Программа творческого объединения по краеведению Родной край

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ НАУМОВСКАЯ ОШ



Программа

творческого объединения

«Родной край»

(3 года, с 11 лет)



Разработала учитель географии

Романова Анна Васильевна







с. Наумовка

2012 год




Пояснительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории - основа,

на которой только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества.

Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни.

Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней.

Д.С. Лихачев

В совокупности учебно-воспитательных задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне выступают в ряд первоочередных. Приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям и культуре родного края как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальной образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры. Это право обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.

Приобщение детей к традиционным культурным ценностям (в сфере искусства, морали, мировоззрения, истории и т.д.) необходимо для формирования национальной и культурой идентичности (самобытности) личности, что является важным условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

Курс «Родной край», являясь по сути краеведческим, тем не менее отличается интегрированным характером, поскольку содержит учебный материал различных образовательных областей. Курс имеет яркую культурологическую направленность, предлагающую знакомство учащихся с культурным достоянием народов, населяющих наш край, понимание и восприятие духовно-нравственных ценностей, которые хранили и приумножали наши предки.

Цель программы: развитие гуманитарной культуры школьников, приобщения их к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории и традициям родного края.

Задачи программы:

- обеспечить усвоение знаний о прошлом и настоящим родных поселений; - познакомить учащихся с традициями своего народа, которые являются системообразующим фоном культурной и национальной идентичности; - воспитывать уважение к истории и традициям родного края; -

- воспитывать культуру межэтнического общения на основе уважения к культуре своего и других народов; - содействовать формированию жизнеспособной личности, готовой реализовывать свои способности в специфической для региона природно - климатической, экономической, социальной и культурной среде.

Организация работы: - количество занимающихся в группе - 10 человек; - дети в возрасте от 11 лет.

Структура построения занятий: - программа «Родной край» рассчитана на 3 года обучения - 102 занятия; - занятия проводятся 1 раз в неделю (всего за год - 34 занятия); - продолжительность занятия - 45 минут.

Прогнозируемые результаты: - формирование у учащихся представления о родном крае, его истории, экономике, населении, природе; - умение самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края; - привитие любви к родному краю.

Методические рекомендации. Реализация программы предусматривает комплексную работу, базирующуюся не только на информации, но и на использовании различных форм поисково-исследовательской, поисково-краеведческой деятельности учащихся. Программа курса предлагает разнообразные формы проведения занятий: беседы, встречи, исследования, дискуссии, конкурсы, викторины, путешествия, лекции, виртуальные экскурсии.

Методы обучения и развития творческих способностей. 1. Групповой метод. 2. Индивидуальная работа. 3.Использование игровых форм. 4. Использование наглядных пособий. 5. Метод исследовательской, экскурсионной деятельности.

Учебный материал состоит из трех разделов: Раздел 1. Родные просторы -34 часа (1 год обучения) Раздел 2. Наши традиции и герои - 34 часа (2 год обучения) Раздел 3. «Золотое кольцо» Нижегородского края - 34 часа (3 год обучения)

Содержание программы

творческого объединения «Родной край»

1 год обучения

Название раздела, тем

Количество часов

Раздел 1. Родные просторы

34

1

У карты нижегородской области

5

Путешествуем вместе. Просторы Отечества

1

Приволжский федеральный округ. Нижегородская область

1

Наши соседи

1

Районы области

1

Мое село на географической карте

1

2

Имя дома твоего

5

Топонимика. Городские имена. Нижний Новгород

1

История и культура народа в названиях населенных пунктов области

1

Исторические города и населенные пункты

1

Центры народной культуры

1

История имени родного поселения

1

3

Природа родного края. Памятники природы

10

Природа края. Сокровища недр

3

Памятники природы Нижегородской области

1

Красная книга Нижегородской области

1

Заповедные места Нижегородского края

2

Керженский заповедник. Пустынский заказник

1

Объекты экологического туризма

1

Природные особенности родного поселения

1

4

Большие и малые поселения

5

Формирование поселений Нижегородской области

1

По городам и селам. Горожане и сельчане

2

Профессии Нижегородской глубинки

1

Мой населенный пункт в современной истории области

1

5

Хозяйство края

5

Промышленность области. Заводы и фабрики

1

Сельское хозяйство, агропромышленные предприятия

1

Транспорт области

1

Нижегородский край - центр народного художественного творчества. Нижегородская ярмарка

2

6

Национальные особенности края

4

Этносы и народы на территории Нижегородской области

1

Национальные культура и традиции.

2

Национальные традиции. Переселенцы. Нижегородское гостеприимство

1

2 год обучения

Название раздела, тем

Количество часов

Раздел 2. Наши традиции и герои

34

1

Нижегородская символика

3

Символы Нижегородского края. Нижегородский герб

1

Гербы уездных городов

1

Местная символика. Герб родного поселения

1

2

Легенды и предания земли Нижегородской

3

Памятники устного народного творчества

2

Нижегородские собиратели - фольклористы - В.Н. Морохин, С.В. Афонынин

1

3

Праздники и обычаи

3

Религиозные и светские праздники. Престольные праздники.

2

Местные праздники и обычаи

1

4

Уклад жизни. Домострой

2

Где и как живут нижегородцы

1

Народная медицина. Нижегородская кухня

1

5

Нижегородские начала

2

Князь Юрий (Георгий) Всеволодович - потомок собирателей русских земель

1

Князь Александр Невский - «солнце земли Русской»

1

6

Дорога к храму. Святые Земли Нижегородской

4

Православная традиция. Старообрядчество

1

Знаменитые храмы и монастыри Нижегородской земли

1

Преподобные на Русской земле. Новомученики российские

1

Преподобный Серафим Саровский

1

7

Национальное единство

2

Кузьма Минин - нижегородский земской староста

1

Князь Дмитрий Пожарский

1

8

Великие нижегородцы. Герои живут в нашей памяти

6

Путь к известности. На благо Отечества и родной земли

1

Известные и знаменитые нижегородцы

2

Наши современники. Герои живут среди нас

1

Понятия «герой», «подвиг», «патриот»

1

Известные нижегородские памятники героям

1

9

«Застывшая музыка» Нижегородского края

3

От избы к современной застройке

1

Нижегородские зодчие

1

Шедевры нижегородской архитектуры

1

10

Нижегородский край в литературных памятниках

6

Литературные памятники.

1

Научный подвиг В.И. Даля

1

М. Горький и Нижний Новгород

1

Арзамас в творчестве А.П. Гайдара

1

Театры, музеи, библиотеки

1

Местный краеведческий музей. Экскурсия

1


3 год обучения

Название раздела, тем

Количество часов

Раздел 3. «Золотое кольцо» Нижегородского края

34

1

Городец - город мастеров

3

Основание Городца. Городецкие древности

1

Народные промыслы

1

Новь древнего города

1

2

«Там, где Ока обнимается с Волгой-рекой…»

4

Нижний - сосед Москвы ближний

1

Нижегородский кремль - ожерелье Дятловых гор

1

Нижний Новгород - «карман России». Индустриальный облик города. Заводы-гиганты

2

3

Нижегородское Заволжье

4

«В лесах»: старообрядцы-кержаки.

1

Жемчужины нижегородского севера: Семенов, Ветлуга, Урень

1

Нижегородское Заволжье - центр народного художественного творчества России

2

4

Родина Кузьмы Минина - историческая Балахна

3

Корни мининского рода.

1

Соляной промысел. У истоков Волжского флота

1

Современная Балахна

1

5

Благословенное Дивеево

3

Серафим Саровский и основание женского монастыря

1

Святыни Дивеева

1

Собор Дивеевских Святых

1

6

Пушкинское Болдино

3

А.С. Пушкин и Нижегородский край

1

Родовое имение Пушкиных - Болдино. Музей-заповедник

1

Праздники поэзии. «Болдинская осень»

1

7

Золотые купола Арзамаса

6

Легендарное прошлое Арзамаса. Алена Арзамасская

2

Арзамас - торгово-промышленный и торгово-ремесленный центр

1

Монастыри и храмы древнего Арзамаса

1

Выдающиеся люди Арзамаса

1

Современный Арзамас

1

8

Знаменитые нижегородские села

5

Дороги Нижегородчины

1

Нижегородская глубинка

1

Торгово-промысловые села

1

Заповедные места

1

Село, в котором я живу

1

9

Индустриальные центры

3

Формирование Приволжского горного округа - «Малого Урала»

1

Дзержинск и Кстово - центры большой нефтехимии

1

Нижегородский промышленный комплекс: его настоящее и будущее

1

Список литературы.


  1. Наш край: книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. - Н.Новгород: «Книга», 2006 г.

  2. Нижегородский край: интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса: конспекты уроков. - Н. Новгород: НИРО, 2009 г.

  3. Нижегородский край: Факты, события, люди. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994 г.

  4. В. Д. Федоров и др. История Нижегородской области.- Арзамас, 2004 г.

  5. М.С. Любов. География Нижегородского края: учебное пособие.- Арзамас: АГПИ, 2004 г.

  6. М.С. Любов. География Арзамасского края: учебное пособие.- Арзамас: АГПИ, 2007 г.

  7. Города нашей области. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1974 г.

  8. Очерки истории Арзамаса. - Горький, 1981 г.

  9. Край мой Арзамасский: устн. история сёл, поселений (Крестьянская летопись Нижегородской земли) / сост. и отв. ред. И.М. Промахина. - М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.

  10. М. Морохин. Наши реки, города и села. - Н.Новгород: «Книга», 2007 г.







© 2010-2022