- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Романашина А.В. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» имени Семенова Виктора Николаевича
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на заседании методического объединения учителей ____________________
_____________________________
Протокол № ___
от «___»____________20____г.
_______________( ______________)
руководитель ШМО
«Согласовано»
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
«_____»________________20____г.
_____________( ________________)
заместитель директора по УВР
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ № 12» им. В.Н.Семенова
Приказ № _____
от «____»_____________20___г.
__________________Т.В. Петрова
Рабочая программа
по предмету «География»
для 9А, 9Б классов
на 2015-2016 учебный год
Разработчик:
Романашина Анастасия Васильевна,
учитель географии
г.Усть-Илимск
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9А, 9Б классов составлена на основе нормативно-правовой документации:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (статья 12, 13, 15, 16).
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.
-
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр), распоряжение министерства образования Иркутской области №471-мр от13.05.2013г.
-
Образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.
-
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В Климанова, В.А. Низовцева // Сборник. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2013.
-
Программа развития МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.
-
Устав МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся. На изучение предмета отводится 2 час в неделю, итого 57 часов за учебный год.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Цель курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения истории и культуры своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления
Задачи курса:
-сформировать географический образ своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы населения и хозяйства;
-сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
-показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и её регионов;
-вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими (картами, статистическим материалом и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
-создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и различными регионами мира.
Содержание программы учебного курса
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Ученик должен знать:
-специфику географического положения и административно - территориальное устройство Российской Федерации;
-особенности географии её рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-культурно-исторические особенности народов России, их самобытность;
-различия в типах хозяйственной деятельности на территории страны;
-роль и место отдельных территорий в системе географического разделения труда;
-уникальные объекты и явления на территории России.
Ученик должен уметь:
-узнавать по различным источникам информации основные характеристики природных, социально-экономических и экологических объектов, процессов и явлений, особенности их размещения по территории РФ;
-получать из разных источников и оценивать информацию, характеризующую демографическую ситуацию в России, размещение основных хозяйственных отраслей и производств РФ и тенденции их развития;
- приводить примеры крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов, внешних и внутригосударственных экономических связей;
-оценивать последствия современных социально- экономических и экологических проблем России, их влияния на уровень и качество жизни населения.
УМК
-
География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник ( А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким)
-
Атлас 9 класс - Дрофа, 2014г
-
Контурные карты 9 класс - Дрофа,2014г
Задачи личностного развития учащихся на 2015-2016 учебный год
9А
9Б
Воспитание ценностного отношения к Человеку.
Формировать готовность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за свои поступки;
Воспитание ценностного отношения к Знанию.
Формировать опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
Воспитание ценностного отношения к Обществу.
Формировать представления об институтах гражданского общества, наиболее значимых страницах истории страны.
со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Воспитание ценностного отношения к Человеку: Формировать способность продуктивно взаимодействовать с другими людьми в процессе деятельности.
Воспитание ценностного отношения к Знанию: Формировать представления о различных профессиях.
Воспитание ценностного отношения к Обществу: Формировать ценностное отношение к труду и творчеству, человека труда, к трудовым достижениям города, края, России.
Сплочение классного коллектива.
Учебно-тематический план
Раздел
Тема
Кол-во часов
Введение
1
Раздел I. Хозяйство России
1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование
4
2.Главные отрасли и межотраслевые комплексы
16
Раздел II. Районы России
3.Европейская часть России
26
4.Азиатская часть России
16
Итоговое тестирование
1
5.Россия в современном мире
3
Итого
57
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во. Часов
Плановые сроки
Скорректированные сроки
Лабораторные, практические, проверочные, контрольные, словарные и др. работы
Планируемые результаты
Введение (1ч)
Введение
1
07.09
Объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география»; знать основные источники географической информации
Раздел I Хозяйство России (20ч)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (4ч)
Понятие хозяйства. Его структура
1
08.09
- называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;
- объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.
- называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства.
- приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте;
- выделять и показывать на карте географические районы страны.
Этапы развития хозяйства
1
14.09
Географическое районирование
1
15.09
Контурная карта «АТУ и экономические районы России»
Итоговый урок по теме «Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование »
21.09
Входной контроль
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 ч)
Сельское хозяйство. Растениеводство
1
22.09
- объяснять новые понятия и представления изучаемой темы: сельскохозяйственные угодья, земледелие, технические культуры, животноводство, АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения;
- выделять и называть подотрасли животноводства;
- объяснять географию размещения и особенности зональной специализации земледелия и животноводства.
- называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;
Животноводство.
Зональная специализация сельского хозяйства
1
28.09
Практическая работа. 1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт
Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность.
1
05.10
- объяснять новые термины:
наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энерго- и водоемкое производства;
межотраслевые комплексы;
специализация и кооперирование, концентрация в производстве;
внутри- и межотраслевые связи;
транспортная магистраль, инфраструктура; географическое разделение труда;
отрасль специализации
- называть отрасли, входящие в состав того или иного промышленного комплекса;
- объяснять изменения структуры комплекса или производства;
- объяснять значение того или иного производства, отрасли для российской экономики;
- объяснять значение отрасли в хозяйстве страны и приводить примеры связей между различными производствами внутри отрасли и межотраслевые связи;
- называть и показывать главные районы размещения изучаемых отраслей промышленности: центров добычи сырья и топлива, центров переработки и производства,
- приводить примеры и объяснять особенности размещения предприятий на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды;
- приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;
- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;
- приводить примеры современных видов связи;
- сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России.
- объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы.
- объяснять значение новых терминов урока, значение географического разделения труда, приводить примеры.
Лесной комплекс
1
06.10
Тест
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность
1
12.10
Практическая работа. 2. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)
Нефтяная и газовая промышленность
1
13.10
Контурная карта «Электроэнергетика России».
Электроэнергетика
1
19.10
Практическая работа.3. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства
Металлургический комплекс Машиностроительный комплекс
1
20.10
Практическая работа.4. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроительного комплекса
Химическая промышленность
1
26.10
Практическая работа.5. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности Срез знаний за 1 четверть.
Транспорт
1
27.10
Практическая работа. 6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карты)
Информационная инфраструктура
1
16.11
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда
1
17.11
Практическая работа. 7. Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территории
Итоговый урок по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы»
1
23.11
Практическая работа. 8. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.
Итоговый урок по разделу «Хозяйство России»
1
24.11
Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество
Раздел II. Районы России (45 ч)
Тема 3. Европейская часть России (23 ч)
Восточно-Европейская равнина. Волга
1
30.11
01.12
Практическая работа.9. Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины
-
Объяснять значение понятий: экономико - и политико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, территориально - хозяйственные связи, уровень развития региона, региональная политика, качество и уровень жизни населения.
-
читать и анализировать комплексные карты географических районов;
-
составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;
-
отбирать необходимые источники информации для работы;
-
выявлять особенности развития географических районов. Показывать на карте состав и границы экономических района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района;
-
перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП.
-
перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;
-
объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;
-
называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств;
-
объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения
хозяйства по территории района; объяснять хозяйственные различия
внутри района;
-
определять показатель специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов;
-
называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;
-
называть общие черты и проблемы развития географических районов; оценивать перспективы развития;
-
объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов европейской части России;
-
называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов.
-
объяснять роль европейской и азиатской части России во внутри государственном и межгосударственном разделении труда;
-
приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;
-
объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;
-
оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.
Развитие и совершенствование метапредметных умений:
Регулятивных (учебно-организационных):
- ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями ;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
Познавательных учебно-логических умений:
- классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать информацию;
- структурировать информацию;
- определять проблему и способы ее решения;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза.
Учебно-информационных умений:
- поиск и отбор необходимых источников информации;
- использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
- работа с текстом и вне текстовыми компонентами:
составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
- составление рецензии, аннотации.
Коммуникативных умений
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- уметь вести дискуссию, диалог;
Центральная Россия: состав, географическое положение. Центральный район: особенности населения
1
07.12
Практическая работа. 10. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России
Хозяйство Центрального района
1
08.12
Москва - столица России
1
14.12
Города Центрального района
1
15.12
Срез знаний за 2 четверть
Центрально-Чернозёмный район
1
21.12
Практическая работа. 11. Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России
Волго-Вятский район
1
22.12
Северо-Западный район: географическое положение и природа
1
11.01
Города на старых водных торговых путях
1
12.01
Практическая работа. 12. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путём
Санкт - Петербург - новый «хозяйственный узел России»
1
18.01
Калининградская область
1
19.01
Европейский Север: географическое положение и природа
1
25.01
Практическая работа. 13. Сравнение двух районов Европейского Севера - Кольско-Карельского и Двино-Печорского - по плану: особенности географического положения, типичные природные ландшафты; природные ресурсы; хозяйственное развитие; межрайонные связи
Этапы развития хозяйства
1
26.01
Тест
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры
1
01.02
Практическая работа. 14. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации
Поволжье: географическое положение и природа
1
02.02
Практическая работа. 15. Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной роли в жизни страны
Население и хозяйство
1
08.02
Северный Кавказ. Природные условия
1
09.02
Тест
Хозяйство района
1
15.02
Практическая работа. 16. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства
Народы Северного Кавказа
1
16.02
Южные моря России
1
29.02
Урал. Географическое положение и природа
1
01.03
Тест.
Практическая работа. 17. Составление географического описания Среднего Урала по картам
Этапы развития и современное хозяйство Урала
1
14.03
Население и города Урала. Проблемы района
1
15.03
Итоговый урок по теме «Европейская часть Россия»
1
21.03
Срез знаний за 3 четверть
Тема 4. Азиатская часть России (16 ч)
Природа Сибири
1
22.03
Природа и ресурсы гор Южной Сибири
1
04.04
Арктические моря
1
05.04
Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири
1
11.04
Сообщения о коренных народах Сибири. Практическая работа. 18. Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатления)
Западная Сибирь: природные условия и ресурсы
1
12.04
Хозяйство района
1
18.04
Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы. Байкал
1
19.04
Хозяйство Восточной Сибири
1
25.04
Практическая работа . 19. Обозначение на контурной карте и комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера с использованием различных источников географической информации
Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы
1
26.04
Тематический контроль Практическая работа. 20. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока
Моря Тихого океана
1
10.05
Население района. Хозяйство района
1
16.05
Сообщения о коренных народах Дальнего Востока. Практическая работа. 21. Комплексная характеристика Якутии как географического района с использованием различных источников информации
Итоговый урок по теме «Азиатская часть Россия». Итоговое тестирование
1
17.05
Тема 5. Россия в мире (3 ч)
Чем богата Россия. Итоговый урок по разделу «Районы России»
1
23.05
Практическая. 23. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие регионов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими таблицами)
Россия в современном мире
1
24.05
Знать особенности современного этапа развития экономики России, место России в международном географическом разделении труда.