Урок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей среды

Данный урок представляет собой пособие для организации и проведения ehjrf с применением on-line интернет-контента на тему: "Загрязнение окружающей среды". В тексте представлены помимо подробного описания этапов, урока, целей, задач рабочие ссылки на контенты и интернет-ресурсы, используя которые школьники могут самомтсоятельно найти отпеты на поставленные учителем вопросы. Данный тип уроков, с IT-технологий помогает формированию умения работать в сети интернет, выделять главное, анализировать, с...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок с применением on-line интернет-контента на тему: Загрязнение окружающей средыУрок №2

Тема: «Загрязнение окружающей среды».

Образовательные:

- показать влияние загрязнение на изменения окружающей среды

- познакомить с основными видами загрязнения, их последствиями

- формирование понятия «глобальные экологическое загрязнение»

- ознакомление с принципами и мероприятиями по предотвращению глобального загрязнения

- формирование осознанной ответственности человека во взаимоотношениях с окружающей средой.

Развивающие: продолжить работу над формированием умения работать в сети интернет, выделять главное, анализировать, сопоставлять, совершенствование поисковых навыков.

Воспитывающие: Продолжить работу по развитию нравственно-эстетического отношения к природе, показывая красоту и неповторимость природы во всех формах проявления жизни на Земле. Формирование бережного отношения к экосфере, экологического мышления в целом, способствуя активному осмыслению рационального использования природных ресурсов и ответственного отношения к учебе.

Тип и вид урока: Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с интернет - ресурсами, фронтальный опрос, фронтальная беседа.


Ход урока.

Этап

Содержание, методы, методические приемы

1. Организационный момент - 1,5 мин

Приветствую класс, отмечаю отсутствующих

2. Контроль знаний

Индивидуальный опрос у доски по вопросам:

  • Назовите основные природоохранные мероприятия. Каково значение каждого из них?

  • Что такое ООПТ?

  • Назовите виды ООПТ. В чем их различия?

  • ООПТ РМЭ. Охраняемые виды животных и растений нашего края.

По итогам ответов выставляю оценки.

3. подготовка к изучению нового материала

Сообщение темы урока и задач учащимся:

Тема: «Загрязнение окружающей среды»

Задачи урока:

1.Основные типы загрязняющих веществ.

2.Распространение загрязняющих веществ.

3. Аварии как источник загрязнения.

4.Кислотное загрязнение.

5.Пыль, тяжелые металлы, ядовитые вещества

6. Глобальные проблемы человечества

4. Изучение новой темы

1) Основные типы загрязняющих веществ

Актуализация знаний в форме беседы

  • Как вы думаете, всегда ли на протяжении истории человечества происходило загрязнение окружающей природной среды или это только проблема современности?

  • Как вы думаете, что является основным загрязнителем природной среды в настоящее время?

  • Как вы думаете, сколько тонн отходов приходиться на каждого жителя земли ежегодно?

Выводы: загрязнение окружающей среды человеком существовало еще во времена древнего мира, однако только в индустриальную и постиндустриальную эпоху достигло таких масштабов, что изменяется экосистема всей нашей планеты. В настоящее время основными загрязнителями являются - промышленное производство и автотранспорт. Ежегодно на каждого жителя планеты приходиться 20 тонн отходов.

Задание:

Пользуясь поисковой системой

yandex.ru/

mail.ru/

rambler.ru/

googl.ru/

дать наиболее полное определение понятию «загрязняющие вещества»

Запись определения: загрязняющие вещества -вещества, вносимые человеком в окружающую природную среду в количествах, превышающих фоновые значения и вызывающие тем самым химическое загрязнение.

Объяснение:

В настоящее время выделены следующие типы загрязнения:

(запись на доске и в тетрадях)

Типы загрязнения

Механическое Физическое Химическое Биологическое

Твердые, Шумы, р/а из- - все химические внесение в

пылеватые лучение вибрации вещ-ва ПДК кот. среду чу-

частицы (н-р, низкие частоты превышен (н-р - жеродн.

металлолом) (н-р, громкая неочищенные организмов,

реклама) сточные воды излишней

органики

Беседа:

  • Как вы думаете, какой из типов загрязнения в настоящее время наносит наибольший урон окружающей среде? почему?

2.Распространение загрязняющих веществ.

Рассказ

После сброса загрязняющее вещество попадает в воздух, воду или почву. В дальнейшем оно может многократно переходить из среды в среду. Распространение загрязнений по поверхности Земли происходит в атмосфере и в воде. Оно может быть локальным - в пределах нескольких десятков километров, региональным - до нескольких сотен тысяч километров и глобальным - по всему земному шару.

Закономерности распространения загрязняющих веществ должны учитываться при планировании размещения производства.

Перейдя по ссылке (схемы переноса загрязняющих веществ)

inep.ksc.ru/htm/2006/doc/1-03/schema.htm или

proeco.visti.net/naturalist/ecology/pop4.htm

Беседа

  • Объясните, почему так тяжело изъять из окружающей среды попавший в нее химический загрязнитель?

3. Аварии как источник загрязнения

Рассказ

Загрязнение окружающей среды человеком - процесс постоянный, но при планомерной, рациональной эксплуатации природных экосистем последние способны к самовосстановлению и самоподдержанию. Однако, при резких скачках количества выбрасываемых загрязняющих веществ природные системы дают сбой и становятся не способными к восстановлению.

Массовые выбросы загрязняющих веществ чаще всего возникают из-за аварий.

Пользуясь ссылками, заполните таблицу:

ecodefense.ru/churoki/5_chapter5.htm - на АЭС

bellona.ru/weblog/1238244493.99

lib.kture.kharkov.ua/ua/elexh26/monthes.php?m=4&n=3-26-1.inc -АЭС

unian.net/rus/news/news-204654.html - аварии при транспортировке

kt.kz/index.php?act=arch〈=rus&uin=1133168944&chapter=1153454640&n_date=2008-07-16 - аварии при транспортировке

lu2029.narod.ru/doc/water.htm - загрязнение сточными водами

vodoobmen.ru/stock.html - сточные воды

oopt.info/news/160506-2.html -пожары

sinews.uz/articles.pl?/26/44351 - пожары

pda.27region.ru/news/index2.php?option=com_content&task=emailform&id=4506&itemid=99 - авария на нефтепроводе

Последствия аварий


Тип аварии

Загрязнитель

Последствия

Аварии на АЭС

р/а и химические вещ-ва

Непригодность территории для /х и проживания

Аварии при транспортировке

Горючие, р/а, хим. в-ва

Прорыв водоочистных сооружений

Неочищенные сточные воды

Изменение химического состава вод, их непригодность к использованию

Лесные пожары

Уничтожение земельного и растительного фонда

Изъятие их пользование больших территорий

Аварии нефтепроводов, танкеров

Нефтепродукты

Загрязнение биоты, включение в цепи питания ксенобиотиков



Вывод: любая авария требует колоссальных материальных и трудовых затрат по ее устранению. Однако, насколько бы не были хороши мероприятия по ликвидации последствий аварии, нарушенная экосистема никогда не восстанавливается до исходного уровня.

4. Кислотное загрязнение

Рассказ

Атмосферный воздух является основной средой деятельности биосферы, в том числе человека. В период промышленной и научно-технической революции увеличился объем эмиссии в атмосферу газов и аэрозолей антропогенного происхождения. Основными источниками атмосферных загрязнений являются энергетические установки, в которых используется минеральное топливо, предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, авиационный и автомобильный транспорт.

Основные источники кислотного загрязнения - оксиды серы и азота, которые, соединяясь с частицами атмосферной влаги могут выпадать виде осадков.

Перейдите по ссылке

prinas.org/system/files/images/3.gif

Беседа

  • В чем особенность кислотного загрязнения?

Запись в тетрадь: кислотное загрязнения -вид загрязнения, приводящий к изменению рН среды.

Последствия: изменении РН водоемов, почвы, исчезновение многих видов растений, животных, исчезновение многих памятников прошлого т.к. они буквально «тают» под кислотным дождем.

5. Пыль, тяжелые металлы, ядовитые вещества

Посмотри на изображения:

gorod42.ru/news/3394/

log-in.ru/articles/492/

photosight.ru/photos/1173004/

Рассказ

Все эти фотографии -результат неразумного использования природных ресурсов, в частности загрязнения экосистемы Земли тяжелыми металлами, ядовитыми химическими соединениями, пылеватыми частицами.

Пыль попадает в атмосферу в результате эрозии почвы, которая в свою очередь возникает в результате неправильной обработки земель.

Беседа

  • Как вы думаете, чем так опасны тыльные бури?

Вывод: в результате пыльных бурь происходит полное уничтожение почвенного покрова, загрязнении атмосферы, изменение теплового баланса, затемнение, ухудшение качества воздушного бассейна.

Рассказ:

Тяжелые металлы попадают в окружающую среду в результате аварий, сбросов, несанкционированных свалок, выбросов автотранспорта, добыче полезных ископаемых…

Беседа

  • Как вы думаете, почему так опасны тяжелые металлы?

  • Каковы пути их проникновения в организм человека?

Вывод в виде схемы на доске и в тетрадях:

Выброс тяжелых атмосфера организм человека

Металлов в ОС вода цепь питания

(заболевание)

Обобщение и выводы: в настоящее время проблема загрязнения окружающей среды стоит наиболее остро, поскольку наше здоровье зависти в первую очередь от чистоты воздуха, воды, почвы. Нерациональное использование природных ресурсов ведет к загрязнению окружающей среды, и как следствие - рост числа различного рода заболеваний.

6. Глобальные проблемы человечества

Самостоятельная работа

Задание: класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа должна подготовить к следующему уроку по презентации. Темы презентаций:

  1. Озоновый экран

  2. Парниковый эффект

  3. Кислотный дождь

  4. Чернобыльская авария

  5. Шумовое загрязнение

  6. Проблема мусора

Требования к презентации:

5-7 слайдов. Обязательно включать вопросы: название, кто составлял, причины данной проблемы, последствия, пути решения, для каких районов данная проблема наиболее характерна?

Класс разбивается на группы, каждая группа берет по одной теме.

В оставшееся время даю возможность использовать ресурсы поисковых с систем начать работу над презентацией.

Подготовить презентацию по выбранной теме к защите.


© 2010-2022