Конспект урока по географии на тему Рельеф дна Мирового океана (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Троицкое

муниципального района Сызранский Самарской области










Открытый урок по географии

в 6 классе

на тему:

Конспект урока по географии на тему Рельеф дна Мирового океана (6 класс)§





Разработал и провёл учитель географии

Шарина Татьяна Ивановна






с. Троицкое

2014-2015 учебный год

Урок № 18 «Рельеф дна Мирового океана»

Цель: Создать условия, позволяющие учащимся сформировать общее представление о рельефе дна Мирового океана

Предметные умения:

Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования определенной географической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели;

- высказывать свои предположения на основе полученной в ходе работы информации;

- проговаривать последовательность действий при выполнении;

- работать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

- осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока.

Познавательные УУД

- сформировать представление об основных формах рельефа Земли, приводить примеры форм рельефа дна Мирового океана;

- видеть особенности перехода материковой суши в океанское дно

-уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать её, выделять главное, преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей,

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей устно и письменно.

Оборудование: карта «Мирового океана»; атласы, тесты, карточки с заданием, учебник, атласы, контурные карты. иллюстрации учебника; Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, подготовленная учителем, статья «Рельеф дна Мирового океана»- режим доступа ru.wikipedia.org/wiki/Океанское_дно

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока

І. Организационный этап урока.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Организация внимания.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. На предыдущих уроках вы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

«Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков…

Здесь вам не равнина, здесь климат иной -
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь…»

"Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и ложилось под тихим дыханием теплого ветерка, все-деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струнками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи... "
И. Тургенев "Отцы и дети"

Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горы: (вершины, лавины, камнепад, обрыв ).

В втором отрывке дается описание низменных лугов характерных только для равнинного рельефа. Так же в тексте описание растительности и птиц характерных для этой поверхности.

Формы рельефа суши мы уже выучили, назовите их. (Горы и равнины).

А кто сможет назвать формы рельефа океана?

Так что же мы должны узнать сегодня на уроке? (учащиеся формулируют тему урока)

Сегодня мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

Запишите тему урока в тетрадях. Знакомство с планом урока

План урока

  1. подводная окраина

а) материковая отмель

б) материковый склон

  1. переходная зона

а) глубоководные желоба

  1. ложе океана

а) котловины

б) срединно- океанические хребты

ІІІ. Изучение нового материала

Учитель.

140 лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук на корабле "Челленджер" отправился в кругосветную экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные ученые разных специальностей. "Челленджер" полностью переоборудовали: с военного корабля в научный корабль океанографии. Ученые исследовали температуру воды на разных глубинах. Первый научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет.

В результате полученных сведений была создана первая карта дна океанов.

- Но на этом исследования дна мирового океана не закончились.

- Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ.

(Презентация. Слайд № 1 )

Специальное устройство, установленное в нижней части корпуса корабля, посылает звуковой сигнал. Звук достигает дна и отражается от него. Этот отражённый звук(эхо) улавливается эхолотом. Скорость распространения звука в океане - 1500м/с. С помощью эхолота ежегодно производят тысячи промеров глубины морского дна. Специальные приборы-самописцы ведут запись изменения глубин по ходу судна.

Работает он так. В основе действия - принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад(скорость распространения звука в воде 1500 м/сек.)

Например, посланный с корабля звук возвратился через 4 секунды, значит до дна он шёл 2 секунды. Следовательно, глубина в этом месте 3000метров.

Запишите в тетрадь:

  • ЭХОЛОТ - Прибор для изучения рельефа дна МО

  • скорость распространения звука в воде 1500 м/сек

На сегодняшний день люди изобрели различные суда - это подводные лодки, батисфера - аппарат, спускаемый на тросе с судна на глубину около 1 км, батискаф - аппарат для больших глубин, акваланг.

(Презентация. Слайд №2 )

1) ПОДВОДНАЯ ОКРАИНА МАТЕРИКА

А) Материковая отмель

- Вспомните, как и по какому дну мы спускаемся с берега: резко или плавно, дно схоже или различно с берегом? (Спускаемся плавно по схожему берегу дну.) На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами и оно не глубокое, мелкое- отмель (её называют ещё шельфом).

(Презентация. Слайд № 3 ) Материковая отмель - это мелководная зона, тянущаяся вдоль материка, слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Шельф материков имеет различную ширину и покрыт обломочными породами, принесенными реками с суши или образовавшимися при разрушении берегов.

РАБОТА С КАРТОЙ И АТЛАСАМИ

-Какая глубина шельфа?(100-200м)

- Каким цветом на карте обозначена шельфовая зона? (бледно- голубым, белым)

-У какого океана зона шельфа самая большая?( у Северного Ледовитого океана)

- У берегов какого материка она меньше? (Африка.)

Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, так как именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ. На шельфе обнаружены и добываются полезные ископаемые - нефть, природный газ; россыпные месторождения золота, платины, олова, драгоценных камней обычно находятся поблизости от устьев, впадающих в моря рек. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. На подводной окраине расположены острова, их называют материковыми. К ним относится о. Сахалин.

Сделаем вывод: что же такое материковая отмель - это мелководная равнина, постепенно понижающаяся до 200 м ниже уровня океана.

Б) Материковый склон.

Эта часть океанического дна лежит ниже границы шельфа (от бровки) до глубин в 2000 метров. Она имеет крутые склоны в 15-20°, а иногда и до 40°.

(Презентация. Слайд № 4 ) Для материковых склонов характерна повышенная сейсмич­ность, активны оползни. Материковый склон занимает 12% площади Мирового океана. Продуктивность его значительно ниже, чем у шельфа. Растительный мир беден из-за недостатка света. Животные ведут придонный образ жизни. Материковый склон переходит в ложе океана.

Сделаем вывод: материковый склон - это крутой спуск до глубины 2 - 3 км.

Он плавно переходит на ровную территорию. На что она похожа и до каких глубин доходит?

2) ПЕРЕХОДНАЯ ЗОНА

А ) Желоба

Между подводной окраиной материков и ложем океанов располагается зона имеющая сложный рельеф . посмотрите на рис. 45. Она включает дуги островов и особые формы рельефа - глубоководные океанические желоба.

(Презентация. Слайд № 5 )

Желоба- Это узкие и длинные понижения с крутыми склонами и почти ровным дном. По карте определите, какой глубины они бывают. (Более 6 км.) Самый глубокий на Земле желоб - Марианский, глубина 11 022 км (20слайд - батискаф и фрагмент карты Тихого океана). Его впервые обнаружила экспедиция на советском исследовательском судне «Витязь» в 50-е годы, но спустились в него 23 января 1960 г. на батискафе «Триест» Жак Пикар (швейцарский ученый, сын изобретателя батискафа) и Дональд Уолш (лейтенант ВМФ США).

- В каких океанах желоб отсутствует? (В Атлантическом и СЛ океане)
- Найдите Курило - Камчатский желоб. Какова его глубина?

3) ЛОЖЕ ОКЕАНА

Ложе океана занимает самую глубоководную часть дна Мирового океана, 70% его площади.

Здесь распространена океаническая земная кора. На ложе океана, так же как и на суше есть горы и равнины.

А) Котловины

Равнины ложа океана называются котловинами.

(Презентация. Слайд №6 )

Котловины - это большие равнины, глубина которых от 4 до 7 тыс. метров. На дно котловин не проникает солнечный свет. Но здесь имеется множество мелких частиц, медленно опускающихся на дно. Это нерастворимые остатки мелких морских организмов. Опускаясь на дно, они наращивают верхний слой океанической земной коры. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов.

РАБОТА С КАРТОЙ И АТЛАСАМИ

-Приведите примеры котловин?

- Определите глубину Северо-Западной котловины.

Сделаем вывод: котловины (ложе океана) - это большие равнины глубиной до 7 км.

Б) Срединно- океанические хребты

Котловины отделяются друг от друга подводными хребтами и возвышенностями. Единая горная система на дне Мирового океана называется -получила название срединно -океанические хребты.

(Презентация. Слайд №7 )

Срединно-океанические хребты образуют единую систему горных сооружений протяженностью более 60 тыс. км, высотой 3 - 4 км и на карте хорошо прослеживаются безлесыми полосами Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км. Срединно-океанические хребты - валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км, ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом, представляющий собой ущелье глубиной до 3 км, шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья - излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

РАБОТА С КАРТОЙ И АТЛАСАМИ

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане: Восточно - Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

Назовите: срединно- океанические хребты Атлантического океана, Индийского океана, Тихого океана

Назовите океан где находится самый длинный срединно- океанический хребет.

IV РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Заполнить таблицу (стр.69-70)

Процессы, влияющие на рельеф дна Мирового океана

внутренние процессы

внешние процессы


Проверяем вашу работу. На доске я показала образец правильного заполнения таблицы., вы должны проверить выдвинутые вами ответы и карандашом на полях поставить условные знаки:

V - я прав, я так и думал

- - я не прав, моё мнение ошибочно

+ - новая информация

? - нужно задать вопрос (я не понял или хочу узнать больше)

V. ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Работа по карточкам: из стихотворения

1) выписать формы дна Мирового океана

2)название прибора для измерения глубины океана

В таинственных глубинах Океана,
Куда солнца лучам не попасть,
Горбы каких-то древних великанов,
И желоба, растворившие пасть.

Ощетинясь, торчат вулканов клыки,
На поверхность глядят камни островных дуг,
С мокрым подбрюшием - материки,
И котловины сцепившихся рук.

Под водою, как сверху, равнины и горы -
Столько тайн для людского флота!
Потому, на мрачных безлюдных просторах
Звенит ультразвук эхолота.

V. Закрепление нового материала
Выберите правильный ответ: шельф, материковая отмель, глубоководный желоб, Марианский желоб, срединно-океанический хребет, эхолот. 11022м, 22011м

  1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200м называется…

  2. Длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000м….

  3. Самый глубокий на Земле океанический желоб…

  4. Единая горная система образованная на дне океана общей длиной свыше 60тыс.км….

  5. Современный прибор для измерения глубин Мирового океана….

  6. Глубина Марианского желоба…

VI. Рефлексия

Пожалуйста, выскажитесь о том, что сегодня вы узнали, продолжив фразу:

- Теперь я знаю…

- Теперь я могу…

- Я хочу узнать…

- Я думаю, что работал… («хорошо», «отлично», «превосходно»)

VII. Домашнее задание. (Дифференцированное)

1 уровень - § 22, нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.

2 уровень - § 22., вопрос 5, стр. 67..

3 уровень - § 22. Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.









Используемая литература.

1.Учебник. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2015

2.География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013

3. Дмитриева Л.М. - Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс.- М.: Дрофа, 2007

4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Интернет ресурсы:

Festival.1september. ru/articles/411658/

ru.wikipedia.org/wiki/Океанское_дно





© 2010-2022