- Преподавателю
- География
- Технологическая карта урока в 6 классе Жизнь рек в соответствии с ФГОС
Технологическая карта урока в 6 классе Жизнь рек в соответствии с ФГОС
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баекенова Ф.Ф. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: Баекеновыа Фарида Фуатовна
2. Класс ___6 «А»___Дата 26.01.2016 г.___Предмет география
3. Тема урока: Жизнь рек . Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек______________________
4. Тип урока: Урок усвоения новых знаний________________________________________________________________
5.Цель урока: научить определять и объяснять влияние рельефа и климата на реки, сформировать понятия о речной долине
и ее составных частях, о порогах, водопадах, питании и режиме рек.
Планируемые результаты:
Личностные- формирование представлений о едином географическом пространстве, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные -анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи, свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, принимать решение в учебной ситуации
Познавательные - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные - принимать позицию собеседника, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, соблюдать нормы публичной речи.
Метапредметные: - развитие устной и письменной речи, обобщение полученной информации, анализ и сравнение объектов на карте, умение организовать сотрудничество.
Предметные: - знать понятия - речная долина, пойма, порог, водопад, режим реки, питание; сравнивать реки и объяснять причины различия в питании и характере течения, влиянии рельефа и климата на жизнь реки
Методы обучения: - объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная
Средства обучения: мультимедийное сопровождение, физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы для 6 класса, атлас Самарской области, учебник
Основные понятия, изучаемые на уроке: речная долина, пойма, горная река, равнинная река, порог, водопад, режим реки, виды питания рек
Дидактическая структура урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Ресурсы
Планируемые результаты
предметные
УУД
1 Орг. этап
1 мин
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
Приветствие учителя, подготовка рабочего места
Регулятивные-волевая саморегуляция
Коммуникативные-умение слушать
2 Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности
4
- У вас на столах маленькие кораблики, значит, мы сегодня отправляемся в плавание. По какой части гидросферы мы отправимся в путешествие?
-Перед вами фото двух рек.(горная и равнинная) Одинаковое будет путешествие по этим рекам?
- Почему?
-Что повлияло на характер течения реки
-Может ли быть такое, что уровень воды в реке слишком низкий, и вы не сможете плыть?
-Отчего это может зависеть?
- количество осадков от чего зависит?
- Может ли характер течения, уровень воды в реке повлиять на жизнь реки?
-Это и будет тема нашего урока
- Открываем тетради, записываем число и тему урока «Жизнь рек»
- Какая цель у нас будет на уроке? Что мы должны узнать?
- Первым вопросом разберем влияние рельефа на реки. записываем
Отвечают «По реке»
Посмотрев на фото, отвечают «не одинаковое»
-Одна река горная, с быстрым течением, другая - равнинная - со спокойным течением
- рельеф
-да
-от осадков
- от климата
- может
Записывают число 26.01 16, тему урока «Жизнь рек»
-Как влияют рельеф и климат на реки.
- Записывают «1.Влияние рельефа на реки:
бумажные кораблики
презентация
определять и сравнивать скорость течения по фото, сопоставлять эту информацию с рельефом; объяснять зависимость уровня реки от климата
Познавательные- классифицировать и обобщать факты и явления
Регулятивные- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи
Коммуникативные- умение высказывать свое мнение, слушать других
3 Актуализация знаний
3
- Найдите и покажите самую полноводную реку мира. Что это за река? Какая она по характеру течения?
_ Почему?
- Найдите в Африке р. Конго Какой характер течения у этой реки? Почему?
Работа по карте и атласу
- Это Амазонка,
-спокойное течение,
- течет по равнине
бурный
- по горной местности течет
карта, атлас
определять по цвету карты рельеф, скорость течения рек, находить и показывать крупнейшие реки мира
Познавательные- поиск нужной информации по карте и ее обработка
Регулятивные-
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи
Коммуникативные -умение выслушать мнение других, прийти к общему выводу
4 Первичное усвоение новых знаний
20
-Значит, рельеф на что повлиял?
-Записываем « на течение»
- Посмотрите на р. Волгу, в каком направлении течет река?
Почему?
- Посмотрите на р. Обь, а она в каком направлении течет?
- От чего зависит направление рек?
- Значит рельеф на что влияет?
- записываем «На направление рек»
-Обратите внимание на 2 схемы форм речных долин. Речная долина - это понижение , по которому течет река. Какая из долин у равнинных рек? У горных рек? А от чего это зависит?
- Значит, рельеф на что еще влияет?
- запишите « на форму долин»
- У равнинных рек есть пойма( показ по схеме) прочитайте определение на стр 203, ---Посмотрите на фото, что это, почему река в некоторых местах бурлит?
- это пороги, прочитайте в учебнике, что такое порог.
- В каких реках они бывают?
- В горных реках бывают очень впечатляющие объекты - фото водопада. Что это?
-Образуются водопады в тех местах, где в русле реки чередуются твердые и рыхлые породы.
-Самый высокий водопад в мире находится на севере Южной Америки. Попробуйте его сами найти. Как называется? Как отмечается?
- Водопады и пороги бывают на каких реках?
- Значит, рельеф влияет на что?
Записываем «- на пороги и водопады»
-Мы выяснили, на что влияет рельеф.
-Влияние чего нам нужно еще выяснить?
- Записываем 2 вопрос темы «Влияние климата»
-Представим себе, что мы решились сейчас сплавляться по Волге. Сможем ли мы это сейчас сделать? Почему?
- А по Нилу сможем в январе сплавиться?
-От чего зависит замерзание реки?
-Значит, климат на что влияет?
Записываем«-замерзание рек»
-Найдите р. Амазонку и реки в Австралии. Почему реки в Австралии изображены тоненькой линией или шриховкой? Да реки Австралии маловодны, а Амазонка многоводна
-От чего зависит водность рек?
- Значит климат на что влияет?
-записываем
- За счет чего увеличивается водность реки? Или говорят- за счет питания реки. Прочитайте на стр 205, что такое питание реки
-Выясним , какие источники питания рек бывают. Поработаем группами Первые парты определяют питание реки Амазонка, вторые Нил, третьи -Инд, 4-Обь, 5 - Волгу. От чего зависит питание?
- значит, климата влияет на что?
-записываем. «- питание рек»
-Какие же источники питания бывают у рек? Большинство рек имеют смешанное питание.
-Вспомните 2010 год, когда город был окутан дымом пожаров. Что произошло тогда с нашей Волгой? Почему это произошло?
-А что происходит с уровнем воды в Волге весной?
- Почему?
- Климат влияет на режим реки, это новое для вас понятие, прочитайте, что такое режим. Запишите 4 влияние климата на реки «- на режим»
- Весной, когда наша Волга разливается, такой подъем уровня называется -половодье.
-Течение реки
записывают
- находят и определяют - на юг.
- уклон к югу
- находят и определяют - на север.
- от рельефа
- на направление рек
записывают
-Смотрят на схемы, сравнивают и делают вывод
- от рельефа
- на форму долин
записывают
открывают учебник, находят информацию и читают вслух.
- это камни
-находят, читают
-в горных
- водопад
Ищут в карте, находят водопад Анхель, обозначается «вдп.Анхель»
- на горных
на образование порогов и водопадов.
- влияние климата
-записывают
-нет, она замерзла
-да
-от климата
- на замерзание реки
записывают
ищут
- объясняют, что в реках Австралии очень мало воды, а в Амазонке - много.
- от осадков. от климата
- на водность рек
записывают
- за счет осадков
читают
-находят реки, определяют источники питания
-от климата
-питание рек
записываем
дождевое, снеговое, ледниковое, подземное
-обмелела, уровень воды снизился
-Было жарко и сухо
- поднимается
снег тает, т.к. становится тепло
-читают
-записывают «- на режим»
карта, атлас,
презентация
учебник
презентация
учебник
презентация
атлас
атлас
атлас
учебник
презентация
презентация
Определять по карте направление течения, представлять форму речных долин по характеру течения рек, знать понятия - порог, пойма, водопад, знать и уметь показывать по карте самый высокий водопад; знать понятия -питание рек, режим, виды питания; объяснять зависимость питания и режима от климата
Познавательные - сравнивать и сопоставлять информацию, ориентироваться в содержании текста
Регулятивные - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи
Коммуникативные-выбирать, информационную модель для передачи своих мыслей в соответствии условиями коммуникации, строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности
5 Первичная проверка понимания
2 мин
-Теперь мы знаем, как рельеф и климат влияют на жизнь рек.
Вспомните, на что влияет рельеф?
Вспомните, на что влияет климат?
- Теперь мы можем отправиться в самостоятельное плавание. По какой реке вам придется плыть?
-на характер течения, на направление реки, форму долины, наличие порогов и водопадов
- замерзание рек, водность, питание, режим
атлас, карта
повторение влияние рельефа и климата на реки
Познавательные- обобщать факты и явления
Регулятивные- осуществлять самоконтроль своей деятельности Коммуникативные- выбирать, информационную модель для передачи своих мыслей
6 физкультминутка
1мин
Ваша река, может быть, находится справа - посмотрите, может слева- поглядите, может быть - на потолке, может, сзади -в уголке, может быть, она внизу? Ладно, так и быть, я вам скажу.
выполняют задания учителя
Формирование ответственного отношения к здоровью
7 Первичное закрепление
4мин
1в р Конго
2 в. р. Амазонка
Подпишите на своих корабликах свои реки
По плану охарактеризуйте их, план на бортике корабля
1.исток__________________
2.устье______________________
3 характер течения_____________
4 питание_____________________
5 материк расположения реки ___________
-Поменяйтесь корабликами и оцените по критериям ответ, поставьте оценку
выполняют задание
соотносят с критериями и ставят оценку
атлас кораблик
самостоятельно вспомнить и охарактеризовать по плану и карте реку
Познавательные- создавать реальный образ предмета на основе условий задачи
Регулятивные -свободно пользоваться выработанными критериями оценки
Коммуникативные-строить позитивные отношения, принимать позицию товарища
8 Информирование о домашнем задании
2 мин
Домашнее задание - 1.на контурной карте - обозначить крупные реки мира и России.
2.выучить определения из 47-48 параграфов для географического диктанта
записывают д/з
дневник
записать д/з
Познавательные- выделять частное из общего
Регулятивные-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные-принимать позицию другого
9 Рефлексия
3 мин
Вы хорошо поработали, определите, насколько хорошо вы поняли тему:
Кто все понял - оставьте на своих корабликах розовую трубу, кто в основном все понял, но остались небольшие вопросы - оранжевую трубу, у кого много непонятных вопросов - желтую трубу
Отправим наши кораблики по реке: сначала выходят дети с розовыми трубами на кораблях и выставляют их на макете реки, потом с оранжевыми трубами, а затем с желтыми.
- У нас выстроилась огромная речная флотилия! Счастливого нам всем путешествия по урокам географии!
оставляют определенный цвет трубы
кораблики, макет речной долины
Регулятивные-оценивать реальные результаты индивидуальной деятельности
Коммуникативные-доброжелательно относиться к окружающим