«Африка. Состав территории. Экономико-географическое положение. Население»

Материк занимает 1/5 суши земного шара. По размерам (30,3 млн. км2 — с островами) из всех частей света уступает только Азии. В состав региона входят 55 стран. Существуют несколько вариантов деления Африки на регионы. В школьном курсе предлагается делить Африку на 3 субрегиона: Северная Африка, Тропическая Африка, ЮАР. В научной литературе наиболее принято пятичленное деление Африки, включающее Северную (страны Магриба, побережье Средиземного моря), Западную (северная часть Атлантического побереж...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Африка. Состав территории. Экономико-географическое положение. Население».

Цели урока:

1.Изучить особенности ЭГП, состава и населения стран Африки

2. Закрепить умение характеристики стран по типовому плану

3. Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, тематическими картами атласа и настенными картами.

Этапы урока:

1.Объяснение нового материала.

Демонстрация политической карты Африки из ЦОР № 2 «Экономическая и социальная география мира». Вход через содержание в раздел «Африка» и затем «политическая карта».

Задание классу:

-рассмотреть карту, прослушать текст диктора и ответить на вопросы:

-Сколько стран в Африке?

-Сколько стран материковых и островных?

-Сколько стран не имеют выхода к морю?

Используя текст учебника на стр. 243, ответьте на вопрос:

-Каковы особенности ЭГП стран Африки? (выписать их в тетрадь)

Задание классу:

Работая с политической картой Африки и визитной карточкой на форзаце, выделите:

-самые большие страны Африки по площади

-самые большие страны по численности населения

(выписать их в тетрадь)

Рассмотрим историю формирования государств.

На экран проецируется карта из гиперссылки «Территориальный раздел Африки». Карта называется «Получение государственной независимости странами Африки».

Задание классу по карте:

-Какие страны не были колониями?

-Какие страны владели колониями в Африке?

-В какие годы страны Африки приобрели независимость?

На экране высвечиваются страны т годы получения независимости в хронологическом порядке.

-Какой год называют годом Африки?

-Какие государства последними появились на карте Африки?

На экране высвечивается таблица, в которой указан государственный строй стран. Используя ее данные, отвечаем на вопросы:

-Сколько в Африке монархий? Какие? (выписать их в тетрадь)

-Сколько федеративных государств? Какие? (выписать их в тетрадь)

-Самое молодое государство?

-Чем является большинство стран Африки по политическому устройству?

Теперь рассмотрим население Африки.

Работа с разделом «Население» Африки. Выход на него с главного поля. После прослушивания текста диктора, работы с картой «Плотность населения» (выход на нее через гиперссылку) и текстом учебника на стр.247, отвечаем на вопросы:

-Какова общая численность населения Африки?

-Равномерно ли расселено население по территории Африки? Сравните, где плотность больше, где меньше, почему?

Отвечаем на вопросы:

-К какому типу воспроизводства относятся страны Африки?

-В какой стране наивысшая рождаемость? Смертность?

-Чему равна средняя продолжительность жизни в Африке?

-Что такое «демографический взрыв»?

Отвечаем на вопросы:

-В каких странах число пораженных СПИДом наивысшее, почему?

Работаем с текстом учебника, стр.247. Найдем характеристику урбанизации. Зачитаем содержание и ответим на вопросы:

-Что такое «городской взрыв»?

-Назовите крупнейшие города Африки, используя карту в атласе и таблицу «Городские агломерации» Африки, которая проецируется на экран (выход через гиперссылку). Выпишите их в тетрадь.

-Используя карту «урбанизация стран мира» в учебнике стр.69, назовите самые урбанизированные страны, наименее урбанизированные и выпишите их в тетрадь.

Африка - многонациональный регион.

Отвечаем на вопросы:

-Какие расы проживают в Африке, и в какой ее части?

-Что такое, на ваш взгляд, переходные группы?

-К каким языковым группам находятся народы Африки? Ответ на этот вопрос ищем в карте атласа и на карте на экране «Народы Африки» (выход через гиперссылку).

На экран проецируются фотографии населения Африки (выход через гиперссылку).

Работая с картой «Религии Африки» (выход через гиперссылку(, отвечаем на вопрос:

-Какие религии исповедуют в Африке, почему?

Итак, подводя итоги урока, что можно сказать о населении Африки?

1. Оно многонационально, что вызывает межнациональные конфликты.

2. Второй тип воспроизводства населения - «демографически взрыв».

3. Миграции населения в города - «городской взрыв».

4. Большинство стран Африки молодые, с формирующейся экономикой, т. к. недавно приобрели независимость.

Закрепление изученного материала: по вопросам теста (выход через меню на главной странице темы «Африка»).

Домашнее задание: тема 8, раздел 1.

По особенностям ЭГП страны Африки можно подразделить на имеющие выход к морю и внутриконтинентальные. Большинство стран, расположенных вдали от моря, принадлежит к наименее развитым странам мира.

Формы правления. Почти все страны - рес-публики, монархий только три - Марокко,

Природные ресурсы. Среди континентов -1-е место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, ванадия, алмазов, фосфоритов. Самая богатая пополезным ископаемым страна - ЮАР.

Агроклиматические ресурсы. 1/3 материка - пустыни, 1/3 - отличается длительным сухим сезоном и подвержена засухам, страны экваториального пояса характеризуются избы-точным увлажнением.

Население. Для стран характерны самые высокие в мире темпы воспроизводства. Этни-ческий состав - 300-500 национальностей. В Северной Африке некоторые из этносов сложи-лись в крупные нации, но большинство нахо-дятся на уровне народностей и племен. Средняя плотность - 22 чел./км2. Расселение неравномерно. В Сахаре огромные пространства (самые обширные в мире) не заселены; в зоне тропических лесов - очень редко; основная масса людей живет на побережьях. Урбанизация: уро-вень - 34%, темпы - самые высокие в мире. Хозяйство. После завоевания независимости страны начали преодолевать вековую отста-лость. Совершается перестройка отраслевой и территориальной структур хозяйства.

Промышленность. Отрасли промышленности, определяющие значение региона в международном разделении труда: а) горнодобывающая промышленность (по добыче многих видов полезных ископаемых Африке принадлежит монопольное место в мире); б) тропическое и субтропическое земле-делие, имеющее экспортную направленность. Но несмотря на это, Африка занимает послед-нее место среди регионов мира по уровню индустриализации и урожайности с.-х. культур.

В большинстве стран сохраняется колониаль-ный тип отраслевой структуры хозяйства, характе-ризующийся: а) преобладанием потребительско-го сел. хозяйства; б) слабым развитием обрабатываю-щей промышленности; в) ограничением непроизводственной сферы преимущественно торговлей.

Общая характеристика Африки.

Рабочий практикум - работа по группам. Группа №1.

По тексту (с.243-249), рисункам учебника, «визитной карточке» стран на форзаце учебника и по картам атласа определить:

ЭГП стран Африки (общая характеристика, особенности).

- ответить на вопросы:

1) Какие изменения и почему произошли на политической карте Африки после второй мировой войны?

2) Какие страны являются республиками, а какие монархиями? Какие административно-государственные устройства?

Природные условия.

1) Используя карты атласа и таблицы 2 и 4 приложения учебника, составьте классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Дать классификацию в виде таблицы:

Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья

Страны, богатые 1-2 видами минерального сырья

Страны, бедные минеральными ресурсами

3) Сделайте выводы о земельных, водных и агроклиматических ресурсах (зад.3 с.256).

Домашнее задание: с. 243 - 249, зад.6 с.257.



© 2010-2022