- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии и экологии ХМАО 8-9 класс
Рабочая программа по географии и экологии ХМАО 8-9 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корзан Е.С. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждено
Протокол № ______ Зам. директора по УР Директор
От «____» __________2015г. _________/_________ __________Н.Ф.Носова
Приказ№___________от__________________
МКОУ Кондинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по географии и экологии ХМАО
8-9 класс
Составила:
Учитель Корзан Е.С.
I- кв. категория
г.п. Кондинское
2015
Пояснительная записка
к рабочей программе по географии и экологии ХМАО. 8 (9) класс, базовый уровень
Программа составлена на основе
программы курса «География Ханты-Мансийского автономного округа»: 8-9 кл. (авторы: Т.К.Орлова, В.П.Мясоедова) - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999., рекомендованной решением Ученого совета Ханты - Мансийского института повышения квалификации и развития регионального образования.
Планирование соответствует учебнику В.П.Бакунина, Т.К.Орловой, В.В.Козина. География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 2000.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «География Ханты - Мансийского автономного округа» введен в учебный план общеобразовательных учреждений округа в качестве регионального компонента Базисного учебного плана
Программа рассчитана на 0,5 час в неделю 18 часов (8 класс); 17 часов (9 класс). Всего 35 часов.
Распределение часов по разделам и темам является примерным.
Курс «География Ханты-Мансийского автономного округа» (ХМАО) изучается в 8 (9) классе и является логическим продолжением содержания курса «География России». Учащиеся, изучив курс «География России», творчески применяют уже сформированные умения и навыки при освоении курса «Географии ХМАО», расширяют, углубляет их, а также получают новые знания по географии родного края.
Принципы построения программы:
Содержание программы построено с позиции преемственности ее содержания с важнейшими нормативными документами, единства географии, интеграции курсов географии «Природа России» 8 - 9 класс и географии Ханты-Мансийского автономного округа; логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей обучаемых, органического сочетания обучения и воспитания, усвоения знаний и развития познавательных способностей учащихся.
Особенностью содержания курса географии ХМАО является ориентация на личность школьника, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно- деятельного интеграционного подхода. Эта концепция нашла отражение в принципах отбора содержания.
Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).
Личностный принцип проявляется в учете особенностей учащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется также через систему методов, форм и средств обучения.
Деятельностный принцип - непосредственное вовлечение учащихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды. При этом предусматривается конкретная оценка влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.
Принцип историзма дает возможность проследить основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объёмов воздействия, а так же уровня экономической и экологической культуры населения округа.
раеведческий принцип обучения позволяет соединить преподавание с современными событиями, происходящими в регионе и ближайшем окружении школы. Включать учащихся в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.
Программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, текстовых, статистических, графических и других).
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Характеристика образовательной области
География ХМАО основывается на комплексном изучении региона и включает сведения из таких областей знания, как природа, историческое развитие, особенности населения, традиции, быт, культура, топонимика, хозяйственная деятельность человека. Учитывая специфические и уникальные особенности региона, данный курс интегрирует в своем содержании географические, социальные, экономические, культурологические, экологические знания о Ханты - Мансийском автономном округе.
Основное назначение курса - дать учащимся объективную картину природы и экономики территории, где они живут и действуют, показать ее специфику среди других регионов территории РФ.
Формирование представлений школьников о территориальном разнообразии мира в природном хозяйстве, социальном, этническом, религиозном и иных отношениях на региональном уровне (на примере своего округа) позволит сделать процесс обучения географии более значимым для личности учащихся, повысить уровень общей культуры, расширить знания о своем крае.
Главная цель курса - сформировать у учащихся знания о родном крае, подвести их к пониманию своего места в округе и в стране.
Основные задачи курса:
Общеобразовательные:
-
обеспечить личностно- ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвития личности;
-
формирование нравственных убеждений, уважительного отношения к обычаям, традициям, духовной культуре населения округа;
-
формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной среды;
-
формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной сферы;
-
развитие интереса учащихся интереса к познанию окружающей действительности, вовлечение их в исследовательскую деятельность своего края.
Предметные задачи:
-
сформировать системное представление о Ханты - Мансийском автономном округе, как целостном географическом регионе и одновременно субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются, как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления на основе взаимодействия трех компонентов: природы, населения и хозяйства;
-
развивать представление о регионе как сплошном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, показать большое практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в регионе;
-
развивать умения по оцениванию природных условий и ресурсов с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности в условиях Севера;
-
формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по ХМАО; развивать умение работать с географо - краеведческими источниками информации и, особенно, с различными тематическими картами краеведческого географического атласа ХМАО, ресурсами ИНТЕРНЕТА.
Цель деятельности учителя:
Обеспечить усвоение минимума содержания образования и создать прочную основу для дальнейшего обучения географии в опоре на использование всех компонентов школьного образования, а также формирование ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, информационной.
Формы организации работы учащихся:
-
индивидуальная;
-
коллективная:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая.
Формы учебных занятий:
Методическая система изучения курса включает уроки изучения нового, уроки обобщающего повторения, мини - лекции, деловые и ролевые игры, беседы, практикумы; проекты.
При организации познавательного процесса планируется использование как традиционных методов и форм, так и современных педагогических технологий: личностно-ориентированного и проблемного обучения, коммуникативно-диалоговой, игровой и др.
Форма контроля:
Тестовый контроль, географические диктанты, работы с контурными картами, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельные работы.
Программой предусмотрены практические работы, направленные на организацию деятельности учащихся, отработку их умений. В качестве основных методов реализации практической части рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы учащихся как индивидуальной, так и групповой.
Оценочные практические работы:
-
Определение географического и экономико-географического положения округа;
-
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми;
-
Определение климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека в условиях Крайнего Севера;
-
Составление комплексной характеристики крупнейших рек округа (Обь, Иртыш);
-
Составление комплексной физико-географической характеристики одного из природного комплексов округа;
-
Определение средней плотности населения и соотношения городского и сельского населения округа;
-
Составление экономико - географической характеристики промышленно - транспортного узла (Сургут, Нижневартовск);
-
Составление картосхемы внешних экономических связей округа.
Учебно-методический комплекс:
-
В.П.Бакунин, Т.К.Орлова, В.В.Козин. География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 1996.
-
Э.В.Ким, В.П.Мясоедова, Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь по географии ХМАО. 8-9 классы. - М.: Экопрос,1997
-
А.И.Тарасов. Эколого-ботанические экскурсии в природу: Учебно-методическое пособие.- Ханты-Мансийск,1998.
-
Г.П.Сикорская, Г.И.Кушникова. Экологическое сафари по Югорскому краю. Учебно-методическое пособие. ООО «АКВА-пресс» 2000.
-
Мультимедийная энциклопедия «Югра», видеофильмы.
-
Интернет-ресурсы:
1. geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.
2. geo2000.nm.ru. - Географический портал.
3. rgo.ru. - География сети.
Планируемые результаты подготовки учащихся
по курсу «География Ханты - Мансийского автономного округа
-
Называть и показывать
- численность населения округа;
- крайние точки округа и его площадь, пограничные территории;
- геологическое строение округа;
- основные виды и месторождения полезных ископаемых;
- основные формы рельефа;
- характерные особенности климата и погоды;
- опасные климатические явления;
- воздушные массы, влияющие на формирование климата;
- крупные реки, озера и территории, занятые болотами;
- основные виды природных ресурсов;
- основные типы почв;
- растительность (тайга);
- особо охраняемые территории;
- коренные народы округа;
- города и районы округа;
- нефтепроводы и газопроводы;
- основные транспортные пути;
- отрасли специализации промышленности;
- основные центры производства;
- специализация сельского хозяйства;
- социально-экономические районы;
- примеры рационального и нерационального использования
природных ресурсов;
-
Определять по карте
- координаты географических объектов (населенных пунктов);
- основные геологические структуры (по тектонической карте);
- годовое количество осадков;
- господствующие ветры;
- максимальную и минимальную высоту местности над уровнем моря;
- температуру по изотермам;
- функции городов;
- расстояние между географическими объектами.
-
Наносить на контурную карту
- границы округа, географические объекты;
- социальные явления основными картографическими способами;
-
Описывать (составлять характеристики)
- отрасли специализации;
- крупные промышленные транспортные узлы.
-
Объяснять на примере округа, района, города
- сущность основных научных понятий и терминов;
- зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и
полезными ископаемыми;
- взаимосвязь на примере ПК округа;
- влияние природных, исторических факторов на развитие жкономики;
- специализацию экономики округа;
- изменения ландшафтов в результате деятельности человека;
- уникальность природных объектов;
- особенности в экстремальных условиях работы, быта, жизни людей
в регионе.
-
Прогнозировать
- изменение некоторых природных объектов в результате хозяйственной
деятельности человека;
- тенденции развития округа, района, города;
- изменение численности населения в результате действия различных
факторов;
- решение проблем трудовых ресурсов;
- проблемы преобразования экономики.
Календарно - тематическое планирование. География ХМАО. 8 -9 класс. (0,5 часа в неделю)
№
п\п
Название раздела
Темы урока
Кол-во часов
Дата
8-а 8-б
Корректировка
Основное содержание, основные понятия
Примечание
8 класс «Природа ХМАО»
1
Введение
(1ч)
1. Территория, границы.
Географическое положение.
1
11.09.
12.09.
Географическое положение округа. Район Крайнего Севера. Часовой пояс. Состав округа, административное деление: республика, область, округ, район.
Экономико-географическое положение округа.
2
Природа округа
(4ч)
1.Геологическое строение
2. Разнообразие рельефа
3. Полезные ископаемые.
4. Богатство Приполярного Урала.
1
1
1
1
25.09.
09.10.
23.10.
06.11.
26.09.
10.10.
24.10.
07.12.
Геологическое строение: эры, периоды.
Палеозойская платформа, осадочный чехол, плита, четвертичное оледенение. Формы рельеф: гривы, термокарстовые воронки, эрозионные уступы
3
Климат округа
(3ч)
1. Климат особенности
2. Сезоны года
3. Опасные явления
1
1
1
20.11.
04.12.
18.12.
21.11.
05.12.
19.12.
Климатообразующие факторы. Сезоны года.
Агроклиматические ресурсы
4
Воды округа
(2ч)
1.Гидрографическая сеть. Реки.
2. Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота
1
1
15.01.
29.01.
16.01.
30.01.
Речная система, питание и режим рек. Типы озерных котловин, многолетняя мерзлота
5
Биологические ресурсы
(4ч)
1. Почва
2. Растительность
3. Животный мир
4. Природные комплексы
1
1
1
1
12.02.
26.02.
12.03.
09..04.
13.02.
27.02.
13.03.
10.04.
Типы почв, ландшафт, природный комплекс тайги
Называть экологические проблемы области, определять их роль в жизни человека, объяснять причины возникновения
6
История заселения
Территории
(1ч)
1.История заселения
Территории. Коренные народы.
1
23.04.
24.04.
Коренные народы, коренное население
Занятия, жилища, обычаи и традиции
7
Население округа
(2ч)
1. Численность населения. Национальный состав. Демографическая ситуация.
2. Система расселения. Трудовые ресурсы.
1
1
07..05.
21.05.
08.05.
22.05.
Численность, естественное и механическое движение, возрастной состав, городские и сельские поселения
8
Повторение темы «Природа и человек»
(1ч)
Итоговое тестирование «Природа и человек»
1
04.06.
05.06
Всего
18ч
9 класс «Экономика ХМАО»
1
Экономика ХМАО
(6ч)
1.Топливно-энергетический комплекс. Нефтегазодобывающая промышленность.
2. Газовая промышленность. Электроэнергетика.
3. Лесной комплекс.
Другие отрасли промышленности.
4.Агропромышленный комплекс
5. Социальный комплекс
6. Транспортный комплекс
1
1
1
1
1
1
02.09
16.09.
30.09.
14.10.
28.10.
11.11.
02.09
16.09.
30.09.
14.10.
28.10.
11.11.
Нефтяная, газовая, электроэнергетика - основные отрасли специализации промышленности.
Состав отраслей: лесной, химической промышленности, машиностроения.
производство строительных материалов.
Структура АПК, агроклиматические ресурсы, традиционные отрасли.
Состав и значение комплекса сферы услуг.
Состав комплекса: железнодорожный, авиационный, речной, автомобильный
2
Территориальная организация хозяйства
(3ч)
1.Экономические районы ХМАО. Среднеобский район.
2.Обско-Кондинский район.
3.Березовский район.
1
1
1
25.11.
09.12.
23.12.
25.11.
09.12.
23.12.
Среднеобский, Обско-Кондинский, Березовский районы
3
Внешние экономические связи округа
(2ч)
1. Внешние экономические связи округа
Урок-практикум
2. Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственное районирование»
1
1
20.01.
03.02.
20.01.
03.02.
Место округа в международном и межрайонном географическом разделении труда Знать страны-партеры округа
4
Экология и охрана природы ХМАО
(6)
1.Экологическая ситуация в округе.
2. Воздействие на окр. среду промышленных комплексов.
3 .Особо охраняемые природные территории
4. Законы рационального
природопользования
5. Перспективы развития округа.
6. Итоговое тестирование «Экономика ХМАО»
1
1
1
1
17.02.
03.03.
17.03.
14.04.
28.04.
12.05.
17.02.
03.03.
17.03.
14.04.
28.04.
12.05.
Всего 17 ч
Итого- 35