- Преподавателю
- География
- Полная разработка материала обобщающего урока по теме ПТК России
Полная разработка материала обобщающего урока по теме ПТК России
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трохина Т.Е. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Обобщающий урок
по теме:
«Природное районирование.
Природные комплексы России»
8 класс
Подготовила и провела
учитель географии
Трохина Т.Е.
Цели урока: проверить уровень знаний, умений, навыков по изученной теме: проверить уровень знаний природных зон и набора природных компонентов в природных зонах, понимания основных закономерностей распределения природных зон; определить уровень умения составлять характеристику природной зоны.
Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, картины с изображением природы России, жетоны.
Оформление: пословицы на бумажных листах (или на доске): «Умный товарищ - половина дороги», «Умные речи приятно и слушать», «Думай дважды, говори раз», «Думают думу без шуму».
Ход урока:
-
Организационный этап.
Класс разбивается на команды по 4-5 человек. Команды выбирают капитана, который и будет давать ответы от имени всей команды.
-
Постановка целей, задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слайд 1.Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит показать свои знания, интеллект, эрудицию в области изучения географии. Вас ждёт увлекательный урок- игра.
Слайд 2. Активное участие в игре принимайте,
свои знания выявляйте!
Слайд 3. На доске вы видите пословицы, обратите на них внимание: «Умный товарищ - половина дороги», «Умные речи приятно и слушать», «Думай дважды, говори раз», «Думают думу без шуму».
Не случайно я выбрала эти пословицы - не спешите с ответом, выслушивайте мнения своих товарищей по команде. Ошибиться очень легко.
Для успеха в любой игре нужно знать правила.
Слайд 4. Соблюдая правила, вы можете заставить
их работать на себя.
Неизвестный автор
В игре принимают участие 5 команд. Их основная цель - отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Ответ принимается только от капитана команды.
В начале игры у каждой из команд на счету 0 очков. Суть игры заключается в том, что команды отвечают на вопросы, пытаясь опередить друг друга.
Игра состоит из 4 раундов. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. На обдумывание ответа отводится не более одной минуты.
В случае правильного ответа команда получает 1 балл. В случае неверного ответа другая команда получают право дать свой ответ. Если на вопрос никто не отвечает, то ведущий объявляет правильный ответ.
Итак, начинаем игру.
-
Обобщение и систематизация знаний
Наша огромная многонациональная страна отличается удивительно разнообразной природой. Суровая красота арктических островов и побережий сменяется живописными пейзажами лесной зоны, по бескрайним равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты ледниками.
1 раунд «Ландшафтоведы»
Слайд 5. Хочу начать 1 раунд словами ученого А.С.Берга «Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части составляют целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт».
Задание: по признакам необходимо определить, о какой природной зоне идет речь:
Слайды 6-13.
-
Характерен травяной покров, образующий плотную дернину. Климат характеризуется среднегодовой температурой +3...+10 °С. Осадков за год выпадает 300-500 мм. Превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги, т. е. коэффициент увлажнения меньше 1: на севере - до 0,6, на юге - 0,3, Увлажнение недостаточное. Формируются самые плодородные почвы - черноземы.
Степи
-
Природа зоны легко ранима. Значительные площади покрыты ледниками. Средняя t января - 26 - 28 градусов , а июня +1 градус. Сильные ветры. Расположена на островах Арктики. Промысел морского зверя (моржа и тюленя) На скалах «птичьи базары» Лето короткое и холодное. Воды - в твёрдом виде, только летом образуются талые воды. Полярная ночь длится до 5 месяцев
Арктические пустыни
-
Ночью температура резко понижается. Очень приятны прохладные летние вечера и ночи. Прохлада, конечно, относительна: вечером - до +25 °С, ночью - до +18 °С. Это солнце и тепло, дефицит влаги. Почвы - сероземы. Типичным растением является верблюжья колючка. Верблюд, множество пресмыкающихся - змей, черепах, ящериц.
Пустыни
-
Занимает самую большую площадь. Средняя температура января достигает -40 °С. Почвы - подзолистые. Деревья образуют один ярус. Мало певчих птиц. Деревья более холодоустойчивы. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц- беляк. Главное богатство - древесина. Много болот. Обитают хищники: рысь, волк, росомаха, соболь, куница.
Тайга
-
Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища. Увлажнение избыточное, много болот и озёр. На южной границе температура июля +10 градусов. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана. В реках и озёрах много рыбы. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди)
Тундра
-
Более разнообразный растительный состав. Почвы - дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. Условия более благоприятны для земледелия. Эта зона отсутствует в Сибири. Средняя температура января изменяется от -4 до -16 С.
Смешанные и широколиственные леса
-
Расположена на юго-востоке Русской равнины, на территории Прикаспийской низменности и на востоке Предкавказья. Климат континентальный. Осадков здесь выпадает меньше, чем в степях (300-200 мм), а испаряемость, наоборот, выше (до 1000 мм). Лето жаркое, средняя температура июля +22...+24°С. Типичные почвы - каштановые и бурые. Растут па этих почвах полынь, типчак
Полупустыни
-
Для неё характерно сочетание тундровых и лесных сообществ растений, животных, а так же почв. Средняя температура июля + 10С… +14С, в год сумма осадков 300 --400мм. Осадков выпадает значительно больше чем может испариться. В питание рек преобладают талые снеговые воды. Почвы: тундрово- глеевые. Низкорослый деревья, лишайники.
Лесотундра
2 раунд «Терминологи»
Слайд 14. Начать 2 раунд я бы хотела словами Марка Цицерона: «Нет ничего более изобретательного, чем природа. Нет ничего более упорядоченного, чем природа».
Задание: по определению необходимо назвать термин.
Слайд 15-26.
-
Закономерная смена природных зон и природных условий в горах.
Высотная поясность.
-
Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства.
Природные ресурсы.
-
Территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.
Заповедник.
-
Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных
Гумус (перегной).
-
Территория со схожими почвами, растениями, животными климатом.
Природная зона (ПТК).
-
Закономерная смена природных зон на равнинах.
Широтная зональность.
-
Засоленные почвы, в которых легкорастворимые соли, в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см., пригодны для земледелия после промывки.
Солонцы
-
Почвы, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое.
Солончаки
-
Почвы пустынь.
Сероземы
-
Ровное глинистое место, лишенное растительности, в сухое время разбитое трещинами на многоугольники.
Такыри
-
Песчаная акация, растет на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни и расти наоборот.
Джузгун
-
Растения с коротким сроком вегетации.
Эфемеры
3 раунд «Естествоведы»
Слайд 27. Этот раунд я начну словами Г. Гейне: «О, решите мне загадку жизни, мучительную древнюю загадку, над которой билось уже столько голов, - головы в шапках, расписанных иероглифами, головы в тюрбанах и черных беретах, головы в париках и тысячи других бедных человеческих голов...»
Задание: из представленных признаков природной зоны отметить верные.
Слайд 28-33.
-
Зона арктических пустынь:
-
расположена на островах Северного Ледовитого океана;
-
несколько месяцев длится полярная ночь;
-
избыточное увлажнение, много озер и болот;
-
значительные площади заняты ледником;
-
лето короткое и холодное;
-
протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
АBDE
-
Зона тундр:
-
средняя температура июля +5...+10 °С;
-
выпадает много осадков;
-
увлажнение избыточное;
-
почвы - подзолистые;
-
сильные ветры;
-
территория занята огромными пастбищами домашних оленей.
ACEF
-
Зона тайги:
-
увлажнение избыточное, много болот, озер, рек;
-
главная ценность - плодородные почвы;
-
преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна;
-
зима холодная, лето теплое;
-
преобладают подзолистые почвы;
-
самая большая по площади природная зона России.
ACDE
-
Зона смешанных и широколиственных лесов:
-
суровая зима;
-
дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные почвы;
-
леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей;
-
растут дуб, клен, ясень, липа;
-
увлажнение недостаточное;
-
растут амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.
BCDF
-
Зона степей:
-
расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;
-
увлажнение недостаточное;
-
значительная часть территории распахана;
-
почвы - черноземы;
-
растут травы: ковыль, типчак;
-
почвы неплодородны.
АBCDE
-
Зона пустынь и полупустынь:
-
растут бук, граб, каштан, бамбук;
-
встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;
-
почвы представлены солончаками;
-
реки полноводные, много озер;
-
растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки;
-
встречаются глинистые участки - такыры.
BCEF
4 раунд «Практики»
Человек-исполин ходит по Земле. Он обхватил планету руками, дотянулся до гималайских вершин, коснулся дна океанских пучин, проник в глубины земных недр. Человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить.
Слайд 34. Задание: выполнить практическую работу «Характеристика природной зоны» по плану. Каждая группа характеризует свою природную зону:
-
Арктические пустыни
-
Тундра
-
Тайга
-
Смешанные и широколиственные леса
-
Степь
-
Пустыни и полупустыни.
Слайд 35. План
-
Географическое положение зоны.
-
Климат (зима, лето, увлажнение).
-
Почвы (плодородие).
-
Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни).
-
Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания.
-
Использование человеком. Экологические проблемы.
-
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 36. Подведение итогов урока. Выявление команды победительницы и распределение мест между командами. Выставление оценок.
Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков географии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам вопросы были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из класса.
До свидания.