10 класс урок географии ( Международные отношения)

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 45

10 класс география дата

Тема урока

Международных экономических отношений и их формы

Общая цель:

  • Понять, что такое всемирные экономические отношения, в чем их суть

Тип урока

Комбинированный

Наглядность

Постеры, маркеры, карта

Дом. Задание


Ключевые идеи:

Торговля - это инструмент, который либо способствует установлению сотрудничества между странами" либо становится источником порождения конфликтов между ними".

Этапы урока



Организационный момент


Приветствие, психологический настрой на урок,деление на группы

Вызов



Роль международных экономических отношений и их формы.

Учитель географии: В десятом классе нами были пройдены темы: "Мировое хозяйство". "Международные экономические отношения". Давайте приведём в систему эти знания, которые помогут в изучении темы урока.

Обмен товарами и услугами находит своё выражение в развитии международных экономических отношений, которые играют в жизни человека огромную роль. В настоящее время даже самые развитые страны не могут одинаково эффективно производить всю современную продукцию. Уровень специализации стран стал достаточно высок. За счёт экспорта товаров и услуг некоторые из них обеспечивают большую часть своих доходов.

Как называются такие страны?

Ответ учащихся: страны с открытой экономической зоной.


Осмысление




Ход урока

Проблема урока;

Вопрос учащимся - согласны ли вы с утверждением А. Смита? Свой ответ аргументируйте.

"Торговля - это инструмент, который либо способствует установлению сотрудничества между странами" либо становится источником порождения конфликтов между ними".
А. Смит.

1. Роль международных экономических отношений и их формы.

Учитель географии: В десятом классе нами были пройдены темы: "Мировое хозяйство". "Международные экономические отношения". Давайте приведём в систему эти знания, которые помогут в изучении темы урока.

Обмен товарами и услугами находит своё выражение в развитии международных экономических отношений, которые играют в жизни человека огромную роль. В настоящее время даже самые развитые страны не могут одинаково эффективно производить всю современную продукцию. Уровень специализации стран стал достаточно высок. За счёт экспорта товаров и услуг некоторые из них обеспечивают большую часть своих доходов.

Как называются такие страны?

Ответ учащихся: страны с открытой экономической зоной.

Невозможно себе представить развитие производства в стране, не имеющей сырьевой базы, испытывающей недостаток финансов без импорта сырья, иностранного капитала, сотрудничества. Во взаимном сотрудничестве стран одним из ярких проявлений является формирование СЭЗ.

Раскройте понятие СЭЗ? Приведите примеры.

Ответ учащихся: СЭЗ - район или город, обладающий выгодным ЭГП, в котором устанавливается льготный налоговый и таможенный режим.

Создаются условия для привлечения иностранного капитала и новейших технологий для увеличения возможных поступлений, насыщения внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами. Примеры: в крупных портах Германии - Гамбург, Бремен; в Хорватии - Сплит, в Югославии - Белград, в Польше - Щецин. Находятся свободные торговые зоны - Сингапур и Сянган, район Бомбея в Индии, г. Манаус в Бразилии, Китай, г. Находка, Зеленоград, Калининградская и часть Сахалинской области в России.

Какие страны лидируют, какие занимают более подчинённое положение в международных экономических отношениях?

Ответ учащихся: лидерами являются развитые страны, на них приходится 3\4 всех видов экономических связей. Более подчинённое положение имеют развивающиеся страны. Но есть исключения - Индия, Бразилия, Мексика, НИС.

В наши дни наблюдается некоторое выравнивание соотношения этих стран, но протекает оно довольно медленно. Всё это подтверждает важность международных отношений. Международные отношения постоянно расширяются, становятся более разнообразными.

Перечислите их основные формы. Ответ выносится виде схемы на доску (Приложение 1).

2. Международная торговля. Из истории развития.

Учитель истории: Международная торговля - одна из ранних форм взаимодействии я между странами, народами, государствами. И так, давайте проследим основные вехи её становления.

По ходу сообщения учащегося отметьте в своём конспекте : что послужило источником развития международной торговли, превратив её в глобальную: какие страны входят в десятку лидеров мировой торговли?

Сообщение учащегося (Приложение 2).

Ответ учащегося: 16 век - Великие географические открытия. Страны лидеры:

Причины возникновения.

Учитель истории: Так почему же международная торговля так выгодна странам. После долгих исследований учёные - экономисты выделили три основные причины, И сейчас наша задача рассмотреть их и заполнить схему (Приложение 3).

Работа по группам. Каждая группа получает задание, результаты его выполнения должны быть оформлены на альбомном листе. В каждой группе путём жеребьёвки будут определены роли учащихся (руководитель - распределяет материал, анализирует ответы, организует работу группы; докладчик - чётко и кратко выражает мнение группы, секретарь - оформляет ответ группы на альбомном листе; лингвист - работает с понятийным аппаратам).

Задание группы № 1. Учебник "Экономика" И.В.Липсиц стр. 311-312 - ответьте на вопрос. Какая из причин возникновения международной торговли задана самой природой? Приведите примеры стран обладающих значительными запасами природных ресурсов.

Ответ группы: неравенство распределения природных ресурсов. Одна страна богата нефтью, другая - хромом, для того, чтобы в этих странах всегда было топливо для автомобилей" чтобы автомобили изготавливались из хромовой стали - они должны торговать. Россия, Китай, США - имеют почти все известные в мире виды ресурсов. Индия, Бразилия и некоторые другие страны хотя и уступают им по " ассортименту" природных богатств, но на фоне других государств являются высокообеспеченными. Страны Ближнего Востока - ресурсы нефти и газа. Андские страны- руды цветных металлов. Скандинавские страны- лесные ресурсы.

Неравномерность размещения природных богатств на земле способствует развитию МГРТ (международное географическое разделение труда).

Задание группы № 2. Учебник "Экономика" Й.В. Липсиц стр. 312-313 - ответьте на вопрос. В чём основное содержание принципа абсолютного преимущества? Что такое международная специализация? Приведите примеры отраслей международной специализации.

Ответ группы: страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами, чем ее торговые партнёры.

Международная специализация - это сосредоточение различных стран на изготовлении тех товаров и услуг, в производстве которых они имеют экономическое преимущество перед другими странами. Отрасли международной специализации ориентируются на экспорт продукции и в первую очередь определяют "лицо" страны в МГРТ. Яркие примеры таких стран: Япония - автомобилестроение и электронное машиностроение; Канада - зерновое хозяйство; Швейцария - финансовые услуги, производство часов"; страны Ближнего Востока - нефтедобывающая промышленность; Куба - производство сахара; Голландия - цветы(тюльпаны); США - авиационная техника.

Учитель истории и экономики. Но понять логику международной торговли, зная только эти две причины всё же невозможно. Следующий шаг в понимании тайн международной торговли был сделан английским учёным-экономистом Давидом Риккардо (1772-1823 г.) Сообщение учащегося,(Приложение 4).

Задание группы № 3. Учебник "Экономика" И.В. Липсиц стр. 313-315 - ответьте на вопрос. Каково основное содержание принципа относительного преимущества?

Ответ группы: каждой стране выгодно экспортировать те товары, для которых цены выбора у неё относительно ниже, чем в других странах, или выгоднее экспортировать те товары, на выручку от которых можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем аналогичных на отечественном рынке.

Учитель истории и экономики. Итак, мы видим, что международная торговля выгодна всем. Она даёт возможность при ограниченности ресурсов производить и приобретать необходимые блага,

Основные показатели.

Учитель географии, Международная торговля характеризуется важными показателями; внешнеторговый оборот, товарная структура" географическое распределение, экспорт, импорт,..

Задание группы № 1. Внешнеторговый оборот - его современная характеристика. Ответ группы: внешнеторговый оборот - это сумма экспорта и импорта в стоимостной форме. Этот показатель отражает степень участия стран в МГРТ. За последние 40 лет суммарный оборот мировой торговли вырос более, чем в 26 раз и составил более 10 млрд. дол. Торговля растет быстрее, чем промышленное производство и ВВП. Доля экспорта немного меньше доли импорта, данные на основе таблицы " Внешнеторговый оборот".

Задание группы № 2. Товарная структура - её современная характеристика. Ответ группы: товарная структура меняется в торговле как и оборот. На диаграмме отражено увеличение доли сырьевых товаров, топлива, продовольствия. Соотношение составляет 75% к 25%. Главная статья сырьевых товаров - нефть, нефтепродукты, тт.

Задание группы № 3. МГРТ ~~ его современная характеристика. Ответ группы: МГРТ отличается неравномерностью. Экономически развитые страны дают 77% торгового оборота, развивающиеся страны - 23%. В экспорте развитых стран преобладают дорогостоящие изделия. В импорте - топливо, сырьё. Развивающиеся страны имеют однотипное хозяйство. Экспорт - сырьё, топливо, культуры тропического земледелия.(данные на основе таблицы " МГРТ" ).

Учитель географии. В международной торговле выделяют торговлю товарами и услугами" соотношение 4:1. В эпоху НТР резко возросло значение торговли научно-техническими знаниями. Особое положение занимает торговля на мировом "черном рынке" - торговля наркотиками, поддельной валютой" золотом.... Покажите на карте и назовите три главных региона мировой торговли. (вопрос ко всем учащимся).

Ответ учащихся. Первое место занимает Зарубежная Европа. На её долю приходится 1\2 международного оборота. Её ядро - Европейский Союз, Ведущие страны - Германия, Франция. Второе место - Зарубежная Азия (22% ) оборота. Лидер - Япония (9% ), страны Персидского залива, страны НИС. Третье место - Северная Америка (16%), ведущую роль играет США.

3. Регулирование внешней торговли. Политика протекционизма.

Учитель истории и экономики: Международная" торговля выгодна странам, но вместе с тем она часто сопровождается конфликтами, противостоянием интересов, противостоянием отечественных товаров и ввозимых.

Задание группы № 1. Учебник "Экономика" И.В. Липсиц стр. 321 таблица 17-3 " Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежного производств" - проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос - какие возникают противоречия в росте уровня благосостояния граждан страны? Свой ответ оформите в виде логической схемы на альбомном листе.Ответ группы: С одной стороны наблюдается рост благосостояния граждан, имеющих работу - с другой стороны наблюдается снижение уровня благосостояния граждан в связи с упадком отечественных фирм.

Задание группы № 2. Таблица та же. Вопрос - какие возникают противоречия в налоговой политике в связи с открытием внутреннего рынка? Свой ответ оформите в виде логической схемы на альбомном листе.

Ответ группы: С одной стороны наблюдается рост доходов торговых фирм, что ведёт к увеличению суммы налогов - с другой стороны наблюдается уменьшение доходов отечественных предприятий и как следствие уменьшение суммы налогов.

Задание группы № 3. Таблица та же. Вопрос - какое влияние экономические противоречия окажут на политическую обстановку в стране? Свой ответ оформите в виде логической схемы на альбомном листе.

Ответ группы: С оной стороны наблюдается улучшение внутриполитической обстановки в стране - с другой стороны - возможность ослабления политической независимости страны.

Учитель истории и экономики. Для сглаживания этих противоречий многие страны проводят политику "протекционизма".

Протекционизм (лат) - "прикрытие" - это государственная экономическая политика направленная на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции, Какими методами может осуществляться эта политика? (Вопрос всем учащимся.)

Ответ учащихся: таможенные пошлины - налог в пользу государства, взимаемый при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. При высоких пошлинах иностранные товары становятся дороже, государство пополняет бюджет.

Импортные квоты - предельная величина ввоза в страну за год определённых товаров. Квота самый грубый метод защиты рынка, тж. страны могут реагировать аналогично. Внешнеторговая лицензия - выдаётся государством разрешение на ввоз в страну или вывоз определённых товаров.

Учитель истории и экономики: но эта политика обостряет отношения между странами. Сейчас страны всё чаще приходят к выводу, что в них проигрывают обе стороны, поэтому ищут другие пути организации международного рынка. В 1947г. было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговли ГАТТ. Оно включает в себя три основных принципа: I) все страны применяют по отношению друг к другу одинаковые меры регулирования экспорта и импорта; 2) все страны стремятся к снижению таможенных пошлин; 3) отказ от импортных квот. Сегодня это соглашение подписали более 100 стран. Успех ГАТТ привёл к созданию на его основе Всемирной Торговой организации (ВТО).

4. Внешняя торговля современной России и Камчатки в статистических данных.

Учитель географии: внешняя торговля играет огромную роль в экономической жизни России, Особенно в последние годы , экспорт нефти, газа и других полезных ископаемых является " палочкой - выручалочкой", помогая компенсировать ошибки и провалы в экономике. В очередном номере камчатской газеты "Экспресс", вышедшей 17 февраля 20Q£h, в статье академика Роберта Нигматулина "Главный инвестор рыночной экономики - сам народу) отмечено, что только за счет продажи нефти и беспроцентного роста цен на неё ВВП России вырос на 11%. За рубеж вывозится сырой нефти - 1,7т, и нефтепродуктов - 0,5т. в год.

Весь внешний блеск "новой экономики", который мы видим в витринах дорогих магазинов - оплачен пока только экспортом природных ресурсов. В результате распада соц. системы и СССР сократилась доля бывших социалистических стран во внешней торговле с Россией, доля развитых С1ран - возросла и сейчас равна 60%. Россия выходит на мировой рынок в основном как экспортёр природных ресурсов (энергетических и минеральных ) , металлов, удобрений,

В статьи экспорта России входят; нефть, нефтепродукты, газ, уголь - 55%; металлы и изделия из них - 15,9%; химическая продукция - 7%; машины, оборудование - 6,8%. Импорт России представлен; машины и оборудование - 35%; продовольствие и сырьё для его производства - 25%; продукция химической промышленности - 20%, Все цифровые данные с которыми мы будем сейчас работать взяты из статистического сборника 2002 г. "Камчатка, Россия и страны мира".

Задание группы № 1, Таблица "Внешняя торговля РФ со странами вне СНГ". Вопрос - перечислите регионы мира на которые приходится наибольшая доля экспорта россии? Перечислите десятку стран лидеров.

Ответ учащихся: Европа, Азия, Америка, Австралия и Океания. Наибольшая доля приходится на Европу, Десятка лидеров - Германия, Италия, Китай, Великобритания, США, Нидерланды, Швейцария, Финляндия, Япония, Франция.

Группа № 2. Таблицы те же.

Вопрос - перечислите регионы на которые приходится наибольшая доля импорта России. Перечислите десятку лидеров.

Ответ учащихся: Европа, Азия, Америка, Австралия, Океания."Наибольшая доля приходится на Европу. Десятка стран лидеров - Германия" США, Италия, Франция, Китай, Великобритания, Нидерланды, Япония, Швеция, Австрия,

Учитель география. Все эти цифры дают представление о торговле России с дальним зарубежьем. Торговля с ближними соседями обусловлена связями сложившимися ещё в СССР. Казахстан - железная руда и уголь. Белоруссия ~~ трактора и т.д. Средняя Азия -хлопок. Но существуют проблемы. Они охотно покупают сырье, но неохотно его оплачивают, отсюда тяжёлые переговоры о долгах.

Учитель истории и экономики. Камчатка располагает богатыми природными ресурсами: биологическими, минеральными, водными, земельными, рекреационными. Более полвека была закрытым регионом. Внешние экономические связи были на низком уровне развития.

Сейчас Камчатка единственный в России регион, где практически вся экономика завязана на рыболовстве. У региона экспортная специализация - это рыба (95% ).

Задание всем учащимся. Сравните общие объёмы экспорта и импорта России 2000г.

Сделайте вывод.

Ответ учащихся: экспорт преобладает над импортом почти в четыре раза (89216\22258).

Учитель истории и экономики: такая ситуация называется положительное сальдо внешней торговли. Обратитесь к экономическому словарю и раскройте понятие?

Ответ учащихся: сальдо - торговый баланс, разность между экспортом и импортом, Положительное сальдо - превышение экспорта над импортом. Отрицательное сальдо -превышение импорта над экспортом.

Учитель географии.

Задание группы № 3. Сравните общий объём экспорта и импорта Камчатской области за 2001 г. и сделайте вывод? Таблица "Основные показатели внешнеэкономической деятельности Камчатской области", "Торговая структура экспорта Камчатской области". Ответ учащихся: основные статьи экспорта - рыба и морепродукты. Рыбный промысел составляет до 90%. Импорт - энергетические товары Энергетика - острейшая проблема области.

Учитель географии. Товары вся Камчатка экспортирует в!9 стран. Наибольший объём экспорта приходится на страны: Япония, Китай, Германия, Республика Корея, Новая Зеландия, Норвегия, Польша.

Импортирует товары из 26 стран. Наибольший объём приходится на США, Японию, Финляндию, Сингапур...

Проблема урока. Ответы учащихся.

Учитель история. Запишите домашнее задание - вам предлагается на выбор ответить на три вопроса. Первый вопрос - ответ на "3". Второй вопрос - ответ на "4". Третий вопрос - ответ "5".

  1. Какие ресурсы Камчатки имеют экспортное значение, но не используются по
    назначению?

  2. Почему наибольшие объёмы экспорта и импорта России приходятся на страны Европы?

  3. Почему возникла тенденция снижения показателей экспорта Камчатки по необработанному лесоматериалам и к 2006 году стал равен "0"?





Рефлексия



Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Оценивание


Взаимооценивание

Д/З



© 2010-2022