Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по географии, авторской Программы по географии Е.М.Домогацких к учебнику Е.М.Домогацких (География)

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • - целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии.

В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

Цель изучения географии в основной школе :

- познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки география.

Задачи курса:

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. 34 ч (1 ч в неделю) в 6 классе. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса «География» в 6 классе являются следующие умения:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.










































Содержание учебного предмета

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Содержание темы

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Основные образовательные идеи:

Земля - часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)

Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.

Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение - определяют распределение тепла и света на ее поверхности.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

влияние космоса на жизнь на Земле;

географические следствия движения Земли;

особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

географические координаты;

особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

географические следствия движений Земли.

Практические работы:

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Основные образовательные идеи:

  • Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.

  • План, карта, глобус - точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

  • Географическая карта - сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • свойства географической карты и плана местности;

  • специфику способов картографического изображения;

  • отличия видов условных знаков;

  • отличия видов масштабов;

  • значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

  • существенные признаки плана, карты и глобуса;

  • классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

  • расстояния по карте;

  • азимут по карте местности;

  • абсолютную и относительную высоту;

  • читать условные знаки;

  • масштаб карты.

Практические работы:

  1. Определение направлений и расстояний по карте.

  1. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

  2. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

Содержание темы

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Основные образовательные идеи:

  • Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;

  • Полезные ископаемые - самая важная для человека часть богатств литосферы.

  • Рельеф - результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
    Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности внутреннего строения Земли;

  • причины и следствия движения земной коры;

  • действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

  • особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • по заданным признакам горные породы и минералы;

  • отличие видов земной коры;

  • виды форм рельефа;

  • районы землетрясений и вулканизма.

Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (7 часов)

Содержание темы

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Основные образовательные идеи:

  • Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:

  • Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

  • вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

  • причины возникновения природных явлений в атмосфере;

  • зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

  • особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • основные показатели погоды.

Практические работы:

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Содержание темы

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Учебные понятия:

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Основные образовательные идеи:

  • Вода - уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.

  • Необходимость рационального использования воды.

  • Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

  • выделение существенных признаков частей Мирового океана;

  • особенности состава и строения гидросферы;

  • условия залегания и использования подземных вод;

  • условия образования рек, озер, природных льдов;

  • характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • вид рек, озер, природных льдов;

  • особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Содержание темы

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.

Персоналии

Владимир Иванович Вернадский

Основные образовательные идеи:

  • Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.

  • Биосфера - сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.

  • Биосфера - самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере биосферы;

  • особенности приспособления организмов к среде обитания;

  • роль царств природы;

  • необходимость охрны органического мира.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • сущность экологических проблем;

  • причины разнообразия растений и животных;

  • характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Практическая работа

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

Содержание темы

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Основные образовательные идеи:

  • Почва - особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.

  • В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.

  • Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности образования почвы;

  • особенности строения и состава географической оболочки;

  • взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

  • законы развития географической оболочки;

  • сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • условия образования почв;

  • характер размещения природных зон Земли.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

  2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Резерв времени - 2 часа

Тематическое планирование


Наименование раздела

Кол-во часов

1.

Земля как планета

5

2.

Географическая карта

5

3.

Литосфера

7

4.

Атмосфера

8

5.

Гидросфера

4

6.

Биосфера

2

7.

Почва и географическая оболочка

3





Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. Домогацких Е.М. - 2-е изд. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2010. - 56с.

  • Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Начальный курс. 6 класс.6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012. - 232 с.

  • Рабочая тетрадь: Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» 6 класс:/ Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

  • Географический атлас по географии: География. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2014

  • Контурные карты по географии: География. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2014



Интернет-ресурсы:

  1. standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

  2. school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

  3. pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

  4. festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

  5. bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];

  6. nsportal.ru[Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

  7. videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

  8. pedakademy.ru[Сайт «Педагогическая академия»];

  9. metodsovet.su[Методический портал учителя «Методсовет»];

  10. rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

  11. mioo.ru[Сайт Московского института открытого образования];

  12. uchportal.ru[Учительский портал];

  13. методкабинет.рф[Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

  14. indigo-mir.ru[Сайт Центра дистанционного творчества];

  15. pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];

  16. pedsovet.org[Всероссийский интернет-педсовет];

  17. drofa.ru[Сайт издательства «Дрофа»];

  18. fipi.ru[Сайт Федерального института педагогических измерений];

  19. easyen.ru[Современный учительский портал];

  20. openclass.ru[Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

  21. wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];

  22. schoolpress.ru[Портал «Школьная пресса»];

  23. window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

  24. moluch.ru[Сайт журнала «Молодой ученый»]

25. window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.3 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. География.

26.geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии Московского института открытого образования. Журнал «Учитель географии»

27school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

28.school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28 раздел «География»






















Материально-техническое обеспечение

География

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Необходимое кол-во

Примечания

Имеется в наличии

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень

Стандарт общего образования по географии

Д

Стандарт по географии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета географии

1

Стандарт полного среднего образования по географии

Д

Д

Авторские учебные программы по курсам географии основной школы

Д

1

Авторские учебные программы по курсам географии старшей школы

Д

Д

1.

Библиотечный фонд

1.1.

Учебники и учебные пособия

Учебники должны быть рекомендованы (допущены) к использованию в учебном процессе. При комплектации учебниками рекомендуется включить в состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу географии

1.1.1.

Начальный курс географии. 6 кл.

К

4

1.1.2.

География материков и океанов. 7 кл.

К

1.1.3.

География России. Природа. 8 кл.

К

7

1.1.4.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.

К

11

1.2.

Дидактические материалы

1.2.1.

Рабочая тетрадь по начальному курсу географии

К

В состав библиотечного фонда рекомендуется включать рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам

4

1.2.2.

Рабочая тетрадь по курсу "Материки, океаны, народы, страны"

К

-

1.2.3.

Рабочая тетрадь по курсу "География России"

К

6

1.2.4.

Методические рекомендации по начальному курсу географии

Д

1

1.2.5.

Методические рекомендации по курсу "Материки, океаны, народы, страны"

Д

1

1.2.6.

Методические рекомендации по курсу "География России"

Д

1

1.3.

Определители

1.3.1.

Малый атлас руководящих ископаемых

П

Могут быть использованы во время полевого практикума по геологогеоморфологическим профильным программам

1

1.3.2.

Определитель минералов и горных пород для школьников

П

-

2.

Печатные пособия

2.1.

Таблицы

2.1.1.

Ориентирование на местности

Д

В кабинете географии могут быть и другие таблицы, содержание которых соответствует разделам стандарта

1

2.1.2.

Богатство морей России

Д

-

2.1.3.

Способы добычи полезных ископаемых

Д

1

2.1.4.

Воды суши

Д

1

2.1.5.

Животный мир материков

Д

1

2.1.6.

Календарь наблюдений за погодой

Д

4

2.1.7.

Климат России

Д

1

2.1.8.

Основные зональные типы почв земного шара

Д

-

2.1.9.

Основные зональные типы почв России

Д

-

2.1.10.

План и карта

Д

1

2.1.11.

Полезные ископаемые и их использование

Д

1

2.1.12.

Растительный мир материков

Д

1

2.1.13.

Рельеф и геологическое строение Земли

Д

1

2.1.14.

Таблицы по охране природы

Д

-

2.1.15.

Типы климатов земного шара

Д

1

2.2.

Портреты

Комплект

2.2.1.

Набор "Путешественники"

Д

Входят портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте

-

2.2.2.

Набор "Ученые- географы"

Д

-

2.3.

Карты мира

1

2.3.1.

Важнейшие культурные растения

Д

-

2.3.2.

Великие географические открытия

Д

1

2.3.5.

Зоогеографическая

Д

-

2.3.6.

Карта океанов

Д

1

2.3.7.

Климатическая

Д

1

2.3.8.

Климатические пояса и области

Д

1

2.3.9.

Машиностроение и металлообработка

Д

-

2.3.10.

Народы

Д

-

2.3.11.

Политическая

Д

Д

Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

1

2.3.12.

Почвенная

Д

1

2.3.13.

Природные зоны

Д

1

2.3.14.

Природные ресурсы

Д

-

2.3.15.

Растительности

Д

-

2.3.16.

Религии

Д

-

2.3.17.

Сельское хозяйство

Д

-

2.3.18.

Строение земной коры и полезные ископаемые

Д

1

2.3.19.

Текстильная промышленность

Д

-

2.3.20.

Транспорт и связь

Д

-

2.3.21.

Урбанизация и плотность населения

Д

-

2.3.23.

Физическая

Д

Д

Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации

1

2.3.24.

Физическая полушарий

Д

1

2.3.25.

Химическая промышленность

Д

1

2.3.26.

Черная и цветная металлургия

Д

1

2.3.27.

Экологические проблемы

Д

Д

Содержание карты для старшей школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем

-

2.3.28.

Экономическая

Д

-

2.3.29.

Энергетика

Д

-

2.4.

Карты материков, их частей и океанов

-

2.4.1.

Австралия и Новая Зеландия (социально- экономическая)

Д

-

2.4.2.

Австралия и Океания (физическая карта)

Д

1

2.4.3.

Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения)

Д

-

2.4.4.

Антарктида (комплексная карта)

Д

1

2.4.5.

Арктика (комплексная карта)

Д

1

2.4.6.

Атлантический океан (комплексная карта)

Д

1

2.4.7.

Африка (политическая карта)

Д

1

2.4.8.

Африка (социально- экономическая)

Д

-

2.4.9.

Африка (физическая карта)

Д

1

2.4.10.

Африка (хозяйственная деятельность населения)

Д

-

2.4.11.

Евразия (политическая карта)

Д

1

2.4.12.

Евразия (физическая карта)

Д

1

2.4.13.

Евразия (хозяйственная деятельность населения)

Д

-

2.4.14.

Европа (политическая карта)

Д

1

2.4.15.

Европа (физическая карта)

Д

1

2.4.16.

Европа (хозяйственная деятельность населения)

Д

-

2.4.17

Индийский океан (комплексная карта)

Д

1

2.4.18.

Северная Америка (политическая карта)

Д

1

2.4.19.

Северная Америка (социально-экономическая)

Д

-

2.4.20.

Северная Америка (физическая карта)

Д

1

2.4.21.

Северная Америка (хозяйственная деятельность населения)

Д

-

2.4.22.

Тихий океан (комплексная карта)

Д

1

2.4.23.

Южная Америка (политическая карта)

Д

1

2.4.24.

Южная Америка (социально-экономическая)

Д

-

2.4.25

Южная Америка (физическая карта)

Д

1

2.4.26.

Южная Америка (хозяйственная деятельность населения)

Д

-

2.5.

Карты России

2.5.1.

Агроклиматические ресурсы

Д

1

2.5.2.

Агропромышленный комплекс

Д

-

2.5.3.

Административная

Д

1

2.5.4.

Водные ресурсы

Д

1

2.5.5.

Восточная Сибирь (комплексная карта)

Д

1

2.5.6.

Восточная Сибирь (физическая карта)

Д

1

2.5.7.

Геологическая

Д

-

2.5.8.

Дальний Восток (комплексная карта)

Д

1

2.5.9.

Дальний Восток (физическая карта)

Д

-

2.5.10.

Европейский Север России (комплексная карта)

Д

-

2.5.11.

Европейский Север России (физическая карта)

Д

1

2.5.12.

Европейский Юг России (комплексная карта)

Д

-

2.5.13.

Европейский Юг России (физическая карта)

Д

1

2.5.14.

Западная Сибирь (комплексная карта)

Д

-

2.5.15.

Западная Сибирь (физическая карта)

Д

1

2.5.16.

Земельные ресурсы

Д

-

2.5.17.

Климатическая

Д

1

2.5.18.

Легкая и пищевая промышленность

Д

1

2.5.19.

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность

Д

1

2.5.20.

Машиностроение и металлообработка

Д

-

2.5.21.

Народы

Д

-

2.5.22.

Плотность населения

Д

-

2.5.23.

Поволжье (комплексная карта)

Д

-

2.5.24.

Поволжье (физическая карта)

Д

1

2.5.25.

Почвенная

Д

1

2.5.26.

Природные зоны и биологические ресурсы

Д

-

2.5.27.

Растительности

Д

-

2.5.28.

Северо-Запад России (комплексная карта)

Д

-

2.5.29.

Северо-Запад России (физическая карта)

Д

1

2.5.30.

Тектоника и минеральные ресурсы

Д

-

2.5.31.

Топливная промышленность

Д

-

2.5.32.

Транспорт

Д

-

2.5.33.

Урал (комплексная карта)

Д

-

2.5.34.

Урал (физическая карта)

Д

1

2.5.35.

Физическая

Д

-

2.5.36.

Химическая промышленность

Д

-

2.5.37.

Центральная Россия (комплексная карта)

Д

-

2.5.38.

Центральная Россия (физическая карта)

Д

1

2.5.39.

Черная и цветная металлургия

Д

1

2.5.40.

Экологические проблемы

Д

1

2.5.41.

Электроэнергетика

Д

-

2.6.

Рельефные физические карты

-

2.6.1.

Восточная Сибирь

Д

-

2.6.2.

Дальний Восток

Д

-

2.6.3.

Кавказ

Д

-

2.6.4.

Полушария

Д

-

2.6.5.

Пояс гор Южной Сибири

Д

-

2.6.6.

Россия

Д

-

2.6.7.

Урал

Д

-

2.7.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

2.7.1.

Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000)

Ф

-

3.

Цифровые образовательные ресурсы

3.1.

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам курса географии, в том числе задачник

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля)

-

3.2.

Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы)

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по географии, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся

-

3.3.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии

Д/П

Д/П

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения)

+

3.4.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных

+

3.5.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, учебная картографическая система, временная ось

--

4.

Технические средства обучения (средства икт)

4.1.

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

-

4.2.

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Д

Д

Д

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

4.3.

Принтер лазерный

Д

Д

Д

1

4.4.

Цифровая видеокамера

Д

Д

Д

-

4.5.

Цифровая фотокамера

Д

Д

Д

-

4.6.

Слайд-проектор

Д

Д

Д

-

4.7.

Мультимедиа-проектор

Д

Д

Д

-

4.8.

Стол для проектора

Д

Д

Д

-

4.9.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,25 * 1,25 м

-

5.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

5.1.

Видеофильмы и видеофрагменты

5.1.1.

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность

Д

+

5.1.2.

Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку

Д

-

5.1.3.

Памятники природы

Д

Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте

+

5.1.4.

Города России

Д

Рассказывается о городах РФ, упомянутых в стандарте

-

5.1.5.

Крупнейшие города мира

Д

Д

Д

Рассказывается о крупнейших городах мира, упомянутых в стандарте

-

5.1.6.

Видеофильм о русских ученых- географах

Д

Рассказывается об ученых- географах, чьи имена упомянуты в стандарте

+

5.1.7.

Видеофильм об известных путешественниках

Д

Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте

-

5.1.8.

Наша живая планета

Д

-

5.1.9.

Озеро Байкал

Д

+

5.1.10.

Уроки из космоса. Ожившая карта

Д

-

5.1.11.

Реки России

Д

Рассказывается о реках РФ, упомянутых в стандарте

-

5.1.12.

Воронежский заповедник

Д

+

5.1.13.

Крупнейшие реки мира

Д

Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте

-

5.1.14.

Восточная и Северо-Восточная Сибирь

Д

-

5.1.15.

Восточно-Европейская равнина

Д

-

5.1.16.

Вулканы и гейзеры

Д

+

5.1.17.

Выветривание

Д

-

5.1.18.

Высотная поясность

Д

-

5.1.19.

Географическая оболочка

Д

-

5.1.20.

Опасные природные явления

Д

1

5.1.21.

Горы и горообразование

Д

-

5.1.22.

Загадки Мирового океана

Д

-

5.1.23.

Камчатка

Д

1

5.1.24.

Корея

Д

-

5.1.25.

Ландшафты Австралии

Д

-

5.1.26.

Ландшафты Азии

Д

-

5.1.27.

Ландшафты Африки

Д

-

5.1.28.

Ландшафты Северной Америки

Д

-

5.1.29.

Ландшафты Южной Америки

Д

-

5.1.30.

Страны и народы Азии

Д

Д

Д

-

5.1.31.

Страны и народы Африки

Д

Д

Д

-

5.1.32.

Страны и народы Северной Америки

Д

Д

Д

-

5.1.33.

Страны и народы Южной Америки

Д

Д

Д

-

5.1.34.

Заповедные территории России

Д

Рассказывается о заповедниках РФ, упомянутых в стандарте

+

5.1.35.

Общие физико-географические закономерности

Д


5.1.36.

Современная политическая карта мира

Д

Д

-

5.1.38.

Ступени в подземное царство

Д

-

5.1.39.

Уссурийская тайга

Д

1

5.1.40.

Антарктида

Д

-

5.1.41.

Арктика

Д

-

5.1.42.

Великие географические открытия

Д

1

5.1.43.

Глобальные проблемы человечества

Д

Д

-

5.1.44.

Современные географические исследования

Д

-

5.1.45.

Земля и Солнечная система

Д

В кабинете географии могут быть и другие видео- фильмы и фрагменты, содержание которых соответствует разделам стандарта

-

5.2.

Слайды (диапозитивы)

В кабинете географии могут быть и другие наборы слайдов, содержание которых соответствует разделам стандарта

-

5.2.1.

География России

Д

-

5.2.2.

Ландшафты Земли

Д

-

5.2.3.

Природные явления

Д

-

5.2.4.

Население мира

Д

-

5.2.5.

Минералы и горные породы

Д

-

5.3.

Транспаранты

-

5.3.1.

Абсолютная и относительная высота

Д

-

5.3.2.

Высотная поясность

Д

-

5.3.3.

Горизонтали

Д

-

5.3.4.

Горы и равнины

Д

-

5.3.5.

Градусная сеть, определение широты и долготы

Д

-

5.3.6.

Национальные парки мира

Д

-

5.3.7.

Образование вулканов

Д

-

5.3.8.

Образование осадков

Д

-

5.3.9.

Образование подземных вод

Д

-

5.3.10.

Отраслевой состав народного хозяйства России

Д

-

5.3.11.

Понятие о природном комплексе

Д

-

5.3.12.

Пороги и водопады

Д

-

5.3.13.

Почва и ее образование

Д

-

5.3.14.

Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы

Д

-

5.3.15.

Речная система и речной бассейн

Д

-

5.3.16.

Солнечная радиация и радиационный баланс

Д

-

5.3.17.

Земля во Вселенной

Д

-

5.3.18.

План и карта

Д

-

5.3.19.

Литосфера

Д

-

5.3.20.

Гидросфера

Д

-

5.3.21.

Атмосфера

Д

-

5.3.22.

Биосфера

Д

-

5.3.23.

Население мира

Д

Д

Д

В кабинете географии могут быть и другие транспаранты, содержание которых соответствует разделам стандарта

-

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.1.

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)

6.1.1.

Теллурий

Д

-

6.1.2.

Компас ученический

Ф

4

6.1.3.

Теодолит

Д

В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль

-

6.1.4.

Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)

Д

-

6.1.5.

Линейка визирная

П

-

6.1.6.

Мензула с планшетом

П

-

6.1.7.

Нивелир школьный

П

-

6.1.8.

Угломер школьный

П

-

6.1.9.

Штатив для мензул, комплектов топографических приборов

П

-

6.1.10.

Рулетка

П

-

6.1.11.

Молоток геологический

П

-

6.1.12.

Набор условных знаков для учебных топографических карт

Д

-

6.1.13.

Магнитная доска для статичных пособий

Д

-

6.1.14.

Полевая геохимическая лаборатория

П

-

6.2.

Модели

-

6.2.1.

Модель Солнечной системы

Д

-

6.2.2.

Глобус Земли физический (масштаб 1:30000000)

Д

3

6.2.3.

Глобус Земли политический (масштаб 1:30000000)

Д

-

6.2.4.

Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50000000)

Ф

5

6.2.5.

Строение складок в земной коре и эволюция рельефа

Д

Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши

-

6.2.6.

Модель вулкана

Д

-

6.3.

Расходные материалы, реактивы

-

6.3.1.

Запасной комплект реактивов для полевой геохимической лаборатории

П

-

7.

Натуральные объекты

-

7.1.

Коллекции

-

7.1.1.

Коллекция горных пород и минералов

Д

2

7.1.2.

Коллекция полезных ископаемых различных типов

П

Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции, как коллекции по производству меди, алюминия

7.1.3.

- Коллекция производства:

- шерстяных тканей

- шелковых тканей

- льняных тканей

- хлопчатобумажных тканей

П

--

7.1.4.

Коллекция по производству чугуна и стали

П

-

7.1.5.

Коллекция по нефти и нефтепродуктам

П

-

7.1.6.

Коллекция по производству меди

П

-

7.1.7.

Коллекция по производству алюминия

П

-

7.1.8.

Шкала твердости Мооса

П

Целесообразно использовать в ходе полевого практикума для определения твердости минералов и горных пород

-

7.1.9.

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

Ф

-

7.2.

Гербарии

7.2.1.

Гербарий растений природных зон России

П

2

7.2.2.

Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России

П

-

7.2.3.

Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира

П

-








































Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

  • части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа;

  • части Мирового океана;

  • виды вод суши;

  • причины изменения погоды;

  • типы климатов;

  • виды ветров, причины их образования;

  • виды движения воды в океане;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • строить простые планы местности;

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.


























Список источников



  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".

  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

  7. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

  9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011.

  11. Стандарт основного общего образования по образовательной области «География».

  12. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы / Е.М.Домогацких. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Н.А.Татаровская

подпись Ф.И.О.

30.06.2015 года















© 2010-2022