ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

В 2006 году в Хабаровском крае Издательским домом "Частная коллекция" было выпущено учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений "Страноведение. Азиатско-Тихоокеанский регион". Соавтором этого пособия наравне с методистом края Паневиной Г.Н., кандидатом географических наук Климиной Е.М. являюсь я, Сафонова Наталья Степановна. Данное учебное пособие предполагает изучение регионального компонента географического образования в 7 классе. Оно является дополнением к к федераль...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПУТЕШЕСТВИЕ №4. ПО ТИХООКЕАНСКОМУ ПОБЕРЕЖЬЮ СТРАН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.

Урок 1. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Урок-суд.


Номенклатура:

названия географических объектов (умение их показывать)

Опорные знания:

- история исследования северной части Тихого океана.

Требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь:

-называть исследователей западной части Северной Америки,

-показывать районы исследования на карте,

-объяснять значение открытий северо-запада Северной Америки,

-объяснять значение понятия «Русская Америка».

Номенклатура: остров Кадьяк, Алеутский архипелаг, Сан-Франциско, мыс Барроу, Река Фрезер, река Колумбия, р. Юкон и Кускоквим, колония Росс, поселение Новоархангельск, гора Святого Ильи, город Петропавловск, м. Дежнева, залив им. Прокофьева, острова Шумагина, Командорские острова, м. Лисбури, м. Бельчер.

Ц\у:1. Создать условия для ознакомления с историей освоения и исследования западной части Северной Америки и ролью русских в этом процессе, а также историей продажи 22.12.1866 года Русской Америки Соединенным Штатам Америки.

2.Продолжить работу по формированию умения слушать, обсуждать, делать выводы в нестандартной ситуации, принимать решения.

3.Прививать интерес к предмету через изучение регионального компонента.

Оборудование: карта «Великие географические открытия», физическая карта Северной Америки, опережающие задания для 10 свидетелей, адвоката и судей, карта Северной Америки с изображением маршрутов первооткрывателей и исследователей, фотография банковского счета которым расплатились за Америку, фотография Новоархангельска в конце 18 века, фотография картины Эммануэля Лойтца запечатлевшая момент продажи Аляски, рабочая тетрадь «Дневник путешественника» (задание № 30, 31, 32, 33), шапки для судей.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Вступительное слово учителя.

Учитель объясняет, что урок будет вести главный судья. У него есть список свидетелей, которые в ходе судебного разбирательства будут приглашены.

Ваша работа - вести протокол.

Откройте в рабочих тетрадях задание №30. В нем нужно указать дату, имя исследователя, район исследования.

-Вспомните из предыдущего урока, кто из кругосветных путешественников побывал на западных берегах северо-западной Америки?

  1. Работа над новым материалом.

Судья: Встать! Суд идет! (входят судьи и приглашают сесть).

Главный судья: Сегодня мы слушаем дело о Северо-Западной Америке, т.е. об Аляске.

Дело состоит в том, что до сегодняшнего дня в кругу обывателей возникает вопрос, почему Америка не возвращает Аляску России.

Дело состоит из двух частей. В первой нужно доказать, что территория действительно была русской, а для этого выслушать свидетелей первооткрывателей и адвоката со стороны противоположной.

Во второй части определить продана или нет Аляска, и правильно ли поступил Александр11, дав распоряжение об этом. Будем справедливы и последовательны.

Приглашается первый свидетель.

Свидетель №1. Присмотритесь к карте западного побережья Северной Америки. Сколько здесь русских названий. За каждым из них кроется необыкновенное мужество и отвага, трудности и лишения, испытания во славу государства Российского.

На протяжении 17 - 18 веков между русскими и англичанами проходило негласное соревнование - кто первым найдет таинственный пролив Аниан. Именно эта причина и послужила интенсивному освоению северной части Тихого океана, продвижению к западу и востоку через Берингов пролив. Когда в 1778 году у берегов Аляски появились корабли Джеймса Кука, русскими были подробно исследованы острова Алеутской гряды и нанесена на карту часть южного побережья Аляски.

Первые сведения об открытии испанцами Америки русские получили в середине 16 века из сочинений Максима Грека. Несколько позже, в 1584 году, из перевода географии польского автора Мартына Бельского впервые в русской литературе появилась Америка: «Амъмерикус призван именем от великого острова амъмерика… А нашел тот остров Америкус Веспуциа»

Сведений о северо-западной части Америки не было в то время ни в Европе, ни в России.

Главный судья: Приглашается второй свидетель.

Свидетель №2. В 1648 году Семен Дежнев прошел морем от устья Колымы на Анадырь и в результате первым из европейцев пересек пролив, названный впоследствии Беринговым.

О противоположном береге хорошо знали чукчи, которые вели меновую торговлю с жителями Аляски - эскимосами, а иногда с ними воевали. Эту территорию чукчи называли «Большая Земля», включающая в это название и острова, и Аляску.

Свидетель №3. В январе 1711 года опустился в устье Анадыря для сбора ясака и далее к мысу Дежнева. Чукчи пересказывали ему что на том «острову» живут «люди зубатые…а зубы у тех людей, кроме природных есть вставливанные моржового зубья маленькие кости, подле природные в щеках». И есть на том острове всякий зверь, соболь и куницы, и волки,и росомахи, и медведи белые, и морские бобры…И называют они чукчи тот остров большою землею.

Адвокат: Но первой картой, на которой была изображена территория к востоку от Чукотки, стала карта Сибири шведа Табберта. На ней был нанесен большой удлиненный остров, изображающий теперешнюю Аляску.

Главный судья: Суд располагает документами, подтверждающими, что 6 января 1725 года Петр 1 подписал инструкцию об организации Камчатской экспедиции, по которой, в частности предписывалось Берингу построить на Камчатке суда, чтобы искать «где Азия сошлась с Америкой, а также прояснить вопрос о существовании пролива между Тихим и Северным Ледовитым океаном.

Свидетель №4. В 1732 году подштурман Иван Федоров и геодезист Михаил Гвоздев на лагбуке пересекли Берингов пролив от мыса Дежнева до мыса Принца Уэльского. В 1741 году была составлена карта, отправленная в Петербург. Таким образом, члены экспедиции Беринга уже знали, что Азия и Америка не соединяется между собой.

Свидетель №5: 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» под командованием Беринга и его помощника Чирикова вышли из Петропавловской гавани. 20 июня «Святой Петр» первым из европейских кораблей подошел к острову, которому Беринг дал имя Святого Ильи (ныне остров Кадьяк). Высадившийся на его берег ученый-натуралист Стеллер, описал 160 видов растений и подробности быта людей, живших здесь, но скрывшихся при приближении европейцев, - эскимосы. 30 августа, следуя обратным курсом, были открыты Шумагинские острова (по имени похороненного здесь матроса). На них впервые встретились с алеутами (американцами), которые до этого времени европейцам были не известны.

Алеуты приняли русских за неземные существа и воздавали им божеские почести, принося им жезлы с соколиными перьями, крылья и краску.

В то же время судно «Святой Павел» под командованием Алексея Чирикова 20 июня приблизилось к мысу Принца Уэльского, а затем пошло на север до 59 с. Ш. на обратном пути открыли несколько островов из Алеутского архипелага и также встретились с алеутами.

Важнейшим результатом Второй Камчатской экспедиции стало, таким образом, началом освоения русскими северной части Тихого океана и северо-западной части Североамериканского континента. С этого времени русские купцы, и служилые люди ведут интенсивный поиск новых территорий, создают карты и производят их съемки.

Свидетель №6: Державин назвал Григория Ивановича Шелихова - Колумбом Российским.

Огромную роль в освоении Тихого океана и его побережий сыграло русское купечество. Один из русских промышленников Григорий Иванович Шелихов впервые отправился на Тихий океан в 1774 году, а в 1784 году вместе с семьей основался на острове Кадьяк. Он описал противоположный берег Аляски, прилежащие острова и заложили первые русские укрепления на них. В1798 году Шелихов организует Российско-Американскую компанию, основные задачи которой связаны с закреплением русских на западном побережье Америки, организацией зверобойного и морского промыслов, торговлей с местными жителями. С этого времени начинается наиболее детальные и планомерные исследования Аляски и западного побережья Америки русскими.

Уже Колумбу вслед, уже за Магелланом

Вкруг света ходим мы великим океаном.

М. В. Ломоносов. 1752г.

Адвокат: С конца XVII1 века начинается активное исследование территорий северной части Тихого океана англичанами, французами, а позднее и американцами. Основной целью их было установление политического господства над новыми землями.

Так во время своего третьего путешествия Джеймс Кук прошел вдоль побережья Северной Америки (до 70,5 градусов северной широты).

В июне 1778 г. к 60 градусам северной широты к американскому материку приблизился Лаперуз и увидел там гору Святого Ильи, открытую Берингом.

Французы произвели съемку берега до реки, названной именем Беринга, а затем пошли дальше на юг. В бухте Порт-Франс они впервые встретились с индейцами.

Невозможно не отметить исследование Ванкувера - английского офицера, ученика Кука, изучившего западное побережье «равного которому по основательности и тщательности, по-видимому, нет во всей истории географических открытий» - писал американский географ Хевуд (Бейкер, 1950). Съемки, проведенные Ванкувером, до сих пор во многом признаются непревзойденными.

Свидетель №7: Эти события постоянно подстегивали Российско-Американскую компанию расширять сферу своих владений в Америке…

В то время, как иностранцы описывали побережье, представители Российско-Американской компании начали уже детальное изучение западной оконечности Северной Америки. Наиболее значимыми в освоении Аляски стали экспедиции Александра Баранова, Александра Кашеварова и Лаврентия Загоскина.

Шелихов поручил управление Русской Америкой компанией в 1790 году Александру Баранову. Своей задачей Баранов ставил освоение русскими западного побережья, с чем блестяще справился. В 1798 году он заложил Новороссийск в заливе Якутат, в 1799 году заложено русское поселение Новоархангельск на полуострове Ситхе (57 с. Ш.), а всего к этому времени их было уже 13. 30 августа 1812 года недалеко от бухты Сан-Франциско (38,33 с.ш.), основана колония Росс - самый южный пункт, до которого простирались русские владения в Америке. Через этот порт проходили в последствии кругосветные плавания Головнина, Коцебу, Лазарева.

Свидетель №8: В 1818 году английский парламент объявил о присуждении награды тому, кто откроет проход из Тихого океана в Атлантический океан. Но не смотря на все попытки бесстрашных английских моряков стать первооткрывателем, в этом состоянии все же победили русские мореходы. Речь идет о поручике Александре Кашеварове, который в 1838 году совершил байдарочный поход, пройдя от залива Коцебу до мыса Врангеля около тысячи километров. Это на 50 километров дальше мыса Барроу - конечного пункта экспедиции англичанина Бичи.

5 июля экспедиция в составе 30 человек на 5 байдарках высадились на мысе Лисбури. До широты 70 градусов море было чистым, но за мысом Ледяным льдов становится все больше и больше. Наконец настал момент, когда широкая байдара не могла пройти по проходу. 14 июля экспедиция разделилась: Кашеваров с помощником толмачем Утуктаком и 10 алеутами тронулись в дальнейший путь, остальные ушли к югу ждать возвращения байдарок.

Вскоре они обнаружили жилища эскимосов. Завидев байдарки, женщины и дети бросились в тундру, мужчины вооружились луками и стрелами. Но Кашеваров предложил им табак. Мужчины вернулись.

Далее происходило подобное еще несколько раз. Кашеваров тщательно записывал все в своем путевом дневнике.

Люди, встреченные у мыса Бельчер сообщили, что за мысом Барроу берег резко поворачивает на восток, тянется до устья большой реки, впадающей в СЛО.

После мыса Барроу Кашеваров тронулся на восток вдоль низменного болотистого берега. На широте 71 градус и долготе 155 экспедиция открыла залив И.В. Прокофьева - одного из директоров Российско_Американской компании. Затем еще 2мыса и залив.

Но из-за открытой враждебности эскимосов экспедиция вынуждена была повернуть в обратный путь.

Свидетель №9: Наиболее значительной экспедицией во внутренние районы Аляски в 40-х годах 19 века было путешествие Лаврентия Загоскина, прошедшего по долинам рек Юкон и Кускоквим. Исследования Загоскина с одной стороны обобщил многие разрозненные сведения, а с другой впервые были получены этнографические наблюдения, наблюдения за рельефом, режимом рек, растительным и животным миром. На основе определения координат 40 пунктов, им была составлена карта Российских владений.

Адвокат: Исследования внутренних районов Канады и США продолжались с момента заселения этих территорий европейцами. В особенности велика заслуга исследователей Х1Х века Давида Томпсона, Саймона Фрезера.

С.Фрезер - открыл ряд рек , включая, реку Фрейзер, ошибочно принятуюим за р. Колумбию. Томпсон провел ряд съемок в различных частях Канады, создал серию карт,совершил ряд открытий. Так, он открыл перевал Атабаска (1811г.) через который впоследствии был проложен путь к реке Колумбия с востока.

Томпсон достиг реки Колумбии, дошел до устья , сделав съемку всего течения реки. Томпсона называют крупнейшим исследователем Нового Света. По произведенным подсчетам в ходе своих путешествий он проделал 80 000 километров, преимущественно по совершенно не известной до неготерритории.

Свидетель №10: Общая численность населения здесь колеа\балась от 600 до 800 человек. Экономическое положение территории было непрочным и ухудшалось. Сливки доступных в то время богатств были уже сняты. Концы с концами перестали сходиться. На содержание территории нужны были государственные дотации. Обстоятельства заставляли пожертвовать на Тихом океане Аляской и сосредоточить усилия на освоении Приамурья. А продажа Аляски обещала как-то пополнить казну.

Но главной причиной продажи была уязвимость колонии. Алеуты сотрудничали с русскими поселенцами. Племена же индейцев покорными не были. Они не признали чужого господства и жили с русскими в «холодной войне». Английские и американские торговцы проникали сюда , снабжали индейцев оружием и подстрекали к мятежным дейстиям. Огромная территория практически была не освоена. Очень редкие населенные пункты располагались только по побережью и несколько точек по Юкону.

На верхнем Юконе в 1847 году англичане образовали факторию. Русские вынуждены мириться с вторжением . Прибрежные воды кишели китобойными кораблями разных держав. Русские ничего не могли сделать.

О золоте, открытом к этому времени на Аляске русские благоразумно помалкивали, помня, как США захватила принадлежавший Мексике Техас.

Главный судья: Письмо от младшего брата царя

Александра 11, Константина Николаевича Романова, главы морского штаба России. Письмо адресовано министру иностранных дел России А. Горчакову датированное март-апрель 1857 года.

«Мне пришла мысль, что нам следовало бы воспользоваться избытком в настоящее время денег в казне Соединенных Северо-Американских штатов и продать им наши Северо-Американские колонии. Продажа эта была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что Соединенные Штаты, стремясь постоянно к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии вернуть их. Между тем эти колонии приносят нам весьма мало пользы и потеря их не была бы слишком чувствительна…»

Адвокат: 28 декабря 1866 года царь Александр 11 подписал документ о продаже Аляски. Все делалось в тайне по причине того, что уступка Аляски была для России делом отнюдь не почетным. Да и США еще не пришли в себя от гражданской войны.

Однако благодаря дипломатии русского посланника в Вашингтоне 29-30 марта 1867 года договор был подписан и скреплен печатями. За Аляску Россия получила 7млн 200тыс долларов (показываю чек). Официальная передача Аляски состоялась 18 октября 1867 года.

Главный судья: Все свидетели опрошены. Выступил адвокат. Представлены все документы.

Прошу встать. (Судьи удаляются на совещание)

(В конверте заранее заготовлены 2 варианта решения). Предварительно с этими детьми провести работу, подвести их к правильному пониманию этого события.

Решение №1.

1.Исследование северо-запада Северной Америки наряду с русскими вели многие иностранные ученые. Отметить героическую заслугу русских в открытии и исследовании территории Аляски и прилегающих островов и признать неофициальное название «Русская Америка» соответствующим действительности.

«.Признать продажу Аляски исторической необходимостью, т.к. в противном случае Россия, проигравшая англичанам в Крымской войне, могла ее потерять и не приобрести союзника в лице США.

Решение №2.

1.Отметить, что исследование Аляски проводили исследователи и ученые многих стран, поэтому «Русская Америка» - это не что иное, как оправдание захватнической политики России того времени.

2.Признать продажу Аляски ошибочным шагом Александра Нужно было перебросить флот в Тихий океан, и может быть, эта проблема была бы решена по-другому, т.е. надо было принять битву с «завоевателями» Аляски.

Судья: Встать! Суд идет!

Главный судья. (Оглашает решение суда).

Учитель:

-Какова роль русских в исследовании западного побережья Северной Америки?

-В чем заключается причина движения русских на восток и освоения новых земель?

- А какими причинами вызван поиск северо-восточного прохода?

Используя свои записи, выполни задание №31.

Домашнее задание: Выполнить задания №32 и №33, повторить по конспекту.

Коломбы русские, презрев угрюмый рок,

Меж льдами новый путь отворят на восток,

И наша достягнет в Америку держава,

И что во все концы, достигнет россов слава.

Поэма «Петр Первый» М. В. Ломоносов.




© 2010-2022