Конспект по теме: Приемы работы с географической картой

Карта является важнейшим  источником географических знаний. По словам А.С. Баркова, «без карты нет и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география». Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты. При систематической работе с картой учащиеся непроизвольно запоминают образ изучаемой территории. Задача учителя – помочь осознать результат этой работы, т.е. помочь осознать это знание. Зада...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы работы с географической картой

Подготовила учитель географии МБОУ СОШ №108 г. Моздок Косова Л.В

Карта является важнейшим источником географических знаний. По словам А.С. Баркова, «без карты нет и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география».

Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты. При систематической работе с картой учащиеся непроизвольно запоминают образ изучаемой территории.
Задача учителя - помочь осознать результат этой работы, т.е. помочь осознать это знание.

Карта отличается от других наглядных пособий (например, от картин) тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Школьные географические карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством упрощения и увеличения наглядности.

Приемы работы с картой могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы.

Географические диктанты с успехом можно применять в любом курсе географии. Учитель зачитывает список из примерно 8-10 высказываний, каждое из которых содержит законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Ученики оценивают истинность сказанного, мысленно представляя «образ карты». Например,

1.Северная Америка омывается водами всех океанов.
2. Высшая точка Кордильер - гора Мак-Кинли.
3. Аппалачи - молодые горы, где продолжается горообразование.
4. Амазонка - самая длинная река планеты.
5. Река Ниагара соединяет озера Эри и Онтарио.
6. Испания расположена на Апеннинском полуострове.
7. Горы Альпы ниже Карпат.
8. Исландию называют страной льда и огня.

В преподавании географии особое внимание уделяю внимание умению классифицировать.
Классификация - строгое группирование, подчиняющееся определенным правилам. Учащимся необходимо найти только одно общее основание для всех предложенных понятий.
Например, для обучения умению классифицировать и запоминанию объектов, использую следующие задания:

  1. Проведите классификацию форм рельефа на основании высоты над уровнем моря:
    Восточно - Европейская равнина, Урал, Карпаты, Прикаспийская низменность, Гималаи, Кавказ, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

  2. Выпишите в таблицу, в каких океанах расположены следующие острова и полуострова:
    Острова: Новая Земля, Британия, Исландия, Сахалин, Большие Зондские, Новая Гвинея, Мадагаскар, Гренландия, Антильские, Огненная Земля, Гавайские.
    Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор.

  3. Умение классифицировать также используется в игре "Четвертый лишний":
    Например, найдите в каждой строчке одно лишнее понятие:
    А) Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).
    Б) Везувий, Казбек, Этна, Ключевская Сопка. (Казбек - потухший вулкан, остальные - действующие). (Может Ключевская Сопка - так как вулкан расположен в Азии.)

  4. Важное значение имеет и умение школьников сопоставлять, соотносить объекты:
    Например,
    1. Гималаи А) Народная
    2. Кавказ Б) Эверест
    3. Урал В)Аконкагуа
    4. Анды Г) Эльбрус

  5. «Раздели слова на группы»
    Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причем, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.
    Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара.
    Данный прием можно использовать при изучении любых тем.

  6. Изучая природные зоны материков, например, можно дать такое задание, как географическая почта.
    Суть его сводится к следующему: ученик или группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов, растений, животных, фрагменты контурных карт. Им надо разнести эти карточки по нужным адресам (материкам, странам и т. д.).
    Этот прием хорошо использовать в ходе соревнования. Обеим группам или парам выдается одинаковое количество карточек, только на разном фоне, чтобы легче было подвести итоги. Выполняется на время.

К 10-му классу у учащихся накоплен достаточный багаж знаний географических объектов. Как правило, в 10-м классе проверяется не только знание положения на карте какой-либо страны, а ее экономические особенности. Главная задача при изучении - дать качественную характеристику.

Большое значение имеют систематизирующие таблицы по странам региона:

Страна

Столица

Форма правления

АТУ

Принадлежность к группировке




  1. На основании заполненной таблицы, даю задание:
    Сгруппируйте страны Азии по уровню и особенностям социально - экономического развития. Самостоятельно назовите каждую группу стран.

  2. «Контур - символ»
    Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации.

Например,
Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком - поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.

Объект

рисунок

Пояснение к рисунку


Конспект по теме: Приемы работы с географической картой



Объект

рисунок

Пояснение к рисунок

1.Остров Великобритания

№1 и №2

В столице государства городе Лондоне расположена башня Биг Бен.

2.Остров Гренландия

№2 и №3

Жилище коренных жителей - иглу

3. Австралия

№3 и №1

В городе Сиднее располагается здание оперного театра в виде раковины.


11. «Составь трехзначное число»
Под порядковыми номерами перечислены географические объекты разных материков.
Нужно составить трехзначное число, объединяющее их.
Пример:

1. Южная Америка

2. Килиманджаро

3. Большой Водораздельный хребет

4. Конго

5. Бразилия

6. Австралия

7. Африка

8. Мыс Йорк

9. вдп. Игуасу

12. «Назови недостающее звено» или « Смысловые пропорции».
Этот прием позволяет развивать логическое мышление и запоминание карты.
Пример 1

Россия

Москва

Франция

?

?

Пекин

Пример 2.
Евразия - мыс Пиай;
Северная Америка - ?
Мелкое - Чад;
глубокое - ?
Великобритания - монархия;
Россия - ?
Анды - в Южной Америке;
Гималаи - в - ?


Контурные карты - это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.
Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять.

Например, в 6 классе на контурную карту можно нанести вулканы, обозначив красной звездочкой- действующие, синей- потухшие, в 8 классе- крайние точки России, соседей, моря, омывающие территорию России.

Эта работа может быть также проведена в форме цифрового географического диктанта. Например, с помощью цифр обозначьте на карте те или иные географические объекты.
«Задачи с географическим содержанием»
Пример 1.
Корабль, находящийся в точке 30° ю. ш. 70° в. д., потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30° ю. ш. 110° в.д.) и «Вера» (20° ю. ш. 50° в. д.). Какой корабль придет быстрее на помощь тонущему судну?.

Пример 2.
Самолёт вылетел из города с координатами 60ос.ш. и 30ов.д. и прибыл в город с координатами 29ос.ш., 78ов.д. Подпишите на контурной карте города, имеющие эти координаты, и определите расстояние, которое пролетел самолёт, используя масштаб карты.

г. Моздок, 2013 г

© 2010-2022