Конспект урока по географии на тему Водяной пар и облака (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 6 классе

Раздел 2 ПРИРОДА ЗЕМЛИ

ТЕМА 4. Атмосфера и климаты Земли

Водяной пар и облака

Цели урока:

1. образовательная - сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха и об образовании облаков.

2. развивающая - продолжить развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, рассчитывать относительную влажность.

3. воспитательная - воспитание чувства красоты природы.

Тип урока - комбинированный урок

Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Новые понятия и термины урока: абсолютная влажность, воздух насыщенный и ненасыщенный водяным паром, относительная влажность, кучевые, перистые и слоистые облака, облачность.

Оборудование урока - компьютер, проектор, учебник География. Землеведение.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

  1. Ребята, какую оболочку Земли мы изучаем с вами? (атмосферу)

  2. Что это за оболочка и где она расположена? (это газообразная оболочка Земли, находящаяся над земной поверхностью)

  3. Какие изменения происходят в атмосфере? (изменения погоды, а именно температуры, давления)

  4. В какой части атмосферы мы наблюдаем все эти изменения? ( в тропосфере)

  5. Как изменяется температура с высотой? (каждый км падает на 60 С)

  6. От чего зависит температура воздуха (от нагревания лучами Солнца земной поверхности)

  7. Что такое атмосферное давление? (Это сила, с которой воздух давит на земную поверхность)

  8. От каких факторов зависит атмосферное давление? (от высоты и от температуры) (СЛАЙД 2)

  9. Как изменяется атмосферное давление с высотой? (При подъеме на каждые 10,5 м давление понижается на 1 мм рт. ст.

  10. Назовите природное явление, образующееся при разности в давлении? ( ветер)

  11. Что такое ветер? (это движение воздуха в горизонтальном направлении)

  12. От чего зависит сила и скорость ветра?

  13. По какой стороне горизонта определяют направление ветра?

  14. Назовите виды ветров? (бриз, муссон)

  15. Что такое бриз? (ветер, дующий два раза в сутки: днем с моря на сушу, ночью - с суши на море) (СЛАЙД 3)

  16. Дайте определение понятию муссон? (это ветер, дующий два раза в год - летом с океана на материк, зимой - с материка на океан)

  17. Объясните образование летнего муссона

3. Изучение нового материала.

А теперь попробуйте отгадать загадку:

(СЛАЙД 4)

В жаркий день на небе чистом

Потеряли перья птицы

Ну, а может и не птицы

Что же это, объясните (облака)

Что же мы будем сегодня изучать? (облака).

Правильно, но не только облака, но и водяной пар.

(СЛАЙД 5) Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему сегодняшнего урока: "Водяной пар и облака"

Скажите, а для чего нам необходимо изучать данную тему?

Для того, чтобы узнавать погоду, а именно будут ли идти дожди.

В нашей местности часто идут дожди.

Объясните, почему лужи после дождя высыхают?

В какую погоду вода в луже высыхает быстрее - в теплую или холодную?

Видите ли вы испаряющуюся воду? (Нет) Но она же есть? Где? ( в воздухе)

Какие вы можете привести примеры доказательства нахождения воды в воздухе из повседневной жизни.

(СЛАЙД 6)

1) Если внести в теплую комнату банку из холодильника

2) Если зимой внести в теплую комнату коньки с улицы, то через несколько минут они покроются капельками воды

3) Зимние узоры на окнах

4) Образование росы в яркое солнечное утро на листьях растений

Откуда же водяной пар поступает в атмосферу?

(СЛАЙД 7) Он образуется при испарении с поверхности Мирового океана и суши, испаряют воду снег и лед, испаряют и растения.

От чего же зависит количество водяного пара в воздухе?

Количество водяного пара в воздухе зависит от температуры. Количество водяного пара определяют в граммах на 1 куб. метр воздуха

Рассмотрите таблицу в раздаточном материале и сделайте на ее основе свои выводы

Температура, 0 С

-10

-5

0

+10

+20

+30

+40

Содержание водяного пара в 1 м 3 воздуха

2,5

3

5

9,5

17

30

51

(СЛАЙД 8)

Вывод: Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать.

(СЛАЙД 9)

Запись в тетрадь: Количество водяного пара в граммах в 1 м куб. воздуха называется абсолютной влажностью воздуха

Может ли воздух увлажняться до бесконечности или есть какой-то предел?

Этот предел есть, и он называется насыщением.

(СЛАЙД 10) Запись в тетрадь: Воздух, который не может вместить больше водяного пара, чем он уже содержит, называется НАСЫЩЕННЫМ.

А какой воздух называется ненасыщенным?

(СЛАЙД 11)НАСЫЩЕННЫЙ воздух - это воздух, содержащий водяного пара меньше, чем мог бы содержать при данной температуре.

Если спросить любого человека, влажным или сухим является воздух, абсолютная влажность которого 10 граммов. Сможет ли он ответить на этот вопрос?

Нет, так как не с чем сравнивать. Поэтому для определения влажности воздуха пользуются не абсолютной, а относительной влажностью воздуха.

(СЛАЙД 12)Запись в тетрадь: Относительная влажность воздуха - это отношение имеющейся в воздухе влаги к тому количеству, которое может содержаться при данной температуре.

И тот прогноз погоды, который вы слушаете каждый день, сообщает нам именно относительную влажность воздуха.

Скажите, а для человека какая влажность считается нормальной?

(СЛАЙД 13)Если относительная влажность воздуха: менее 30% - сухой воздух

30-60- нормальная влажность

более 60% высокая влажность.

При дожде влажность воздуха 90% и более.

Значение влажности воздуха

От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной.

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.

Какое значение ещё имеет влажность воздуха? Зачем нам надо это знать?

(СЛАЙД 14) Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.

Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне.

Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы, появляется туман.

Что же такое туман?

(СЛАЙД 15) Туман - это скопление мельчайших капелек воды, которое образуется в приземном слое при охлаждении насыщенного воздуха.

(СЛАЙД 16)Посмотрите на экран. Какие атмосферные явления здесь изображены? Что общего между ними?

(СЛАЙД 17) Запись в тетрадь: Облако - это скопление водяных капель, находящихся на значительной высоте над земной поверхностью.

(СЛАЙД 18)Какие виды облаков вы знаете? - кучевые, слоистые, перистые

(СЛАЙД 19) Схема облаков.

А теперь ребята, мы поработаем в группах, но для этого нам необходимо разделиться. Давайте все встанем и выйдем к доске.

(СЛАЙД 20) Заполните таблицу "Характеристика облаков", используя учебник на стр. и раздаточный материал.

Вид облака

Внешний вид

Высота образования

Условия образования

Из чего состоят

кучевые

похожи на вату

2-3 км

при подъеме теплого воздуха

из капелек воды

слоистые

похожи на слоёный пирог

не более 2 км

при столкновении теплого и холодного воздуха

из капелек воды

перистые

похожи на перья

7-10 км

при столкновении теплого и холодного воздуха

из кристалликов льда

(СЛАЙД 21, 22, 23, 24)

Значит, какой можно сделать вывод о причине образования облаков?

(СЛАЙД 25) Главная причина образования облаков - охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром.

(СЛАЙД 26) Проведем небольшой опыт. Нальем в вазу немного горячей воды, примерно на 1-2 см. Накроем её блюдцем. На блюдце надо положить несколько кусочков льда. И немного подождать.

(Объяснение опыта: воздух, поднимаясь вверх, охлаждается, водяной пар конденсируется и образуется облако). Звучит песня ("Облака")

4. Закрепление изученного материала.

Ребят, что мы сегодня изучали? (водяной пар и облака.)

1. От чего зависит количество водяного пара в воздухе? (от температуры)

2. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное? (испарение)

3. Какой воздух называется насыщенным? (воздух, который не может вместить в себя больше водяного пара)

4. Какие разновидности влажности вы запомнили? (абсолютная и относительная?)

5. В чем разница между двумя этими понятиями (Относительная влажность воздуха - это отношение имеющейся в воздухе влаги к тому количеству, которое может содержаться при данной температуре. А абсолютная - это количество водяного пара в граммах в 1 м куб. воздуха)

6. Дайте определение понятию конденсация (процесс превращения вещества из газообразного в жидкое)

7. Какое природное явления образуется при конденсации водяного пара на значительной высоте над земной поверхностью? (облако)

Молодцы.

(СЛАЙД 27) Теперь используя новые понятия, составьте синквейн.

1 строка одно существительное
2 строка два прилагательных
3 строка три глагола
4 строка одна небольшая фраза
5 строка одно заключающее слово
Пример: (СЛАЙД 28)

Вода

Теплая, чистая,

Испаряется, поднимается, образуется

Скопление водяных капель

Облако

5. Организационный момент.

(СЛАЙД 29) Домашнее задание. §34

© 2010-2022