Рабочая программа по географии 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» имени Семенова Виктора Николаевича


«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на заседании методического объединения учителей

____________________________________________________________

Протокол № ___

от «___»_______________20____г.

________________( _____________)

руководитель ШМО

«Согласована»

с заместителем директора

по учебно-воспитательной работе

«_____»___________________20____г.

_____________( ________________)

Заместитель директора по УВР

«Утверждена»

Директором МБОУ «СОШ № 12» им. В.Н. Семенова

Т.В. Петровой

«____»______________________20____г.

Приказ № _____ от «____»_______20___г.

__________________Т.В. Петрова










Рабочая программа

по предмету «География»

для 5А, 5Б классов

на 2015-2016 учебный год






Разработчик:

Романашина Анастасия Васильевна,

учитель географии




г.Усть-Илимск

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5А, 5Б класса составлена на основе нормативно-правовой документации:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. (статья 12, 13, 15, 16).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.

  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н..

  4. Примерная государственная программа основного общего образования по географии: Программа по географии. 5-9 классы. Авторы программы: А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев (Рабочие программы. Географии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2014.).

  5. Программа развития МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.

  6. Устав МБОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н.

Данная рабочая программа полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе. Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России и имеет все основания для широкого использования в преподавании географии в школе.

Место в учебном плане

Согласно региональному учебному плану основного общего образования на 2015 - 2016 учебный год на изучение английского языка в 5 классе отведено 34 часов (1 учебный час в неделю).

Основная цель- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды. Развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

-актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

-развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

-научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

-научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Содержание тем учебного курса

Раздел I. Как устроен наш мир

Тема 1. Земля во Вселенной. Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир? Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд? Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю? Земля - планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

Тема 2. Облик Земли Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова? Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус? Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли? Урок-практикум №1 Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел П. Развитие географических знаний о земной поверхности

Тема 3. Изображение Земли Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности? История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

Тема 4. История открытия и освоения Земли Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности? Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока? Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар? В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт? Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана? Урок-практикум№2. Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета

Тема 5. Литосфера Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты? Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли? Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека? Урок-практикум№3. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы? Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

Тема 6. Гидросфера Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды? Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы? Гидросфера - кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

Тема7. Атмосфера (3ч + 1 ч) Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара? Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды? Урок-практикум№4. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью, каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

Тема 8. БиосфераБиосфера - живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера? Урок-практикум№5. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

Тема 9. Природа и человек Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Вид занятий

практические

Экскурсии

1

Как устроен наш мир

8

1


2

Развитие географических знаний о земной поверхности

8

1


3

Как устроена наша планета

17

3

1


Итого

34

5

1


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Личностные результаты:

- овладение опытом участия в социально значимом труде;

- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описание объектов;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста

Предметные:

-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

- объяснять значение понятий: «путь изваряг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- читать план местности и карту;

- производить простейшую съемку местности;

- работать с компасом, картой;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой

круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды»,

«ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера»,

«биологический круговорот»;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- обозначать на контурной карте географические объекты;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю

температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- описывать погоду своей местности;

- вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- вести полевой дневник.

УМК

- География. Землеведение. 5-6 класс Учебник (авторы О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким) М.: Дрофа, 2014.

-География. Землеведение. 5 класс : Атлас. - М. : ДИК, Дрофа.

-География. Землеведение. 5 класс : Контурные карты. - М.: ДИК. Дрофа

Список литературы

1.Алексеев А.И., Душина И.В. География. Начальный курс : учеб.для 5 кл. - М.: Просвещение, 2012г.

2. Долгорукова С.В. ,Елисеева Л.И. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 класс. М.: Глобус 2008-244с.

3. Климанов В.В, Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 класс. Справочное пособие. М.: Дрофа 199-160с.

4. Яковлева. Н.В., Моргунова А.Б. География 6-11 класс. Уроки учительского мастерства. Волгоград: Учитель 209-150с.

5. География: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа 1999-560с.

6. Атлас. География начальный курс 6класс. Издательство «Дрофа», М., 2006г

7. Мультимедийная программа: Уроки географии Кирилла и Мефодия 6класс.

- Интернет-ресурсы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт - standart.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование». - edu.ru/

3. Российский общеобразовательный портал. - school.edu.ru

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - school-collection.edu.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - fcior.edu.ru/

6. Федеральный институт педагогических измерений. - fipi.ru/

Класс

Воспитательные задачи на 2015-2016 уч. год

Воспитание ценностного отношения к Человеку.

ценностное отношение к человеческой жизни; к себе и другой личности; сотрудничество и взаимопомощь как проявление гуманности;

Воспитание ценностного отношения к Знанию.

Ценностное и творческое отношение к учебной, трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к Обществу.

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, к трудовым достижениям города, города, края, России;

2. Создание условий для успешной адаптации детей в средней школе.

Воспитание ценностного отношения к Человеку.

-умение организовывать свою деятельность и свое поведение.

Воспитание ценностного отношения к Знанию.

-умение переносить свои знания и способы деятельности в ситуации их применения при решении жизненных проблем и использования для создания нового продукта.

Воспитание ценностного отношения к Обществу.

ценностное отношение к обществу, к труду и творчеству, к трудовым достижениям России и человечества.

2. Создание условий для успешной адаптации уч-ся.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов


Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки

Практические, проверочные, контрольные работы

УУД

Планируемые результаты

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Формирование УУД

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

  2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

  1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

  2. Пользоваться изучающим видом чтения.

  3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

  4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

  5. Пользоваться словарями, справочниками.

  6. Осуществлять анализ и синтез.

  7. Устанавливать причинно-следственные связи.

  8. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

  1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

  3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

  4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

  5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

  6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

  1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

  2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

РазделI. Как устроен наш мир (8 ч)

Тема 1. Земля во Вселенной (5 ч)

1.

Представление об устройстве мира

1

10.09



+

+

+

+

Смогут: формулировать определения понятия «география», «геоцентрическая модель», «гелиоцентрическая система Вселенной». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками

2.

Звёзды и галактики

1

17.00


Составление кластера «Какие бывают звёзды»

+

+

+

+

Смогут: находить на картах звёздного неба важнейшие навигационные звёзды и созвездия. Определять стороны горизонта по Полярной звезде

3.

Солнечная система

1

24.09



+

+

+

+

Смогут: сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам; составлять космический адрес планеты Земля; формулировать определения понятий «астероид», «метеорит», «комета»

4.

Луна - спутник Земли

1

01.10


Тест «Планеты Солнечной системы»

+

+

+

+

Смогут: описывать уникальные особенности Луны как спутника планеты Земля

5

Земля - планета Солнечной системы

1

08.10


Составление схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

+

+

+

+

Смогут: составлять описание очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом; формулировать определения понятий «ось вращения Земли», «день солнцестояния», «день равноденствия»

Тема 2. Облик Земли (3ч)

6.

Облик земного шара

1

15.10


Тематический контроль

+

+

+

+

Смогут: формулировать определение понятий «материк», «остров», «полуостров», «архипелаг»; находить на карте материки, крупнейшие острова и полуострова

7.

Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

22.10


Составление кластера «Параметры Земли»

+

+

+

+

Смогут: составлять и анализировать схемы «Географические следствия размеров и формы Земли»

8.

Урок - практикум. Глобус как источник географической информации

1

29.10


Тест «Форма и размеры Земли» Определение направлений и расстояний на глобусе и карте.

+

+

+

+

Смогут: работать с картой: показывать параллели и меридианы, определять направления и расстояние по глобусу, находить экватор, нулевой меридиан

РазделII. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)

Тема 3. Изображение Земли (2ч)

10.

Способы изображения земной поверхности

1

12.11


Работа с картой

+

+

+

+

Смогут: работать с различными источниками информации - планами местности, географическими картами, аэрофотоснимками, космическими снимками; выявлять различия и сходства в изображении элементов градусной сетки на глобусе и карте

11.

История географической карты

1

19.11


Работа с картой

Тематический контроль

+

+

+

+

Смогут: работать с различнымиистоочниками информации; читать и анализировать планы местности и карты

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 ч)

12.

Географические открытия древности

1

26.11


Сообщения

+

+

+

+

Смогут: называть основные способы изучения Земли в прошлом и результаты географических открытий и путешествий; изучать по картам маршруты путешествий разного времени

13.

Географические открытия Средневековья

1

03.12


Сообщения

+

+

+

+

Смогут: называть основные способы изучения Земли в прошлом и результаты географических открытий и путешествий; изучать по картам маршруты путешествий разного времени

14.

Великие географические открытия

1

10.12


Сообщения

+

+

+

+

Смогут: называть основные способы изучения Земли в прошлом и результаты географических открытий и путешествий; изучать по картам маршруты путешествий разного времени

15

В поисках Южной Земли

1

17.12


Сообщения.

Срез знаний за 1 полугодие

+

+

+

+

Смогут: называть основные способы изучения Земли в прошлом и результаты географических открытий и путешествий; изучать по картам маршруты путешествий разного времени

16.

Исследования океана и внутренних частей материков

1

24.12


Составление кластера «История открытия»

+

+

+

+

Смогут: называть основные способы изучения Земли в прошлом и результаты географических открытий и путешествий; изучать по картам маршруты путешествий разного времени

17.

Урок - практикум. Литературные произведения - источники географической информации

1

14.01


Тест

Практическая работа

+

+

+

+

Смогут: объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий на развитие географических знаний; работать с различными источниками географической информации

Раздел III. Как устроена наша планета (18 ч)

Тема 5. Литосфера (5 ч)

18.

Внутреннее строение Земли

1

21.01



+

+

+

+

Смогут: сравнивать типы земной коры; анализировать схемы строения земной коры и литосферы; выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

19.

Горные породы и их значение для человека

1

28.01



+

+

+

+

Смогут: сравнивать свойства горных пород различного происхождения

20.

Урок - практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов

1

04.02


Практическая работа

+

+

+

+

Смогут: описывать существенные признаки горных пород и минералов, выдвигать предположения по их происхождению, опираясь на признаки горных пород

21.

Рельеф и его значение для человека

1

11.02



+

+

+

+

Смогут: формулировать определение понятия «рельеф», составлять характеристику разных форм рельефа, устанавливать зависимость расположения крупнейших форм рельефа Земли от строения земной коры

22.

Основные формы рельефа Земли

1

18.02


Тематический контроль


+


+


+


+

Тема 6. Гидросфера (3 ч)

23.

Мировой круговорот воды

1

25.02



+

+

+

+

Смогут: изучать и описывать свойства воды

24.

Мировой океан и его части

1

03.03


Составление кластера «Части Мирового океана»

+

+

+

+

Смогут: определять происхождение названий географических объектов; показывать на карте крупные моря, заливы, проливы

25.

Гидросфера - кровеносная система Земли

1

10.03


Составление кластера «Гидросфера»

+

+

+

+

Смогут: определять по карте истоки, устья, притоки рек; составлять описание рек по плану на основе анализа карт

Тема 7. Атмосфера (3 ч)

26.

Атмосфера Земли и её значение для человека

1

17.03


Тематический контроль по теме «Гидросфера»

+

+

+

+

Смогут: выявлять роль содержащихся в воздухе газов для природных процессов

27.

Погода

1

07.04


Тест

+

+

+

+

Смогут: описывать метеорологические характеристики погоды, формулировать определение понятий «синоптика», «метеорология»

28.

Урок - практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой

1

14.04


Практическая работа

+

+

+

+

Смогут: определять температуру воздуха, атмосферное давление, среднюю температуру за разные периоды времени

Тема 8.Биосфера (4 ч)

29.

Биосфера - живая оболочка Земли

1

21.04



+

+

+

+

Смогут: приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле

30.

Урок - практикум. Экскурсия

1

28.04


Экскурсия в парк

+

+

+

+

Смогут: проводить наблюдения в природе, заполнять дневник наблюдений

31.

Обобщение

1

05.05



+

+

+

+


32.

Итоговое тестирование

1

12.05


Итоговый тест

+

+

+

+


Тема 9. Природа и человек (3ч)

33.

Воздействие человека на природу Земли

1

19.05



+

+

+

+

Смогут: приводить примеры загрязнения окружающей среды человеком; объяснять необходимость охраны природы

34.


Обобщение

1

26.05



+

+

+

+







© 2010-2022