Конспект открытого урока по естествознанию

Цели и задачи: ·       систематизировать и обобщить знания учащихся о строении Вселенной, о различных взглядах на модель Вселенной, о вкладе Аристотеля, Птолемея, Коперника, Дж.Бруно и Г.Галилея в развитие науки о Вселенной; ·       закрепить знания о современной модели Вселенной, о составе Солнечной системы: планетах и их спутниках, астероидах, кометах, звездах, метеорах и метеоритах; ·       развивать умение сравнивать и делать выводы, внимание, память логическое мышление.   Оборудование:   У...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюКонспект открытого урока по естествознаниюПовторно-обобщающий урок по теме «Вселенная»


Цели и задачи:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о строении Вселенной, о различных взглядах на модель Вселенной, о вкладе Аристотеля, Птолемея, Коперника, Дж.Бруно и Г.Галилея в развитие науки о Вселенной;

  • закрепить знания о современной модели Вселенной, о составе Солнечной системы: планетах и их спутниках, астероидах, кометах, звездах, метеорах и метеоритах;

  • развивать умение сравнивать и делать выводы, внимание, память логическое мышление.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, таблица «Строение Солнечной системы», мультимедийное учебное издание.

Ход урока:

I. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока

- Здравствуйте ребята, садитесь.

-Ребята, давайте с вами вспомним изучение какой темы мы с вами закончили? «Вселенная»

-И сегодня на уроке должны обобщить и систематизировать знания по теме «Вселенная», а также применить знания при выполнении заданий.

-Сегодня у нас необычный урок - урок путешествие, в которое вы отправитесь на воображаемом космическом корабле, а мне доверено руководить вашим полетом из Центра управления.

- Я начну урок словами русского поэта Федора Тютчева:

«Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены….» Ф. Тютчев

-Что это за таинственная бездна, о которой говорит поэт? Вселенная

- И как я сказала, мы с вами сегодня совершим удивительное путешествие в глубины Вселенной на воображаемом космическом корабле. В пути нам предстоит приземлиться на некоторых станциях. Но прежде чем мы отправимся в полет, вы должны приобрести космобилет, цена которого - ваши знания.

Вопросы на космобилетах:

1. Вселенная - это…….

2. Луна - это……

3. На какие две группы делятся планеты? (Планеты земной группы и гиганты).

4. Самая маленькая планета земной группы? (Меркурий).

5. Какая планета имеет кольца? (Сатурн).

6. На какой планете находится большое красное пятно? (Юпитер).

7. Какая планета самая дальняя в солнечной системе? (Плутон).

8. Ближе всего к Солнцу находится……(Меркурий)

9. Как называются космические тела, упавшие на Землю? (Метеориты).

10. Солнце - это…..? (Фигуры из ярких звезд).

11. Смена времён года происходит на планете……(Земля)

12. В состав Солнечной системы входит……(9 планет)

- По цвету билетов я прошу вас образовать две команды.

Что бы нам не заблудиться и не сбиться с пути, на ваших столах лежат маршрутные листы, с которыми мы будем работать во время полета.

Только вы отправитесь на космическом корабле, а мне доверено руководить вашим полетом из Центра управления полетами.

И так, Поехали! Счастливого пути!

Ваш корабль поднялся на высоту 80-100 км., а какие-то вспышки мешают движению, что это за вспышки в атмосфере Земли?

Сгорание метеоров в атмосфере Земли.

Внимание, на горизонте корабля «хвостатое чудовище». Как вы объясните это явление?

Это чудовище называют «кометой».

По правому борту корабля можно наблюдать красноватую планету, напоминающую своим цветом огонь, кровь. Какую планету вы пролетаете?

Марс

Итак, наша первая остановка на Станции «Исторической». Давайте вспомним…..

1. В представлении этого народа Земля является плоской и опирается на спины слонов, стоящих на черепахе. (древние индийцы).

2. Этот древнегреческий ученый первым высказал идею о шарообразности Земли. (Пифагор) 3. Древнегреческий ученый, считавший, что центр Вселенной не Земля, а Солнце. (Аристарх Самосский)

4. Свои взгляды об устройстве мира этот древнегреческий ученый изложил в 13 томах труда "Великое математическое построение астрономии". Его система мира просуществовала 13 веков. (Клавдий Птолемей)

5. Какой ученый, первым использовал телескоп для наблюдений за небесными телами?(Галилео Галилей) 6. Итальянский ученый, последователь Коперника, сожжен за свои убеждения в Риме в 1600 году. (Джордано Бруно)

- Продолжаем наш полет. Если посмотрим в левые иллюминаторы, то увидим естественный спутник нашей планеты. А что вы о нем знаете? Как он называется?

Луна.

А чем отличается естественный спутник от искусственного?

Так вот, благодаря, искусственным спутникам мы смотрим передачи телевидения, можем связываться с Земли с кораблем, и вам пришло письмо-инструкция, изучите его.

- Ребята вы летите все дальше и дальше, в иллюминаторы вы наблюдаете звездное небо.

-Что такое звезда?

-Как делятся звезды по цвету?

-Самая близкая к нам звезда?

Вторая станция.

А. Веселая астрономия «О ком идет речь»?

1.Подальше от Солнца и света
И эта большая планета.
Сплошь ледяные курганы
Покрыли поверхность …

2. А именем этой планеты
Назвали большую конфету
(Ну, вот и подсказка для вас)
Планета с названием ...

3. Там просто жарища - ведь это
Ближайшая к Солнцу планета!
И нет ни мороза, ни бури
На жаркой планете ...

4. Вдали от палящего Солнца
Планета, надевшая кольца,
Парит будто в платье ажурном.
Её именуют …

5. У этой планеты есть тёзка:
Живёт он не в царстве заморском -
Он царства морского колдун.
Планета с названьем …

6. Я даже уверен, что с этой
Давно вы знакомы планетой:
Озёра, леса и поля.
Конечно же, это - …

7. А эта малышка-ледышка
От Солнца далёкая слишком.
Холодный космический сон
Живёт на планете …

8. В огромные тучи одета
Вторая от Солнца планета.
Каньоны, вулканы, пещеры.
Зовётся планета … (Венера)

9. Ни зонд, ни корабль, ни ракета
Не сядет на эту планету
В туман, как в пуховый свитер,
Окутан гигантский … (Юпитер)

10. Верный спутник,

Ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно,

Признаться должны,

Было б скучно Земле

Без ….

Б. Работа в группе:

1. Цепочка:

дети по цепочке называют планеты, входящие в состав Солнечной системы и получают таблички с названиями планет.

2.Элемент здоровьесбережения:

дети с табличками выходят к доске и выстраиваются в той последовательности, в которой планеты находятся в Солнечной системе.

-на какие две группы можно поделить планеты Солнечной системы, что их отделяет? Задание учащимся у доски: разделитесь на 2 группы- планеты земной группы и планеты гиганты.

Физминутка

Встанем все и превратимся в звездочетов
Мы наденем колпаки и поправим все очки,
В небо звездное посмотрим:
В небе плавает луна. (Покачивания влево и вправо.)
В облака зашла она. (приседают)
Телескопы все настроим
И Вселенную откроем.

В.Составление Кластера:

Учитель на доске, с помощью учащихся, строит опорную схему «Планеты Солнечной системы», учащиеся в тетради выполняют аналогичную работу.









Планеты солнечной системы



Отсутствие твердых поверхностей

Планеты гиганты

Большие размеры

Много спутников

Наличие твердых поверхностей

Мало или нет спутников

Небольшие размеры

Небольшое расстояние от Солнца

Планеты земной группы

Большое расстояние от Солнца
























Г. Игровой момент: диалог между планетами земной группы

Учащимся даны таблички, на которых изображены планеты земной группы, дети должны узнать по рисунку планету и вступить друг с другом в диалог. Текст, с пропущенными словами дан на обратной стороне таблички, ребята должны вставить подходящие слова



Вы молодцы, успешно справились с заданиями! Пора возвращаться на Землю.

  1. Остановка «Небесные тела»

У Вас на столах лежат задания. Вам надо за 7 минут:

- соотнести вопросы и ответы

1 вариант

Вопросы

Ответы

  1. Холодный небесный объект, вращающийся вокруг звезды.

  2. Тело малой плотности, состоящее из газа и пыли и обращающееся вокруг Солнца.

  3. Небольшое планетоподобное тело неправильной формы с орбитой, расположенной, как правило, между орбитами Марса и Юпитера.

  4. Явление световых вспышек в земной атмосфере

  5. Упавшие на Землю космические тела

  6. Наука, изучающая небесные тела.

  7. Раскаленные газообразные тела шарообразной формы.

  8. Космическое пространство и все, что его заполняет.

  9. Определенные участки звездного неба.

  10. Огромное скопление звезд, звездная система.

а) комета

б) астероид

в) планета

г) метеор

д) звезда

е) метеорит

ж) галактика

з) астрономия

и) созвездие

к) Вселенная

Ответы: 1в, 2а, 3б, 4г, 5е, 6з, 7д, 8к, 9и, 10ж

2 вариант

Вопросы

Ответы

1. Явление световых вспышек в земной атмосфере 2. Упавшие на Землю космические тела 3. Раскаленные газообразные тела шарообразной формы. 4. Космическое пространство и все, что его заполняет. 5. Совокупность нескольких ярких звезд, образующих своеобразный узор.

6. Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца

7. Большие звездные системы, в которых звезды связаны друг с другом силами гравитации. 8. Холодный небесный объект, вращающийся вокруг звезды. 9. Наука, изучающая небесные тела. 10. Тело малой плотности, состоящее из газа и пыли и обращающееся вокруг Солнца.

а) созвездия б) гиганты в) Вселенная г) метеор д) планета е) астрономия ж) комета з) звезды и) галактика

к) метеорит

Ответы: 1г, 2к, 3з, 4в, 5а, 6б, 7и, 8д, 9е, 10ж

Чтобы посадка была успешной, нужно выполнить следующее задание:

Загадочные цифры появились, ваша задача расшифровать их:

88 - количество созвездий

15млн.град. С - температура внутри Солнца

6 тыс. град. С - температура на поверхности Солнца

150 млн. км. - расстояние от Солнца до Земли

20 лет - понадобится самолету, чтобы пролететь расстояние от Солнца до Земли.

- Определите лишний объект
Марс, Солнце, Земля.
Луна, Марс, Земля.

Молодцы, с удачной посадкой!

  • Какие понятия мы повторили?

  • Какие темы при изучении раздела вызвали наибольший интерес, затруднения?

VII. А. Рефлексия.

Обсуждение процесса и итогов работы, личностных

достижений:

-с каким настроением работали, довольны ли собой?

-насколько комфортно работалось в группе?

-в чём были затруднения? как смогли их преодолеть?

- как оцениваете свою работу?

-произнесите друг другу комплимент.

- Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет - рожками вниз.
- Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Спасибо за урок!

4. Домашнее задание

Написать послание жителям других планет, в котором рассказывается о Земле

Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме




© 2010-2022