Урок-моделирование. Расположение и формирование городов на территории России

Причины размещения населения на поверхности земли - важнейший вопрос, о котором в школе практически не говорится. Данный урок разработан, как итоговая работа обучения в педагогическом университете "Первое сентября" по курсу С.В. Рогачева "Пространственный анализ карты". На уроке рассматривается одна из возможных конфигураций образования узлов пространственных связей, приводящих к формированию стратегического населенного пункта, "восклицательный знак". Предлагается вариант моделирования территори...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Никольская В.Г., 2014 г

НОУ Православная гимназия

Курс: География России. 8 класс.

Тема урока: Расположение и формирование городов на территории России.

Цели урока:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с общими принципами размещения городов. Рассмотреть конфигурацию восклицательного знака и объяснить ее смысл на примере двух городов.

Воспитательные:

1. Заложить основу для формирования у школьников представлений о взаимосвязи явлений и событий. Сформировать внимательность к карте и развить творческий потенциал.

Развивающие:

1. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений

2. Развить пространственное мышление и географическую зоркость.

3. Умение работать в группах.

Форма урока: комбинированный урок с применением ИКТ

Оборудование:

1.Компьютер, мультимедийный проектор.

2. Презентации «Вологда», «Оренбург».

3. Атласы к учебнику «География России» 8 класс

4. Ксерокопии с листов контурных карт, маркеры.

5. Используется кабинетная мебель.

Опережающее задание: Подготовить сообщения об Оренбурге и Вологде.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

- рассказ учителя

- моделирование территории класса

- работа в группах

- обсуждение

- вывод

  1. Закрепление.

  2. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. - Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня у нас первый урок пространственного анализа. Что это означает, чем мы будем сегодня заниматься?

Мы с вами третий год изучаем географию нашей планеты. Вы уже много знаете о материках, странах и городах, Российских и зарубежных. Вы знаете, что города есть большие и маленькие, старые и молодые, знаменитые и малоизвестные. Есть такие, которые возникли давно и почти одновременно (например, Москва и Муром), но одни из них выросли и превратились в крупные центры, а другие так и остались маленькими и провинциальными. Есть города, которые возникли значительно позже, но разрослись в короткие сроки. (Санкт-Петербург, Канкун). Можно ли понять, что является причиной появления городов и обусловливает их дальнейшее успешное развитие? Сегодня мы попытаемся это сделать.

- Моделирование территории класса.

Затем учитель предлагает представить ситуацию, когда группа людей (учащихся) оказывается на необитаемом острове, частично разделенном горной грядой, и вынуждена жить там некоторое время.

Класс разделяется рядом парт, ненужные парты сдвигаются к стене. Учитель предлагает найти место для жилья. Учащиеся тут же распределяются на две группы: мальчики и девочки (в этом возрасте наши дети еще не объединились). И каждая группа «забивается» в дальние углы с двух сторон «гор», чтобы спокойно заниматься там своими делами. «Чтобы выжить, нужно что-то производить и чем-то питаться. Что вы умеете делать?», спрашивает учитель. Выясняется, что мальчики и девочки умеют не одно и тоже. Возникает идея натурального обмена, потом торговли. Где удобнее всего торговать? Местом торговли очень быстро выбирается участок класса у школьной доски, где можно обойти ряд парт - «горный кряж».

Поясняется, что и в реальной жизни совершенно ровных однородных территорий не бывает, поэтому населенные пункты размещаются не хаотично, а закономерно. Существует несколько основных схем пространственного расположения городов. Наш сегодняшний вариант можно назвать Конфигурация восклицательного знака.

Далее учитель дает понятия: Каналы проницаемости, Природные барьеры и Узлы каналов проницаемости. Схема конфигурации переносится мелом на доску учащимися с корректировками учителя. Используются условные обозначения Лекции №4.

- Работа в группах.

На следующем этапе учитель предлагает на карте атласа (Вологда стр. 34, Оренбург - стр.42) рассмотреть пространственное расположение городов Оренбург и Вологда (используется материал лекции №4). Работа производится в группах под контролем учителя. Первая группа анализирует Оренбург, вторая - Вологду. После работы с атласом на листах-ксерокопиях с контурных карт учащиеся маркерами составляют схему, выделяя главные бартеры и узлы каналов проницаемости. Затем схема, еще более обобщенная, переносится в тетрадь. Следует вывод, что расположение городов не случайно.

Учащиеся делают сообщения о городах с демонстрацией презентаций.

- Вывод.

Делается вывод о том

- что расселение людей и формирование населенных пунктов происходит не хаотически, а подчинено определенным закономерностям, которые можно выявить, пользуясь методом пространственного анализа.

- что непонятную карту можно прочитать, если применить к ней понятия: каналы проницаемости, природные барьеры и узлы каналов проницаемости.

- что любую карту можно представить в виде схемы

3. Закрепление.

а. небольшой фронтальный опрос по понятиям урока.

б. привести примеры промыслов, видов деятельности и других понятий, традиционно закрепленных за какими-нибудь городами и объяснить, связано ли это только с тем, то в этом городе самые лучшие мастера.

4. Домашнее задание. Найти на карте России (или мира) города расположенные в соответствии с данным типом конфигурации и составить схему, подобную той, которую составляли на уроке.


© 2010-2022