- Преподавателю
- География
- Программа творческого объединения по краеведению Родной край
Программа творческого объединения по краеведению Родной край
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Романова А.В. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ НАУМОВСКАЯ ОШ
Программа
творческого объединения
«Родной край»
(3 года, с 11 лет)
Разработала учитель географии
Романова Анна Васильевна
с. Наумовка
2012 год
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории - основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни.
Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней.
Д.С. Лихачев
В совокупности учебно-воспитательных задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье ныне выступают в ряд первоочередных. Приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям и культуре родного края как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальной образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры. Это право обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.
Приобщение детей к традиционным культурным ценностям (в сфере искусства, морали, мировоззрения, истории и т.д.) необходимо для формирования национальной и культурой идентичности (самобытности) личности, что является важным условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.
Курс «Родной край», являясь по сути краеведческим, тем не менее отличается интегрированным характером, поскольку содержит учебный материал различных образовательных областей. Курс имеет яркую культурологическую направленность, предлагающую знакомство учащихся с культурным достоянием народов, населяющих наш край, понимание и восприятие духовно-нравственных ценностей, которые хранили и приумножали наши предки.
Цель программы: развитие гуманитарной культуры школьников, приобщения их к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории и традициям родного края.
Задачи программы:
- обеспечить усвоение знаний о прошлом и настоящим родных поселений; - познакомить учащихся с традициями своего народа, которые являются системообразующим фоном культурной и национальной идентичности; - воспитывать уважение к истории и традициям родного края; -
- воспитывать культуру межэтнического общения на основе уважения к культуре своего и других народов; - содействовать формированию жизнеспособной личности, готовой реализовывать свои способности в специфической для региона природно - климатической, экономической, социальной и культурной среде.
Организация работы: - количество занимающихся в группе - 10 человек; - дети в возрасте от 11 лет.
Структура построения занятий: - программа «Родной край» рассчитана на 3 года обучения - 102 занятия; - занятия проводятся 1 раз в неделю (всего за год - 34 занятия); - продолжительность занятия - 45 минут.
Прогнозируемые результаты: - формирование у учащихся представления о родном крае, его истории, экономике, населении, природе; - умение самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края; - привитие любви к родному краю.
Методические рекомендации. Реализация программы предусматривает комплексную работу, базирующуюся не только на информации, но и на использовании различных форм поисково-исследовательской, поисково-краеведческой деятельности учащихся. Программа курса предлагает разнообразные формы проведения занятий: беседы, встречи, исследования, дискуссии, конкурсы, викторины, путешествия, лекции, виртуальные экскурсии.
Методы обучения и развития творческих способностей. 1. Групповой метод. 2. Индивидуальная работа. 3.Использование игровых форм. 4. Использование наглядных пособий. 5. Метод исследовательской, экскурсионной деятельности.
Учебный материал состоит из трех разделов: Раздел 1. Родные просторы -34 часа (1 год обучения) Раздел 2. Наши традиции и герои - 34 часа (2 год обучения) Раздел 3. «Золотое кольцо» Нижегородского края - 34 часа (3 год обучения)
Содержание программы
творческого объединения «Родной край»
1 год обучения
№
Название раздела, тем
Количество часов
Раздел 1. Родные просторы
34
1
У карты нижегородской области
5
Путешествуем вместе. Просторы Отечества
1
Приволжский федеральный округ. Нижегородская область
1
Наши соседи
1
Районы области
1
Мое село на географической карте
1
2
Имя дома твоего
5
Топонимика. Городские имена. Нижний Новгород
1
История и культура народа в названиях населенных пунктов области
1
Исторические города и населенные пункты
1
Центры народной культуры
1
История имени родного поселения
1
3
Природа родного края. Памятники природы
10
Природа края. Сокровища недр
3
Памятники природы Нижегородской области
1
Красная книга Нижегородской области
1
Заповедные места Нижегородского края
2
Керженский заповедник. Пустынский заказник
1
Объекты экологического туризма
1
Природные особенности родного поселения
1
4
Большие и малые поселения
5
Формирование поселений Нижегородской области
1
По городам и селам. Горожане и сельчане
2
Профессии Нижегородской глубинки
1
Мой населенный пункт в современной истории области
1
5
Хозяйство края
5
Промышленность области. Заводы и фабрики
1
Сельское хозяйство, агропромышленные предприятия
1
Транспорт области
1
Нижегородский край - центр народного художественного творчества. Нижегородская ярмарка
2
6
Национальные особенности края
4
Этносы и народы на территории Нижегородской области
1
Национальные культура и традиции.
2
Национальные традиции. Переселенцы. Нижегородское гостеприимство
1
2 год обучения
№
Название раздела, тем
Количество часов
Раздел 2. Наши традиции и герои
34
1
Нижегородская символика
3
Символы Нижегородского края. Нижегородский герб
1
Гербы уездных городов
1
Местная символика. Герб родного поселения
1
2
Легенды и предания земли Нижегородской
3
Памятники устного народного творчества
2
Нижегородские собиратели - фольклористы - В.Н. Морохин, С.В. Афонынин
1
3
Праздники и обычаи
3
Религиозные и светские праздники. Престольные праздники.
2
Местные праздники и обычаи
1
4
Уклад жизни. Домострой
2
Где и как живут нижегородцы
1
Народная медицина. Нижегородская кухня
1
5
Нижегородские начала
2
Князь Юрий (Георгий) Всеволодович - потомок собирателей русских земель
1
Князь Александр Невский - «солнце земли Русской»
1
6
Дорога к храму. Святые Земли Нижегородской
4
Православная традиция. Старообрядчество
1
Знаменитые храмы и монастыри Нижегородской земли
1
Преподобные на Русской земле. Новомученики российские
1
Преподобный Серафим Саровский
1
7
Национальное единство
2
Кузьма Минин - нижегородский земской староста
1
Князь Дмитрий Пожарский
1
8
Великие нижегородцы. Герои живут в нашей памяти
6
Путь к известности. На благо Отечества и родной земли
1
Известные и знаменитые нижегородцы
2
Наши современники. Герои живут среди нас
1
Понятия «герой», «подвиг», «патриот»
1
Известные нижегородские памятники героям
1
9
«Застывшая музыка» Нижегородского края
3
От избы к современной застройке
1
Нижегородские зодчие
1
Шедевры нижегородской архитектуры
1
10
Нижегородский край в литературных памятниках
6
Литературные памятники.
1
Научный подвиг В.И. Даля
1
М. Горький и Нижний Новгород
1
Арзамас в творчестве А.П. Гайдара
1
Театры, музеи, библиотеки
1
Местный краеведческий музей. Экскурсия
1
3 год обучения
№
Название раздела, тем
Количество часов
Раздел 3. «Золотое кольцо» Нижегородского края
34
1
Городец - город мастеров
3
Основание Городца. Городецкие древности
1
Народные промыслы
1
Новь древнего города
1
2
«Там, где Ока обнимается с Волгой-рекой…»
4
Нижний - сосед Москвы ближний
1
Нижегородский кремль - ожерелье Дятловых гор
1
Нижний Новгород - «карман России». Индустриальный облик города. Заводы-гиганты
2
3
Нижегородское Заволжье
4
«В лесах»: старообрядцы-кержаки.
1
Жемчужины нижегородского севера: Семенов, Ветлуга, Урень
1
Нижегородское Заволжье - центр народного художественного творчества России
2
4
Родина Кузьмы Минина - историческая Балахна
3
Корни мининского рода.
1
Соляной промысел. У истоков Волжского флота
1
Современная Балахна
1
5
Благословенное Дивеево
3
Серафим Саровский и основание женского монастыря
1
Святыни Дивеева
1
Собор Дивеевских Святых
1
6
Пушкинское Болдино
3
А.С. Пушкин и Нижегородский край
1
Родовое имение Пушкиных - Болдино. Музей-заповедник
1
Праздники поэзии. «Болдинская осень»
1
7
Золотые купола Арзамаса
6
Легендарное прошлое Арзамаса. Алена Арзамасская
2
Арзамас - торгово-промышленный и торгово-ремесленный центр
1
Монастыри и храмы древнего Арзамаса
1
Выдающиеся люди Арзамаса
1
Современный Арзамас
1
8
Знаменитые нижегородские села
5
Дороги Нижегородчины
1
Нижегородская глубинка
1
Торгово-промысловые села
1
Заповедные места
1
Село, в котором я живу
1
9
Индустриальные центры
3
Формирование Приволжского горного округа - «Малого Урала»
1
Дзержинск и Кстово - центры большой нефтехимии
1
Нижегородский промышленный комплекс: его настоящее и будущее
1
Список литературы.
-
Наш край: книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. - Н.Новгород: «Книга», 2006 г.
-
Нижегородский край: интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса: конспекты уроков. - Н. Новгород: НИРО, 2009 г.
-
Нижегородский край: Факты, события, люди. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994 г.
-
В. Д. Федоров и др. История Нижегородской области.- Арзамас, 2004 г.
-
М.С. Любов. География Нижегородского края: учебное пособие.- Арзамас: АГПИ, 2004 г.
-
М.С. Любов. География Арзамасского края: учебное пособие.- Арзамас: АГПИ, 2007 г.
-
Города нашей области. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1974 г.
-
Очерки истории Арзамаса. - Горький, 1981 г.
-
Край мой Арзамасский: устн. история сёл, поселений (Крестьянская летопись Нижегородской земли) / сост. и отв. ред. И.М. Промахина. - М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.
-
М. Морохин. Наши реки, города и села. - Н.Новгород: «Книга», 2007 г.