- Преподавателю
- География
- Методическая разработка Зашифрованная география
Методическая разработка Зашифрованная география
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Анищенко С.С. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Зашифрованная география»
(Применение опорных
сигналов на уроках географии)
Анищенко Светлана Сергеевна,
учитель географии МКОУ лицей № 4 г. Россоши
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь
Древнекитайская мудрость
Уважаемые коллеги! Приглашаю вас в мир географии, науки, пожалуй, самой яркой, захватывающей, доброй, жизнеутверждающей. Как мне кажется, географы в школе - самые любимые учителя. Тема моего мастер-класса «Зашифрованная география» (Применение опорных сигналов на уроках географии).
Задавался ли кто-нибудь из нас вопросами, как много терминов в день, в неделю, в четверть, в год приходится на одного ребенка, какой обвал информации обрушивается на него? А что делаем мы, учителя, чтобы помочь детям запомнить, освоить, усвоить, применить, осуществить интеграцию учебного материала, добиться высоких результатов? Чаще всего мы в массе своей даем лишь словесное объяснение, далее параграф на несколько страниц. А итог прост: объемные домашние задания, великое множество терминов, которые трудно связать с жизнью, в конце концов, ребенок остается наедине с чувством собственного несовершенства, и все возрастающей неуверенностью в собственных знаниях. Какой выход? Помочь. Помочь любой ценой.
Мы пришли в школу ради ребенка и должны понимать, что каждый из наших учеников взаимодействует с этим миром по-своему: один воспринимают большую часть информации с помощью зрения (визуалы), другие получают информацию через слуховой канал (аудиалы), третьи «чувствуют» окружающий мир и воспринимают большую часть информации через обоняние, осязание, с помощью движений (кинестетики), дигиталам нужны цифры, знаки, символы. Если визуалы не видят, то они и «не слышат». Аудиалы лучше запомнят, если не будут на вас смотреть, но их легко включить в обсуждение: они запомнят то, что обсуждали. Кинестетикам нужна навигация, пошаговая инструкция (пойдем вверх - север, руки в стороны - параллели…). Дигиталам не скажешь: «Надо знать!» Они обязательно спросят: «Зачем?» А у вас должен быть ответ (статистические таблицы, цифровые данные исследований…)
Кстати, статистика: исследования ученых показывают что человек забывает 85% от того, что слышит, 60% от того, что видит, и лишь 10 % того, что делает.
К счастью, в чистом виде аудиалы, визуалы, дигиталы и кинестетики практически не встречаются. Но каждого надо учить. Для каждого создать ситуацию успеха и уверенности в себе. Кстати, в мире уже давно подсчитали количество этих типов, и вы видите, что кинестетики занимают большую часть населения нашей земли, а дигиталы наименьшую (К - 60%, В - 20%, А - 15%, Д - 5%). У нас в России картина несколько иная: К и В по 35%, Д - 25%, А - 5%). А главное орудие учителя - слово, речь. А значит, мы воздействуем на мнимых аудиалов, которых в наших классах всего 5%.
Хочу поделиться частью наработок по проблеме, как развивать умение запоминать на уроке необходимый объем информации. Думаю, все знают основной принцип преподавания: для того чтобы хорошо учить ученика на уроке, надо его хорошо знать и понимать.
Итак, чтобы продуктивным был урок географии, необходимо не только рассказывать, но и показывать изучаемый материал, активизируя ощущения, эмоции, чувства, движения, мотивировать мыслить.
Надеюсь, вы помните слова древнекитайской мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому, давайте действовать! И тогда мы запомним 90 % от того, что сегодня делаем.
Известно, что у детей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые пропускают в мозг почти в семь раз больше информации, чем органы слуха. Но для этого учащимся необходимо выделить из общего материала наиболее значимое глазу. С этой целью я применяю технологию опорных сигналов или пояснительных рисунков. Опорный сигнал - это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово и др.), заменяющий смысловое значение. Методику применения и сами опорные сигналы я заимствовала у педагогов-новаторов (Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. и др.), но я дополняю опоры, изменяю и придумываю свои, а также обмениваюсь материалами с коллегами. Например, большим подспорьем в моей работе стали таблицы символов Селиванова С.Д., учителя географии из Королёва, который в 2000 году на страницах журнала «География в школе» делился опытом работы по составлению опорных конспектов по географии межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства, экономических районов России.
Вы скажете, что о роли опорных схем в обучении писал ещё Баранский Н.Н., подчёркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Действительно, опорные сигналы, а также опорные конспекты, способствуют самостоятельному усвоению новых знаний, систематизации учебного материала и формируют целостное восприятие взаимосвязей, существующих между предметами естественнонаучного цикла. Их применение органично сочетается с привлечением учебника, карт, других источников знаний и компьютерных технологий. Имеются широкие возможности при применении интерактивной доски. Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. Сигнал сжимает информацию, облегчает её понимание, упрощает процесс запоминания, помогает выделить главное, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к учебному предмету. Учащиеся запоминают материал, представленный с использованием опоры более осмысленно и надолго.
Выше перечисленные ученые выделяют несколько видов опорных сигналов:
- смысловые
- ассоциативные
- аббревиатурные
- вербальные
- графические.
Самые мои «любимые» формы опорных сигналов:
- схемы
- таблицы
- диаграммы
- ассоциативное поле
- опорный конспект
- алгоритмы.
Применяя технологию опорных сигналов, я заметила, что она помогает развивать память, логическое мышление, раскрывает творческий потенциал учащихся и помогает осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у учащихся с разными уровнями усвоения учебного материала. Но что самое главное! На современном уроке мало применять опорные сигналы и создавать пояснительные рисунки, используя доску и цветные мелки. Надо вовлекать в этот процесс учеников. Пусть они сами предлагают схемы, которые легко позволяют им запоминать изучаемый материал. Задача учителя - корректировка грамотности, чтобы информация была верной, а не искажённой. На своих уроках я даю возможность ученикам побыть авторами того или иного опорного знака, провожу конкурсы на лучшие из них. В качестве закрепления материала предлагаю ученикам сделать компьютерный вариант опорного сигнала или понятийного рисунка. И сама стараюсь на уроках использовать опорные сигналы в тематических презентациях.
Про сигналы-загадки…
1. Чем больше выпадает дождей, тем ниже соленость океанических вод.
2. Воды всех четырех океанов занимают 71 % поверхности планеты.
3. Мировой океан накапливает тепло и отдает его вместе с испарениями атмосфере. 4. Чем глубже погружаешься в воды океана, тем меньше поступает солнечного света и ниже температура вод.
Из них учащиеся составляют схемы- конспекты по темам
Обязательное условие - выбирать единые условные знаки.
Строение Земной коры.Сначала я , потом вы составляете примеры.
Наша задача на уроке: найти, показать и постараться запомнить полуострова материка Евразия. Береговая линия Евразии сильно изрезана, поэтому полуостровов много. Давайте представим, что материк Евразия - это часы (можно представить в виде компаса), а полуострова - это деления на часах. И вот, что у нас получилось. Каждому делению будет соответствовать один или два полуострова. Смотрим на экран, повторяем полуострова, находим их на карте и стараемся запомнить.
Можно запоминать, применяя другие виды опор, например, ассоциации. На что похожи полуострова Евразии? Предлагаю каждому придумать ассоциацию. А вот и детские примеры: Скандинавский полуостров - «тигр», полуостров Индокитай - «голова черепахи», Аравийский полуостров - «валенок», Камчатка - «лопатка» и др.).
Вы понимаете, что подобные манипуляции трудно вместить в один урок, но, как мне кажется, достаточно варьировать объяснение материала под разные психотипы, а уже потом делать детей соучастниками объяснения другим, у них это, порой, получается лучше.
Хотите узнать, к какому психотипу относитесь вы? Интернет предлагает множество тестов. Но здесь и сейчас ответьте себе на один вопрос: где бы вы хотели провести отпуск? (Хотели - главное слово). Если вы подняли взгляд вверх - вы визуал, если вниз - кинестетик, если прямо - аудиал. Для дигитала места не нашлось (так как этот психотип скорее приобретаемый в процессе обучения), но в речи дигитала можно услышать такие слова, как «во-первых, во-вторых…»
Еще раз хочу обратиться к древнекитайской мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому, давайте действовать! И тогда все у нас получится!