• Преподавателю
  • География
  • Разработка урока по теме Географическое положение, история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемые

Разработка урока по теме Географическое положение, история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемые

Данная разработка составлена в форме сценария игры постройки отеля. Используются информационные, игровые, здоровьесберегающие технологии. Начинается урок с решения проблемной ситуации - это подведение к теме. Прослеживаются межпредметные связи с литературой. Формируются информационные, учебно-познавательные, ценностно-смысловые компетенции. Выясняются особенности материка, географическая номенклатура по теме усваивается в форме игры, крайние точки в форме установления соответствия. Приводятся кр...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ефимова Л.П.

Ефимова Л.П. МКОУ «Дракинская СОШ»

Разработка урока по теме Географическое положение, история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемыеРазработка урока по теме Географическое положение, история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемыеРазработка урока по теме Географическое положение, история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемыеРазработка урока по теме Географическое положение, история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемые

Урок по географии на тему: «Географическое положение, история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемые»

7 класс

МКОУ «Дракинская СОШ»

Учитель географии Ефимова Л.П.

Урок на тему «Географическое положение , история исследования Австралии. Рельеф и полезные ископаемые» 7 класс

Цели:

  1. Совершенствование умений работать с градусной сетью карты (определять координаты крайних точек материка) и с контурной картой.

  2. способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли при ответах на поставленные вопросы, умения общаться в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

  3. способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Земли, экологическое сознание;

  4. способствовать развитию географического мышления учащихся, то есть научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им географические проблемы.

Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, атласы, контурные карты, коллекция полезных ископаемых, физическая карта Австралии

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы с вами, можно сказать, не знакомы, но, я думаю, понимать друг друга мы сможем, потому что на уроке будем говорить на одном языке - языке географии. Сегодня у нас в гостях Архивариус, который будет нашим помощником в изучении документов.

  2. Актуализация знаний.

Скажите, какой южный материк вы изучили? Давайте немного повторим.

Разделите предложенные слова на 2 группы. Объясните свой выбор.

Нил, Драконовы, Атлас, Оранжевая, Эфиопское, Карпентария, Замбези, Конго, Капские.

Нил, Оранжевая, Замбези, Конго - реки

Драконовы, Атлас, Эфиопское, Капские - горы.

Создание проблемной ситуации. Карпентария никуда не относится. Почему? (это не относится к Африке, это залив у берегов Австралии).

Как вы думаете, что нам предстоит сегодня изучить? (Австралию)

С чего начинается изучение любого материка? (с его географического положения, истории исследования).

Объявляется тема урока, корректируются высказанные учащимися цели урока.

  1. Изучение нового материала:

Мы живем в XXI веке. В мире быстрыми темпами развивается туризм. Туристический сервис сейчас -составная часть дохода многих стран.

Ребята, представьте, что сегодня вы строители. Вам нужно построить виртуальный отель. А сколько в нем будет «звезд», зависит от вас, потому что кирпичиками на этой стройке будут ваши знания. А я вам помогу.

Речь сегодня пойдет о загадочном и манящем континенте под названием Австралия. В дословном переводе слово Австралия обозначает «Южная земля».

Послушайте стихотворение об этом удивительном материке. Постарайтесь выявить особенности материка. Их столько же, сколько пальцев на руке.



Австралия - страна наоборот.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды.

Они в пустыне пропадают где - то.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье.

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населенья.

Австралия - страна наоборот.

Её исток - на Лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия - страна наоборот.

(Г.Усова)

Итак, Австралия - это самый… какой материк? (Обсуждение стихотворения)

Особенности материка:

  1. Самый маленький (площадь 8,8 млн. км2, что примерно в 6 раз меньше Евразии. Но Австралия - это еще и единственная страна в мире, занимающая целый материк. И как страна она примерно в 33 раза больше Великобритании). Если учащиеся затрудняются выявить эту особенность, нужно обратиться к рис. 3 в учебнике на стр.7

  2. Самый сухой материк (большую часть материка занимают пустыни). Подтвердите примерами с помощью физической карты Австралии.

  3. Самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.

  4. Самый малонаселенный материк (На материке живет немного более людей, чем в Нью-Йорке или Токио)

  5. Самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь больше нигде на земном шаре. Такие организмы называют эндемиками.

ВЫВОД: Следовательно, Австралия - уникальный материк Земли.

Итак, ребята, первую «звездочку» нашего отеля вы заработали (на доске прикрепляется звезда) Двинемся дальше?


Давайте рассмотрим окрестности нашей стройки.
Очертания береговой линии. Игра «Что такое?» с показом на физической карте Австралии

Карпентария -

Тасмания-

Кейп-Йорк-

Большой Австралийский -

Арафурское-

Большой Барьерный -

Новая Зеландия -

Арнем-Ленд-

Коралловое -

Торресов -

Какой вывод можно сделать об изрезанности береговой линии?

ВЫВОД: береговая линия слабо изрезана.

Нам необходимо определить адрес нашего отеля.

Обратитесь к плану географического положения материка на с.311.

  1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана?

2.Крайние точки материка:

Установи соответствие: (на доску вывешиваются таблички) Нужно записать в тетради правильное соответствие.

39ою.ш. 147ов.д. м. Йорк

26ою.ш. 113о в.д. м. Саут-Ист-Пойнт

10ою.ш. 142ов.д. м. Байрон

28° ю. ш. 153° в. д. м. Стип-Пойнт

Проверка:

10ою.ш. 142ов.д. . м. Йорк

39° ю. ш. 147° в. д. м. Саут-Ист-Пойнт

26° ю. ш. 113° в. д. м. Стип-Пойнт

28° ю. ш. 153° в. д. м. Байрон

Обозначьте крайние точки на контурной карте.

3.В каких климатических поясах расположен материк? (подсказка в атласе на карте климатических поясов мира)

4.Какие океаны и моря омывают материк?

5.как расположен материк относительно других материков?

Молодцы! Получите вторую «звезду».

История исследования материка.

Так как Австралия сильно удалена от других материков, лежит в стороне от главных торговых путей, она была открыта значительно позже других материков.

Как же это происходило? Кто был исследователем этих земель? Слово Архивариусу.

-В архивах по вопросу исследования материка Австралия говорится об А.Тасмане и Д. Куке следующее:

Абель Тасман

- голландский мореплаватель, исследователь и купец. Получил мировое признание за возглавляемые им морские походы в 1642-1644 годах. Первым среди известных европейских исследователей достиг берегов Новой Зеландии. Исследовал северные и северо-западные берега Австралии и открыл остров, позже названный его именем. Это произошло в 1642 году.


Джеймс Кук

Джеймс Кук - английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских военно-морских сил. Сын батрака, дослужившийся к 40 годам от простого матроса до лейтенанта, он возглавлял три экспедиции по исследованию мирового океана, все были кругосветными. Во время этих экспедиций совершил ряд географических открытий. В 1768 английское правительство организовало экспедицию для проведения географических и астрономических исследований на Тихом океане. Эта экспедиция на судне «Индевор» («Попытка») во главе с капитаном Джеймсом Куком достигла восточного берега Австралии в 1770 году. Был обнаружен Большой Барьерный риф. Кук назвал эту землю Новым Южным Уэльсом и объявил ее владением Англии. Результатом его путешествий стало подтверждение того, что Австралия - это единый земельный массив.

Добавление учителя:

Капитан Кук очень почитается в Австралии. Так, одной из достопримечательностей Мельбурна является домик знаменитого английского мореплавателя - небольшое двухэтажное каменное здание с крутой черепичной крышей. Домик Кука первоначально находился в Англии, в нем жили родители Кука, гостил там и он сам, возвратясь из дальних плаваний. В начале 30-х годов XX века домик был куплен состоятельным австралийцем, разобран и перевезен в Мельбурн. Сейчас здесь музей, и туристы рассматривают потрескавшийся глобус, полуистлевшие карты, старинные навигационные приборы, которыми пользовался Джеймс Кук.

С конца ХVIII века начинается колонизация и освоение материка. 26 января 1788 г. на берег высадились первые англичане, положившие начало заселению континента. Ими были 1030 английских солдат, матросов и каторжников. Командующий прибывшей флотилией капитан Артур Филип назвал залив, где произошла высадка бухтой Сиднея - в честь британского министра внутренних дел лорда Сиднея. На этом месте возник самый первый город на материке - город Сидней.

Решение логической задачи:

- Как вы считаете ребята, почему открытие Австралии началось с её северного, южного и юго- восточного побережья, а не с восточного? Ведь именно с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути.

(На пути морякам встретился Большой Барьерный риф)


Физкультминутка. (под музыку шума прибоя). А теперь, ребята, попробуем повторить путь Кука вплавь.

Встали из-за парт, вышли в пространство между рядами. И «поплыли». (делаются плавательные движения руками из середины в стороны) На пути причудливые кораллы Большого Барьерного рифа. Мы уклоняемся от них: вправо (наклон вправо), влево, опять вправо, еще раз влево. До берега осталось чуть-чуть, но позади акула, плывем быстрее (брассом). Всё! Доплыли. Отряхнули ноги, теперь руки. Сели за парты.

Молодцы! И третья «звезда» загорелась на нашем отеле.

Ребята, а при строительстве учитывается рельеф местности? Значит нам нужно рассмотреть рельеф Австралии.

Анализ физической карты Австралии.

-Какие формы рельефа преобладают? (равнины)

-Есть ли горы? Какие? (Большой Водораздельный хребет)

-Назовите высшую точку этих гор (г. Косцюшко 2228 м)

_Найдите самое низкое место на материке (впадина озера Эйр-Норт -16 м)

ВЫВОД: Особенности рельефа Австралии (записываются в тетрадь)

1. Преобладание равнин (почти половина площади материка)


2. Низменности- не только вдоль побережья, но и в центре материка.


3. Нет высоких гор и плоскогорий.
Отсюда следует, что Австралия -самый низкий материк.

Как объяснить такие особенности? Какая карта поможет?

Анализ карты «Строение земной коры» в атласе.

В основе материка- древняя платформа, а горы на востоке Австралии сложены древней складчатостью. На материке нет областей новой складчатости, нет современного оледенения. А это значит, что Австралия - еще и самый спокойный в геологическом отношении материк.

Какую географическую закономерность мы повторили? (Если в основании залегает платформа, в рельефе будет равнина, если складчатые области - то горы).

Ребята, сравните рельеф Австралии и Африки?

Черты сходства: в рельефе обоих материков большое место занимают плоскогорья, в основе их залегают платформы; в составе одного материка Гондваны были; близко к поверхности подходят древние кристаллические породы.
Черты отличия



Африка


Австралия


Плоскогорья


Высота от 1000 до 2000м их много


Высота 500 - 1000 м


Низменности


Мало


Много


Горы


Высокие


Низкие


Вулканическая деятельность


Есть


Нет


Землетрясения


Есть


Нет


Соврем. оледенение


Есть в горах


Нет

Получите четвертую «звезду».

Полезные ископаемые Австралии.

Ребята, у вас на партах лежат образцы горных пород. Породы не у всех, у кого нет, нужно проанализировать физическую карту Австралии. Рассмотрите их и определите, есть ли представленная у вас порода на материке Австралия? У кого есть, покажите на стенной карте. Сделайте вывод, насколько Австралия богата полезными ископаемыми?

ВЫВОД: Австралия богата разными полезными скопаемыми.

  1. Закрепление:

Итак, ребята, отель получился «пятизвездочным». Это хороший отель?

Давайте укрепим наш отель. На слайде задание.

  1. Впишите недостающие слова.

Северные и северо-западные берега материка исследовал _________. Доказал, что Австралия - самостоятельный материк ___________.Высшая точка Австралии ______ расположена в горах ______. Её высота равна ____ метров.

2.Выберите верные утверждения:

1) Материк полностью находится в Южном и Восточном полушариях.

2) С востока материк омывают воды Индийского океана.

3) Северную часть материка пересекает Южный тропик.

4) Залив Карпентария разделяет п-ова Арнем-Ленд и Кейп-Йорк.

5) Береговая линия сильно изрезана на юге и западе материка.

6) Тиморское море находится западнее Арафурского.

7) Большой Барьерный риф простирается у западных берегов материка.

8) Торресов пролив отделяет от материка о. Новая Гвинея.

9) О. Тасмания отделен от материка Бассовым проливом.

10) Большая часть Австралии находится в тропическом климатическом поясе

11) Коралловое море омывает материк с северо-востока.

12) Большой Австралийский залив принадлежит Тихому океану.

Взаимопроверка с соседом по парте.

Ключ:

1+ 6+ 11+

2- 7- 12-

3- 8+

4+ 9+

5- 10+

  1. Рефлексия:

У каждого на парте лежит набор из трехцветных квадратов.

Цвета имеют обозначения:

Красный означает: мне было интересно на уроке, я узнал много нового, у меня хорошее настроение, хочу еще такой урок

Зеленый - мне было на уроке все безразлично, урок как урок, мое настроение не изменилось

Белый - мне было скучно на уроке, неинтересно, я ничего не запомнил, мое настроение плохое.

Поднимите тот квадратик, который соответствует вашему состоянию на данный момент.

6.Домашнее задание. § 35, выучить географическую номенклатуру Австралии,

Творческое: 1) придумать название виртуальному отелю, свой выбор обосновать;

2)* нарисовать вывеску отеля с названием, которая отражала бы уникальность Австралии.

1



© 2010-2022