- Преподавателю
- География
- Конспект урока по Географии на тему Введение. Источники географической информации (1 курс СПО)
Конспект урока по Географии на тему Введение. Источники географической информации (1 курс СПО)
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гулая Р.В. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Дисциплина: География
Тема: «Введение. Источники географической информации».
Практическое занятие № 1.
Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.
Тип занятия: Изучение нового
Вид занятия: Лекция - визуализация
Количество часов: 2 часа
Цель занятия: Формирование представление об источниках географической
информации.
Задачи:
-
Дать представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.
-
Сформировать представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.
-
Продолжить формировать навыки тестирования и конспектирования лекций.
-
Оценить объем и уровень остаточных географических знаний обучающихся для определения степени готовности аудитории к изучению нового материала.
Оборудование, наглядность, ТСО - ноутбук, плазменный телевизор, презентация, контурная карта, атлас,
Ход занятия:
-
Организационный момент.
-
Постановка цели и задач.
-
Требования к организации учебного процесса.
-
Лекция визуализация.
-
География как наука.
-
Традиционные и новые методы географических исследований.
-
Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
-
Географическая карта - особый источник информации о
-
действительности.
-
Статистические материалы.
География как наука.
География - одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории - природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) т социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.
Традиционные и новые методы географических исследований.
Методы (способы) исследований - это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.
Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.
Структура ГИС:
-
Данные (пространственные данные):
- позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;
- непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.
-
Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);
-
Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);
-
Технологии (методы, порядок действий и т. д.);
-
Операторы, администраторы, пользователи.
Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)
География - наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много.
Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная - справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду -читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.
Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.
Географическая карта - особый источник информации действительности.
Географическая карта - изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.
Статистические материалы.
Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.
Статистические материалы - это массовые количественные данные о важных указатели жизни общества и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель.
-
Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России
-
Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:
-
Швеция.
-
Норвегия
-
Литва
-
Монголия
-
Финляндия
-
Армения
-
Китай
-
Белоруссия
-
Туркмения
-
Город России с населением более 1 миллион человек:
-
Мурманск
-
Нижний Новгород
-
Магадан
-
Сочи
-
Серпухов
-
Киев
-
Орел
-
Южно-Сахалинск
-
Минск
-
Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:
-
Канско-Ачинский
-
Кузнецкий
-
Подмосковный
-
Донецкий
4. Центр черной металлургии полного цикла в России:
-
Мурманск
-
Санкт-Петербург
-
Москва
-
Магнитогорск
5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в
экономическом районе:
-
Северный
-
Северо - Кавказский
-
Центральный
-
Центрально-Черноземный
6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории
экономических районов России:
-
Северо - Кавказский
-
Уральский
-
Дальневосточный
-
Северный
7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке - от сырья до производства готовой ткани
-
Отделка
-
Производство суровья
-
Производство волокна
-
Производство пряжи
Ответ: 3,4,2,1
8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности,
расположенные на Волге:
-
Москва
-
Саратов
-
Пермь
-
Ярославль
-
Смоленск
-
Хабаровск
-
Волгоград
-
Рязань
-
Архангельск
9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:
«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»
-
Приморский край
-
Мурманская область
-
Иркутская область
-
Ханты-Мансийский автономный округ
10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:
Экономические регионы Центры производства
России легковых и грузовых автомобилей
-
Волго-Вятский А. Серпухов
-
Поволжский Б. Набережные челны
-
Центральный В. Ижевск
-
Уральский Г. Нижний Новгород
Д. Таганрог
Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В
Критерии оценивания: 0 ошибок -«5», 1-3 ошибки - «4», 4-5 ошибок -«3», 6 и более - «2».
-
Номер вопроса
Ответ
1
2,3,4,5,7,8
2
2
3
2
4
4
5
2
6
2,3
7
3,4,2,1
8
2,4,7
9
4
10
1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В
6.Фронтальный опрос.
-
Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.
Ответ:
- экспедиционный
- описательный
- картографический
- сравнительный
- математический
- статистический
- исторический
-
Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?
Ответ:
Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.
-
Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?
Ответ:
Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.
-
Перечислите известные вам современные методы географических исследований.
Ответ:
- экспериментальные
- моделирование
- дистанционные (аэрокосмические)
- географический прогноз
- геоинформационные системы
-
Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:
Ответ:
Да, предвидение будущего состояния геосистем.
Геосистемы - это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико-географической фации)
определение В. Б. Сочавы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.
1. Анализ карт различной тематики.
В результате выполнении заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира, основные международные организации стран, усвоить особенности размещения некоторых видов природных ресурсов по регионам.
Вы должны закрепить и развивать следующие умения:
- составлять карты (картосхемы), диаграммы по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;
- отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;- выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;
- оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;
Оборудование: ресурсы интернета, географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.
Задания для работы:
Задание 1.
Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.
Ответ:
-
Политическая карта
-
Государственное устройство
-
Минеральные ресурсы суши
-
Агроклиматические ресурсы
-
Земельные и лесные ресурсы
-
Ресурсы гидросферы
-
Население
-
Размещение населения
-
Народы
-
Религии
-
Индекс человеческого развития
-
Валовой внутренний продукт (ВВП)
-
Структура экономики
-
Добывающая промышленность
-
Электроэнергетика
-
Обрабатывающая промышленность
-
Сельское хозяйство
-
Транспорт
-
Внешнеэкономические связи
-
Интеграционные объединения
-
Территориальная структура хозяйства
-
Политические и экономические карты стран
-
Глобальная демографическая проблема
-
Глобальная экологическая проблема
-
Глобальная продовольственная проблема
-
Районы политической нестабильности
-
Всемирное наследие человечества
Задание 2.
Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.
Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ - начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.
Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия - Москва; Украина - Киев; Белоруссия - Минск; Молдавия - Кишинев; Грузия - Тбилиси; Азербайджан - Баку; Армения - Ереван; Казахстан - Астана; Киргизия - Бишкек; Туркмения - Ашхабад; Таджикистан - Душанбе; Узбекистан - Ташкент; Эстония - Таллинн; Латвия - Рига; Литва - Вильнюс.
Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия - Белград; Хорватия - Загреб; Черногория - Цетинье; Македония - Скопье; Словения - Любляна; Босния и Герцеговина - Сараево.
Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия - Прага; Словения - Братислава.
Задание 3.
Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.
Ответ:
Таким образом, сегодня на территории, принадлежавшей бывшей Югославии, существует шесть независимых государств:
•Республика Сербия (столица Белград)
•Федерация Босния и Герцеговина (столица Сараево)
• Республика Словения (столица Братислава)
• Республика Македония (столица Скопье)
• Республика Черногория (столица Цетинье, Подгорица)
• Республика Хорватия (столица Загреб)
(Со столицами в Черногории небольшая путаница. В конституции страны её официальной столицей назван город Цетинье. Он исторически был центром веры и государственности, здесь располагалась королевская резиденция. В 1946 году столицу перенесли в Титоград, которому в 1992 году вернули прежнее название - Подгорица. После обретения Черногорией независимости в 2006 году, звание столицы вновь перешло к Цетинье, но при этом большинство государственных учреждений осталось в Подгорице. Чтобы не перевозить правительство страны, решено было внести соответствующие изменения в статус городов.
Так что теперь в Черногории две столицы, для которых придуманы новые определения. Официальная и культурная столица Цетинье, в которой живут президент и митрополит страны, а фактическая деловая и политическая столиц Подгорица).
Задание 4.
Для выполнения задания используйте контурную карту мира.
На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.
Ответ:
Страны «Большой семерки» - США (столица - Вашингтон), Япония (столица - Токио), Германия (столица - Берлин), Франция (столица - Париж), Великобритания (столица - Лондон), Италия (столица - Рим), Канада (столица - Оттава), (с 1994 г. в заседаниях группы участвует Россия).
Задание 5.
Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.
Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.
Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2005 г.)
Место в мире
Страна
Регион
Запасы,
млрд т
1
Бразилия
Латинская Америка
34
2
Россия
Европа, Азия
27
3
Канада
Северная Америка
26
4
Китай
Азия
25
5
Австралия
Австралия
21
6
Украина
Европа
21
7
США
Северная Америка
17
8
Казахстан
Азия
15
9
Индия
Азия
13
10
ЮАР
Африка
9
Ответ:
Запасы железных руд в странах мира (2005 г.)
Задание 5.
Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблицу №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.
Ответ:
Можно определить следующие критерии:
- страна имеющая самый большой запас железной руды
- страна имеющая самый маленький запас железной руды
- страны имеющие одинаковый объем запаса железной руды
- какой из регионов имеет самый большой запас железной руды
- какой из регионов имеет самый маленький запас железной руды
7.Домашнее задание.
Приобрести атлас и контурную карту по Географии для 10 класса, цветные карандаши.
Выучить записи в тетради.
8. Подведение итогов.
9. Внеаудиторная самостоятельная работа
Сообщение «Статистические материалы», «Виды географических карт».
12