- Преподавателю
- География
- Урок по теме Ветер
Урок по теме Ветер
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Таргаева Е.Е. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока «Ветер»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров
Задачи урока:
-
развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
-
развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
-
способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных
Основные понятия:
Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров
Репродуктивный уровень:
Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме
Интеллектуальный уровень:
Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)
УУД
Познавательные
Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.
Регулятивные:
планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные:
Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения:
по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические
по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый.
Педагогические технологии:
проблемно-поисковая, проектная, ИКТ
Оборудование:
комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, рисунки учебника, рабочая тетрадь.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, наличие методических папок, тетрадей, ручек, фломастеров. Класс делится на пять групп.
-
Изучение нового материала
Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:
Завывает, подвывает,
Злым и добрым он бывает.
Злым, когда всерьез дичает
И о прежних днях скучает.
Страшный, словно гад ползучий,
В небесах гоняет тучи
И с надрывом в вихрях стона
Волны дыбит выше дома,
И ломает, почем зря
В море мачты корабля
Добрым он бывает чаще,
Добры, значит настоящий
Движется как звук струны
Гостем южной стороны.
В темноте, при свете дня-
Солнца яркого огня-
То дыханием ласкает,
Подналяжет, отпускает,
То стеной стоит тугой.
Отгадай, кто он такой?
(ветер)
Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?
ЗНАЮ: УЗНАЛ:
(записать ответы учащихся на листах А4 ) (записать в конце урока)
Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров
I.Ветер
- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию
Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записали в тетрадках)
II. Ветер, причины образования ветра.
-А в чем причина образования ветра? Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо прочитать текст под римской цифрой I.
Задание №1 Прочитать текст, ответить на вопрос: «В чем причина образования ветра?»
I. Мы уже знаем, что атмосферный воздух представляет собой смесь невидимых человеку газов. Однако каждый из нас ощущает воздух во время дыхания или в ветреную погоду. Воздух постоянно движется.
Существует два главных направления движения воздуха: вертикальное и горизонтальное.
Восходящие и нисходящие потоки относятся к вертикальным движениям воздуха. Восходящие потоки воздуха чаще всего возникают в результате различного нагрева подстилающей поверхности. Тёплые восходящие потоки могут достигать вертикальной скорости до нескольких метров в секунду. В тропосфере всегда существуют и горизонтальные движения воздуха. Мы знаем, что атмосферное давление над поверхностью Земли неодинаково. Причина горизонтального перемещения воздуха - различное атмосферное давление в разных районах поверхности Земли. Воздух, перемещаясь из области высокого давления в область низкого давления, образует ветер. Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому.
Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре. Поверхность Земли нагревается по-разному из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца, а высота солнца в свою очередь различна из-за шарообразности Земли.
Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре
-А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца)
- А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)
- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра. На доске находятся карточки, их необходимо систематизировать и составить схему.
III. Виды ветров.
В зависимости от подстилающей поверхности существует несколько видов ветров. Возвращаемся к тексту, дочитайте текс и выделите типы ветров. Составьте схему данных ветров. В чем их особенность?
Задание № 3 Прочитать текст, составить схему образования ветров.
II. На побережьях морей и крупных озёр из-за различного нагрева поверхности воды и суши образуется разница в давлении воздуха. Поэтому на побережьях наблюдаются морской (дневной) и береговой (ночной) бризы.
Бризы - ветры на побережьях, два раза в сутки меняющие своё направление.
Днём поверхность суши нагревается быстрее, чем водная поверхность. Приземный воздух быстро нагревается и поднимается вверх, его место занимает ещё прохладный морской воздух. Образуется морской (дневной) бриз.
Поднявшийся воздух на высоте 200-300 м движется к морю и опускается к водной поверхности. Ночью направление ветра меняется, над тёплой водной поверхностью воздух поднимается вверх, его место занимает уже прохладный воздух побережья, устанавливается береговой (ночной) бриз.
Морской (дневной) и береговой (ночной) бризы. Морской бриз обычно сильнее берегового, так как температурные различия днём больше, чем ночью. В умеренных широтах морской бриз обычно проникает на 20-30 км от берега, а береговой бриз заходит в море только на 9-15 км.
Аналогично бризам образуются муссоны - воздушные течения над значительными частями поверхности Земли, изменяющие своё направление каждые полгода. Воздух над океаном нагревается медленно, поэтому летом давление воздуха над океаном больше, чем над сушей. В это время года устанавливается летний муссон, приносящий на сушу влажный морской воздух, а с ним - дожди. Зимой над сушей устанавливается высокое давление, и начинает действовать зимний муссон.
Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки
Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой - сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)
IV. Скорость, направление и сила ветра
Ежедневно при прослушивании прогноза погоды мы слышим такие понятия как скорость ветра, направление и сила. Работа в группах:
Раздать карточки: две с числами, направление ветра и одну со стрелкой. Каждая группа выходит к доске и составляет схему, в которой стрелкой указывает направление ветра.
-В каком случае ветер будет сильнее?
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.
-посчитайте в каждой паре разницу в давлении, встаньте все в направлении от сильного ветра к слабому.
-А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра
-Направление ветра - это направление, откуда дует ветер .
-Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные. (Основные: север, юг, восток, запад. Промежуточные: С-в, ю-в, с-з,ю-з)
-Точно также существуют и главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). (показать по схеме)
-Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г.
Работа в группах.
Перед вами распечатка. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)
А.С. Пушкин.
И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)
С. Михалков.
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)
М.Ю. Лермонтов.
Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)
Н.А. Некрасов.
Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)
А.Н. Плещеев.
V. Практическая работа «Построение розы ветров»
Рассмотрите розу ветров и ответьте на ряд вопросов:
- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров г. Новокузнецка?
- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления
ветров? (выдается роза ветров)
Сообщение (опережающее)
Для Новокузнецкого района характерны частые ветры. Преобладающее направление ветров южное и юго-западное. Среднегодовая скорость ветров - 2,3 м/сек. В то же время повторяемость штилевой погоды составляет 25 %.
VII. Значение ветра.
Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
-
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.
-
Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
-
Вырабатывает электроэнергию.
-
Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
-
Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в
-
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
-
Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
3. Рефлексия.
-возвращаемся к началу урока, дополните схему «ЗНАЮ и УЗНАЛ»
-подведем итог сегодняшнему уроку
4.Оценки.
5.Домашнее задание.
Параграф учебника в раб тетрадях № , построить розу ветров по данным таблицы.
А теперь постройте розу ветров по следующим данным за декабрь 2014 г любого города на выбор ученика.
Декабрь
Населенный пункт
С
СВ
В
ЮВ
Ю
ЮЗ
З
СЗ
Кемерово
1
0
3
9
2
4
6
6
Киселевск
3
5
2
7
1
1
5
7
Кондома
2
2
8
9
2
1
2
5
Мариинск
1
4
5
3
5
5
3
4
Тайга
2
2
4
5
7
5
4
2