Использование регионального компонента в обучении географии

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы

Поцелуевой Людмилы Александровны, учителя географии МБОУ Паршиковсой СОШ на РМО учителей географии

по теме:


«Использование регионального компонента в обучении географии»

Использование регионального компонента в обучении географии







Использование регионального компонента в обучении географииДва мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил

Н.А.Заболоцкий

Географическое краеведение дает возможность изучения программного материала на основе принципов «от близкого к далекому», «от известного к неизвестному». География родного края направлена на формирование у учащихся конкретных представлений о географических объектах и процессах, придает преподаванию географии высокую наглядность и конкретность. Учащиеся своими глазами видят то, о чем им говорилось на уроках. К.Д.Ушинский краеведение называл наглядным обучением.

Непосредственное ознакомление учащимися с географическими объектами своего края дает возможность формирования у них географических представлений и понятий, которые помогут познать отдаленные географические объекты и явления.

Определенные природно-территориальные комплексы наряду с различиями имеют сходства и общие черты. Это позволяет рассматривать на уроках изучения родного края, что каждый объект на земной поверхности в некоторой степени отражает поверхность всего земного шара. Краеведение благотворно укрепляет связь школы с окружающей жизнью и усиливает ее влияние на население. Оно дает возможность обеспечить учащимся лучшую подготовку к практической деятельности по окончании школы в соответствии с хозяйственной спецификой данной местности.

На примерах изменений, наблюдаемых в природе, в хозяйстве, в культуре, в экологии открываются широкие возможности активизации педагогического процесса, самодеятельности учащихся и повышает качество учебно-воспитательной работы школы.

Особенно велика роль краеведения для развития и воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордость за свой родной край. Познание своего края укрепляет любовь к нему, развивает интерес к общественным делам и окружающей среде.

Региональный компонент содержания географического образования.

Региональный образовательный стандарт по географии Ростовской области и МБОУ Паршиковской СОШ


Принятие Закона РФ «Об образовании» создало благоприятные предпосылки для того, чтобы сфера образования стала предметом самостоятельной творческой активности региона, как на уровне субъекта управления, так и на уровне непосредственных участников образовательного процесса. Впервые субъекты федерации получили возможность через развитие образования, через разработку национально-регионального содержания образования влиять на развитие регионов.

Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Разработанная по заказу главного управления образования администрации Ростовской области концепция системы региональных образовательных стандартов (СРОС) стала сегодня нормативным актом, фиксирующим их статус в регионе.

Цель стандарта - способствовать формированию в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, определяющих становление человека и гражданина, идейно-нравственные, культурные и этические принципы которого реализуются в ходе учебно-воспитательного процесса и активной общественной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды своей Родины - России, Ростовской области.

Географическое образование призвано помочь формированию устойчивого понимания учащимися значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации взаимоотношений между природой и обществом.

Краеведение с основами экологии

6 класс

Программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре регионального содержания географического образования и организации процесса обучения.

В программе по географии, предлагаемой под новый стандарт, обращается внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час используется для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Данная рекомендация раскрывается содержанием программы «Краеведение с основами экологии» для 6-х классов общеобразовательной школы.

Структура данной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, а также проекта регионального стандарта географического образования Ростовской области, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа раскрывает основные подходы к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Таким образом, в основу содержания учебной программы положено изучение географической среды региона (Ростовской области) для жизни и деятельности человека и общества. Особенность данной программы заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении, в саморазвитии учащихся.

Целью данной программы является формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Донского края, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Изучение данного курса в школе позволяет не только систематизировать знания, полученные учащимися при изучении природоведения, ботаники, географии, но и сформировать представление учащихся о целостности и особенностях природы Донского края, особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей. Таким образом, создается база, для изучения страноведческих курсов, включая географию родного края, на следующих ступенях географического образования.

Для реализации воспитательного потенциала обучения географии для учителей и учащихся используется учебно-методический комплекс по курсу «Краеведение с основами экологии». Комплект содержит:

«Региональный образовательный стандарт по географии для общеобразовательных учреждений Ростовской области»;

программу для общеобразовательной основной школы;

примерное тематическое планирование к курсу «Краеведение с основами экологии »;

атлас Ростовской области.

География Ростовской области

9 класс

Курс географии своего края является составной частью курса «География России», он обязателен для изучения. На комплексное изучение географии Ростовской области (природа, население, хозяйство) в 9 классе отводится 20 часов (4 четверть).

Географическое образование призвано помочь формированию устойчивого понимания учащимися значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации взаимоотношений между природой и обществом.

Региональный стандарт включает в себя все содержание федерального компонента стандарта и дополняется национально-региональным компонентом. Содержание последнего определяется задачей способствовать реализации региональной политики в области образования. В частности, в придании ему регионально и национально значимых черт, отражения в содержании и учебном процессе культурных, природных и хозяйственных специфических особенностей и проблем;

Стандарт по географии должен фиксировать не только требования к узко предметному содержанию учебного процесса и к знаниям учащихся, но и содействовать преумножению последних в результате тесного взаимодействия с другими сферами образования.

Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. Сегодня это одна из составляющих школьного географического образования, обладающая огромным образовательным и воспитательным потенциалом по привитию ответственного и бережного отношения к малой родине.

Для реализации воспитательного потенциала обучения географии используется учебно-методический комплекс по курсу «География Ростовской области». Комплект содержит:

«Региональный образовательный стандарт по географии для общеобразовательных учреждений Ростовской области»

программу для общеобразовательной основной школы;

примерное тематическое планирование к курсу «География Ростовской области».

учебное пособие «География Ростовской области»

атлас Ростовской области»

рабочие тетради по географии Ростовской области





Краеведение на уроках географии.

Тематика уроков в VII, X классах.

В курсе седьмого класса «Географии материков и океанов» у учащихся расширяется кругозор знаний изучения Земли по карте. Появляется возможность сравнивать географические объекты и субъекты мира с географическим положением своего города. Краеведческая направленность прослеживается при изучении многих тем.

В курсе экономической и социальной географии мира (10 класс) нет выделенных тем краеведческой направленности, но при изучении тем населения, хозяйства мира и регионов необходимо вести сравнительную линию с нашей страной, находить общие и отличающиеся особенности и черты по разным вопросам экономического развития. Глобальные проблемы человечества можно начинать рассматривать с проблем своего края: экологической, сырьевой, демографической.

Краеведческая направленность всего курса географии поможет выполнить свой гражданский долг: уметь оценивать состояние природы, прежде всего родного края, бережно относиться к ней, разумно ее использовать, разъяснять другим значение охраны природы.

Внеурочная деятельность по изучению регионального компонента


Большое значение по изучению регионального компонента играет участие учащихся в различных в конкурсах, конференциях, фестивалях разного уровня.

Ежегодно школьники принимают участие в конкурсах: Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета», в номинации: «Зелёная планета глазами детей», «Эко- объектив»; «Земля - наш общий Дом»; Региональный этап Международного конкурса детского рисунка «Жизнь в глобализованном мире»; «Как, у нас, на Тихом Дону», Всероссийская благотворительная и конкурсная Программа « Наполни сердце добротой»

Просветительская работа находит отражение в выпуске газет по темам: «День Воды», «День птиц».

Традицией стало проведение недели географии, недели, посвящённой международному празднику «День Земли».

Как педагог дополнительного образования детей, разработала образовательную программу эколого-географического направления ДО «Истоки».

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности по защите природы. Данная программа способствует оздоровлению детей: занятия проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.

Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, развитию творческих способностей, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на уроках, конференциях, в конкурсах. Программа апробируется третий год.

Цель: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды.

Обучающиеся изучали вопросы теоретической части программы , которая состоит из 5 разделов:

I. Введение

II Исследовательская работа в природе

III. Оформление исследовательских работ

IV. Исследования в области экологии

V. Изучение своего края

На занятиях использовались наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края. Практическая часть программы предусматривала выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ использовались для написания исследовательских работ и проектов.

Основные мероприятия: участие в экологических десантах- «Чистый двор», «Чистая станица», «Родники детства», «Чистота в дубовой роще».

Участие в конкурсах: областной этап Всероссийского конкурса «Созвездие - 2012» , номинация- рисунки, областной этап Всероссийского детского конкурса «Зелёная планета», номинация «Эко -объектив»,

районный конкурс «Цимлянску - 50», номинация «Декоративно -прикладное» - творчество, областной конкурс «Славен Дон», в рамках Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», номинация «Гуманитарно - экологические исследования». Тема работы:

Экологический мониторинг природных объектов на территории х.Паршикова», областной этап Всероссийского детского конкурса «Зелёная планета- 2012», номинация - «Зелёная планета глазами детей», районный слёт конкурс «Юный эколог -2011»-3 место, «Юный эколог -2012»-2 место.

Повышение качества обучения географии.

География как наука создавалась и развивалась одновременно с появлением и развитием человеческой цивилизации. Содержание и цели ее менялись в зависимости от изменений потребности общества нарождающихся государств. Она прошла долгий путь от простого землеописания до картографического изображения территорий и создания комплексных атласов континентов и океанов, стран и народов, моделирования и прогнозирования процессов, происходящих в природе и обществе.

География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций.

Использование разнообразных форм, способов, приемов и технологий обучения вызывает интерес школьников к предмету география. Выпускники 9 и 11 классов выбирают географию для итоговой аттестации.

Растет творческая активность учащихся. Независимо, какую профессию будут выбирать в дальнейшем наши выпускники, географические знания и умения нужны всегда.

Мне мой предмет близок тем, что географии, как и другим учебным предметам, свойственен неразрывный процесс обучения и воспитания. Основной целью моей работы является воспитание у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к родине - это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в ее развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать. Известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой.

Использование регионального компонента в обучении географииИспользование регионального компонента в обучении географии

Использование регионального компонента в обучении географииИспользование регионального компонента в обучении географииИспользование регионального компонента в обучении географии





© 2010-2022