- Преподавателю
- География
- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ РОССИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ РОССИИ
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Абрамова Т.М. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет - география, обобщающий урок
Тема: «Путешествие по экономическим районам России»
Продолжительность 45 минут
Класс: 9
Технологии: личностно-ориентированная технология, ИКТ.
Тип: обобщение и систематизация знаний и умений.
Форма: игра
Цели: 1.Закрепить знания об экономических районах России. 2.Проверить уровень усвоения знаний по экономическим районам России, умение определять экономический район по некоторым признакам.
3. Воспитание чувства прекрасного и географически образованного человека.
Задачи:
-
углубить знания и умения, полученные на уроках по теме «Районы России»;
-
раскрыть творческий потенциал учащихся.
-
способствовать развитию творческих способностей с учетом их индивидуальных особенностей,
-
способствовать повышению интереса к предмету.
Оборудование: Карта настенная: «Политическая карта России», Презентация, маршрутный лист, видеосюжет, рисунок, проектор, раздаточный материал..
Структура урока:
-
Оргмомент.
-
Вступительное слово учителя.
-
Практикум.
-
Подведение итогов. Выставление баллов.
ХОД УРОКА:
-
Оргмомент. Проверить готовность учащихся к уроку, психологическую настроенность на урок.
-
Вступительное слово учителя.
Ребята, несколько минут назад на мою электронную почту пришло письмо. Я хотела бы вам его прочитать?
«Дорогие ребята! Перед российской промышленностью стоит проблема, и мы просим вас помочь её решить. Для обеспечения и развития промышленности на территории Российской Федерации государственной казной было заложено в бюджет страны более 10 трл.рублей. Помогите определить в какие экономические районы нужно выделить денежные средства для развития отраслей промышленности, чтобы наша экономика Российской Федерации стала рентабельной.»
Министерство промышленной политики
Учитель: Ребята, у вас есть желание помочь министерству промышленной политики? (Ответ учащихся).
Учитель: Давайте определим задачи нашей работы.
Учащиеся:
-
Вспомнить какие экономические районы есть на территории России,
-
Знать все субъекты федерации и их центры
-
Систематизировать знания по специализации экономических районов;
-
Знать ведущие отрасли промышленности и их центры производства,
-
Назовем, в какие отрасли промышленности нужно выделять денежные средства для лучшего развития отраслей промышленности
Учитель: Решить эти задачи я предлагаю с помощью игры «Путешествие по экономическим район России»
Поэтому цель нашей игры: Обобщить и систематизировать наши знания об экономических районах России.
-На ваших столах лежат Маршрутные листы, в которые каждый из вас будет выставлять свои баллы, за отдельные задания вы можете заработать фишки за каждый правильные ответы.
-
Игра «Путешествие по экономическим районам»»
(В. Ф. Боков)
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
1)Первое задание: Номенклатура.
Ваша задача, верно расположить на контурной карте России экономические районы. Для этого перенесите районы на карту.
Каждый правильно поставленный объект дает 1 балл.
(всего 11 б)
2)Определите экономический район по видео- сюжету». ( за каждый верно определенный экономический район 1 балл, всего 7 баллов) Учащиеся отгадывают районы по сюжету, после ролика проверяем результаты.
Вы просмотрели видео-сюжет давайте проверим ваши результаты:
Экономический район № 1- Восточная Сибирь
Экономический район № 2- Волго-Вятский
Экономический район № 3- Дальневосточный
Экономический район № 4- Северо-Западная Россия
Экономический район № 5- Западно- Сибирский
Экономический район № 6- Уральский
Экономический район № 7- Северный Кавказ
3)Найди соответствие субъект федерации -центр
Задание на скорость кто быстрей назовет правильную пару- получает фишку.
-
Марий-Эл
А) Саранск
-
Мордовия
Б)Махачкала
-
Адыгея
В)Ижевск
-
Татарстан
Г) Майкоп
-
Карелия
Д) Чебоксары
-
Башкирия
Е) Кызыл
-
Чувашия
Ж) Казань
-
Ингушетия
З) Уфа
-
Дагестан
И)Улан-Удэ
-
Удмуртия
К) Магас
-
Тыва
Л) Петрозаводск
-
Бурятия
М) Йошкар-Ола
(Всего 12 б)
4) Следующее наше задание определить экономический район по некоторым признакам и найти признак, не относящийся к этому экономическому району.
(Задание выполняется индивидуально каждым учащимся в тетради, после выполнения задания проверяем на слайде, пары выставляют оценки друг другу)
-
Определите экономический район.
-
Самый многонациональный район.
-
Здесь развито рекреационное хозяйство.
-
Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов)
-
Развит АПК.
(ответ: Северный- Кавказ, лишнее 4)
-
Определите экономический район.
-
В состав этого района входят 2 авт. Округа
-
Большая часть населения живет в аулах, станицах.
-
Здесь присутствует «вахтовый» метод работы
-
Этот район богат нефтью, газом, углем.
(ответ: Западная Сибирь, лишнее 2)
-
Определите экономический район.
-
Этот экономический район мы знаем из произведений Бажова «Хозяйка медной горы»
-
Развита рыбная промышленность
-
Этот район самая старая металлургическая база России
-
Здесь проживают народы тюркской и финно-угорской группы
(ответ: Урал, лишнее 2)
-
Определите экономический район.
-
Развиты отрасли специализации: целлюлозно-бумажная, цветная металлургия, гидроэнергетика
-
В этом экономическом районе находится «жемчужина» России
-
Здесь несколько городов- миллионеров
-
Крупнейший в мире бассейн бурого угля, центр золотодобычи.
(ответ: Восточная Сибирь, лишнее 3)
-
Определите экономический район.
-
Ведется добыча алмазов
-
В состав этого экономического района входит анклав.
-
Главная отрасль промышленности- машиностроение.
-
Богата водными ресурсами
(ответ: Северо-Западный, лишнее 1)
-
Определите экономический район.
-
Ведется добыча нефти
-
Ядро России
-
Больше всего РАН, научных центров
-
Большое месторождение железной руды
(ответ: Центральный, лишнее 1)
(Всего 12 б
-
Угадай какому экономическому району принадлежит данная вещь.
Рисунок ( данное задание есть у каждого ученика на столе и высвечивается на слайде презентации) За это задание вы получите 12 баллов
-
Конкурс «Эрудит». «Чем известны вам эти города?»
За каждый правильный ответ получают 1 фишку.
-
Норильск - медно-никелевая руда
-
Оренбург- платки
-
Тула- пряники, оружие
-
Санкт-Петербург- окно в Европу (порт)
-
Нижний Новгород- автомобили Газель, Волга
-
Тольятти - автомобили ВАЗ
-
Чебоксары- трактора
-
Ульяновск- автомобили УАЗ
-
Астрахань- бахчевые
-
Снежинск- ядерное оружие
-
Сочи- курорт
-
Златоуст- ракетно-космическая промышленность
-
Энгельс- троллейбусы
-
Омск -танки
(могут быть и другие варианты ответов все правильные будут оценены)
7) Редактирование текста. Найди ошибку.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению?
В Центральную Россию входят: Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский районы, Поволжье. Центральная Россия граничит с другими государствами: Казахстаном, Латвией, Литвой, Украиной, Грузией, Беларусью, Финляндией. Центральная Россия- это столичный регион. Самым многочисленным народом Центральной России являются татары. Имеются ГЭС- Горьковская, Саяно-Шушенская. Есть города -миллионники: Ростов на Дону, Новосибирск, Москва, Воронеж, Сергиев-Посад, Саранск. Очень развиты отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, легкая.
-Хоть заданье было и с подвохом,
Справились вы с ним совсем неплохо.
8)Тестирование по теме «Экономические районы России»
Ребята наше путешествие по экономическим районам подошло к концу. Мы с Вами систематизировали и обобщили знания по экономическим районам. Какой же ответ мы дадим министру промышленной политики. Давайте назовем, какие проблемы вам более заметны в нашей промышленности? И в какие отрасли промышленности нужно выделять денежные средства для лучшего развития отраслей промышленности?
Ответы детей:
- У нас большинство одежды сшито в Китае, очень слабое развитие легкой промышленности.
- все телефоны, телевизоры, компьютеры, стиральные машины и многое другое из электронной техники на российских рынках завалины Японскими и Китайскими производителями, нет отечественного производства
- Наш автопарк из автомобилей марок ВАЗ, ГАЗ, и другие не пользуются конкурентно способностью, если я приеду в Японию там я точно не встречу наш автомобиль.
- Когда я смотрю салоны Макс я горжусь своей страной, но если начнутся военные действия то все новые разработки не используются в российской армии.
- Большинство инженеров, конструкторов имеют возраст 40-50 лет, где молодые таланты?
Учитель: И какой же ответ мы дадим министерству?
Итог- Развивать промышленность по всем направлениям, выделять средства в каждый экономический район
4.Подведение итогов. Выставление баллов.
5.Рефлексия
- "Ребята нам принесли вот такую корзину цветов, разные цвета наших цветов говорят нам:
Красные цветы - говорят о восторге
оранжевые -о радостном настроение и теплоте;
желтые - говорят о светлом и приятном
зеленые - означают спокойствие;
синие - неудовлетворенность, грусть;
фиолетовые - тревогу, напряжение;
черные - упадок, уныние.
Я предлагаю создать наш букет, выберите себе цветок и оцените наш сегодняшний урок.
Спасибо за внимание!