап

Фаза вызова (определение темы урока)

ч

е

л

о

в

е

к

Учитель: сегодня у нас необычное начало урока. Мы поиграем в игру: « Угадай слово». Перед вами слово из семи букв:

К этому слову мы с вами имеем прямое отношение. Оно обозначает живое существо, которое многие считают - венцом природы. Что это за существо? ( Дети угадывают по буквам).

Учитель: Правильно, это существо - человек. Тема нашего урока имеет самое прямое отношение к нам, потому, что каждого человека всегда волновал вопрос - откуда появились люди на Земле и кем были наши предки. Сегодня мы рассмотрим тему «Как человек появился на Земле». По предположению ученых, первые люди появились на земле около 2 млн. лет назад. Населяли они вначале Африку, а затем стали распространятся по другим материкам. Но как они выглядели? Сейчас мы с вами попробуем их представить и сравнить их с нами.

-содержательно-технологический этап

Ребята делятся на 4 группы.

Учитель: на каждую группу выдает изображение современного человека ( рис.1). В пару к нему изображения дриопитека (рис.2), австралопитека (рис.3), человека умелого (рис.4), человека разумного ( неандертальца, кроманьонца (рис.5)). Ученики рассматривают изображения и готовят выступление от каждой группы.

Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле.Древние предки человека»Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле.Древние предки человека»Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле.Древние предки человека»Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле.Древние предки человека»Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле.Древние предки человека»

Рис.1 рис.2 рис.3 рис.4 рис.5

Задание. Вопрос 1) Сравните внешний облик древнего и современного человека

2) Назовите отличия и сходства

Выступление по группам. Ученики зачитывают свои ответы. Сравнивая облик современного человека и его предков можно сделать вывод, что многое во внешнем облике есть схожего, а кроманьонец вообще похож на современного человека, т.к. он пользовался камнями и копьем. Но есть и отличие. Особенно оно прослеживаются, когда мы рассматриваем дриопитека, австралопитека. У них присутствует волосяной покров, дриопитек обитал на деревьях.

Учитель: Вот мы с вами и подошли к вопросу: откуда же человек появился на земле? А как вы думаете - откуда? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. (Ответы детей).

Учитель: В средние века существовало много предположений, из которых следовало, что человека сотворил бог, что возможно предки человека появились на Земле из космоса или вышли из воды. Но в 1859 году английский ученый Ч.Дарвин выдвинул теорию ( сл.сл.- система идей в той или иной отрасли знания) происхождения человека от человекообразной обезьяны эволюционным путем ( сл. сл. эволюция - это необратимое историческое развитие природы). До сих пор ученые придерживаются этой теории происхождения человека. Ученик зачитывает (опережающее задание) информацию о Ч.Дарвине.

Чарльз Ро́берт Да́рвин ( 12 февраля 1809 - 19 апреля 1882) - английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия

Учитель: Давайте наглядно посмотрим, как человек изменялся от самого далекого предка до наших дней ( рис.6)

Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле.Древние предки человека»рис.6

Учитель: Теперь систематизируем информацию, которую получили на сегодняшнем уроке. И для этого заполним таблицу, пользуясь текстом учебника стр. 142-144. В таблицу мы внесем названия первобытных людей и охарактеризуем их внешние черты.

Название предка человека

Характеристика

Дриопитек

Обитали в африканских тропических лесах несколько миллионов лет назад. Одни из них остались в лесах, другие приспособились к саваннам и редколесьям (современные люди)

Австралопитек

Встали на ноги, чтобы лучше видеть вдалеке. Начали пользоваться палками, камнями, крупными костями антилоп. Их не изготовляли, а только подбирали

Человек умелый

Особый вид. Они изготовляли себе орудия. Кроме того этот человек мог строить жилище - хижины из веток. Возможно, умел пользоваться огнем

Человек прямоходящий

Обладал более развитым мозгом. Возможно, начала развиваться членораздельная речь. Они довольно широко расселились по Земле, проникнув из Африки в Европу и Азию

Человек разумный

Существовало несколько форм этого вида, в т.ч. неандерталец и кроманьонец ( по реке Неандерталь - в Германии, грот Кро-Маньон во Франции). Они похожи на современного человека. Оставили после себя рисунки в пещерах. У них появилась собака)

Таблица заполняется по пунктам, командам предоставляется возможность выбора предка человека для характеристики. Каждая команда вносит свои предложения .

Физкультминутка

Учитель: Мы ребята сейчас хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем (Включает ритмичную музыку).

Вновь у нас физкультминутка,

наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Учитель : А теперь, ребята , давайте подумаем как же жили древние люди. В то далекое время, когда наших предков везде поджидала опасность, они вынуждены были приспосабливаться к окружающей среде. Древние люди не могли жить в одиночку. Они бы вымерли от голода, или были бы истреблены поодиночке хищниками. Поэтому они жили группами, которые ученые называют человеческими стадами.
Все люди в стаде от мала до велика целыми днями занимались собирательством - они искали съедобное. В пищу тогда годились коренья, плоды и ягоды, яйца птиц. Орудия были примитивные:

Заостренный камень, палка-копалка, дубина. Эти орудия были несовершенными, но то, что первые люди ими пользовались - говорит об их отличие от обезьян (рис.7)

Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле.Древние предки человека»рис.7

Прошло много сотен тысяч лет, прежде чем люди стали изготовлять орудия труда правильной формы из камня. Это ручные рубила, копья, ножи, гарпуны . Период, когда их изготовляли - называют каменным веком.

Исходя из того, какой главный материал служил для изготовления орудий труда, выделяют такие эпохи в развитии человечества:

- каменный век; медно - каменный век; бронзовый век; железный век.

До наших времен сохранились, прежде всего, каменные орудия труда. Вначале, в эпоху палеолита - древнего каменного века - люди научились заострять камни, нанося несколько ударов камнем по камню. Таким заостренным камнем можно было разрубить мясо и кости, заострить палку. Появляются каменные рубила. Они, а также дубины, палки-копалки были первыми орудиями труда древнего человека. В ходе развития техники изготовления орудий труда на смену палеолиту пришел мезолит - средний каменный век, а затем неолит - новый каменный век, - «эпоха шлифованного камня» (рис.8)

Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле.Древние предки человека»рис.8

В переводе с греческого «литое» означает камень, «палеос» - древний, «мезо» - средний, «нео» - новый.

Одним из основных занятий первобытных людей было собирательство, при котором люди заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, собирали личинки насекомых, яйца птиц и черепах. Охота, собирательство и рыбная ловля - присваивающие формы хозяйственной деятельности, то есть такие виды хозяйства, при которых человек получал от природы необходимые продукты в готовом виде («присваивал» их)

- рефлексивный этап (подведение итогов)

Учитель: Завершая урок, нам необходимо повторить основные понятия, с которыми познакомились сегодня на уроке

Дети разгадывают кроссворд


ч





е





л

2



1

о





в





е





к











5








3












4














1. Древесная обезьяна (дриопитек)

2. Человек разумный, живший на реке Неандерталь (неандерталец)

3. Предок человека, впервые вставший на ноги (австралопитек)

4. Человек разумный, живший в гроте Кро-Маньон (кроманьонец)

5. Необратимое развитие природы (эволюция)

Рефлексия

Учитель: Давайте, ребята каждый из вас закончит предложение - пожелание человечеству.

«Люди - живите долго и счастливо на Земле, а для этого надо сделать…». Каждый ученик, по- желанию, заканчивает предложение. С каким настроением вы работали на уроке?

-было интересно

-не очень интересно

-совсем неинтересно

Кого вы бы хотели поблагодарить за работу, общение на уроке?

Домашнее задание. Нарисуйте свое представление о жизни древних людей, пользуясь текстом учебника и иллюстрациями к теме.

8. Заключение

В процессе урока у детей формируется представление о различных гипотезах возникновения человека. Путем сравнительного анализа внешности первых людей и современного человека ученики учатся делать выводы, публично представлять результаты своей работы. Возможность работать в команде тренирует умение не только слушать, но и слышать, учиться искать общее, согласованное решение. Овладению культурой диалога помогает постановка на уроке проблемных вопросов. Логическая связь вопросов учит школьников выражать мысли в доказательной форме, выяснять причинно - следственные связи. Объединяя знания исторические и естественнонаучные, ученикам дается возможность проследить длительность процесса формирования человека. Учитывается роль учебника, как главного источника информации.



© 2010-2022