Рабочая программа по географии и экологии ХМАО 8-9 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждено

Протокол № ______ Зам. директора по УР Директор

От «____» __________2015г. _________/_________ __________Н.Ф.Носова

Приказ№___________от__________________

МКОУ Кондинская средняя общеобразовательная школа








Рабочая программа

по географии и экологии ХМАО

8-9 класс






Составила:

Учитель Корзан Е.С.

I- кв. категория






г.п. Кондинское

2015






Пояснительная записка

к рабочей программе по географии и экологии ХМАО. 8 (9) класс, базовый уровень

Программа составлена на основе

программы курса «География Ханты-Мансийского автономного округа»: 8-9 кл. (авторы: Т.К.Орлова, В.П.Мясоедова) - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999., рекомендо­ванной решением Ученого совета Ханты - Мансийского института повышения квалифика­ции и развития регионального образования.

Планирование соответствует учебнику В.П.Бакунина, Т.К.Орловой, В.В.Козина. География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 2000.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «География Ханты - Мансийского автономного округа» введен в учебный план общеобразовательных учреждений округа в качестве регионального компонента Базис­ного учебного плана

Программа рассчитана на 0,5 час в неделю 18 часов (8 класс); 17 часов (9 класс). Всего 35 часов.

Распределение часов по разделам и темам является примерным.

Курс «География Ханты-Мансийского автономного округа» (ХМАО) изучается в 8 (9) классе и является логическим продолжением содержания курса «География России». Учащиеся, изу­чив курс «География России», творчески применяют уже сформированные умения и навыки при освоении курса «Географии ХМАО», расширяют, углубляет их, а также получают новые знания по географии родного края.

Принципы построения программы:

Содержание программы построено с позиции преемственности ее содержания с важнейшими нор­мативными документами, единства географии, интеграции курсов географии «Природа России» 8 - 9 класс и географии Ханты-Мансийского автономного округа; логикой внутрипредметных свя­зей, а также с учетом возрастных особенностей обучаемых, органического сочетания обучения и воспитания, усвоения знаний и развития познавательных способностей учащихся.

Особенностью содержания курса географии ХМАО является ориентация на личность школьника, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно- деятельного интеграционного подхода. Эта концепция нашла отражение в принципах отбора содержания.

Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).

Личностный принцип проявляется в учете особенностей учащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется также через систему методов, форм и средств обучения.

Деятельностный принцип - непосредственное вовлечение учащихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды. При этом предусматривается конкретная оценка влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.

Принцип историзма дает возможность проследить основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объёмов воздействия, а так же уровня экономической и экологической культуры населения округа.

раеведческий принцип обучения позволяет соединить преподавание с современными собы­тиями, происходящими в регионе и ближайшем окружении школы. Включать учащихся в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.

Программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, стати­стического и др.), широкого использования источников географической информации (карто­графических, текстовых, статистических, графических и других).

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязатель­ному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного мате­риала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Характеристика образовательной области

География ХМАО основывается на комплексном изучении региона и включает сведения из та­ких областей знания, как природа, историческое развитие, особенности населения, традиции, быт, культура, топонимика, хозяйственная деятельность человека. Учитывая специфические и уникальные особенности региона, данный курс интегрирует в своем содержании географиче­ские, социальные, экономические, культурологические, экологические знания о Ханты - Ман­сийском автономном округе.

Основное назначение курса - дать учащимся объективную картину природы и экономики территории, где они живут и действуют, показать ее специфику среди других регионов терри­тории РФ.

Формирование представлений школьников о территориальном разнообразии мира в природном хозяйстве, социальном, этническом, религиозном и иных отношениях на региональном уровне (на примере своего округа) позволит сделать процесс обучения географии более значимым для личности учащихся, повысить уровень общей культуры, расширить знания о своем крае.

Главная цель курса - сформировать у учащихся знания о родном крае, подвести их к понима­нию своего места в округе и в стране.

Основные задачи курса:

Общеобразовательные:

  • обеспечить личностно- ориентированный характер образования, создать условия для ценност­ного, социокультурного самоопределения и саморазвития личности;

  • формирование нравственных убеждений, уважительного отношения к обычаям, тради­циям, духовной культуре населения округа;

  • формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение дос­тупных для них проблем окружающей природной и социальной среды;

  • формирование активной жизненной позиции путем включения учащихся в решение дос­тупных для них проблем окружающей природной и социальной сферы;

  • развитие интереса учащихся интереса к познанию окружающей действительности, вовле­чение их в исследовательскую деятельность своего края.

Предметные задачи:

  • сформировать системное представление о Ханты - Мансийском автономном округе, как целостном географическом регионе и одновременно субъекте РФ и мирового географиче­ского пространства, в котором локализуются и развиваются, как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления на основе взаимодействия трех компо­нентов: природы, населения и хозяйства;

  • развивать представление о регионе как сплошном, динамически развивающемся географиче­ском пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, показать большое практическое значение взаи­мосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в регионе;

  • развивать умения по оцениванию природных условий и ресурсов с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности в условиях Севера;

  • формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по ХМАО; развивать умение работать с географо - краеведческими источниками информации и, особенно, с различными тематическими картами краеведческого географического атласа ХМАО, ресурсами ИНТЕРНЕТА.

Цель деятельности учителя:

Обеспечить усвоение минимума содержания образования и создать прочную основу для дальнейшего обучения географии в опоре на использование всех компонентов школьного образования, а также формирование ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, информационной.

Формы организации работы учащихся:

  • индивидуальная;

  • коллективная:

- фронтальная;

- в парах;

- групповая.

Формы учебных занятий:

Методическая система изучения курса включает уроки изучения нового, уроки обобщающего повторения, мини - лекции, деловые и ролевые игры, беседы, практикумы; проекты.

При организации познавательного процесса планируется использование как традиционных методов и форм, так и современных педагогических технологий: личностно-ориентиро­ванного и проблемного обучения, коммуникативно-диалоговой, игровой и др.

Форма контроля:

Тестовый контроль, географические диктанты, работы с контурными картами, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельные работы.

Программой предусмотрены практические работы, направленные на организацию деятельности учащихся, отработку их умений. В качестве основных методов реализации практической части рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы учащихся как индивидуальной, так и групповой.

Оценочные практические работы:


  1. Определение географического и экономико-географического положения округа;

  2. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми;

  3. Определение климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека в условиях Крайнего Севера;

  4. Составление комплексной характеристики крупнейших рек округа (Обь, Иртыш);

  5. Составление комплексной физико-географической характеристики одного из природного комплексов округа;

  6. Определение средней плотности населения и соотноше­ния городского и сель­ского населения ок­руга;

  7. Составление экономико - географической характеристики промышленно - транспортного узла (Сургут, Нижневартовск);

  8. Составление картосхемы внешних экономических связей округа.





Учебно-методический комплекс:


  1. В.П.Бакунин, Т.К.Орлова, В.В.Козин. География Ханты-Мансийского автономного округа. Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 1996.

  1. Э.В.Ким, В.П.Мясоедова, Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь по географии ХМАО. 8-9 классы. - М.: Экопрос,1997

  2. А.И.Тарасов. Эколого-ботанические экскурсии в природу: Учебно-методическое пособие.- Ханты-Мансийск,1998.

  3. Г.П.Сикорская, Г.И.Кушникова. Экологическое сафари по Югорскому краю. Учебно-методи­ческое пособие. ООО «АКВА-пресс» 2000.

  4. Мультимедийная энциклопедия «Югра», видеофильмы.

  5. Интернет-ресурсы:

1. geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.

2. geo2000.nm.ru. - Географический портал.

3. rgo.ru. - География сети.




Планируемые результаты подготовки учащихся

по курсу «География Ханты - Мансийского автономного округа


  1. Называть и показывать

- численность населения округа;

- крайние точки округа и его площадь, пограничные территории;

- геологическое строение округа;

- основные виды и месторождения полезных ископаемых;

- основные формы рельефа;

- характерные особенности климата и погоды;

- опасные климатические явления;

- воздушные массы, влияющие на формирование климата;

- крупные реки, озера и территории, занятые болотами;

- основные виды природных ресурсов;

- основные типы почв;

- растительность (тайга);

- особо охраняемые территории;

- коренные народы округа;

- города и районы округа;

- нефтепроводы и газопроводы;

- основные транспортные пути;

- отрасли специализации промышленности;

- основные центры производства;

- специализация сельского хозяйства;

- социально-экономические районы;

- примеры рационального и нерационального использования

природных ресурсов;

  1. Определять по карте

- координаты географических объектов (населенных пунктов);

- основные геологические структуры (по тектонической карте);

- годовое количество осадков;

- господствующие ветры;

- максимальную и минимальную высоту местности над уровнем моря;

- температуру по изотермам;

- функции городов;

- расстояние между географическими объектами.


  1. Наносить на контурную карту

- границы округа, географические объекты;

- социальные явления основными картографическими способами;


  1. Описывать (составлять характеристики)

- отрасли специализации;

- крупные промышленные транспортные узлы.


  1. Объяснять на примере округа, района, города

- сущность основных научных понятий и терминов;

- зависимость между тектоническими структурами, формами рельефа и

полезными ископаемыми;

- взаимосвязь на примере ПК округа;

- влияние природных, исторических факторов на развитие жкономики;

- специализацию экономики округа;

- изменения ландшафтов в результате деятельности человека;

- уникальность природных объектов;

- особенности в экстремальных условиях работы, быта, жизни людей

в регионе.


  1. Прогнозировать

- изменение некоторых природных объектов в результате хозяйственной

деятельности человека;

- тенденции развития округа, района, города;

- изменение численности населения в результате действия различных

факторов;

- решение проблем трудовых ресурсов;

- проблемы преобразования экономики.







Календарно - тематическое планирование. География ХМАО. 8 -9 класс. (0,5 часа в неделю)


п\п

Название раздела

Темы урока



Кол-во часов


Дата

8-а 8-б

Корректировка

Основное содержание, основные понятия

Примечание

8 класс «Природа ХМАО»

1

Введение

(1ч)

1. Территория, границы.

Географическое положение.

1



11.09.

12.09.

Географическое положение округа. Район Крайнего Севера. Часовой пояс. Состав округа, административное деление: республика, область, округ, район.

Экономико-географи­ческое положение ок­руга.

2


Природа округа

(4ч)

1.Геологическое строение

2. Разнообразие рельефа

3. Полезные ископаемые.

4. Богатство Приполярного Урала.

1


1

1


1


25.09.

09.10.

23.10.

06.11.

26.09.

10.10.

24.10.

07.12.

Геологическое строение: эры, периоды.

Палеозойская платформа, осадочный чехол, плита, четвертичное оледенение. Формы рельеф: гривы, термокарстовые воронки, эрозионные уступы

3

Климат округа

(3ч)

1. Климат особенности

2. Сезоны года

3. Опасные явления

1


1


1

20.11.

04.12.

18.12.

21.11.

05.12.

19.12.

Климатообразующие факторы. Сезоны года.

Агроклиматические ресурсы

4

Воды округа

(2ч)

1.Гидрографическая сеть. Реки.

2. Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота

1



1

15.01.

29.01.

16.01.

30.01.

Речная система, питание и режим рек. Типы озерных котловин, многолетняя мерзлота

5

Биологические ресурсы

(4ч)

1. Почва

2. Растительность

3. Животный мир

4. Природные комплексы

1

1

1

1

12.02.

26.02.

12.03.

09..04.

13.02.

27.02.

13.03.

10.04.

Типы почв, ландшафт, природный комплекс тайги

Называть экологические проблемы области, определять их роль в жизни человека, объяснять причины возникновения

6

История заселения

Территории

(1ч)

1.История заселения

Территории. Коренные народы.

1

23.04.

24.04.

Коренные народы, коренное население

Занятия, жилища, обычаи и традиции

7

Население округа

(2ч)

1. Численность населения. Национальный состав. Демографическая ситуация.

2. Система расселения. Трудовые ресурсы.

1

1

07..05.

21.05.

08.05.

22.05.

Численность, естественное и ме­ханическое движение, возрастной состав, городские и сельские по­селения

8

Повторение темы «Природа и человек»

(1ч)

Итоговое тестирование «Природа и человек»

1

04.06.

05.06


Всего

18ч


9 класс «Экономика ХМАО»

1

Экономика ХМАО

(6ч)

1.Топливно-энергетиче­ский комплекс. Нефтегазодобывающая промышленность.

2. Газовая промышленность. Электроэнергетика.

3. Лесной комплекс.

Другие отрасли промышленности.

4.Агропромышленный комплекс

5. Социальный комплекс

6. Транспортный ком­плекс

1


1

1





1



1

1

02.09


16.09.

30.09.


14.10.

28.10.

11.11.

02.09


16.09.

30.09.


14.10.

28.10.

11.11.

Нефтяная, газовая, электроэнер­гетика - основные отрасли спе­циализации промышленности.


Состав отраслей: лесной, хими­ческой промышленности, маши­ностроения.

производство строительных ма­териалов.

Структура АПК, агроклиматиче­ские ресурсы, традиционные отрасли.

Состав и значение комплекса сферы услуг.

Состав комплекса: железнодо­рожный, авиационный, речной, автомобильный

2

Территориальная организация хозяйства

(3ч)

1.Экономические рай­оны ХМАО. Среднеобский район.

2.Обско-Кондинский район.

3.Березовский район.

1

1

1

25.11.

09.12.

23.12.

25.11.

09.12.

23.12.

Среднеобский, Обско-Кондин­ский, Березовский районы

3

Внешние экономические связи округа

(2ч)

1. Внешние экономические связи округа

Урок-практикум

2. Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственное районирование»

1

1

20.01.

03.02.

20.01.

03.02.

Место округа в международном и межрайонном географическом разделении труда Знать страны-партеры округа

4

Экология и охрана природы ХМАО

(6)

1.Экологическая ситуация в округе.

2. Воздействие на окр. среду промышленных комплексов.

3 .Особо охраняемые природные территории

4. Законы рационального

природопользования

5. Перспективы развития округа.

6. Итоговое тестирование «Экономика ХМАО»

1

1



1

1

17.02.

03.03.

17.03.

14.04.

28.04.

12.05.

17.02.

03.03.

17.03.

14.04.

28.04.

12.05.


Всего 17 ч


Итого- 35



© 2010-2022