- Преподавателю
- География
- Урок географии для 8 класса на тему Россия на карте часовых поясов
Урок географии для 8 класса на тему Россия на карте часовых поясов
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурцева Г.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок географии для 8 класса «Россия на карте часовых поясов» с использованием технологии системно-деятельностного подхода учитель МОУ СОШ с. Старая Порубёжка Пугачевского района Саратовской области - Бурцева Галина Васильевна
-
Предмет
география
Класс
8
Тема и номер урока в теме
Россия на карте часовых поясов.
4
Базовый учебник
Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 15-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2009. - 303с.: ил., карт.
Цели урока:
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов: местное время; поясное время; декретное время; летнее время; часовые пояса; линия перемены дат; московское время.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: на основании понятий - часовые пояса, поясное время, московское время, линия перемены дат - определять время в разных часовых поясах России и мира с использованием географической карты, решать задачи по практическому применению новых понятий.
Задачи урока
1.Изучить понятия: местное время, часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее время, московское время, линия перемены дат.
2.Уметь определять поясное время в разных частях страны и мира.
3.Научиться предвидеть изменение времени при перемещении из одного часового пояса в другой и пересечении линии перемены дат.
Тип урока
Урок открытия нового знания»
Основное содержание темы, термины и понятия
Местное время; поясное время; декретное время; летнее время; часовые пояса; линия перемены дат; московское время.
Межпредметные связи (указать предметы)
Физика.
Формы работы
Словесные (эвристическая беседа), наглядные (таблицы, рисунки), практические ( выполнение упражнений, тестов).
Методы и методические приемы
Технология сотрудничества(работа в парах), работа с электронными образовательными ресурсами, метод проектов (работа в группах).
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивация к учебной деятельности
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.
Включает учащихся в деловой ритм.
Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация и пробное учебное действие
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Предлагает обсудить в парах и ответить на вопросы:
1.За сколько часов Земля делает один оборот вокруг своей оси?
2.Если в Москве 10 часов утра, сколько времени будет:
в Саратове?
в Самаре?
в Берлине?
в Якутске?
в Магадане?
Высказывают свои предположения, в т. ч.:
1. Земля делает оборот вокруг своей оси за 24 часа;
2.в Саратове Московское время, значит будет 10 часов утра;
в остальных городах время будет отличным от московского: в Самаре, Якутске, Магадане будет больше, чем в Москве, а в Берлине - меньше..
Познавательные:
Определение понятий
Умение структурировать знания.
Умение устанавливать причинно-следственные знания
Личностные:
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные: прогнозирование;
Выявление места и причины затруднения.
Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Задает вопросы:
1.Вы справились с заданием?
2.Где возникло затруднение?
Отвечают на вопросы учителя:
1.Частично.
2.Не знаем как происходит смена времени на Земле и в России..
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: формулирование проблемы;
личностные: жизненное, личностное,
Построение проекта выхода из затруднения.
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.
1. Предлагает вопрос: Почему происходит смена дня и ночи на Земле?
2.Демонстрирует карту с изображением часов, показывающих время, в разных районах России (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c24249d3-ecaa-4521-9b8d-35fbaa734d2b/003.swf)
, включает аудиозапись диктора радио и задает вопрос:
Почему на территории России в один и тот же час, часы показывают разное время?
3.Предлагает сформулировать тему урока.
4.Сообщает тему урока, цели урока, открывает на доске запись темы и плана урока, записывает дату на доске.
5.Просит предложить способ и средства изучения нового материала.
1. Отвечают на вопрос.
2.Высказывают свои мнения.
3.Пытаются сформулировать, что на уроке будут изучать время на территории России.
4. Слушают, записывают дату и тему урока в рабочих тетрадях.
5. Предлагают изучить понятия местное время, часовые пояса, их количество на территории России, воспользовавшись учебником.
Регулятивные: целеполагание, планирование; Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества,
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение аргументировать свою позицию; Познавательные:
умение структурировать знания
самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;
личностные: жизненное, личностное,
Реализация построенного проекта.
Построение учащимися нового способа действий
и формирование умений его применять как при решении задачи,
вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса
или типа вообще.
1.Организует 4 группы.
2.Предлагает четырем группам изучить новую тему, подготовить мини проекты и представителям группы защитить мини проект пред классом:
1 группа - местное время
2 группа - поясное время
3 группа - линия перемены дат
4 группа - часовые пояса на территории России, их границы.
1.Распределяются по 4 группам.
2.Работают в группах, изучают понтия: местное время, поясное время, линия перемены дат, часовые пояса на территории России и их границы; готовят мини проект; представители каждой группы защищают мини проект перед классом.
Задают вопросы, уточняют, корректируют.
Познавательные:
Определение понятий
Умение структурировать знания.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Умение устанавливать причинно-следственные знания
Личностные:
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные: познавательная инициатива
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Усвоение учащимися нового способа действия.
Предлагает выполнить задания по определению поясного времени (слайд 12).( faito.ru/blog/?p=424)
Выполняют в тетради задание по определению поясного врмени (слайд 12) и комментируют свой ответ.
Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
1.Проводит тестирование, используя контрольный модуль «Россия на карте часовых поясов (упрощенный вариант)»(fcior.edu.ru/card/6928/kontrol-rossiya-na-karte-chasovyh-poyasov-uproshennyy-variant.html)
2.Организует самопроверку.
3.Предлагает прокомментировать свои результаты.
1.Выполняют тест из 3 вопросов, записывают ответ в тетради
2.Осуществляют самопроверку.
3.Комментируют результаты выполнения работы, свои ошибки, их причину.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Личностные: жизненное личностное, профессиональное самоопределение;
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества.
Включение в систему знаний
и повторения.
Включение нового способа действий в
систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
1.Предлагает ответить на вопросы(Слайды 15,16) и прокомментировать свои ответы.
1.Один ученик отвечает, остальные наблюдают за ходом выполнения задания и исправляют ошибки, при необходимости комментируют
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.
1.Подводит итог урока и предлагает высказаться по очереди одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной таблицы на экране. (Приложение 2)
2.Предлагает домашнее задание: §3, вопрос 3, по желанию составить кроссворд из 10 вопросов по теме «Россия на карте часовых поясов», используя сервис learningapps.org/
1.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности высказывая одним предложением, выбранной фразы из рефлексивной таблицы на экране. (Приложение 2)
2. Записывают домашнее задание в дневник: §3, вопрос 3, по желанию составить кроссворд из 10 вопросов по теме «Россия на карте часовых поясов», используя сервис
learningapps.org/
Познавательные: рефлексия способов и условий действий;
Регулятивные: контроль и оценка способов своей деятельности;
Личностные:
Личностное самоопределение;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Приложения.
Приложение 1 .
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ «РОССИЯ НА КАРТЕ ЧАСОВЫХ ПОЯСОВ»
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
«Часовые пояса на территории РФ»
Практический модуль
Карты часовых поясов России
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c24249d3-ecaa-4521-9b8d-35fbaa734d2b/003.swf
2.
«Россия на карте часовых поясов (упрощенный вариант)»
Контрольный модуль
Тесты
fcior.edu.ru/card/6928/kontrol-rossiya-na-karte-chasovyh-poyasov-uproshennyy-variant.html
3.
«Россия на карте часовых поясов»
Информационный, практический.
Презентация
faito.ru/blog/?p=424
Приложение 2.
Ребята, выскажитесь по очереди одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной таблицы:
-
Сегодня я узнал…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я выполнял задания…
-
Я понял, что…
-
Я смог…
-
Я почувствовал, что…
-
Я приобрел…
-
Я научился…
-
У меня получилось …