- Преподавателю
- География
- Урок Движения земной коры. Землетрясения
Урок Движения земной коры. Землетрясения
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайнулина А.В. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
| Предмет | География |
| Класс | 5 класс |
| Тема | Землетрясения. |
| Базовый учебник
| География. Природа и люди. 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.]; под ред. А.И. Алексеева.- М.: Просвещение, 2015 |
| Цели урока: Обучающая: создавать условия для освоения учащимися новой информации о движениях земной коры, землетрясениях; | |
| Развивающая: продолжить развитие навыков работы с учебными пособиями, книгами, развивать коммуникативные способности, воображение учащихся. | |
| Воспитательные: воспитывать культуру общения; понимать ценность жизни и здоровья. | |
| Планируемые результаты Предметные | Знать определения понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения»; называть виды движений земной коры; приводить примеры изменений в рельефе под воздействием движений в земной коре; описывать процесс возникновения землетрясения; раскрывать закономерности географического распространения землетрясений, условия жизни людей в сейсмических районах;
|
| Метопредметные | Познавательные УУД давать определения понятиям; преобразовывать схемы (модели) для решения задачи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; аргументировать свою точку зрения; Регулятивные самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения; Коммуникативные: владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание; знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях; участвовать в коллективном обсуждении проблем, делать аргументированные умозаключения и выводы |
| Личностные | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; понимать ценность жизни и здоровья |
| Тип учебного занятия |
|
| Форма учебного занятия |
|
| Образовательные подходы |
|
| Образовательные технологии |
|
| Методы в рамках технологии диалога: метод диалоговой беседы, метод обратной связи. | |
| Методы в рамках здоровье сберегающих технологий: метод чередования заданий, метод дифференциации заданий по степени сложности, активные методы деятельности учащихся. | |
| Методы в рамках технологии исследовательской деятельности: метод анализа, метод поиска решения проблемы, метод сравнения и обобщения. | |
| Формы работы учащихся | фронтальная, индивидуальная, групповая |
| Оборудование: |
|
| Наглядно-дидактический материал | презентация к уроку, таблица «Вулканизм и землетрясения», карта Кемеровской области, атлас Кемеровской области, книги и учебные пособия : Л.И.Соловьев География Кемеровской области Природа, Дж. Гир, Х. Шах Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему подготовиться, Н.А.Максимов За страницами учебника географии, Краткий геологический словарь для школьников, География справочные материалы справочно-информационный материал (приложение 2,3,4), видеофильм «Правила поведения при землетрясении», тестовые задания, карточки с заданиями для работы в группах, таблица Успеха. |
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся средствами УУД
Планируемый результат
Организационный момент
(1 мин)
Приветствие учащихся
- Добрый день!
- Быть должны у вас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас какой?
-Все, что нужно, под рукой!
- Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
- Вы готовы!
Настраиваются на урок;
осуществляют самоконтроль готовности к уроку.
Личностные: положительное отношение к учению.
Регулятивные: оценивают свою готовность к уроку
Актуализация знаний.
(4 мин.)
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Работа в группах
- На прошлом уроке вы говорили о горных породах и минералах.
- Будем работать в группах.
- Повторим правила работы в группе:
-
Говорить вежливо, называть собеседника по имени.
-
Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
-
Слушать друг друга.
-
Если непонятно, переспросить собеседника.
-
Уважай мнение собеседника.
- Распределим роли:
Командир команды - отвечает за работу всех в группе.
Специалист - выступает перед классом и представляет результаты.
Помощник специалиста - записывает все рассуждения.
Секретарь - читает задание.
Задание для групп (на карточках)
Выполните классификацию горных пород: каменный уголь, мрамор, глина, соль, гранит, пемза по происхождению
- Результат вашей работы представьте в виде схемы на листе А4
- Что помогло вам успешно справится с заданием? (Знание классификации горных пород по происхождению)
Демонстрация слайдов
Горные породыСлайд №1
магматические
Метаморфические
мрамор
Глубинные
гранит
осадочные
Изверженные пемза
Химические
соль
Обломочные
глина
Органические каменный уголь
- Свои достижения на сегодняшнем уроке вы будите заносить в Таблицу Успеха. Заполните информационную часть своей таблицы Успеха (приложение1)
- Сравните свой результат с образцом на слайде; за каждый правильный ответ 0,5; максимально 4. Отметьте своё достижение в таблице Успеха
Представляют схемы
перед классом от каждой группы 1 человек
Познавательные: представлять информацию в виде схемы
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(5мин)
Актуализировать объективный опыт учащихся.
Создание мотивации на личностно значимом уровне
Развитие мотивации учащихся к учебной деятельности
- Ребята, кто видел обнажение горных пород на берегу реки или оврага? Как они залегают? (слоями; слои лежат складками; слои наклонно лежат друг на друге)
Слайд №2
Рассмотрите - фотографии горных обнажений (синклиналь, антиклиналь), последствия землетрясений.
- Послушайте отрывок из учебного пособия Л.И. Соловьева - География Кемеровской области. Природа:
Внезапно под ногами дрогнула земля, качнулись под потолком люстры, зазвенела посуда, прокатился тяжелый гул, словно рядом прошла танковая колонна
Вопросы для обсуждения:
- Кто догадался, что вы сегодня узнаете, что будете изучать? (землетрясения)
Слайд №3
- Запишите тему урока в тетради (Движения земной коры. Землетрясения.)
- Что вам известно о землетрясениях?
- Возможны ли землетрясения в Кемеровской области?
- Что мы должны знать о землетрясениях и движении земной коры?
- Какую учебную задачу мы перед собой поставим? (Выяснить как возникают землетрясения, можно ли их предсказать, какие могут быть последствия? Узнать какие движения испытывает земная кора)
В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся высказывают собственное мнение.
Предлагают свои варианты темы урока.
Отвечают на вопросы.
Определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме.
Определяют цель урока.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Открытие нового знания.
(25мин)
Осмысление новых знаний и действий
Прием «мозаика»
Работа в группах
Используя текст § 22, составьте схему:
-
Виды движений земной коры
Слайд №4
- Проверьте себя, если на схеме нет примеров- 1 балл, если схема содержит всю необходимую информацию, то 2 балла. Отметьте своё достижение в таблице Успеха
Движения земной коры
Медленные вертикальные
Медленные горизонтальные
Примеры Примеры:
озеро Байкал Скандинавский п-ов
Северное море
- Все движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет
- Определите, какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость их поднятия равна 2 см в год и поднимаются они равномерно? (2см × 100 = 200 см = 2 м.)
-Отвечающий получает дополнительный балл в таблицу Успеха
- К чему приводят горизонтальные и вертикальные движения земной коры? Ответить на этот вопрос поможет рис. 48 Схема залегания горных пород
Отвечающий получает дополнительный балл в таблицу Успеха
- Если медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры накладываются, то образуются горсты и грабены.
Слайд №5
Выполните схему в тетради
горст
грабен
Перерыв демонстрации слайдов
- Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения - ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.
Работа в группах
с текстом учебника и дополнительными источниками информации.
Группы получают задания на карточках разной степени сложности.
1 группа - Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений?
2 группа - Что такое эпицентр землетрясения? Как оценивают силу землетрясения?
3 группа - Где происходят самые сильные землетрясения?
4 группа - Как предсказывают землетрясения?
5 группа - Почему возможны землетрясения в Кемеровской области, какой силы они могут достигать? Назовите сильнейшие землетрясения в Кузбассе
6 группа- По каким признакам можно предсказать землетрясение?
Составляют схему. Сравнивают полученные результаты, с данным на экране эталоном. Оценивают свою работу.
Один ученик работает у доски
Оценивают свою работу,
Анализируют рисунок в учебнике
Напоминают друг другу о заполнении таблицы Успеха
Развивают умение работать с разными источниками информации: по содержанию определяют, необходимый источник информации для работы;
внимательно изучают, выделяют информацию из текста разных источников, задают вопросы, консультируются друг с другом.
Личностные: приобретают новые знания, умения и
совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.
Физминутка (1 мин)
Мы отправились в поход
(раз. два, три - шаги на месте)
Посмотреть кто, как живёт?
(раз. два, три - шаги на месте)
Впереди у нас овраг
Перепрыгнули - вот так!
(прыжок на месте)
Переплыли Ниагару
(плавные движения руками)
Посмотрели на Сахару
И отправились домой
(раз. два, три - шаги на месте)
Вот какой он, шар Земной!
(показываем руками большой круг)
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Личностные: понимают значение здоровья
От каждой группы отвечает один ученик с используемым источником информации
1группа - Очаг землетрясения - место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до десятков километров (Краткий геологический словарь для школьников).
2 группа - Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом. В эпицентре самые сильные разрушения. Сила землетрясения на земной поверхности определяется по степени разрушения построек, нарушения природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах. В мире используется несколько шкал интенсивности землетрясения: в Европе - европейская (12 бальная), в Японии - шкала японского метеорологического агентства (7 бальная), В США и России - шкала Меркалли (12 бальная) Наиболее популярной шкалой для оценки энергии землетрясений является шкала Ч.Рихтера ( Дж. Гир, Х. Шах Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему подготовиться)
3 группа - Чаще всего землетрясения происходят на стыке литосферных плит, на материках - в Тихоокеанском и Средиземноморско-Азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна. Существует часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений - это Антарктида. Можно сказать, что это своего рода сейсмическая загадка, так как в Антарктиде есть и молодые горы, и действующие вулканы (А.М.Берлянд, В.П.Дронов, И.В.Душина География справочные материалы, приложение 2)
4 группа - Для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн используются специальные приборы - сейсмографы. Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот 5 сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями. (Дж. Гир, Х. Шах Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему подготовиться)
5 группа - В Кемеровской области возможны землетрясения силой до 7 баллов по шкале Рихтера. Кузнецкий Алатау и Горную Шорию можно рассматривать как часть Алтае-Саянской горной системы. На геологической карте обозначены разломы в земной коре на территории нашей области. В 2013 году 19 июня произошло сильнейшее за последние 100 лет землетрясение. Сила в эпицентре составила 7 баллов. Эпицентр располагался недалеко от Бачатского разреза, в 21 км от города Белово. Гипоцентр землетрясения находился на глубине 4 км. (Л.И.Соловьев География Кемеровской области Природа, Атлас Кемеровской области,
Интернет ресурс Газета Кемерово gazeta.a42.ru/lenta/tags/zemletryasenie, приложение 3)
6 группа - В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды. Ученые считают, что 130 крупных животных могут предчувствовать и предсказывать своим поведением скорое землетрясение.
В Индонезии растёт королевская примула - замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти. ( Н.А. Максимов, За страницами учебника географии)
- Оцените свое умение работать с различными источниками информации от 1 до 5 баллов. Заполните таблицу Успеха
Слайд №6
- Землетрясения трудно предсказать, оно происходит внезапно. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. Посмотрите видеофильм и запомните «Как вести себя во время землетрясения»
- А вы сталкивались в жизни с землетрясениями? Какие меры предосторожности вы применяли? (еще раз проговорить меры безопасности при землетрясениях):
-
Если вы можете успеть быстро покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд.
-
Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.
-
Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами.
-
Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа!
-
Не пользуйтесь лифтом!
-
Не зажигайте свечи, спички, зажигалки.
Структурируют знания анализируют, дополняют;
делают выводы; отвечают на вопрос.
Личностные: понимают значение знаний для человека
Познавательные: приобретают умение использовать книгами, справочниками, словарем
Регулятивные: оценивают свою работу с источниками информации;
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, формируют монологическую речь
Познавательные: умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Включение в систему знаний
(5 мин)
Первичное закрепление.
- Какие движения земной коры вы узнали? (горизонтальные и вертикальные, землетрясения)
- Назовите часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений (Антарктида)
- Давйте проверим, как вы освоили материал урока. Закройте теради и учебники. Отвечайте на вопросы мини теста в таблице успеха.
Мини тест
-
Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, - это:
а - горст б - грабен в - сброс г - разлом
-
Медленное вертикальное поднятие испытывает:
а - Скандинавский п-ов б - Байкал в - Северное море г - Нидерланды
-
Медленное вертикальное опускание испытывает:
а - Скандинавия б - Байкал в - Чили г - Нидерланды
-
Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, - это:
а - кратер б - очаг землетрясения в - грабен г - эпицентр
-
Прибор, фиксирующий силу землетрясений, - это:
а - барометр б - нивелир в - сейсмограф г - флюгер
-Сделай проверку своего результата по ключу на слайде №7
1б 2а 3г 4б 5в
- Отметьте своё достижение в таблице Успеха
Воспроизводят информацию
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин.)
Осознание учащимися своей учебной деятельности.
-Смогли бы вы в начале урока выполнить это задание? Почему? Чего вы не знали?
- Выполните самооценку в таблице Успеха, подсчитайте сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку за урок, сдайте таблицы мне на проверку после звонка.
Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя.
Регулятивные: оценивают свою работу
Этап информирования учащихся о домашнем задании.
(2 мин.)
Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Запишите домашнее задание и запомните пояснения:
- Усвоить содержание § 22 вопросы и задания с.76 № 10 письменно
№ 3- 7 -ответить на вопросы (устно)
№ 1,2, 9 - выполнить задание (устно)
№ 10 - творчески составить памятку «Поведение во время землетрясения»
Задают вопросы по домашней работе
Литература
-
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М.: Просвещение, 2011. - 144с
-
Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. -71с. - (Стандарты второго поколения).
-
Программы общеобразовательных учреждений География 6-9 и 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ВВ Николина, АИ Алексеев, ЕК Липкина. - М.: Просвещение, 2012. -49с.
-
География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы 5-6: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В.Матвеев. - М.: Просвещение, 2014. -128с.
-
География. Природа и люди : учеб. для 5-6 кл общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.] ; под ред. А.И. Алексеева - М. Просвещение, 2015 -192с.
-
География. Мой тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина - М.Просвещение, 2015-80с.
Приложение 1
Таблица Успеха
Фамилия, Имя ________________________________________
Дата_________ Тема___________________________________
задания
Максимальное количество баллов
самооценка
Классификация горных пород
4
Виды движения земной коры
2
Личные достижения
1
Поиск информации в различных источниках
5
Мини тест
1___2___3___4___5___
5
Итого баллов
17
Оценка за урок
Оценка учителя
Приложение 2
Карта крупнейших землетрясений
Приложение 3
Приложение 4
Шкала Меркалли
Сила в баллах
Обозначение уровня
Краткая характеристика последствий
1
Незаметное
Отмечается лишь сейсмоприборами
2
Очень слабое
Ощущается лишь отдельными людьми
3
Слабое
Ощущается небольшой частью населения
4
Умеренное
Легкое дребезжание стекол, посуды
5
Довольно сильное
Сотрясение зданий, трещины на стенах
6
Сильное
Легкое повреждение зданий
7
Очень сильное
Трещины в стенах каменных домов
8
Разрушительное
Сильные повреждения домов, трещины на почве
9
Опустошительное
Разрушение каменных домов
10
Уничтожающее
Трещины в почве, обвалы, искривление рельсов
11
Катастрофическое
Многочисленные оползни и обвалы
12
Сильная катастрофа
Изменение внешнего облика местности, полное разрушение любых объектов