Рабочая программа по географии 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» имени Семенова Виктора Николаевича

«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на заседании методического объединения учителей ____________________

_____________________________

Протокол № ___

от «___»____________20____г.

_______________( ______________)

руководитель ШМО

«Согласовано»

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

«_____»________________20____г.

_____________( ________________)

заместитель директора по УВР

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 12» им. В.Н.Семенова

Приказ № _____

от «____»_____________20___г.

__________________Т.В. Петрова









Рабочая программа

по предмету «География»

для 9А, 9Б классов

на 2015-2016 учебный год




Разработчик:

Романашина Анастасия Васильевна,

учитель географии


г.Усть-Илимск

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9А, 9Б классов составлена на основе нормативно-правовой документации:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (статья 12, 13, 15, 16).

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.

  3. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр), распоряжение министерства образования Иркутской области №471-мр от13.05.2013г.

  4. Образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.

  5. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В Климанова, В.А. Низовцева // Сборник. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2013.

  6. Программа развития МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.

  7. Устав МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.

Материал в программе подается с учетом возраст­ных возможностей учащихся. На изучение предмета отводится 2 час в неделю, итого 57 часов за учебный год.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Цель курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения истории и культуры своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления

Задачи курса:

-сформировать географический образ своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы населения и хозяйства;

-сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

-показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и её регионов;

-вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими (картами, статистическим материалом и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

-создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и различными регионами мира.


Содержание программы учебного курса

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Ученик должен знать:

-специфику географического положения и административно - территориальное устройство Российской Федерации;

-особенности географии её рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

-культурно-исторические особенности народов России, их самобытность;

-различия в типах хозяйственной деятельности на территории страны;

-роль и место отдельных территорий в системе географического разделения труда;

-уникальные объекты и явления на территории России.

Ученик должен уметь:

-узнавать по различным источникам информации основные характеристики природных, социально-экономических и экологических объектов, процессов и явлений, особенности их размещения по территории РФ;

-получать из разных источников и оценивать информацию, характеризующую демографическую ситуацию в России, размещение основных хозяйственных отраслей и производств РФ и тенденции их развития;

- приводить примеры крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов, внешних и внутригосударственных экономических связей;

-оценивать последствия современных социально- экономических и экологических проблем России, их влияния на уровень и качество жизни населения.

УМК

  1. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник ( А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким)

  2. Атлас 9 класс - Дрофа, 2014г

  3. Контурные карты 9 класс - Дрофа,2014г


Задачи личностного развития учащихся на 2015-2016 учебный год

Воспитание ценностного отношения к Человеку.

Формировать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за свои поступки;

Воспитание ценностного отношения к Знанию.

Формировать опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

Воспитание ценностного отношения к Обществу.

Формировать представления об институтах гражданского общества, наиболее значимых страницах истории страны.

со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Воспитание ценностного отношения к Человеку: Формировать способность продуктивно взаимодействовать с другими людьми в процессе деятельности.

Воспитание ценностного отношения к Знанию: Формировать представления о различных профессиях.

Воспитание ценностного отношения к Обществу: Формировать ценностное отношение к труду и творчеству, человека труда, к трудовым достижениям города, края, России.

Сплочение классного коллектива.


Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Раздел I. Хозяйство России

1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

4

2.Главные отрасли и межотраслевые комплексы

16

Раздел II. Районы России

3.Европейская часть России

26

4.Азиатская часть России

16

Итоговое тестирование

1

5.Россия в современном мире

3

Итого

57




Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во. Часов

Плановые сроки

Скорректированные сроки

Лабораторные, практические, проверочные, контрольные, словарные и др. работы

Планируемые результаты

Введение (1ч)

Введение

1

07.09

Объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география»; знать основные источники географической информации

Раздел I Хозяйство России (20ч)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (4ч)

    Понятие хозяйства. Его структура

    1

    08.09

    - называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

    - объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.

    - называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства.

    - приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте;

    - выделять и показывать на карте географические районы страны.

      Этапы развития хозяйства

      1

      14.09


        Географическое районирование

        1

        15.09

        Контурная карта «АТУ и экономические районы России»

          Итоговый урок по теме «Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование »

          21.09

          Входной контроль

          Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 ч)

            Сельское хозяйство. Растениеводство

            1

            22.09

            - объяснять новые понятия и представления изучаемой темы: сельскохозяйственные угодья, земледелие, технические культуры, животноводство, АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения;

            - выделять и называть подотрасли животноводства;

            - объяснять географию размещения и особенности зональной специализации земледелия и животноводства.

            - называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;

              Животноводство.

              Зональная специализация сельского хозяйства

              1

              28.09

              Практическая работа. 1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт

                Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность.

                1

                05.10

                - объяснять новые термины:

                наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энерго- и водоемкое производства;

                межотраслевые комплексы;

                специализация и кооперирование, концентрация в производстве;

                внутри- и межотраслевые связи;

                транспортная магистраль, инфраструктура; географическое разделение труда;

                отрасль специализации

                - называть отрасли, входящие в состав того или иного промышленного комплекса;

                - объяснять изменения структуры комплекса или производства;

                - объяснять значение того или иного производства, отрасли для российской экономики;

                - объяснять значение отрасли в хозяйстве страны и приводить примеры связей между различными производствами внутри отрасли и межотраслевые связи;

                - называть и показывать главные районы размещения изучаемых отраслей промышленности: центров добычи сырья и топлива, центров переработки и производства,

                - приводить примеры и объяснять особенности размещения предприятий на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды;

                - приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

                - объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;

                - приводить примеры современных видов связи;

                - сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России.

                - объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы.

                - объяснять значение новых терминов урока, значение географического разделения труда, приводить примеры.


                  Лесной комплекс

                  1

                  06.10

                  Тест

                    Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность

                    1

                    12.10

                    Практическая работа. 2. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)

                      Нефтяная и газовая промышленность

                      1

                      13.10

                      Контурная карта «Электроэнергетика России».

                        Электроэнергетика

                        1

                        19.10

                        Практическая работа.3. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

                          Металлургический комплекс Машиностроительный комплекс

                          1

                          20.10

                          Практическая работа.4. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроительного комплекса

                            Химическая промышленность

                            1

                            26.10

                            Практическая работа.5. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности Срез знаний за 1 четверть.

                              Транспорт

                              1

                              27.10

                              Практическая работа. 6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карты)

                                Информационная инфраструктура

                                1

                                16.11


                                  Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда

                                  1

                                  17.11

                                  Практическая работа. 7. Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территории

                                    Итоговый урок по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы»

                                    1

                                    23.11

                                    Практическая работа. 8. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.

                                      Итоговый урок по разделу «Хозяйство России»

                                      1

                                      24.11

                                      Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество

                                      Раздел II. Районы России (45 ч)

                                      Тема 3. Европейская часть России (23 ч)

                                        Восточно-Европейская равнина. Волга

                                        1

                                        30.11

                                        01.12

                                        Практическая работа.9. Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины

                                        • Объяснять значение понятий: экономико - и политико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, территориально - хозяйственные связи, уровень развития региона, региональная политика, качество и уровень жизни населения.

                                        • читать и анализировать комплексные карты географических районов;

                                        • составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;

                                        • отбирать необходимые источники информации для работы;

                                        • выявлять особенности развития географических районов. Показывать на карте состав и границы экономических района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

                                        • перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП.

                                        • перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;

                                        • объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;

                                        • называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств;

                                        • объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения

                                        хозяйства по территории района; объяснять хозяйственные различия

                                        внутри района;

                                        • определять показатель специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов;

                                        • называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;

                                        • называть общие черты и проблемы развития географических районов; оценивать перспективы развития;

                                        • объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов европейской части России;

                                        • называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов.

                                        • объяснять роль европейской и азиатской части России во внутри государственном и межгосударственном разделении труда;

                                        • приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;

                                        • объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;

                                        • оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.

                                        Развитие и совершенствование метапредметных умений:

                                        Регулятивных (учебно-организационных):

                                        - ставить учебные задачи,

                                        - Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

                                        - выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

                                        - планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями ;

                                        - оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

                                        Познавательных учебно-логических умений:

                                        - классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

                                        - сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

                                        - систематизировать информацию;

                                        - структурировать информацию;

                                        - определять проблему и способы ее решения;

                                        - формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

                                        - владеть навыками анализа и синтеза.

                                        Учебно-информационных умений:

                                        - поиск и отбор необходимых источников информации;

                                        - использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

                                        - представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

                                        - работа с текстом и вне текстовыми компонентами:

                                        составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

                                        перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
                                        - использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

                                        - создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

                                        - составление рецензии, аннотации.

                                        Коммуникативных умений

                                        - выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

                                        - уметь вести дискуссию, диалог;


                                          Центральная Россия: состав, географическое положение. Центральный район: особенности населения

                                          1

                                          07.12

                                          Практическая работа. 10. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России

                                            Хозяйство Центрального района

                                            1

                                            08.12


                                              Москва - столица России

                                              1

                                              14.12


                                                Города Центрального района

                                                1

                                                15.12

                                                Срез знаний за 2 четверть


                                                  Центрально-Чернозёмный район

                                                  1

                                                  21.12

                                                  Практическая работа. 11. Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России

                                                    Волго-Вятский район

                                                    1

                                                    22.12


                                                      Северо-Западный район: географическое положение и природа

                                                      1

                                                      11.01


                                                        Города на старых водных торговых путях

                                                        1

                                                        12.01

                                                        Практическая работа. 12. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путём

                                                          Санкт - Петербург - новый «хозяйственный узел России»

                                                          1

                                                          18.01


                                                            Калининградская область

                                                            1

                                                            19.01


                                                              Европейский Север: географическое положение и природа

                                                              1

                                                              25.01

                                                              Практическая работа. 13. Сравнение двух районов Европейского Севера - Кольско-Карельского и Двино-Печорского - по плану: особенности географического положения, типичные природные ландшафты; природные ресурсы; хозяйственное развитие; межрайонные связи

                                                                Этапы развития хозяйства

                                                                1

                                                                26.01

                                                                Тест


                                                                  Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

                                                                  1

                                                                  01.02

                                                                  Практическая работа. 14. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации

                                                                    Поволжье: географическое положение и природа

                                                                    1

                                                                    02.02

                                                                    Практическая работа. 15. Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной роли в жизни страны

                                                                      Население и хозяйство

                                                                      1

                                                                      08.02


                                                                        Северный Кавказ. Природные условия

                                                                        1

                                                                        09.02

                                                                        Тест

                                                                          Хозяйство района

                                                                          1

                                                                          15.02

                                                                          Практическая работа. 16. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

                                                                            Народы Северного Кавказа

                                                                            1

                                                                            16.02


                                                                              Южные моря России

                                                                              1

                                                                              29.02


                                                                                Урал. Географическое положение и природа

                                                                                1

                                                                                01.03

                                                                                Тест.

                                                                                Практическая работа. 17. Составление географического описания Среднего Урала по картам

                                                                                  Этапы развития и современное хозяйство Урала

                                                                                  1

                                                                                  14.03


                                                                                    Население и города Урала. Проблемы района

                                                                                    1

                                                                                    15.03


                                                                                      Итоговый урок по теме «Европейская часть Россия»

                                                                                      1

                                                                                      21.03

                                                                                      Срез знаний за 3 четверть

                                                                                      Тема 4. Азиатская часть России (16 ч)

                                                                                        Природа Сибири

                                                                                        1

                                                                                        22.03


                                                                                          Природа и ресурсы гор Южной Сибири

                                                                                          1

                                                                                          04.04


                                                                                            Арктические моря

                                                                                            1

                                                                                            05.04


                                                                                              Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири

                                                                                              1

                                                                                              11.04

                                                                                              Сообщения о коренных народах Сибири. Практическая работа. 18. Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатления)

                                                                                                Западная Сибирь: природные условия и ресурсы

                                                                                                1

                                                                                                12.04


                                                                                                  Хозяйство района

                                                                                                  1

                                                                                                  18.04


                                                                                                    Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы. Байкал

                                                                                                    1

                                                                                                    19.04


                                                                                                      Хозяйство Восточной Сибири

                                                                                                      1

                                                                                                      25.04

                                                                                                      Практическая работа . 19. Обозначение на контурной карте и комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера с использованием различных источников географической информации

                                                                                                        Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы

                                                                                                        1

                                                                                                        26.04

                                                                                                        Тематический контроль Практическая работа. 20. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока

                                                                                                          Моря Тихого океана

                                                                                                          1

                                                                                                          10.05


                                                                                                            Население района. Хозяйство района

                                                                                                            1

                                                                                                            16.05

                                                                                                            Сообщения о коренных народах Дальнего Востока. Практическая работа. 21. Комплексная характеристика Якутии как географического района с использованием различных источников информации

                                                                                                              Итоговый урок по теме «Азиатская часть Россия». Итоговое тестирование

                                                                                                              1

                                                                                                              17.05

                                                                                                              Тема 5. Россия в мире (3 ч)

                                                                                                                Чем богата Россия. Итоговый урок по разделу «Районы России»

                                                                                                                1

                                                                                                                23.05

                                                                                                                Практическая. 23. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие регионов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими таблицами)

                                                                                                                  Россия в современном мире

                                                                                                                  1

                                                                                                                  24.05

                                                                                                                  Знать особенности современного этапа развития экономики России, место России в международном географическом разделении труда.



                                                                                                                  © 2010-2022