Рабочая программа по географии 10-11 класс ФКГОС-2004

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край Туапсинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц.Л.Куникова г. Туапсе

МО Туапсинский район





УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 31.08.2015 года

Председатель педсовета


Директор И.С.Мазепина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По географии: Курс «География мира»

Уровень образования (класс): среднее общее образование 10-11 класс

Количество часов: 68 часов:10 класс - 34 (1 ч в неделю), 11 класс - 34 (1 ч в неделю)

Учитель Лукьянова О.В.

Программа разработана на основе:

Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X - XI классы), 2009





  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-11 -ых классов составлена на основе примерной программы:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2010 г.

geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=44&Itemid=56

Программа соответствует Основной образовательной программе школы.

Изучение географии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующей цели: формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

1. Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

2. Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

4. Сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

5. Развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

6. Формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

7. Вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

8. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

9. Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Обоснование выбора: Реализация предложенной программы обеспечивает выполнение требований государственного образовательного стандарта, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта, основного общего образования, определяет базовый уровень содержания и объём часов, отвечает требованиям Министерства образования.


  1. Общая характеристика учебного курса

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.


  1. Описание места учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время, при этом, составляет 10 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№6.им.Ц.Л.Куникова рабочая программа рассчитана на 68 часов. Количество часов в 10 и 11 классе: всего 34 часа; в неделю 1 час, в том числе практических работ -17


  1. Содержание учебного курса

ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы)

(70 часов)


Раздел. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (4 часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природо-пользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Население мира (5 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяй-ственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Раздел. Россия в современном мире (10 часов)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Раздел. Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества (5 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Резервное время - 10 часов.

Перечень обязательной географической номенклатуры

Все европейские страны, государства СНГ и их столицы.

Крупнейшие и большие страны Америки, Азии, Африки, Австралии по территории (от 3,0 млн км2 и более до 0,6 млн км2) и численности населения (от 100 млн чел. и более до 50 млн чел.), их столицы: Аргентина (Буэнос-Айрес), Боливия (Ла-Пас), Бразилия (Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Канада (Оттава), Колумбия (Богота), Мексика (Мехико), Перу (Лима), США (Вашингтон), Чили (Сантьяго); Афганистан (Кабул), Бангладеш (Дакка), Вьетнам (Ханой), Индия (Дели), Индонезия (Джакарта), Иран (Тегеран), Китай (Пекин), Монголия (Улан-Батор), Мьянма (Янгон), Пакистан (Исламабад), Саудовская Аравия (Эр-Рияд), Таиланд (Бангкок), Турция (Анкара), Филиппины (Манила), Япония (Токио); Алжир (Алжир), Ангола (Луанда), Ботсвана (Габороне), Демократическая Республика Конго (Киншаса), Египет (Каир), Замбия (Лусака), Ливия (Триполи), Мавритания (Нуакшот), Мадагаскар (Антананариву), Мали (Бамако), Мозамбик (Мапуту), Намибия (Виндхук), Нигер (Ниамей), Нигерия (Лагос), Судан (Хартум), Танзания (Дар-эс-Салам), Чад (Нджамена), Эфиопия (Аддис-Абеба), ЮАР (Претория).

Все средние страны Америки, Азии, Африки, Австралии по территории (от 0,2 млн км2 до 0,5 млн км2) и численности населения (от 20 млн чел. до 49,9 млн чел.): Ирак, Республика Йемен, КНДР, Республика Корея, Лаос, Малайзия, Оман, Буркина Фассо, Габон, Гана, Гвинея, Зап. Сахара, Зимбабве, Камерун, Кения, Республика Конго, Кот-д'Ивуар, Марокко, Уганда, Центральноафриканская Республика.

Экономически значимые страны: Сингапур, Израиль (Тель-Авив), Кувейт (Эль-Кувейт), ОАЭ (Абу-Даби),

Зависимые территории: Пуэрто-Рико (США), Гвиана (Франция), Новая Каледония (Франция).
















5.Тематическое планирование

10 класс. Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Раздел. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации

4

4

2.

Раздел. Природа и человек в современном мире

6

6

3

Раздел. Население мира

5

8

4

Раздел. География мирового хозяйства

10

16

ИТОГО

25 +9 резерв

34

В рабочую программу внесены следующие изменения:

1. На основании учебного плана МБОУ СОШ №6 им.Ц.Л.Куникова количество учебных часов сокращено до 34. Из резервного времени добавлены 3 часа в тему «Население» и 6 часов в тему «Мировое хозяйство», в связи со сложностью изучения данных тем.

2. Согласно «Методическим рекомендациям для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании ГЕОГРАФИИ в 2015- 2016 учебном году» (ИРО КК), так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, практические работы, предложенные авторами программ будут выполнены в полном объеме, но в календарно-тематическое планирование внесены те практические работы, за которые должна быть выставлена оценка.

Практические работы, которые будут оценены:

1. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

2. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

3. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

4. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

5. Определение стран - экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

6. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

11 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа


1.

Раздел. Регионы и страны мира

20

20

2.

Раздел. Россия в современном мире

10

10

3

Раздел. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

5

4

ИТОГО

35

34

В рабочую программу внесены следующие изменения:

1. На основании учебного плана МБОУ СОШ №6 им.Ц.Л.Куникова количество учебных часов сокращено до 34. В последней теме убран 1 час, т.к. программа рассчитана на 34 часа.

2. Согласно «Методическим рекомендациям для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании ГЕОГРАФИИ в 2015 - 2016 учебном году» (ИРО КК), так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, практические работы, предложенные авторами программ будут выполнены в полном объеме, но в календарно-тематическое планирование внесены те практические работы, за которые должна быть выставлена оценка.

Количество практических работ и экскурсий.

Класс

Авторская программа

Рабочая программа

Количество экскурсий

6

9

8

2

7

17

9

1

8

18

7

1

9

25

7

1

10-11

17

6/5

-

Практические работы:

1.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

2.Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

3.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

4.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции

5. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебник:

Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. - М.: Дрофа, 2010.

У М К:

Атлас «»Экономическая и социальная география мира» 10 класс. Федеральная служба геодезии и картографии России.

Сиротин В. И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. 10 класс М. Дрофа с 2010г.

Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии 10класс М. Просвещение с 2010 г.

ИКТ

Уроки Кирилла и Мефодия 10 кл

Электронный учебник «География» 10 кл

Материалы ЦОР

Репетитор Кирилла и Мефодия для подготовки к ЕГЭ

Репетитор для подготовки к ЕГЭ

Мультимедийные презентации

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р ат у р а:

Кузнецов, А. П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2003.

Гладкий Ю.Н. География 10 кл. (Экономическая и социальная география мира) - М, Просвещение - 2003г.

Максаковский, В. П. Дополнительные главы. - М.: Дрофа, 2000.

Максаковский, В. П. Географическая картина мира: в 2 т. - М.: Дрофа, 2004.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2010 г.

Холина, В. Н. География человеческой деятельности. - СПб.: Спец-Лит, 2001.

Максаковский, В. П. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2004.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география 11 кл. - М. Дрофа 2006г.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР

объединения учителей биологии,химии

и географии МБОУ СОШ № 6 им.Ц.Л.Куникова ____________ Ю.С.Зайченко от 28.08.2015 № 1

руководитель ШМО Абрамова Т.А.

28.08.2015г



© 2010-2022