Технологическая карта урока в 6 классе Жизнь рек в соответствии с ФГОС

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта с дидактической структурой урока


1. Ф.И.О. учителя: Баекеновыа Фарида Фуатовна

2. Класс ___6 «А»___Дата 26.01.2016 г.___Предмет география

3. Тема урока: Жизнь рек . Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек______________________

4. Тип урока: Урок усвоения новых знаний________________________________________________________________

5.Цель урока: научить определять и объяснять влияние рельефа и климата на реки, сформировать понятия о речной долине

и ее составных частях, о порогах, водопадах, питании и режиме рек.

Планируемые результаты:

Личностные- формирование представлений о едином географическом пространстве, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные -анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи, свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, принимать решение в учебной ситуации

Познавательные - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные - принимать позицию собеседника, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, соблюдать нормы публичной речи.

Метапредметные: - развитие устной и письменной речи, обобщение полученной информации, анализ и сравнение объектов на карте, умение организовать сотрудничество.

Предметные: - знать понятия - речная долина, пойма, порог, водопад, режим реки, питание; сравнивать реки и объяснять причины различия в питании и характере течения, влиянии рельефа и климата на жизнь реки

Методы обучения: - объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная

Средства обучения: мультимедийное сопровождение, физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы для 6 класса, атлас Самарской области, учебник

Основные понятия, изучаемые на уроке: речная долина, пойма, горная река, равнинная река, порог, водопад, режим реки, виды питания рек


Дидактическая структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ресурсы

Планируемые результаты

предметные

УУД

1 Орг. этап

1 мин

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, подготовка рабочего места

Регулятивные-волевая саморегуляция

Коммуникативные-умение слушать

2 Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

4

- У вас на столах маленькие кораблики, значит, мы сегодня отправляемся в плавание. По какой части гидросферы мы отправимся в путешествие?

-Перед вами фото двух рек.(горная и равнинная) Одинаковое будет путешествие по этим рекам?

- Почему?

-Что повлияло на характер течения реки

-Может ли быть такое, что уровень воды в реке слишком низкий, и вы не сможете плыть?

-Отчего это может зависеть?

- количество осадков от чего зависит?

- Может ли характер течения, уровень воды в реке повлиять на жизнь реки?

-Это и будет тема нашего урока

- Открываем тетради, записываем число и тему урока «Жизнь рек»

- Какая цель у нас будет на уроке? Что мы должны узнать?

- Первым вопросом разберем влияние рельефа на реки. записываем

Отвечают «По реке»

Посмотрев на фото, отвечают «не одинаковое»

-Одна река горная, с быстрым течением, другая - равнинная - со спокойным течением

- рельеф

-да

-от осадков

- от климата

- может

Записывают число 26.01 16, тему урока «Жизнь рек»

-Как влияют рельеф и климат на реки.

- Записывают «1.Влияние рельефа на реки:

бумажные кораблики

презентация

определять и сравнивать скорость течения по фото, сопоставлять эту информацию с рельефом; объяснять зависимость уровня реки от климата

Познавательные- классифицировать и обобщать факты и явления

Регулятивные- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Коммуникативные- умение высказывать свое мнение, слушать других

3 Актуализация знаний

3

- Найдите и покажите самую полноводную реку мира. Что это за река? Какая она по характеру течения?

_ Почему?

- Найдите в Африке р. Конго Какой характер течения у этой реки? Почему?

Работа по карте и атласу

- Это Амазонка,

-спокойное течение,

- течет по равнине

бурный

- по горной местности течет

карта, атлас

определять по цвету карты рельеф, скорость течения рек, находить и показывать крупнейшие реки мира

Познавательные- поиск нужной информации по карте и ее обработка

Регулятивные-

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Коммуникативные -умение выслушать мнение других, прийти к общему выводу

4 Первичное усвоение новых знаний

20

-Значит, рельеф на что повлиял?

-Записываем « на течение»

- Посмотрите на р. Волгу, в каком направлении течет река?

Почему?

- Посмотрите на р. Обь, а она в каком направлении течет?

- От чего зависит направление рек?

- Значит рельеф на что влияет?

- записываем «На направление рек»

-Обратите внимание на 2 схемы форм речных долин. Речная долина - это понижение , по которому течет река. Какая из долин у равнинных рек? У горных рек? А от чего это зависит?

- Значит, рельеф на что еще влияет?

- запишите « на форму долин»

- У равнинных рек есть пойма( показ по схеме) прочитайте определение на стр 203, ---Посмотрите на фото, что это, почему река в некоторых местах бурлит?

- это пороги, прочитайте в учебнике, что такое порог.

- В каких реках они бывают?

- В горных реках бывают очень впечатляющие объекты - фото водопада. Что это?

-Образуются водопады в тех местах, где в русле реки чередуются твердые и рыхлые породы.

-Самый высокий водопад в мире находится на севере Южной Америки. Попробуйте его сами найти. Как называется? Как отмечается?

- Водопады и пороги бывают на каких реках?

- Значит, рельеф влияет на что?

Записываем «- на пороги и водопады»

-Мы выяснили, на что влияет рельеф.

-Влияние чего нам нужно еще выяснить?

- Записываем 2 вопрос темы «Влияние климата»

-Представим себе, что мы решились сейчас сплавляться по Волге. Сможем ли мы это сейчас сделать? Почему?

- А по Нилу сможем в январе сплавиться?

-От чего зависит замерзание реки?

-Значит, климат на что влияет?

Записываем«-замерзание рек»

-Найдите р. Амазонку и реки в Австралии. Почему реки в Австралии изображены тоненькой линией или шриховкой? Да реки Австралии маловодны, а Амазонка многоводна

-От чего зависит водность рек?

- Значит климат на что влияет?

-записываем

- За счет чего увеличивается водность реки? Или говорят- за счет питания реки. Прочитайте на стр 205, что такое питание реки

-Выясним , какие источники питания рек бывают. Поработаем группами Первые парты определяют питание реки Амазонка, вторые Нил, третьи -Инд, 4-Обь, 5 - Волгу. От чего зависит питание?

- значит, климата влияет на что?

-записываем. «- питание рек»

-Какие же источники питания бывают у рек? Большинство рек имеют смешанное питание.

-Вспомните 2010 год, когда город был окутан дымом пожаров. Что произошло тогда с нашей Волгой? Почему это произошло?

-А что происходит с уровнем воды в Волге весной?

- Почему?

- Климат влияет на режим реки, это новое для вас понятие, прочитайте, что такое режим. Запишите 4 влияние климата на реки «- на режим»

- Весной, когда наша Волга разливается, такой подъем уровня называется -половодье.

-Течение реки

записывают

- находят и определяют - на юг.

- уклон к югу

- находят и определяют - на север.

- от рельефа

- на направление рек

записывают

-Смотрят на схемы, сравнивают и делают вывод

- от рельефа

- на форму долин

записывают

открывают учебник, находят информацию и читают вслух.

- это камни

-находят, читают

-в горных

- водопад


Ищут в карте, находят водопад Анхель, обозначается «вдп.Анхель»

- на горных

на образование порогов и водопадов.

- влияние климата

-записывают

-нет, она замерзла

-да

-от климата

- на замерзание реки

записывают

ищут

- объясняют, что в реках Австралии очень мало воды, а в Амазонке - много.

- от осадков. от климата

- на водность рек

записывают

- за счет осадков

читают

-находят реки, определяют источники питания

-от климата

-питание рек

записываем

дождевое, снеговое, ледниковое, подземное

-обмелела, уровень воды снизился

-Было жарко и сухо

- поднимается

снег тает, т.к. становится тепло

-читают

-записывают «- на режим»

карта, атлас,



презентация


учебник

презентация

учебник

презентация


атлас



атлас


атлас



учебник


презентация



презентация

Определять по карте направление течения, представлять форму речных долин по характеру течения рек, знать понятия - порог, пойма, водопад, знать и уметь показывать по карте самый высокий водопад; знать понятия -питание рек, режим, виды питания; объяснять зависимость питания и режима от климата

Познавательные - сравнивать и сопоставлять информацию, ориентироваться в содержании текста

Регулятивные - анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Коммуникативные-выбирать, информационную модель для передачи своих мыслей в соответствии условиями коммуникации, строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности

5 Первичная проверка понимания

2 мин

-Теперь мы знаем, как рельеф и климат влияют на жизнь рек.

Вспомните, на что влияет рельеф?

Вспомните, на что влияет климат?

- Теперь мы можем отправиться в самостоятельное плавание. По какой реке вам придется плыть?

-на характер течения, на направление реки, форму долины, наличие порогов и водопадов

- замерзание рек, водность, питание, режим

атлас, карта

повторение влияние рельефа и климата на реки

Познавательные- обобщать факты и явления

Регулятивные- осуществлять самоконтроль своей деятельности Коммуникативные- выбирать, информационную модель для передачи своих мыслей

6 физкультминутка

1мин

Ваша река, может быть, находится справа - посмотрите, может слева- поглядите, может быть - на потолке, может, сзади -в уголке, может быть, она внизу? Ладно, так и быть, я вам скажу.

выполняют задания учителя

Формирование ответственного отношения к здоровью

7 Первичное закрепление

4мин

1в р Конго

2 в. р. Амазонка

Подпишите на своих корабликах свои реки

По плану охарактеризуйте их, план на бортике корабля

1.исток__________________

2.устье______________________

3 характер течения_____________

4 питание_____________________

5 материк расположения реки ___________

-Поменяйтесь корабликами и оцените по критериям ответ, поставьте оценку

выполняют задание


соотносят с критериями и ставят оценку

атлас кораблик

самостоятельно вспомнить и охарактеризовать по плану и карте реку

Познавательные- создавать реальный образ предмета на основе условий задачи

Регулятивные -свободно пользоваться выработанными критериями оценки

Коммуникативные-строить позитивные отношения, принимать позицию товарища

8 Информирование о домашнем задании

2 мин

Домашнее задание - 1.на контурной карте - обозначить крупные реки мира и России.

2.выучить определения из 47-48 параграфов для географического диктанта

записывают д/з

дневник

записать д/з

Познавательные- выделять частное из общего

Регулятивные-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные-принимать позицию другого

9 Рефлексия

3 мин

Вы хорошо поработали, определите, насколько хорошо вы поняли тему:

Кто все понял - оставьте на своих корабликах розовую трубу, кто в основном все понял, но остались небольшие вопросы - оранжевую трубу, у кого много непонятных вопросов - желтую трубу

Отправим наши кораблики по реке: сначала выходят дети с розовыми трубами на кораблях и выставляют их на макете реки, потом с оранжевыми трубами, а затем с желтыми.

- У нас выстроилась огромная речная флотилия! Счастливого нам всем путешествия по урокам географии!

оставляют определенный цвет трубы

кораблики, макет речной долины

Регулятивные-оценивать реальные результаты индивидуальной деятельности

Коммуникативные-доброжелательно относиться к окружающим


© 2010-2022