Конспект урока по темеДальний Восток

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Дальний Восток - край контрастов» для 8 класса

Цели урока:

  1. Создать условия для формирования у учащихся представления об особенностях природы Дальнего Востока и взаимосвязях природных компонентов.

  2. Показать уникальность природы Дальнего Востока.

  3. Продолжить формирование умений учащихся ставить цели, делать выводы, а также навыков работы с различными источниками информации.

Оборудование: атласы, физическая карта «Северо-восточная Сибирь и Дальний Восток», презентация к уроку.
Ход урока:

  1. Организационный момент

Я рада вас приветствовать!

Садитесь поудобнее,

Урок наш необычный мы будем начинать.

Я - Лидия Николаевна, сюда пришла с той целью,

Чтоб тему интересную нам с вами разобрать.

Мне нужно, чтобы на столах у вас был атлас и тетрадь,

Работать будем мы сейчас и тему изучать.

( В начале урока из класса выбираются два ученика, которые будут учителю помогать выставлять оценки за работу на уроке, аргументируя и комментируя каждую оценку)

  1. Изучение новой темы

Учитель:

Перед тем, как нам начать темы новой изученье,

Предлагаю прочитать это вот стихотворенье.

Речь в стихотворении пойдет о том районе,

Который мы сегодня будем изучать,

Подсказки в нем найдите, район определите.

(стихотворение выводится на слайд №1 и дети, прочитав его, находят подсказки)



Учитель:
Теперь вы можете сказать,

Что мы будем изучать?

(слайд №2)

Чтобы нам добиться цели

И урок представить.

Надо нам на самом деле

План его составить.

Мы изучаем последний район, и есть определенная последовательность изучения территории, какая?

(дети самостоятельно составляют план урока, который выводится на слайд №3)

  1. ГП и его особенности

  2. Тектоника и рельеф

  3. Полезные ископаемые

  4. Климат

  5. Внутренние воды

  6. Органический мир

  7. Итоги урока


Учитель:
А теперь, не мешкая,

Мы будем с вами изучать

Географическое положение,

С чего же нам начать?

(Используя карту атласа, учащиеся определяют ГП Дальнего Востока)

Дальний Восток - окраина России, отсюда начинает свой путь новый день нашей Родины. Дальний Восток протянулся вдоль побережий Тихого океана и его морей почти на 4,5 тыс. километров от Чукотского моря на севере до государственной границы с Китаем и Кореей на юге, от морей Тихого океана на востоке до Восточной Сибири на западе.

Учитель:

Но ГП Дальнего Востока имеет и свои особенности. Какие? Попробуйте их определить?

(особенности дублируются на слайд №4)

  1. Прибрежное положение

  2. Меридиональная вытянутость

  3. В своем составе имеет материковую, островную, полуостровную части.


Задание
Покажите на карте острова и полуострова Дальнего Востока.

Острова: Курильские, Командорские, Сахалин, Шантарские, Ротманова, Врангеля. Полуострова: Чукотский, Камчатка.
( В тетрадь записывается первый контраст: северные территории находятся за полярным кругом, а южные - на широте Италии)
Учитель:

Почему на востоке есть движенье земли?

Почему там вулканы и гейзеры?

Если б только попасть внутрь пород мы могли,

То на все бы вопросы ответили.

А на вопрос чтоб нам ответить,

Нужно в карту посмотреть,

Связь тектоники с рельефом

Объясняя, рассмотреть.

(Учащиеся, пользуясь текстом учебника и тектонической картой в атласе, объясняют связь тектонических процессов и рельефа дальнего Востока)

Дальний Восток - это области мезозойской складчатости (Чукотка, Приморье), герцинской складчатости (юг Дальнего Востока), и кайнозойской складчатости (островная часть и Камчатка). Здесь проходят современные тектонические процессы. Какие?
Землетрясения - 1995 год, город Нефтегорск стерт с лица земли.

Моретрясения - с ними связаны гигантские морские волны - цунами.

Вулканизм - вулканы Камчатки (выносятся на слайд №5)

Гейзеры - фонтанирующие горячие источники. (Долина гейзеров на Камчатке на слайд №6)

В пределах Дальнего Востока выделяют крупные складчатые области. На многие километры параллельно береговой линии протягиваются системы складок. Они образуют как бы гигантские застывшие волны. В рельефе это выражено:

^ Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь и др.

Нагорья: Чукотское, Корякское

Равнины: Зейско-Буреинская
Учитель:

А теперь без промедленья

Мы приступим к изученью

Кой-каких пород осадочных,

Рудных и таких загадочных.

(Учащиеся работают с физической картой, определяя полезные ископаемые Дальнего Востока и показывая их на карте)

Дальний Восток - часть великого Тихоокеанского рудного пояса, в котором во время мезозоя образовались богатые месторождения золота (Зейское), олова(Чукотка, Приморье), полиметаллических руд (Приморье). А также горючие полезные ископаемые:нефть, каменный уголь, природный газ (Сахалин), каменный уголь (Буреинский бассейн - самый крупный на Дальнем Востоке).

Учитель:

Дальневосточный регион

Имеет необычный климат.

Дождей так много летом в нем,

Зимой осадками он кинут.

Почему такой контраст?

Ответ на это карта даст.

(Идет работа с климатическими картами атласа)

- В пределах каких климатических поясов расположен Дальний Восток?

(Арктический, субарктический, умеренный)

Приморское положение Дальнего Востока определяет особенности климата. Для него характерна муссонная циркуляция.

? Муссон - ветер, меняющий направление 2 раза в год, зимой муссон дует с суши на океан, а летом с океана на сушу.

Соответственно, неравномерно распределены осадки по сезонам года. Основная масса осадков летом, в виде ливневых дождей, которые могут продолжаться 2-3 суток.

Так как Дальний Восток - это край контрастов, то контрасты проявляются и в климате. Попробуйте найти этот контраст. Существует ли разница между северными и южными районами?

( В тетрадь записывается второй контраст: различия в температурном режиме и осадках северных и южных районов)

  1. Физкультминутка

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик -

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!


Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться
Учитель:

Подходя к финалу дружно,

Изучив природу,

Рассмотреть теперь нам нужно

Внутренние воды.

Большое количество осадков и малое испарение определяет значительную густоту речной сети дальнего Востока. Общая особенность внутренних вод:

  1. Небольшая протяженность рек (так как водораздел рядом с Тихим океаном). Исключение: реки бассейнов Амура, Колымы, Анадыря (слайд №7)

  2. Реки с летним половодьем, как следствие муссонного климата

  3. Среди озер выделяют: вулканические (на Камчатке), пойменные (бассейн Амура), тектонические (озеро Ханка) (слайд №8)

Учитель:

Кедр здесь и виноград,

Тигр с медведем рядом,

Органический нам мир

Изучить бы надо.

На территории региона много растений и животных, сохранившихся с древних времен до наших дней. Причина этого - огромная протяженность с севера на юг, слабое проявление ледниковой деятельности, постоянное единство с Азией.

Здесь все не как у нас. Все тоже, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубого цвета. Даже вороны большеклювые. Нигде больше не увидишь кедр, увитый виноградом. Вот с винограда слетели рябчики. Рябчики и виноград - разве у нас такое увидишь?

Леса юга Дальнего Востока называют ^ Уссурийской тайгой. ( слайд №9)

Для Дальнего Востока характерны такие растения как: корейские кедры и пихты; тисы и клены; белая, черная, желтая и железная березы; корень жизни - женьшень. А также субтропическая растительность: лианы и дикий виноград, маньчжурский орех, амурский бархат с его пробковой корой. Из животных характерны: амурский тигр, гималайский медведь, куница, утка- мандаринка, харза и другие.

( слайды 10, 11)

( В тетрадь записывается третий контраст: на одной территории обтают северные и южные виды растений и животных)
Учитель:

Итак, мы возвращаемся к плану урока. Все ли мы выполнили или нет?

(слайд №3)
4. Закрепление темы

Учитель:

Сегодня с вами необычно

Мы подведем итог урока.

Синквейн нам подойдет отлично

И в этом будет много прока.

(слайд №12 - синквейн)

Синквейн - это «пятистишие»

  1. Главное слово или словосочетание урока (Дальний Восток)

  2. Два прилагательных, характеризующих это слово или словосочетание (контрастный, загадочный)

  3. Три глагола (удивит, порадует, заинтригует)

  4. Ваше отношение к теме урока в четырех словах (интересная, познавательная, актуальная, нужная)

  5. Главная фраза урока (Дальний Восток - край контрастов)

Учитель:

- Итак, ответим на главный вопрос урока. Почему же Дальний Восток - это край контрастов? (версии детей)

  1. Домашнее задание

  1. Параграф 41

  2. Заполнить контурную карту по теме, обозначив на ней ГП, рельеф, полезные ископаемые и внутренние воды Дальнего Востока

  3. Опережающее творческое задание на тему «Почему я хотел бы или не хотел жить на Дальнем Востоке»

Учитель:

Поработали вы дружно.

Вам сказать «спасибо» нужно.

Представим вашему вниманию

Вам оценки за старание.

(Помощники, выбранные в начале урока, аргументировано выставляют оценки за работу на уроке)

  1. Рефлексия

1.Урок успешно завершен,

Ну как, понравился вам он?

Что сделать, чтобы в другой раз
Был не урок, а просто класс?


Учитель:
Благодарю вас за урок,
И за ответы, за старание.
Надеюсь, каждый из вас смог
На нем пополнить свои знания.



7


© 2010-2022