Урок Движения земной коры. Землетрясения

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. ЗемлетрясенияУрок Движения земной коры. Землетрясения

Предмет

География

Класс

5 класс

Тема

Землетрясения.

Базовый учебник


География. Природа и люди. 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.]; под ред. А.И. Алексеева.- М.: Просвещение, 2015

Цели урока:

Обучающая: создавать условия для освоения учащимися новой информации о движениях земной коры, землетрясениях;


Развивающая: продолжить развитие навыков работы с учебными пособиями, книгами, развивать коммуникативные способности, воображение учащихся.


Воспитательные: воспитывать культуру общения; понимать ценность жизни и здоровья.

Планируемые результаты

Предметные

Знать определения понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения»;

называть виды движений земной коры;

приводить примеры изменений в рельефе под воздействием движений в земной коре;

описывать процесс возникновения землетрясения;

раскрывать закономерности географического распространения землетрясений, условия жизни людей в сейсмических районах;

  1. Уметь называть и показывать на карте примеры районов современных движений земной коры соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий


Метопредметные

Познавательные УУД давать определения понятиям;

преобразовывать схемы (модели) для решения задачи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

Коммуникативные:

владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание;

знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях;

участвовать в коллективном обсуждении проблем,

делать аргументированные умозаключения и выводы


Личностные

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей;

понимать ценность жизни и здоровья

Тип учебного занятия

  1. урок открытия новых знаний

Форма учебного занятия

  1. урок-исследование

Образовательные подходы

  1. системно-деятельностный подход

Образовательные технологии

  1. технология диалога, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности.

Методы в рамках технологии диалога: метод диалоговой беседы, метод обратной связи.


Методы в рамках здоровье сберегающих технологий: метод чередования заданий, метод дифференциации заданий по степени сложности, активные методы деятельности учащихся.


Методы в рамках технологии исследовательской деятельности: метод анализа, метод поиска решения проблемы, метод сравнения и обобщения.

Формы работы учащихся

фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:

  1. компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки задания, листы формат А4.

Наглядно-дидактический материал

презентация к уроку, таблица «Вулканизм и землетрясения», карта Кемеровской области, атлас Кемеровской области, книги и учебные пособия : Л.И.Соловьев География Кемеровской области Природа, Дж. Гир, Х. Шах Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему подготовиться, Н.А.Максимов За страницами учебника географии, Краткий геологический словарь для школьников, География справочные материалы справочно-информационный материал (приложение 2,3,4), видеофильм «Правила поведения при землетрясении», тестовые задания, карточки с заданиями для работы в группах, таблица Успеха.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся средствами УУД

Планируемый результат

Организационный момент

(1 мин)


Приветствие учащихся

- Добрый день!

- Быть должны у вас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас какой?

-Все, что нужно, под рукой!

- Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

- Вы готовы!

Настраиваются на урок;

осуществляют самоконтроль готовности к уроку.

Личностные: положительное отношение к учению.

Регулятивные: оценивают свою готовность к уроку

Актуализация знаний.
(4 мин.)

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Работа в группах

- На прошлом уроке вы говорили о горных породах и минералах.

- Будем работать в группах.

- Повторим правила работы в группе:

  • Говорить вежливо, называть собеседника по имени.

  • Говорить по очереди, не перебивая друг друга.

  • Слушать друг друга.

  • Если непонятно, переспросить собеседника.

  • Уважай мнение собеседника.

- Распределим роли:

Командир команды - отвечает за работу всех в группе.

Специалист - выступает перед классом и представляет результаты.

Помощник специалиста - записывает все рассуждения.

Секретарь - читает задание.

Задание для групп (на карточках)

Выполните классификацию горных пород: каменный уголь, мрамор, глина, соль, гранит, пемза по происхождению

- Результат вашей работы представьте в виде схемы на листе А4

- Что помогло вам успешно справится с заданием? (Знание классификации горных пород по происхождению)

Демонстрация слайдов

Горные породыСлайд №1

магматические

Метаморфические

мрамор

Глубинные

гранит

осадочные

Изверженные пемза

Химические

соль

Обломочные

глина

Органические каменный уголь

- Свои достижения на сегодняшнем уроке вы будите заносить в Таблицу Успеха. Заполните информационную часть своей таблицы Успеха (приложение1)

- Сравните свой результат с образцом на слайде; за каждый правильный ответ 0,5; максимально 4. Отметьте своё достижение в таблице Успеха





Представляют схемы

перед классом от каждой группы 1 человек



Познавательные: представлять информацию в виде схемы

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(5мин)



Актуализировать объективный опыт учащихся.





Создание мотивации на личностно значимом уровне


Развитие мотивации учащихся к учебной деятельности

- Ребята, кто видел обнажение горных пород на берегу реки или оврага? Как они залегают? (слоями; слои лежат складками; слои наклонно лежат друг на друге)

Слайд №2

Рассмотрите - фотографии горных обнажений (синклиналь, антиклиналь), последствия землетрясений.

- Послушайте отрывок из учебного пособия Л.И. Соловьева - География Кемеровской области. Природа:

Внезапно под ногами дрогнула земля, качнулись под потолком люстры, зазвенела посуда, прокатился тяжелый гул, словно рядом прошла танковая колонна

Вопросы для обсуждения:

- Кто догадался, что вы сегодня узнаете, что будете изучать? (землетрясения)

Слайд №3

- Запишите тему урока в тетради (Движения земной коры. Землетрясения.)

- Что вам известно о землетрясениях?

- Возможны ли землетрясения в Кемеровской области?

- Что мы должны знать о землетрясениях и движении земной коры?

- Какую учебную задачу мы перед собой поставим? (Выяснить как возникают землетрясения, можно ли их предсказать, какие могут быть последствия? Узнать какие движения испытывает земная кора)

В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся высказывают собственное мнение.





Предлагают свои варианты темы урока.



Отвечают на вопросы.

Определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме.

Определяют цель урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.




Открытие нового знания.

(25мин)

Осмысление новых знаний и действий















Прием «мозаика»

Работа в группах


Используя текст § 22, составьте схему:

  1. Виды движений земной коры

Слайд №4

- Проверьте себя, если на схеме нет примеров- 1 балл, если схема содержит всю необходимую информацию, то 2 балла. Отметьте своё достижение в таблице Успеха

Движения земной коры

Медленные вертикальные

Медленные горизонтальные


Примеры Примеры:

озеро Байкал Скандинавский п-ов

Северное море

- Все движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет

- Определите, какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость их поднятия равна 2 см в год и поднимаются они равномерно? (2см × 100 = 200 см = 2 м.)

-Отвечающий получает дополнительный балл в таблицу Успеха

- К чему приводят горизонтальные и вертикальные движения земной коры? Ответить на этот вопрос поможет рис. 48 Схема залегания горных пород

Отвечающий получает дополнительный балл в таблицу Успеха

- Если медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры накладываются, то образуются горсты и грабены.

Слайд №5

Выполните схему в тетради

горст

грабен


Перерыв демонстрации слайдов

- Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения - ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.

Работа в группах

с текстом учебника и дополнительными источниками информации.

Группы получают задания на карточках разной степени сложности.

1 группа - Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений?

2 группа - Что такое эпицентр землетрясения? Как оценивают силу землетрясения?

3 группа - Где происходят самые сильные землетрясения?

4 группа - Как предсказывают землетрясения?

5 группа - Почему возможны землетрясения в Кемеровской области, какой силы они могут достигать? Назовите сильнейшие землетрясения в Кузбассе

6 группа- По каким признакам можно предсказать землетрясение?

Составляют схему. Сравнивают полученные результаты, с данным на экране эталоном. Оценивают свою работу.







Один ученик работает у доски


Оценивают свою работу,

Анализируют рисунок в учебнике

Напоминают друг другу о заполнении таблицы Успеха







Развивают умение работать с разными источниками информации: по содержанию определяют, необходимый источник информации для работы;

внимательно изучают, выделяют информацию из текста разных источников, задают вопросы, консультируются друг с другом.

Личностные: приобретают новые знания, умения и

совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Физминутка (1 мин)

Мы отправились в поход

(раз. два, три - шаги на месте)

Посмотреть кто, как живёт?

(раз. два, три - шаги на месте)

Впереди у нас овраг

Перепрыгнули - вот так!

(прыжок на месте)

Переплыли Ниагару

(плавные движения руками)

Посмотрели на Сахару

И отправились домой

(раз. два, три - шаги на месте)

Вот какой он, шар Земной!

(показываем руками большой круг)

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Личностные: понимают значение здоровья


От каждой группы отвечает один ученик с используемым источником информации

1группа - Очаг землетрясения - место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до десятков километров (Краткий геологический словарь для школьников).

2 группа - Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом. В эпицентре самые сильные разрушения. Сила землетрясения на земной поверхности определяется по степени разрушения построек, нарушения природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах. В мире используется несколько шкал интенсивности землетрясения: в Европе - европейская (12 бальная), в Японии - шкала японского метеорологического агентства (7 бальная), В США и России - шкала Меркалли (12 бальная) Наиболее популярной шкалой для оценки энергии землетрясений является шкала Ч.Рихтера ( Дж. Гир, Х. Шах Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему подготовиться)

3 группа - Чаще всего землетрясения происходят на стыке литосферных плит, на материках - в Тихоокеанском и Средиземноморско-Азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна. Существует часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений - это Антарктида. Можно сказать, что это своего рода сейсмическая загадка, так как в Антарктиде есть и молодые горы, и действующие вулканы (А.М.Берлянд, В.П.Дронов, И.В.Душина География справочные материалы, приложение 2)

4 группа - Для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн используются специальные приборы - сейсмографы. Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот 5 сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями. (Дж. Гир, Х. Шах Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему подготовиться)

5 группа - В Кемеровской области возможны землетрясения силой до 7 баллов по шкале Рихтера. Кузнецкий Алатау и Горную Шорию можно рассматривать как часть Алтае-Саянской горной системы. На геологической карте обозначены разломы в земной коре на территории нашей области. В 2013 году 19 июня произошло сильнейшее за последние 100 лет землетрясение. Сила в эпицентре составила 7 баллов. Эпицентр располагался недалеко от Бачатского разреза, в 21 км от города Белово. Гипоцентр землетрясения находился на глубине 4 км. (Л.И.Соловьев География Кемеровской области Природа, Атлас Кемеровской области,

Интернет ресурс Газета Кемерово gazeta.a42.ru/lenta/tags/zemletryasenie, приложение 3)

6 группа - В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды. Ученые считают, что 130 крупных животных могут предчувствовать и предсказывать своим поведением скорое землетрясение.

В Индонезии растёт королевская примула - замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти. ( Н.А. Максимов, За страницами учебника географии)

- Оцените свое умение работать с различными источниками информации от 1 до 5 баллов. Заполните таблицу Успеха

Слайд №6

- Землетрясения трудно предсказать, оно происходит внезапно. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. Посмотрите видеофильм и запомните «Как вести себя во время землетрясения»

- А вы сталкивались в жизни с землетрясениями? Какие меры предосторожности вы применяли? (еще раз проговорить меры безопасности при землетрясениях):

  • Если вы можете успеть быстро покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд.

  • Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

  • Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами.

  • Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа!

  • Не пользуйтесь лифтом!

  • Не зажигайте свечи, спички, зажигалки.

Структурируют знания анализируют, дополняют;

делают выводы; отвечают на вопрос.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умение использовать книгами, справочниками, словарем

Регулятивные: оценивают свою работу с источниками информации;

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, формируют монологическую речь
























Познавательные: умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Включение в систему знаний

(5 мин)

Первичное закрепление.

- Какие движения земной коры вы узнали? (горизонтальные и вертикальные, землетрясения)

- Назовите часть земного шара, которую можно считать свободной от землетрясений (Антарктида)

- Давйте проверим, как вы освоили материал урока. Закройте теради и учебники. Отвечайте на вопросы мини теста в таблице успеха.

Мини тест


  1. Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, - это:

а - горст б - грабен в - сброс г - разлом


  1. Медленное вертикальное поднятие испытывает:

а - Скандинавский п-ов б - Байкал в - Северное море г - Нидерланды


  1. Медленное вертикальное опускание испытывает:

а - Скандинавия б - Байкал в - Чили г - Нидерланды


  1. Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, - это:

а - кратер б - очаг землетрясения в - грабен г - эпицентр


  1. Прибор, фиксирующий силу землетрясений, - это:

а - барометр б - нивелир в - сейсмограф г - флюгер

-Сделай проверку своего результата по ключу на слайде №7

1б 2а 3г 4б 5в

- Отметьте своё достижение в таблице Успеха

Воспроизводят информацию

Личностные: понимают значение знаний для человека.










Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин.)

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

-Смогли бы вы в начале урока выполнить это задание? Почему? Чего вы не знали?


- Выполните самооценку в таблице Успеха, подсчитайте сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку за урок, сдайте таблицы мне на проверку после звонка.

Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя.

Регулятивные: оценивают свою работу

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

(2 мин.)

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Запишите домашнее задание и запомните пояснения:

- Усвоить содержание § 22 вопросы и задания с.76 № 10 письменно

№ 3- 7 -ответить на вопросы (устно)

№ 1,2, 9 - выполнить задание (устно)

№ 10 - творчески составить памятку «Поведение во время землетрясения»

Задают вопросы по домашней работе



Литература


  1. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. М.: Просвещение, 2011. - 144с

  2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. -71с. - (Стандарты второго поколения).

  3. Программы общеобразовательных учреждений География 6-9 и 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ВВ Николина, АИ Алексеев, ЕК Липкина. - М.: Просвещение, 2012. -49с.

  4. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы 5-6: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В.Матвеев. - М.: Просвещение, 2014. -128с.

  5. География. Природа и люди : учеб. для 5-6 кл общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.] ; под ред. А.И. Алексеева - М. Просвещение, 2015 -192с.

  6. География. Мой тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина - М.Просвещение, 2015-80с.






Приложение 1

Таблица Успеха

Фамилия, Имя ________________________________________

Дата_________ Тема___________________________________

задания

Максимальное количество баллов

самооценка

Классификация горных пород

4

Виды движения земной коры

2

Личные достижения

1

Поиск информации в различных источниках

5

Мини тест

1___2___3___4___5___

5

Итого баллов

17

Оценка за урок

Оценка учителя








Приложение 2

Урок Движения земной коры. Землетрясения

Карта крупнейших землетрясений


Приложение 3

Урок Движения земной коры. Землетрясения


Приложение 4

Шкала Меркалли

Сила в баллах

Обозначение уровня

Краткая характеристика последствий

1

Незаметное

Отмечается лишь сейсмоприборами

2

Очень слабое

Ощущается лишь отдельными людьми

3

Слабое

Ощущается небольшой частью населения

4

Умеренное

Легкое дребезжание стекол, посуды

5

Довольно сильное

Сотрясение зданий, трещины на стенах

6

Сильное

Легкое повреждение зданий

7

Очень сильное

Трещины в стенах каменных домов

8

Разрушительное

Сильные повреждения домов, трещины на почве

9

Опустошительное

Разрушение каменных домов

10

Уничтожающее

Трещины в почве, обвалы, искривление рельсов

11

Катастрофическое

Многочисленные оползни и обвалы

12

Сильная катастрофа

Изменение внешнего облика местности, полное разрушение любых объектов


© 2010-2022