Рабочая программа по байкаловедению 5 класс

Программа составлена на основе  авторской программы Кузевановой Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для обучающихся 5(6), 6(7) классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск. -2011г. Структура документа     Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование. Цель курса: ·     ...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по байкаловедению 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 71

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ г.Иркутска СОШ№ 71

________________ И.И. Артамонова

«________»________________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР МБОУ г.Иркутска СОШ №71

_________________________(Ф.И.О.)

«________»________________2014г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей ______________________________

Председатель МО

_____________________ (Ф.И.О.)

«________»________________2014 г.

Рабочая программа по байкаловедению для 5 класса на 2014\2015 учебный год

Учитель Кабенко Марина Юрьевна, высшая квалификационная категория



Количество часов: 34

Учебно-методический комплекс:

  • Учебник Байкаловедение Е.Н.Кузеванова. Иркутск ,2011г.

  • Методическое пособие Байкаловедение Е.Н.Кузеванова. Иркутск ,2011г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы Кузевановой Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для обучающихся 5(6), 6(7) классов общеобразовательных учреждений. - Иркутск. -2011г.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Цель курса:

  • Подготовка детей природоохранному и ресурсосберегающему поведению, содействие осознанию уникальности озера Байкал.

Задачи курса:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве воды озера Байкал

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территорий

  • формирование понятий и представлений о методах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на природу

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у детей





Содержание программы учебного курса

5 КЛАСС

(34 часов)

разд

Тематическое планирование

часы

Деятельность учащихся

Введение

1

Изучение предмета, его уникальность.

Изучение легенд и сказаний о Байкале

    География Байкала

    11

    Изучение географического положения, водного бассейна Байкала, заливов, бухт, остовов, растительного и животного мира, продолжительности сезонов года, их особенностей

      Происхождение Байкала

      7

      Изучение возникновения и формирования Байкала, землетрясений и вулканов. Прогнозирование землетрясений. Изучение сейсмических зон, горных пород, минералов, полезных ископаемых.

        Воды Байкала

        9

        Изучение водного баланса и водообмена озера, свойств воды, прозрачности воды. Сравнение воды Байкала с водами других озер.

          Исследования на Байкале

          6

          Изучение истории открытия озера, первых ученых, современных исследователей и защитников Байкала, современных методов исследования озера.



          Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5(6) класса

          Учащиеся должны знать:

          • разнообразие животного мира в Байкале и на его побережье

          • среды обитания живых организмов на Байкале и в Прибайкалье

          • основные жизненные функции важнейших групп растений и животных на Байкале, особенности пищевых отношений

          • как и когда человек появился на Байкале

          • методы изучения Байкала

          • как люди открывали и исследовали Байкал

          • изменения на побережье Байкала и в самом озере, вызванные деятельностью человека

          • важнейшие природоохранные проблемы на Байкале


          Учащиеся должны уметь:

          • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

          • пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);

          • показывать на карте Прибайкалья основные природные зоны;

          • составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно;

          • оценивать по определенным критериям состояние качества прибрежных вод;

          • оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье.





          Календарно-тематическое планирование 5 класс

          Дата (месяц)

          № урока

          Раздел, тема

          Кол-во часов

          Мате-риал учеб-ника


          Форма учеб-ного занятия

          Требования к уровню подготовки учащихся

          Базовые знания

          Развитие познавательных умений

          Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций


          Введение

          1

          Стр.5

          Урок изучения нового материала

          Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Легенды и сказания о Байкале

          Изучают уникальность озера и критерии его включения в список участков всемирного наследия

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.

          География Байкала - 11 часов.


          Географическое положения озера

          1

          Стр. 7-14

          Урок-путешествие

          Географическое положение озера, реки впадающие в Байкал, Ангара

          Знакомятся с географическим положением озера.

          Вырабатывают навыки работы с картой

          Формируют культуру учебного труда

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Береговая линия

          1

          Стр. 120-127

          Урок-путешествие

          Заливы, соры, бухты

          Знакомятся с особенностями береговой линии озера

          Развивают навыки работы с контурной картой

          Формируют культуру учебного труда

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Острова

          1

          Стр. 131-133

          Урок-путешествие

          Название островов и их расположение, их обитатели

          Знакомятся с островами, особенностью их положения

          Развивают навыки работы с контурной картой

          Формируют культуру учебного труда

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Горное окружение

          1

          Стр. 146-155

          Практикум

          п/р «ФГП»

          Ландшафтное разнообразие побережья

          Знакомятся с горным окружением озера.

          Развивают навыки работы с физической картой

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Особенности климата на Байкале

          1

          Стр.

          192-196

          Практикум

          п/р «Климат»

          Климат. Условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы.

          Знакомятся с особенностями климата и погоды.

          Развивают логическое мышление.

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Ветры

          2

          Стр.

          201-209

          Практикум

          п/р «Ветры»

          Ветры, шторма, легенды и сказки о ветрах

          Знакомятся с ветрами, штормами

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Сезоны года

          1

          Стр. 199-201

          Урок-конкурс

          Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления.

          Знакомятся с временами года, климатической характеристикой времен года

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Обобщение по теме: «География Байкала»

          1


          Урок-игра

          Краткое обобщение

          Систематизируют знания по теме

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Контроль знаний по теме

          1


          Тестирование

          Основной материал по теме

          Выявление уровня усвоения материала

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.

          Происхождение Байкала - 7 часов


          Геологическое происхождение Байкала

          2

          Стр. 54-67

          Урок изучения нового материала

          История формирования Байкальской котловины

          Знакомятся с историей возникновения озера

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Полезные ископаемые

          1

          Стр. 134-145

          Практикум

          п/р «Полезные ископаемые»

          Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

          Знакомятся с горными породами и полезными ископаемыми

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Рельеф дна

          1

          Стр. 128-130

          Урок изучения нового материала

          Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные шельфы, каньоны, террасы

          Знакомятся с рельефом дна

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Землетрясения и вулканы

          1

          Запи-си в тетр

          Практикум

          п/р «Землетрясения»

          Причины землетрясений, сейсмические зоны, прогноз

          Знакомятся с причинами землетрясений

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.

          Основы ОБЖ


          Современное геологическое строение Байкальской котловины

          1

          Запи-си в тетр

          Урок изучения нового материала

          Горные породы, минералы, полезные ископаемые, глубины и рельеф дна, связь с мантией Земли

          Знакомятся с современным геологическим строением Байкальской котловины

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Обобщение по теме: «Происхождение Байкала»

          1


          Викторина

          История происхождения Байкала и рельефа дна

          Систематизируют знания по теме

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Контроль знаний по теме

          1


          Тестирование

          Контроль знаний

          Проверка уровня усвоения темы

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.

          Воды Байкала - 9 часов


          Водный баланс Байкала

          1

          Стр. 230

          Урок изучения нового материала

          Поступление воды в озеро. Количество воды поступающей и вытекающей

          Знакомятся с формированием водного баланса

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Свойства воды

          2

          Стр. 235-237

          Практикум

          п/р «Свойства воды»

          Оптические свойства воды. Прозрачность воды

          Знакомятся с особенностями воды озера

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Уникальность Байкальской воды

          1

          Стр. 242

          Урок-игра

          Уникальность воды в сравнении с другими озерами

          Знакомятся с уникальностью воды Байкала

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Температура Байкальских вод

          1

          Стр. 214-218

          Практикум

          п/р «Температура вод»

          Сезонная динамика температур. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим

          Знакомятся с температурным режимом Байкальских вод

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Течения в Байкале

          1

          Стр. 210-213

          Практикум

          п/р «Течения»

          Источник течений в Байкале. Виды течений

          Знакомятся с течениями в Байкале

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Ледовый режим

          1

          Стр. 219-221

          Урок изучения нового материала

          Время замерзания, толщина льда, период таяния, связь с климатом

          Знакомятся с ледовым режимом

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Обобщение по теме: «Вода Байкала»

          1


          Викторина

          Уникальность, температура воды, течения и ледовый режим

          Систематизируют знания по теме

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Контроль знаний по теме

          1


          Тестирование

          Контроль знаний

          Проверка уровня усвоения темы

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.

          Исследования на Байкале - 6 часов


          История открытия Байкала

          1

          Стр. 16

          Конференция

          История открытия озера Байкал

          Знакомятся с историей озера.

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Изучение Байкала в XIX веке

          1

          Стр. 16-17

          Конференция

          Ученые, изучавшие Байкал в XIX веке

          Знакомятся с учеными байкаловедами

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Изучение Байкала в XX веке

          1

          Стр. 18-19

          Практикум

          п/р «Методы исследования»

          Ученые, изучавшие Байкал в XX веке

          Знакомятся с учеными байкаловедами

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Методы изучения Байкала

          1

          Стр. 20-21

          Киноурок-экскурсия

          Методы изучения Байкала Современные методы изучения Байкала

          Знакомятся с методами изучения Байкала

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Обобщение по теме: «Изучение Байкала»

          1


          Викторина

          Краткое обобщение знаний

          Систематизируют знания по теме

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.


          Контроль знаний по теме

          1


          Тестирование

          Контроль знаний

          Проверка усвоения изученного материала

          Расширение кругозора.

          Формирование любви к природе.

          Формирование основ экологических знаний.



          © 2010-2022