- Преподавателю
- География
- Как написать рабочую прогамму по географии
Как написать рабочую прогамму по географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рядова А.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Титульный лист ( стандартный)
-
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по биологии для 5 класса ориентирована на обучающихся 5 класса общеобразовательной школы на базовом уровне и составлена на основе:
-
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования( ПриказМО и Н РФ №373 от 06 октября 2009 года)
-
Приказа МО и Н РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом МО и Н РФ №373 от 6 октября 2009 года»
Учебный курс соответствует образовательной области «Естествознание»
Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
-
Примерной программы по биологии, составленной основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться утверждена приказом Мин образования России
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом внутри предметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических необходимых для формирования интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных грамм и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании. Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывает инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации новых подходов к построению учебного курса.
-
Авторской программы В.В. Пасечник «Биология», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного образования (2012)
Программа рассчитана на 34 часа.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, основное содержание c примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки обучающихся на данном этапе обучения, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).
Программа рассчитана на 35 часов (в объёме 1час в неделю), с учётом краеведческого компонента, включающего изучение многообразия живой природы с использованием наиболее типичных представителей растений и грибов Ленинградской области. Вопросы краеведческой направленности включены в соответствии с логикой изучения основного курса.
Цели и задачи:
В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
-
овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Для достижения целей ставятся задачи:
Образовательные:
усвоение знаний о том, что:
- растения, животные, грибы и бактерии - целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;
- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.
Развивающие:
- формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.
Воспитательные:
Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.
На данной ступени образования происходит освоение следующих общепредметных компетенций:
Учебно-познавательная компетенция, которая включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
1.Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
2.Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
3.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент).
4.Творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, модем, принтер, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:
1.Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
2.Умение готовить и делать сообщение.
3.Умение пользоваться интернетом для поиска учебной информации.
4.Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
1. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
2.Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
3. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров.
4.Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:
1. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
2. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
3. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
4. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.
В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.
Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии следующего класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.
Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания: экскурсий лабораторных и практических работ.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.
В программе дается распределение материала по разделам и темам. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Специфика рабочей программы Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
-
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
-
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
-
личностная ориентация содержания образования;
-
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
-
усиление воспитывающего потенциала;
-
формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
-
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под.ред.В.В.Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить данную задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и научных идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира
- биологическая природа и социальная сущность человека
- уровневая организация живой природы
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает в себя сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания и роли в экосистемах.
Рабочая программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы» и соответствует содержанию примерной программы (Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. Москва «Просвещение»2010).
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает:
5 класс - «Бактерии, грибы, растения». 35 часов, 1 час в неделю.
6 класс - «Многообразие покрытосеменных растений».35 часов. 1 час в неделю.
7 класс - «Животные» 68 часов. 2 часа в неделю.
8 класс - «Человек». 68 часов. 2 часа в неделю.
9 класс - «Введение в общую биологию».68 часов. 2 часа в неделю.
Такое структурирование курсов биологии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 класса по 9 класс и сохраняет концентрическую систему предмета. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Реализация программы подкрепляется проектной и исследовательской деятельностью учащихся, летней практикой, кружковой работой и предметных недель
Особенности курса предмета для данного класса
Курс биологии в 5 классе на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Внесение изменений в программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Преподавание курса осуществляется в полном соответствии с авторской программой.
Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии на ступени основного общего образования отводится не менее 34 ч из расчета1 ч в неделю в 5 классе.
Типовая государственная программа по биологии в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с Учебным планом МОУ Лаголовской ООШ на изучение биологии в 5 классе выделено 1 час в неделю. Всего за учебный год 34 часа
Общие учебные умения и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «природоведение» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения
учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МОУ Лаголовская ООШ. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Формы организации учебного процесса
Программа реализует межпредметные связи с курсами природоведения, окружающим миром, экологией, географией.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Учебно - методическое обеспечение программы
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно - методического комплекта:
Учебник: В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс», М.,:Дрофа» 2012г.
-
Содержание курса ( СТАНДАРТНО)
-
Учебно- тематический план ( СТАНДАРТНО)
-
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
Предметно-информационная составляющая образованности:
-
знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем и агроэкосистем;
-
знание (понимание) сущности биологических процессов; круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах;
-
знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
-
знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире
-
умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.
Деятельностно -коммуникативная составляющая образованности:
-
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
-
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
-
умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
-
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-
участие в экологических акциях школы, района.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
-
понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
-
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
-
умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
-
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
7 . УМК ( стандартно)
8 . Тематическое планирование ( формат в планировании удобнее использовать альбом)
№ урока
Тема урока
Тип урока
Цель урока
Понятия
Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)
Дата проведения (план\факт)
предметные
метапредметные
личностные
5 А
5 Б
11/1
Биология наука о живой природе
Изучение нового материала
Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются
Естественные науки: физика, астрономия химия, география, биология
Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Познавательный интерес к естественным наукам