Полная разработка материала обобщающего урока по теме ПТК России

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Обобщающий урок

по теме:

«Природное районирование.

Природные комплексы России»


8 класс





Подготовила и провела

учитель географии

Трохина Т.Е.






Цели урока: проверить уровень знаний, умений, навыков по изученной теме: проверить уровень знаний природных зон и набора природных компонентов в природных зонах, понимания основных закономерностей распределения природных зон; определить уровень умения составлять характеристику природной зоны.

Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, картины с изображением природы России, жетоны.

Оформление: пословицы на бумажных листах (или на доске): «Умный товарищ - половина дороги», «Умные речи приятно и слушать», «Думай дважды, говори раз», «Думают думу без шуму».

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Класс разбивается на команды по 4-5 человек. Команды выбирают капитана, который и будет давать ответы от имени всей команды.

  1. Постановка целей, задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 1.Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит показать свои знания, интеллект, эрудицию в области изучения географии. Вас ждёт увлекательный урок- игра.

Слайд 2. Активное участие в игре принимайте,

свои знания выявляйте!

Слайд 3. На доске вы видите пословицы, обратите на них внимание: «Умный товарищ - половина дороги», «Умные речи приятно и слушать», «Думай дважды, говори раз», «Думают думу без шуму».

Не случайно я выбрала эти пословицы - не спешите с ответом, выслушивайте мнения своих товарищей по команде. Ошибиться очень легко.

Для успеха в любой игре нужно знать правила.

Слайд 4. Соблюдая правила, вы можете заставить

их работать на себя.

Неизвестный автор

В игре принимают участие 5 команд. Их основная цель - отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Ответ принимается только от капитана команды.

В начале игры у каждой из команд на счету 0 очков. Суть игры заключается в том, что команды отвечают на вопросы, пытаясь опередить друг друга.

Игра состоит из 4 раундов. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. На обдумывание ответа отводится не более одной минуты.

В случае правильного ответа команда получает 1 балл. В случае неверного ответа другая команда получают право дать свой ответ. Если на вопрос никто не отвечает, то ведущий объявляет правильный ответ.

Итак, начинаем игру.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Наша огромная многонациональная страна отличается удивительно разнообразной природой. Суровая красота арктических островов и побережий сменяется живописными пейзажами лесной зоны, по бескрайним равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты ледниками.

1 раунд «Ландшафтоведы»

Слайд 5. Хочу начать 1 раунд словами ученого А.С.Берга «Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части составляют целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт».

Задание: по признакам необходимо определить, о какой природной зоне идет речь:

Слайды 6-13.

  1. Характерен травяной покров, образующий плотную дернину. Климат характеризуется среднегодовой температурой +3...+10 °С. Осадков за год выпадает 300-500 мм. Превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги, т. е. коэффициент увлажнения меньше 1: на севере - до 0,6, на юге - 0,3, Увлажнение недостаточное. Формируются самые плодородные почвы - черноземы.

Степи

  1. Природа зоны легко ранима. Значительные площади покрыты ледниками. Средняя t января - 26 - 28 градусов , а июня +1 градус. Сильные ветры. Расположена на островах Арктики. Промысел морского зверя (моржа и тюленя) На скалах «птичьи базары» Лето короткое и холодное. Воды - в твёрдом виде, только летом образуются талые воды. Полярная ночь длится до 5 месяцев

Арктические пустыни

  1. Ночью температура резко понижается. Очень приятны прохладные летние вечера и ночи. Прохлада, конечно, относительна: вечером - до +25 °С, ночью - до +18 °С. Это солнце и тепло, дефицит влаги. Почвы - сероземы. Типичным растением является верблюжья колючка. Верблюд, множество пресмыкающихся - змей, черепах, ящериц.

Пустыни

  1. Занимает самую большую площадь. Средняя температура января достигает -40 °С. Почвы - подзолистые. Деревья образуют один ярус. Мало певчих птиц. Деревья более холодоустойчивы. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц- беляк. Главное богатство - древесина. Много болот. Обитают хищники: рысь, волк, росомаха, соболь, куница.

Тайга

  1. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища. Увлажнение избыточное, много болот и озёр. На южной границе температура июля +10 градусов. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана. В реках и озёрах много рыбы. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди)

Тундра

  1. Более разнообразный растительный состав. Почвы - дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. Условия более благоприятны для земледелия. Эта зона отсутствует в Сибири. Средняя температура января изменяется от -4 до -16 С.

Смешанные и широколиственные леса

  1. Расположена на юго-востоке Русской равнины, на территории Прикаспийской низменности и на востоке Предкавказья. Климат континентальный. Осадков здесь выпадает меньше, чем в степях (300-200 мм), а испаряемость, наоборот, выше (до 1000 мм). Лето жаркое, средняя температура июля +22...+24°С. Типичные почвы - каштановые и бурые. Растут па этих почвах полынь, типчак

Полупустыни

  1. Для неё характерно сочетание тундровых и лесных сообществ растений, животных, а так же почв. Средняя температура июля + 10С… +14С, в год сумма осадков 300 --400мм. Осадков выпадает значительно больше чем может испариться. В питание рек преобладают талые снеговые воды. Почвы: тундрово- глеевые. Низкорослый деревья, лишайники.

Лесотундра

2 раунд «Терминологи»

Слайд 14. Начать 2 раунд я бы хотела словами Марка Цицерона: «Нет ничего более изобретательного, чем природа. Нет ничего более упорядоченного, чем природа».

Задание: по определению необходимо назвать термин.

Слайд 15-26.

  1. Закономерная смена природных зон и природных условий в горах.

Высотная поясность.

  1. Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства.

Природные ресурсы.

  1. Территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.

Заповедник.

  1. Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных

Гумус (перегной).

  1. Территория со схожими почвами, растениями, животными климатом.

Природная зона (ПТК).

  1. Закономерная смена природных зон на равнинах.

Широтная зональность.

  1. Засоленные почвы, в которых легкорастворимые соли, в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см., пригодны для земледелия после промывки.

Солонцы

  1. Почвы, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое.

Солончаки

  1. Почвы пустынь.

Сероземы

  1. Ровное глинистое место, лишенное растительности, в сухое время разбитое трещинами на многоугольники.

Такыри

  1. Песчаная акация, растет на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни и расти наоборот.

Джузгун

  1. Растения с коротким сроком вегетации.

Эфемеры

3 раунд «Естествоведы»

Слайд 27. Этот раунд я начну словами Г. Гейне: «О, решите мне загадку жизни, мучительную древнюю загадку, над которой билось уже столько голов, - головы в шапках, расписанных иероглифами, головы в тюрбанах и черных беретах, головы в париках и тысячи других бедных человеческих голов...»

Задание: из представленных признаков природной зоны отметить верные.

Слайд 28-33.

  1. Зона арктических пустынь:

  1. расположена на островах Северного Ледовитого океана;

  2. несколько месяцев длится полярная ночь;

  3. избыточное увлажнение, много озер и болот;

  4. значительные площади заняты ледником;

  5. лето короткое и холодное;

  6. протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

АBDE

  1. Зона тундр:

  1. средняя температура июля +5...+10 °С;

  2. выпадает много осадков;

  3. увлажнение избыточное;

  4. почвы - подзолистые;

  5. сильные ветры;

  6. территория занята огромными пастбищами домашних оленей.

ACEF

  1. Зона тайги:

  1. увлажнение избыточное, много болот, озер, рек;

  2. главная ценность - плодородные почвы;

  3. преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна;

  4. зима холодная, лето теплое;

  5. преобладают подзолистые почвы;

  6. самая большая по площади природная зона России.

ACDE

  1. Зона смешанных и широколиственных лесов:

  1. суровая зима;

  2. дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные почвы;

  3. леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей;

  4. растут дуб, клен, ясень, липа;

  5. увлажнение недостаточное;

  6. растут амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.

BCDF

  1. Зона степей:

  1. расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;

  2. увлажнение недостаточное;

  3. значительная часть территории распахана;

  4. почвы - черноземы;

  5. растут травы: ковыль, типчак;

  6. почвы неплодородны.

АBCDE

  1. Зона пустынь и полупустынь:

  1. растут бук, граб, каштан, бамбук;

  2. встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;

  3. почвы представлены солончаками;

  4. реки полноводные, много озер;

  5. растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки;

  6. встречаются глинистые участки - такыры.

BCEF

4 раунд «Практики»

Человек-исполин ходит по Земле. Он обхватил планету руками, дотянулся до гималайских вершин, коснулся дна океанских пучин, проник в глубины земных недр. Человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить.

Слайд 34. Задание: выполнить практическую работу «Характеристика природной зоны» по плану. Каждая группа характеризует свою природную зону:

  1. Арктические пустыни

  2. Тундра

  3. Тайга

  4. Смешанные и широколиственные леса

  5. Степь

  6. Пустыни и полупустыни.

Слайд 35. План

  1. Географическое положение зоны.

  2. Климат (зима, лето, увлажнение).

  3. Почвы (плодородие).

  4. Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни).

  5. Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания.

  6. Использование человеком. Экологические проблемы.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 36. Подведение итогов урока. Выявление команды победительницы и распределение мест между командами. Выставление оценок.

Сегодня мы не только в очередной раз выявляли лучших знатоков географии, но и обнаружили, что существуют некоторые проблемы с качеством знаний, над которыми следует ещё поработать. Я надеюсь, что предложенные вам вопросы были интересны и не будут сразу же забыты при выходе из класса.

До свидания.


© 2010-2022