СФГОС для слабослышащих детей

Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушением слуха направлен на обеспечение прав детей, на образование. Для его реализации необходимо решить ряд специальных задач. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В данную группу входят школьники с различными нарушениями, в том числе и дети с нарушением слуха. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными п...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования слабослышащих детей

Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушением слуха направлен на обеспечение прав детей, на образование. Для его реализации необходимо решить ряд специальных задач:

  • Введение в образовательный процесс всех детей с нарушением слуха вне зависимости от тяжести их проблем, т. Е. исключение самой возможности определения ребенка как «необучаемого»;

  • Создание специальных коррекционных программ;

  • Гарантированное оказание систематической специальной помощи детям с нарушением слуха, которые обучаются в массовой школе.

Решение этой задачи возможно только при организации специальной коррекционной среды в массовой школе в соответствии с СФГОС.

  • Обеспечение ребенку с нарушением слуха, имеющему вынужденные ограничения контактов с миром, не только овладения академическими данными, но и жизненными компетенциями. Поэтому в структуре содержания образования впервые четко выделяются его взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненной компетенции».

Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В данную группу входят школьники с различными нарушениями, в том числе и дети с нарушением слуха.

Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями.

Особые образовательные потребности, задаются спецификой нарушения, которые определяют особые потребности, выполняющие ряд условий:

  • Специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;

  • Требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников (развитие речи, развитие слухового восприятия и совершенствование произношения, коррекционная ритмика);

  • Необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

  • Индивидуализация обучения;

  • Организация пространственной и временной среды;

  • Расширение образовательного пространства, выходящее за пределы образовательного учреждения.

В соответствии с отечественными традициями, целью специального образования является введение в культуру ребенка ориентированного на норму развития обучения.

СФГОС рассматривается как неотъемлемая часть стандарта общего образования.

Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с нарушением слуха - это документ, который определяет комплекс норм, требований к объектам стандартизации в сфере образования детей с нарушением слуха.

Основными объектами стандартизации являются структура образования, его содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся.

Предметом стандартизации в специальном стандарте образования становится уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.

Стандарт не регламентирует образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, формы и способы получения образования.

Специальный образовательный стандарт ориентирует учебно-воспитательный процесс на результаты образования, определяемые с учетом цели образования.

Стандартизируются три уровня школьного образования: цензовый, т. е. сопоставимый уровнем основного и/или полого общего образования здоровых сверстников, два других уровня принципиально не сопоставимы с цензом.

Стремление обеспечить цензовый уровень образования всем категориям детей с нарушением слуха вступает в противоречие с особенностями психофизического развития. Решение этой проблемы обязательного образования помогают вариативные учебные планы, коррекционная направленность педагогического процесса, которая реализуется через учебный план, программы, методы обучения. Теория и практика дифференцированного обучения детей с нарушением слуха говорит о том, что для части детей с нарушением слуха школьного возраста доступно освоение полного среднего образования в объеме, предусмотренном для нормально развивающихся школьников, но при наличии специальных условий обучения.

Условия получения образования детьми с ОВЗ:

  • правовое обеспечение;

  • кадровое обеспечение - квалифицированные педагоги (общей и коррекционной педагогики), а так же лица, осуществляющие медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ:

  • финансово-экономическое обеспечение;

  • материально-техническое обеспечение:

  • организация пространства,

  • организация временного режима,

  • техническими средствами обучения,

  • специальными учебниками, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, отвечающими особыми образовательными потребностями на каждой ступени образования.

  • информационное обеспечение.

Для гарантированного получения различного по уровню школьного образования детьми с нарушением слуха разработаны варианты специального стандарта, при этом каждый вариант характеризуется по следующим параметрам:

  • итоговому уровню школьного образования и соотношению «академического» и социального компонентов;

  • структуре специальной образовательной программы;

  • результатам обучения на каждой ступени;

  • условиями, которые должны быть созданы для получения образования данного уровня.

Для каждой категории детей с ОВЗ разрабатывается набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.

Различия в вариантах стандарта учитывают уровень подготовки, степень развития детей и их потенциальные психофизические возможности в освоении образования.

Любой ребенок с нарушенным слухом должен найти свое место в школьной образовательной системе и осваивать тот вариант стандарта образования, который обеспечивает удовлетворение его специальных образовательных потребностей.

Ребенок с нарушением слуха может овладевать образование в общеобразовательных школах по месту жительства, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I и II вида, в учреждениях комбинированного вида. Важно учитывать готовность ребенка с нарушением слуха к той или иной форме получения образования, вид учреждения выбирают родители с учетом рекомендации ПМПК.

СФГОС для слабослышащих детей

«Академический» компонент специального стандарта для глухих детей соответствует основному содержанию фундаментального ядра стандарта общего образования (ФГОС). Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует основополагающие элементы научного знания, обязательные для изучения в образовательных учреждениях общего образования: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах и т. п.

Обязательная часть общеобразовательных программ составляет 80-90 %, участники образовательного процесса формируют 10-20 %.

Формирование компетенций (второй компонент содержания специального образования) предполагает исходно заданное требование к образовательной подготовке ученика в этом направлении. Содержание образования по этому компоненту представлено как в фундаментальном ядре, так и в часы внеурочной, внеклассной деятельности, по различным направлениям социально-адаптационной, образовательно-воспитательной и коррекционной работы. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности. Образовательная компетенция предполагает не усвоение школьниками отдельных друг от друга знаний, умений, а овладение процедурой целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений, способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов. В содержание обучения глухих детей включается формирование не только образовательной, но и жизненной компетенции, затрагивающей проблемы коммуникации, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки, выполнение морально-этических норм и др.

Каждый вариант стандарта имеет базовое содержание образования и минимальные требования к результатам обучения. Достижение этого уровня образованности школьника с нарушением слуха должно обеспечивать любое государственное учебное заведение, реализующее государственную систему обучения. Базовое содержание образования шире и глубже минимального уровня образования.

Первый вариант СФГОС

(цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников, - находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.

Осваивая в общеобразовательной школе основную образовательную программу (ФГОС), ребенок с ОВЗ имеет право на специальные условия сдачи ЕГЭ, ГИА и других текущих контрольных срезов. В случае необходимости среда и рабочее место должны быть специально организованны в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Обязательной является систематическая специальная помощь - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, помощь в формировании полноценной образовательной компетенции.

Коррекционную помощь оказывают специалисты: дефектолог, специальный психолог, которые могут работать как общеобразовательной школе, так и в специальной (коррекционной) школе соответствующего вида или другой структуре системы образования (здравоохранения), где есть специалисты необходимые ребенку профиля (Центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, сурдологические центры и кабинеты, ПМПК и др.).

Направления коррекционной (структура коррекционной программы):

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

  • овладение социально-бытовыми навыками;

  • Овладение навыками коммуникации, дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственных организаций;

  • Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

В соответствии с установленной структурой коррекционной программы определяются специальные требования к результатам обучения, при завершении каждой ступени школьного образования.

В случае возникновения трудностей в освоении того или иного раздела основной образовательной программы сурдопедагог (специалист-дефектолог) может дополнить структуру коррекционной программы соответствующем направлением работы до момента преодоления возникших трудностей.

Неспособность ребенка с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной программы не должно служить препятствием для освоения первого варианта СФГОС.

Данный вариант СФГОС адресован детям, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющими положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Родители ребенка с ОВЗ, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а так же готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома. В случае затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками ребенок направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям по его дальнейшему обучению.

Второй вариант СФГОСТ

(цензовый уровень)

Для наиболее многочисленной части детей с нарушением слуха (в настоящее время они обучаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I вида) требуется разработка специального стандарта (второй вариант), включающего в содержание образования, согласно Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, две части - «академический» компонент и компонент «жизненной компетенции», а также проведение коррекционно-педагогической, социально-адаптационной и образовательно-воспитательной работы. Ребёнок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки и находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития. Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку. Второй вариант стандарта отличается от первого и усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с нормально развивающимися сверстниками.

Третий вариант СФГОС

(нецензовый уровень)

Третья группа детей с нарушением слуха не способна к освоению в полном объёме содержания общего образования, разработанного для нормально развивающихся детей. Этим детям необходим специальный образовательный стандарт (третий вариант), включающий также два компонента. При этом «академический» компонент соотносится с аналогичным компонентом специального стандарта второго варианта, но не равен ему по объёму. Компонент «жизненной компетенции» в третьем варианте стандарта шире, чем во втором. Данный вариант не предполагает освоения цензового уровня образования. Ребёнок получает образование, не сопоставимое по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения. Ребёнок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место каждого ребёнка организуются в соответствии со специфическими потребностями данной категории детей и особенностями развития конкретного ребёнка. В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.

Четвёртый вариант СФГОС

(индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

Четвёртая группа детей с нарушением слуха в сочетании с глубокой умственной отсталостью, которая часто оказыва лась вне образовательных учреждений, также имеет право на образование. Для этих детей необходимо стандартизирован, индивидуальный подход к определению содержания образо вательного и социального компонентов их школьного образо вания, сам механизм взаимодействия специалистов и семьи, принятия решения о содержании образования ребёнка, требованиях к его достижениям и обоснованному наращиванию их на протяжении всего периода обязательного школьного образования. Ребёнок получает образование, уровень которого определяется прежде всего его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребёнок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы необязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребёнка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками. Данный вариант стандарта, как и предыдущий, предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Различия в вариантах стандарта учитывают уровень подготовки, степень развития детей и их потенциальные психофизические возможности в освоении образования. Любой ребёнок с нарушенным слухом должен найти своё место в школьной образовательной системе и осваивать тот вариант стандарта образования, который обеспечивает удовлетворение его специальных образовательных потребностей.

В соответствии с установленной структурой коррекционной программы определяются специальные требования к результатам обучения по отношению к каждой категории детей с ОВЗ при завершении каждой ступени школьного образования.

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, образующие структуру коррекционной программы:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребёнка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей детей и реализации их права на получение образования, адекватного возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.



© 2010-2022