- Преподавателю
- География
- Урок-моделирование. Расположение и формирование городов на территории России
Урок-моделирование. Расположение и формирование городов на территории России
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никольская В.Г. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Никольская В.Г., 2014 г
НОУ Православная гимназия
Курс: География России. 8 класс.
Тема урока: Расположение и формирование городов на территории России.
Цели урока:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с общими принципами размещения городов. Рассмотреть конфигурацию восклицательного знака и объяснить ее смысл на примере двух городов.
Воспитательные:
1. Заложить основу для формирования у школьников представлений о взаимосвязи явлений и событий. Сформировать внимательность к карте и развить творческий потенциал.
Развивающие:
1. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений
2. Развить пространственное мышление и географическую зоркость.
3. Умение работать в группах.
Форма урока: комбинированный урок с применением ИКТ
Оборудование:
1.Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Презентации «Вологда», «Оренбург».
3. Атласы к учебнику «География России» 8 класс
4. Ксерокопии с листов контурных карт, маркеры.
5. Используется кабинетная мебель.
Опережающее задание: Подготовить сообщения об Оренбурге и Вологде.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Объяснение нового материала.
- рассказ учителя
- моделирование территории класса
- работа в группах
- обсуждение
- вывод
-
Закрепление.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
- Объяснение нового материала.
Учитель: Сегодня у нас первый урок пространственного анализа. Что это означает, чем мы будем сегодня заниматься?
Мы с вами третий год изучаем географию нашей планеты. Вы уже много знаете о материках, странах и городах, Российских и зарубежных. Вы знаете, что города есть большие и маленькие, старые и молодые, знаменитые и малоизвестные. Есть такие, которые возникли давно и почти одновременно (например, Москва и Муром), но одни из них выросли и превратились в крупные центры, а другие так и остались маленькими и провинциальными. Есть города, которые возникли значительно позже, но разрослись в короткие сроки. (Санкт-Петербург, Канкун). Можно ли понять, что является причиной появления городов и обусловливает их дальнейшее успешное развитие? Сегодня мы попытаемся это сделать.
- Моделирование территории класса.
Затем учитель предлагает представить ситуацию, когда группа людей (учащихся) оказывается на необитаемом острове, частично разделенном горной грядой, и вынуждена жить там некоторое время.
Класс разделяется рядом парт, ненужные парты сдвигаются к стене. Учитель предлагает найти место для жилья. Учащиеся тут же распределяются на две группы: мальчики и девочки (в этом возрасте наши дети еще не объединились). И каждая группа «забивается» в дальние углы с двух сторон «гор», чтобы спокойно заниматься там своими делами. «Чтобы выжить, нужно что-то производить и чем-то питаться. Что вы умеете делать?», спрашивает учитель. Выясняется, что мальчики и девочки умеют не одно и тоже. Возникает идея натурального обмена, потом торговли. Где удобнее всего торговать? Местом торговли очень быстро выбирается участок класса у школьной доски, где можно обойти ряд парт - «горный кряж».
Поясняется, что и в реальной жизни совершенно ровных однородных территорий не бывает, поэтому населенные пункты размещаются не хаотично, а закономерно. Существует несколько основных схем пространственного расположения городов. Наш сегодняшний вариант можно назвать Конфигурация восклицательного знака.
Далее учитель дает понятия: Каналы проницаемости, Природные барьеры и Узлы каналов проницаемости. Схема конфигурации переносится мелом на доску учащимися с корректировками учителя. Используются условные обозначения Лекции №4.
- Работа в группах.
На следующем этапе учитель предлагает на карте атласа (Вологда стр. 34, Оренбург - стр.42) рассмотреть пространственное расположение городов Оренбург и Вологда (используется материал лекции №4). Работа производится в группах под контролем учителя. Первая группа анализирует Оренбург, вторая - Вологду. После работы с атласом на листах-ксерокопиях с контурных карт учащиеся маркерами составляют схему, выделяя главные бартеры и узлы каналов проницаемости. Затем схема, еще более обобщенная, переносится в тетрадь. Следует вывод, что расположение городов не случайно.
Учащиеся делают сообщения о городах с демонстрацией презентаций.
- Вывод.
Делается вывод о том
- что расселение людей и формирование населенных пунктов происходит не хаотически, а подчинено определенным закономерностям, которые можно выявить, пользуясь методом пространственного анализа.
- что непонятную карту можно прочитать, если применить к ней понятия: каналы проницаемости, природные барьеры и узлы каналов проницаемости.
- что любую карту можно представить в виде схемы
3. Закрепление.
а. небольшой фронтальный опрос по понятиям урока.
б. привести примеры промыслов, видов деятельности и других понятий, традиционно закрепленных за какими-нибудь городами и объяснить, связано ли это только с тем, то в этом городе самые лучшие мастера.
4. Домашнее задание. Найти на карте России (или мира) города расположенные в соответствии с данным типом конфигурации и составить схему, подобную той, которую составляли на уроке.