Доклад по теме Самостоятельные и контрольные работы на уроках географии в СКШИ 8вида

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 16»













Доклад по теме:

«Самостоятельные и контрольные работы на уроках географии в СКШИ 8вида».





Выполнила :учитель географии Коржуева Т.В.



2015год.

Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями учащихся в настоящее время является актуальной. Важнейшим требованием к уроку является активная деятельность учащихся, которая формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется сознательными усилиями и действиями учащихся для успешного выполнения задач, возникающих в процессе обучения. Активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков.
Мощным средством активизации умственной деятельности и усвоении знаний учащимися являются самостоятельные работы.
Самостоятельная работа, по мнению Т.А. Ильиной, представляет собой особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, который осуществляется под руководством учителя, но без его участия, и характеризуется большой активностью протекания познавательных процессов. Самостоятельная работа может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время, служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовке учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний.
Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения позволяет решать следующие задачи:
• повысить сознательность и прочность усвоения знаний;
• выработать у школьников умения и навыки, требуемые программным материалом каждого учебного курса географии;
• научить учащихся пользоваться приобретенными ЗУН в жизни;
• развивать у учащихся познавательные способности;
• привить им культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться.
Существуют различные подходы к определению типов и видов самостоятельных работ. Например, выделяют 4 типа самостоятельных работ по форме заданий: по образцу, репродуктивные, вариативные, творческие.
Первые два типа работ по характеру познавательной деятельности относятся к воспроизводящим, вариативные самостоятельные работы являются переходными от воспроизводящих к творческим. Последний тип работ менее доступен учащимся нашей школы. В.В. Воронкова отмечает (1994г), что в процессе обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием «самостоятельные работы рекомендуются в основном для закрепления знаний, формирования умений и навыков и как контроль усвоенного ими. В отдельных случаях возможны некоторые виды работ до объяснения учителем нового материала».
Все виды самостоятельных работ учащихся по цели их использования обычно делят на 3 группы:
1. Работы, развивающие умения применять знания на практике (работа с книгами, вычленение существенных черт явлений и специфики географических объектов).
2. Работы, развивающие активность учащихся в процессе их деятельности (упражнения на использование различных приемов умственных действий).
3. Работы, развивающие познавательную деятельность и формирующие в процессе этой деятельности новые знания, умения и навыки.
В дидактике различаются три ступени в самостоятельной работе учащихся с точки зрения уровня помощи учителя географии:
- предварительные упражнения, подготавливающие к самостоятельной работе (приемы их выполнения, как правило, предварительно разбираются с классом);
- полу самостоятельные работы, выполняемые учащимися под непосредственным руководством учителя (когда для каждого этапа работы ставятся определенные задачи и в отдельных наиболее трудных частях работы учитель оказывает непосредственную помощь);
- самостоятельные работы (когда учащиеся выполняют работу без помощи учителя).
Чтобы учащиеся начали работать самостоятельно на моих уроках, я, начиная с 6 класса, последовательно и постепенно формирую приемы учебной деятельности школьников, необходимые для выполнения самостоятельных работ на уроках географии и при подготовке домашних заданий. Такими приемами являются:
• формулирование краткого ответа на вопрос по материалу,
• формулирование дополнений и исправлений к ответам других учащихся,
• ориентировка в тексте учебника и поиск ответов на вопросы,
• изложение своими словами содержания наглядного пособия (картинки, рисунка, карты) соотнесение иллюстрации с текстом,
• составление плана статьи (простого), постановка вопросов по содержанию статьи,
• сравнение двух событий, явлений на наглядной основе и без опоры на наглядность,
• формулирование вывода по изучаемой теме.
Большое значение для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии имеет обучении их приемам самостоятельной работы с учебником. Вариантов работы с учебником много. Познакомив на вводном уроке школьников 6 классов со структурой, содержанием, оформлением учебника, я учу учащихся самостоятельно работать с ним. Обязательно знакомлю их с памяткой «Как работать со статьей учебника».
«Как работать со статьей учебника».
1. Почитай всю статью.
2. Рассмотри картинки, схемы, фотографии.
3.Обрати особое внимание на выделенные в тексте факты, выводы, названия географических объектов, новые термины.
4. Перескажи материал, с начала пользуясь учебником, потом без него.
5. Подготовь ответы на вопросы в конце статьи.
В дальнейшем, если материал прост и доступен ученикам, то организую самостоятельную работу по учебнику с последующей обобщающей беседой. Таким образом, могут быть организованы самостоятельные работы на основе плана географической характеристики района страны или природной зоны, материка. Указав задачу, которая стоит перед учениками, предлагаю им самостоятельно прочитать соответствующие части текста учебника, и по плану рассказать о географическом положении страны, материка. После окончания работы некоторые ученики отчитываются о выполненных ими заданиях, а другие дополняют или исправляют ответы. В заключение делаем краткий вывод об особенностях района страны, природной зоны или материка.
Возможна и другая организация самостоятельной работы на уроке, когда она не выступает виде отдельной его части, а непосредственно связывается с изложением учителя. При этом самостоятельная работа может проводиться, как одновременно с изложением учителя, так и после него. В первом случае, учащиеся выполняют, какую - либо самостоятельную работу, слушая мой рассказ. Например, наносят объекты на контурные карты, делают рисунки и т.д. Во втором случае я даю задание для самостоятельной работы, излагаю материал, а затем школьники выполняют это задание. Л.М. Панчешникова считает, что при такой организации самостоятельной работы «изложение учителя должно быть богатым по содержанию фактов, но преимущественно описательным, включать необходимые сведения, но не давать их истолкования. Задача истолкования фактического материала ставится перед учащимися в форме задания». Например, урок в 9 классе по теме «Франция: географическое положение, природа, экономика». Мой рассказ по этой теме содержит факты, характеризующие Францию как одну из передовых сельскохозяйственных стран. Задание для самостоятельной работы требовало от учащихся нахождения в тексте учебника причин, которые способствовали развитию во Франции сельского хозяйства.
Самостоятельные работы на основе учебника охватывают разнообразную работу с каждым из его элементов (с текстом, картами, иллюстрациями, схемами, таблицами), выполнение содержащих в нем заданий. Например, урок географии в 6 классе «Горы. Землетрясения. Извержения вулканов». Вначале я разъясняю, как читать в учебнике и составлять схему «Строение вулкана» в тетради. Затем, предлагаю ответить на вопросы: «Что такое извержение вулканов? Как происходят извержения вулканов? Из каких частей состоит вулкан?». Далее, я - на доске, а учащиеся в тетрадях зарисовывают схему «Строение вулкана» и подписывают название основных частей.
Самостоятельная работа целесообразна только тогда, когда учащиеся подготовлены к ней предшествующей работой. Задания для самостоятельного выполнения должны быть доступны учащимся, дифференцированы по уровню обучаемости учеников, разнообразны по содержанию, должны даваться на каждом уроке, на разных этапах и постепенно усложняться. В практике своей работы я широко применяю систему самостоятельных работ по карточкам - заданиям, рабочим тетрадям(Лифановой Т.Н.). Это могут быть задания, содержащие понятийный, картографический материал. Результаты самостоятельной работы обязательно проверяются. В целях воспитания интереса к географии в самостоятельную работу часто включаю задания игрового характера: кроссворды, ребусы.
Система программированных заданий по тетрадям Лифановой Т.Н. позволила мне обеспечить на уроках географии активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением новых знаний, своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся. Заполнение перфокарт, выполнение буквенных или цифровых заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти и моторки учащихся, интереса к географии. Одной из главных задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний. В процессе обучения географии стараюсь увеличивать количество источников, используемых для самостоятельной работы учащихся: дети обращаются к дополнительной литературе, некоторые пользуются Интернетом. Они пишут доклады, рефераты, делают презентации, готовят устные сообщения, конечно, такая работа доступна не всем ученикам.
Помимо самостоятельных проверочных работ я выявляю уровень их знаний с помощью контрольных работ. В своей работе использую в основном тестовый контроль. Использование на уроке географии тестовых(контрольных) заданий помогает мне обеспечивать активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать необходимую помощь, учитывать индивидуальные особенности учащихся с проблемами интеллектуального развития, а также позволяет прослеживать путь развития учащихся, выстраивать линию достижения и неудач. Тестовые(контрольные ) задания подводят учащихся к развитию самоконтроля, формированию адекватной самооценки своей учебной деятельности и адекватного отношения к оценке со стороны учителя, одноклассников. Эти задания выполняют коррекционную функцию, так как способствует коррекции психических процессов, эмоционально - волевой и личностной сфере. Тестовый контроль мною проводится как по итогам определенных - четвертных, годовых отрезков времени, так и по темам. Применяемые контрольные тестовые задания иметь разный уровень сложности, так как контингент учащихся школы разнороден по своим возможностям усвоения знаний. Один и тот же тест может быть предложен учащимся для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце работы по теме. Таким образом, имеется возможность отследить те моменты в усвоении программного материала, который по каким-либо причинам не усваивается детьми. Данная форма контроля позволяет мне получать объективные данные об усвоении познавательного материала всеми учениками класса, группы.

Все самостоятельные работы, тестовые -контрольные работы проводятся мной в тесной связи с излагаемым материалом и даются в последовательности, обеспечивающей его усвоение, а также усложнение выполняемых работ.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:

1. Баринов И.И. Современный урок географии: методические разработки уроков / И.И. Баринов.- М.: Школа-Пресс, 2000 - 128 с.

2. Головина Т.И. Практические работы по географии во вспомогательной школе/ Т.И. Головина. - М: «Просвещение», 1975. - 43 с.

3. Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе/ А. Г. Григорьянц.- Ташкент: Укитувчи, 1980. - 163 с.

4. Мурашев, Г.В. Как умственно отсталые школьники применяют географические знания на практике/ Г.В. Мурашев.- М.: «Известия» АПН, 1998, вып. 19. - 116 с.

5. Даринский А.В. Урок географии в средней школе, М. «Просвещение», 1984г.



© 2010-2022