• Преподавателю
  • География
  • Организация внеурочной деятельности Игра-конкурс «ЛАБИРИНТ» для учащихся 5-х классов («Я люблю свой город»)

Организация внеурочной деятельности Игра-конкурс «ЛАБИРИНТ» для учащихся 5-х классов («Я люблю свой город»)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ Гимназия №17 г. Королёв Московской области.



Методическая разработка

рабочей программы внеурочной деятельности

для 6 класса

«Я люблю свой город»

6 класс (ФГОС)






Учитель географии:

Черноморова Наталья Ивановна.

Первая квалификационная категория





2013год.

Актуальность программы.

Необходимость разработки программы внеурочной деятельности связана с введением государственных образовательных стандартов, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. В этой связи огромное значение имеет ознакомление школьников с историей, культурой, экономикой родного города, природой его окрестностей. Чем полнее будут знания школьников о родном городе, родном крае и его людях, тем более действенными они окажутся в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа.

Отличительными особенностями внеурочной программы являются:

- организация работы с детьми, имеющими разные интересы и индивидуальные возможности;

- организация видов деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов;

- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Я люблю свой город» для учащихся 6 классов составлена с использованием материалов Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по географии и методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296).

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Данная программа является самостоятельным курсом, основанным на комплексном изучении своего города.

Цель курса:

Формирование целостного представления об истории, населении и хозяйстве своего города; активизация самостоятельной учебно-поисковой деятельности, развитие познавательного интереса; воспитание активной гражданской позиции обучающихся.

Задачи:

- сформировать географический образ своего города;

- рассмотреть взаимодействие природы, населения и хозяйства на данной территории;

- развивать практические умения и навыки самостоятельной работы обучающихся с различными источниками географической информации;

- воспитывать экологическую культуру, патриотизм, любовь к своей «малой» Родине.

Содержание курса основано на комплексном изучении города Королева: существенных черт природы, специфики исторического развития, особенностей расселения, традиций, быта, культуры населения, экономики, проблем взаимодействия природы и общества. Данный курс ориентирован на изучение связей истории освоения и заселения территории города с природой, развития современного хозяйства с историей, связи территории этого региона с жизнью местного населения, великих деятелей национальной культуры. Такая схема построения курса дает возможность соединить многочисленных разрозненных данных о городской территории из отдельных областей знаний в единое целое. Все вместе они, соединяясь, дают комплексную характеристику.

Для характеристики города используются сведения из разнообразных областей знания: истории, литературы, искусствознания, этнографии, архитектуры, экологии и других. Таким образом, курс, выявляя специфические особенности города, интегрирует в своём содержании географические, исторические, социальные, экономические, культуроведческие, экологические знания, что определяет его особенности. Курс призван способствовать разностороннему развитию личности учащихся, повысить уровень общей культуры школьников. Изучение курса предусматривает обогащение содержания современными событиями, происходящими в Московском регионе, в стране. Знания, полученные учащимися при изучении курса «Я люблю свой город», будут способствовать формированию их активной жизненной позиции, любви к своему городу и своей Родине в целом.

Значение введения данного курса заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают знания, которые отсутствуют в учебниках, но необходимы в повседневной жизни, обогащают личный опыт учебно-поисковой и исследовательской деятельности. Содержание и построение курса предполагает самостоятельную работу учащихся с разнообразными источниками географической информации, подготовка презентаций, создание проектов.

Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, ИКТ, исследовательский.

Принципы обучения:

- научность; интегративность, реализация межпредметных связей; историзм; проблемность; регионализация;

- здоровьесбережение; ориентация на зону ближайшего развития уч-ся;

- предоставления обучающимся возможности выбора предпочтительных для них вида учебно-познавательной деятельности.

Формы организации занятий:

- теоретические: конференции, экскурсии, викторины;

- практические: практические работы, наблюдения за событиями, происходящими в городе, области, стране; коллективные творческие мероприятия, работа с литературой, интернет-ресурсами, презентации, творческие проекты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностными результатами изучения курса являются:

- формирование чувства гордости за свою малую Родину, бережного отношения к прошлому, уважения к культуре предков; формирование личного отношения к окружающему миру, бережного отношения к сохранившимся памятникам природы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- формирование способности организации своей деятельности;

- формирование умения планировать свою деятельность и действовать по плану;

- формирование способности ставить цель, выбирать средства ее реализации, достигать ее выполнения и оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие познавательных интересов, любознательности;

- формирование умения осуществлять сбор необходимой информации, используя различные источники;

- формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи простых явлений;

- формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему, таблицу, графики, диаграммы).

Коммуникативные УУД:

- формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, умения осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания, использовать информацию, полученную от членов коллектива, уважать противоположную точку зрения.

Структура программы.


Программа имеет 5 содержательных модулей.





Учебно-тематический план:

№ п\п

Наименование модуля

Всего часов

Введение

1 час

Природа

4 часа

Страницы истории города

16 часов

Деятели литературы и искусства на городской земле

2 часа

Колыбель космонавтики

9 часов

Итоговые занятия

2 часа



Содержание программы курса

« Я люблю свой город»

34 часа

1 блок- модуль.

Введение (1 час)

Герб города, год основания. Численность населения. Положение на карте Московской области. План города

Практическая работа: Определение положения школы на плане города, определение по карте Московской области расстояний от города до ближайших населенных пунктов.

2 блок-модуль.

Природа (4 часа)

Особенности рельефа, полезные ископаемые, климат и микроклимат;

реки - Яуза, Клязьма; особо охраняемые территории.

Экскурсия в национальный парк Лосиный остров.

3 блок- модуль.

Страницы истории города (16 часов)

Дославянские и славянские поселения: Максимковское селище, Бурковские курганы; город и поселки в средние века; зарождение текстильных производств; Болшевская трудовая коммуна; рождение города Калининграда; город в годы Великой отечественной войны; памятные места города, связанные с пребыванием деятелей литературы и искусства;

Экскурсия в городской краеведческий музей;

Экскурсия в городской исторический музей;

Экскурсия к городскому мемориалу Победы

Экскурсия на улицу Дзержинского

4 блок- модуль.

Деятели литературы и искусства на городской земле (2 часа)

Памятные места города, связанные с именами деятелей литературы и искусства: С.Н. Дурылина, К.С. Станиславского, В.Я. Брюсова, В.Д. Поленова, М.И. Цветаевой.

Экскурсия в музей М.И. Цветаевой.

5 блок-модуль.

Город Королёв - колыбель космонавтики (9 часов)

Зарождение ракетно-космического производства на территории города; эпоха спутников и пилотируемых кораблей; созвездие космических предприятий - РКК «Энергия», ЦНИИМАШ, КБ Химмаш, НПО ИТ, ЦУП. Конструкторы космических кораблей; С.П. Королев - отец практической космонавтики; улицы города, связанные с именами космонавтов.

Экскурсия в музей РКК «Энергия».

ИТОГОВЫ ЗАНЯТИЯ (2 часа)

Защита творческих проектов (1 час)

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»(1 час)

Календарно-тематическое планирование курса

«Я люблю свой город»

6 класс

34 часа

№ п/п

№ в теме

Модуль, тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

1

I. Введение (1 час)

1 час

Практическая работа «Определение положения школы на плане города; определение расстояния от города до ближайших населенных пунктов»



II.Природа (4 часа)


2

1

Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

1 час

Групповая работа с картами атласа

3

2

Климат и микроклимат. Реки.

1 час

Групповая работа с графиками хода температуры, диаграммами осадков.

4

3

Почвы. Растительность. Животный мир.

1 час

Групповая работа с почвенными разрезами

5

4

Особо охраняемые территории. Национальный парк «Лосиный остров»

1 час

Экскурсия в национальный парк «Лосиный остров»



III. Страницы истории города (17 часов)


6

1

Дославянские поселения

1 час

Работа с текстом

7

2

Славянские поселения на городской земле

1 час

Работа с текстом

8

3

Владения дьяка Щелкалова

1 час

Подготовка презентаций

9

4

Болшевская вотчина Шереметевых и Одоевских

1 час

Подготовка презентаций

10

5

Развитие текстильного производства в городе. Паруса для флота Российского

1 час

Групповая работа с текстом

11

6

Парчовые узоры от Сапожниковых

1 час

Работа с текстом

12

7

Костино. Пустошь Подлипки.

1 час

Подготовка презентаций

13

8

Экскурсия в краеведческий музей

1 час

Экскурсия в городской краеведческий музей.

14

9

В.И. Ленин в Костино

1 час

Экскурсия в городской краеведческий музей

15

10

Болшевская трудовая коммуна

1 час

Защита творческого проекта

16

11

Места в городе, связанные с пребыванием на его территории трудовой коммуны

1 час

Экскурсия на улицу Дзержинского

17

12

Поселок артиллеристов

1 час

Подготовка презентаций

18

13

Рождение города

1 час

Подготовка презентаций

19

14

Город в годы Великой Отечественной войны

1 час

Подготовка презентаций

20

15

В.Г. Грабин

1 час

Защита творческого проекта

21

16

Королевцы - участники ВОВ, королевцы - герои Советского Союза

1 час

Экскурсия к городскому мемориалу Победы

22

17

Экскурсия в городской исторический музей

1 час

Экскурсия в городской исторический музей



IV. Деятели литературы, искусства на городской земле

(2 часа)


23

1

Памятные места, связанные с пребыванием в городе деятелей литературы и искусства

1 час

Выступление с презентациями

24

2

М.И. Цветаева

1 час

Экскурсия в музей М.И. Цветаевой



V. Город Королев - колыбель космонавтики (8 часов)


25

1

Зарождение ракетостроения в городе

1 час

Работа с текстом

26

2

Эпоха спутников и пилотируемых кораблей

1 час

Выступление с презентациями

27

3

Созвездие космических предприятий

1 час

Выступление с презентациями

28

4

Ракетно-космическая корпорация «Энергия»

1 час

Защита творческих проектов

29

5

Выдающиеся конструкторы.

1 час

Подготовка стенгазет, коллажей, фотомонтажей

30

6

С.П. Королев - отец практической космонавтики

1 час

Защита творческого проекта

31

7

Улицы города, названные в честь космонавтов

1 час

Выступление с презентациями

32

8

Моя семья и космос

1 час

Подготовка коллажей, фотомонтажей, презентаций



ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

(2 часа)


33


Защита проектов

1 час

Защита проектов проектов

34


Игра-викторина «Знаешь ли ты свой город?»

1 час

викторина

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ

- проведение еженедельных внеурочных занятий;

организация занятий крупными блоками;

- проведение экскурсий;

- использование игровых технологий;

- организация учебно-поисковой работы;

- организация проектной деятельности обучающихся.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебная литература:

  1. Атлас Московской области. Просвещение, 2006.

  2. План города Королева

  3. УМК «Родное Подмосковье», М, издательство Московского университета, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Р.Д. Позамантир, Л.К. Бондаренко. К космическим высотам - из глубины веков. Королев. Калининград. М.: Московский журнал, 1998.

  2. Р. Позамантир, с, Мержанов, л. Бондаренко, Ю. Сороколетов Калинингад - Королев. Полвека, ставшие эпохой. М.: Московский журнал. 2005.

  3. Л. Бондаренко, Р. Позамантир От пушечных залпов - до космических стартов. Альбом. Королев. 2008.

Интернет-ресурсы.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

  4. Телевизор

  5. DVD-плеер

Учебно-практическое оборудование:

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособления для крепления таблиц и карт

  2. Шкаф для хранения карт

  3. Ящики для хранения таблиц

  4. Компасы

  5. Линейки

Учебная мебель:

  1. Ученические столы

  2. Ученические стулья

Список использованной литературы


  1. Города России. Под редакцией Г.М. Лапко. М: Терра-Книжный клуб. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  2. Города Подмосковья в 3-х томах. М. Московский рабочий, 1979г.

  3. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области. М. МГОУ, 2003.

  4. Б.Е. Черток. Ракеты и люди. В 4-х книгах. М.: Машиностроение, 1999.

  5. А.П. Худяков В.Грабин и мастера пушечного дела. М.: издательство «Патриот», 1999.

  6. А.М. Исаев. Первые шаги к космическим двигателям. М.: Машиностроение, 1979.

  7. В.К. Куприянов, В.В. Чернышов. И вечный старт. М.: Московский рабочий, 1988.

  8. Н. С. Королева. С.П. Королев. Отец. М.: Наука, 2007.

  9. Академик С.П. Королев: Ученый, Инженер, Человек: творческий портрет по воспоминаниям современников. Сборник статей. М.: Наука, 1986.

  10. Г. Ветров С.П. Королев и космонавтика. Первые шаги. - М.: Наука, 1994.

  11. Л.Бондаренко, Р. Позамантир В.И. Ленин в Костино. М.: Московский рабочий. 1986

  12. Р.Д. Позамантир, Л.К. Бондаренко. К космическим высотам - из глубины веков. Королев. Калининград. М.: Московский журнал, 1998.

  13. Р. Позамантир, с, Мержанов, л. Бондаренко, Ю. Сороколетов. Калинингад - Королев. Полвека, ставшие эпохой. М.: Московский журнал. 2005.

  14. Л. Бондаренко, Р. Позамантир От пушечных залпов - до космических стартов. Альбом. Королев. 2008.

  15. Р. Д. Позамантир. Историко-краеведческое издание: «Калиниград-Королев. Былое…». М: 2005











СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/Рыженко М.П./

«___» ____________ 2013 г.

















Календарно-тематическое планирование

по Родному Подмосковью в 8 классе

на 2013 - 2014 учебный год

35 уроков (2ч/н)

Программа

Греханкина Л.Ф. «Родное Подмосковье» 7, 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. - М., 2005 - 147 с.

Основная литература

Базовый учебник

Греханкина Л.Ф. «Родное Подмосковье» учебное пособие для уча-

щихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области М., МГОУ 2008.- 260 с.

Методическое пособие для ученика

  • Учебные материалы по географии Москвы и Московской области 8-9 класс. - М.: МГОУ, 2010.

  • Рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области 8-9 класс. - М.: МГОУ, 2010.







урока по поряд-ку

Дата

проведения урока

№ урока в раз-деле, теме

Тема урока

Повторение

Практическая

работа

Д/З

§

Примечание

(корректи-ровка планирова-ния)

1 блок- модуль. Визитная карточка региона. Географическое положение. (3 ч)

1.

03.-07.09

1

Визитная карточка Подмосковья.

Где мы живем.



1


2.

10-14.09

2

Формирование границ Подмосковья.


№1. Определение по картам ГП, административное деление региона и своего населенного пункта. РТ с. 4

2, к/к


3.

17-21.09

3

Административное деление Московской области.


3, к/к


2 блок- модуль. История исследования и освоения Подмосковья. Историко-краеведческий и социокультурный аспект. (2 ч)

4.

24-28.09

1

История освоения и заселения Подмосковья.



1,2


5.

01-05.10

2

Возникновение, развитие и выдвижение Москвы - возникновение древних городов Подмосковья.

формы рельефа

№2. Московская губерния и Московская область. РТ с. 5

3


3 блок-модуль. Природа Подмосковья. (12 ч)

6.

08-12.10

1

Геологическое строение и рельеф.

виды пол.иск.


1


7.

15-19.10

2

Полезные ископаемые.


№3. Рельеф и полезные ископаемые Московского региона. РТ с.7

1, к/к


8.

22-26.10

3

Особенности климата.



2


9.

29.10-02.11

4

Сезонные изменения погоды в Подмосковье.



2


10.


5

Гидрографическая сеть. Реки



3


11.


6

Озера, канал им. Москвы


№4. Гидросеть Московской области. РТ с. 8

3, к/к


12.


7

Почвы.



4


13.


8

Растительность и животный мир.



4, докл.


14.


9

Природные районы Подмосковья.



5


15.


10

Смоленско-Московская возвышенность,

Верхневолжская низменность.



5


16.


11

Москворецко-Окская равнина.



5


17.


12

Заокская равнина. Мещерская низменность.


№5. Составление характеристики природных комплексов МО и своего края. РТ с. 9

5


4 блок- модуль. Особо охраняемые природные территории Московской области. ( ООПТ) (1 ч)

18.


1

Охраняемые объекты природы Московской области



6


5 блок-модуль. Население Подмосковья (3 ч)

19.


1

Численность, естественный прирост и миграции.



1


20.


2

Городское и сельское население.



2


21.


3

Трудовые ресурсы.


№6. Анализ статистических и картографических материалов, составление диаграмм и картосхем особенностей размещения, соотношения городского и сельского населения. РТ с.10

3, к/к


6 блок-модуль. Хозяйство Подмосковья и своего края. (3 ч)

22.


1

Хозяйство региона. Промышленность Московской области.


РТ с. 11

1-6


23.


2

Сельское хозяйство


РТ с. 12

7


24.


3

Транспорт. Сфера обслуживания.


РТ с.14

8, 9


7 блок-модуль. Районы и города Подмосковья. (5 ч)

25.


1

Районы и города Подмосковья.



1,3


26.


2

Характеристика своего края.

Природа Воскресенского района.


Выполнение заданий в рабочей тетради Воскресенского района.

2


27.


3

Характеристика своего края.

Природа Воскресенского района.




28.


4

Характеристика своего края.

Население Воскресенского района.




29.


5

Характеристика своего края.

Хозяйство Воскресенского района.




8 блок- модуль. Культурное наследие региона и достопримечательности. (1 ч)

30.


1

Культурное наследие региона и достопримечательности.


№7. Экскурсии по памятным местам Московской области и своего края, работа с краеведческой литературой. РТ с.17

гл.9


9 блок- модуль. Искусство Подмосковья и родного края. (1 ч)

31.


1

Искусство Подмосковья и родного края.



гл.9


10 блок-модуль. Народные промыслы Подмосковья. (1 ч)

32.


1

Народные промыслы Подмосковья.


№8. Составление характеристики народных промыслов Подмосковья на основе краеведческой литературы и по материалам экскурсий.

3


11 блок- модуль. Топонимы. (1 ч)

33.


1

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях.


№9. Изучение топонимов своей местности на основе исторической и краеведческой литературы, опросов местного населения.



12 блок-модуль. Экология Подмосковья. (1 ч)

34.


1

Экологические

проблемы региона и

своего края.


РТ с. 16

гл.7


35.


1

Резерв






Итого количество часов:








По программе

35

34






Выполнено












© 2010-2022