Урок по теме Ветер

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Ветер»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров

Задачи урока:

  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;

  • развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;

  • способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных

Основные понятия:

Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров

Репродуктивный уровень:

Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме

Интеллектуальный уровень:

Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)

УУД

Познавательные

Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.

Регулятивные:

планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Личностные:

Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:

по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические

по характеру познавательной деятельности:

частично-поисковый.

Педагогические технологии:

проблемно-поисковая, проектная, ИКТ

Оборудование:

комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, рисунки учебника, рабочая тетрадь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие методических папок, тетрадей, ручек, фломастеров. Класс делится на пять групп.


  1. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:

Завывает, подвывает,

Злым и добрым он бывает.

Злым, когда всерьез дичает

И о прежних днях скучает.

Страшный, словно гад ползучий,

В небесах гоняет тучи

И с надрывом в вихрях стона

Волны дыбит выше дома,

И ломает, почем зря

В море мачты корабля

Добрым он бывает чаще,

Добры, значит настоящий

Движется как звук струны

Гостем южной стороны.

В темноте, при свете дня-

Солнца яркого огня-

То дыханием ласкает,

Подналяжет, отпускает,

То стеной стоит тугой.

Отгадай, кто он такой?

(ветер)

Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?

ЗНАЮ: УЗНАЛ:

(записать ответы учащихся на листах А4 ) (записать в конце урока)

Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров

I.Ветер

- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию

Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записали в тетрадках)

II. Ветер, причины образования ветра.

-А в чем причина образования ветра? Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо прочитать текст под римской цифрой I.


Задание №1 Прочитать текст, ответить на вопрос: «В чем причина образования ветра?»

I. Мы уже знаем, что атмо­сферный воздух представляет собой смесь невидимых человеку га­зов. Однако каждый из нас ощущает воздух во время дыхания или в ветреную погоду. Воздух постоянно движется.

Существует два главных направления движения воздуха: вертикальное и горизон­тальное.

Восходящие и нисходящие потоки относятся к вертикальным движениям воздуха. Восходящие потоки воздуха чаще всего возникают в результате различного нагрева подстилающей поверхности. Тёплые вос­ходящие потоки могут достигать верти­кальной скорости до нескольких метров в секунду. В тропосфере всегда существуют и горизонтальные движения воздуха. Мы знаем, что атмосферное давление над поверхностью Земли неодинаково. Причина горизонтального перемещения воздуха - различное атмосферное давление в разных районах поверхности Земли. Воздух, перемещаясь из области высокого давления в область низкого давления, образует ветер. Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому.

Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре. Поверхность Земли нагревается по-разному из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца, а высота солнца в свою очередь различна из-за шарообразности Земли.

Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре

-А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца)

- А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)

- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра. На доске находятся карточки, их необходимо систематизировать и составить схему.

Урок по теме Ветер

III. Виды ветров.

В зависимости от подстилающей поверхности существует несколько видов ветров. Возвращаемся к тексту, дочитайте текс и выделите типы ветров. Составьте схему данных ветров. В чем их особенность?

Задание № 3 Прочитать текст, составить схему образования ветров.

II. На побережьях морей и крупных озёр из-за раз­личного нагрева поверхно­сти воды и суши обра­зуется разница в давлении воздуха. Поэтому на побе­режьях наблюдаются морской (дневной) и береговой (ночной) бризы.

Бризы - ветры на по­бережьях, два раза в сутки меняющие своё направление.

Днём поверхность суши нагревается быстрее, чем водная по­верхность. Приземный воздух быстро нагревается и поднимается вверх, его место занимает ещё прохладный морской воздух. Обра­зуется морской (дневной) бриз.

Поднявшийся воздух на высоте 200-300 м движется к морю и опускается к водной поверхности. Ночью направление ветра ме­няется, над тёплой водной поверхностью воздух поднимается вверх, его место занимает уже прохладный воздух побережья, ус­танавливается береговой (ночной) бриз.

Морской (дневной) и береговой (ночной) бризы. Морской бриз обычно сильнее берегового, так как температур­ные различия днём больше, чем ночью. В умеренных широтах морской бриз обычно проникает на 20-30 км от берега, а береговой бриз заходит в море только на 9-15 км.

Аналогично бризам образуются муссоны - воздуш­ные течения над значительными частями поверхности Земли, из­меняющие своё направление каждые полгода. Воздух над океаном нагревается медленно, поэтому летом давление воздуха над океаном больше, чем над сушей. В это время года устанавливается летний мус­сон, приносящий на сушу влажный морской воздух, а с ним - дожди. Зимой над сушей устанавлива­ется высокое давление, и начинает действовать зимний муссон.

Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки

Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой - сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)

IV. Скорость, направление и сила ветра

Ежедневно при прослушивании прогноза погоды мы слышим такие понятия как скорость ветра, направление и сила. Работа в группах:

Раздать карточки: две с числами, направление ветра и одну со стрелкой. Каждая группа выходит к доске и составляет схему, в которой стрелкой указывает направление ветра.

-В каком случае ветер будет сильнее?

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.

-посчитайте в каждой паре разницу в давлении, встаньте все в направлении от сильного ветра к слабому.

-А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра

-Направление ветра - это направление, откуда дует ветер .

-Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные. (Основные: север, юг, восток, запад. Промежуточные: С-в, ю-в, с-з,ю-з)

-Точно также существуют и главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). (показать по схеме)

-Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г.

Работа в группах.

Перед вами распечатка. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)

А.С. Пушкин.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)

М.Ю. Лермонтов.

Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

А.Н. Плещеев.

V. Практическая работа «Построение розы ветров»

Рассмотрите розу ветров и ответьте на ряд вопросов:

- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров г. Новокузнецка?

- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления

ветров? (выдается роза ветров)

Урок по теме Ветер

Сообщение (опережающее)

Для Новокузнецкого района характерны частые ветры. Преобладающее направление ветров южное и юго-западное. Среднегодовая скорость ветров - 2,3 м/сек. В то же время повторяемость штилевой погоды составляет 25 %.

VII. Значение ветра.

Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

  • Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.

  • Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

  • Вырабатывает электроэнергию.

  • Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

  • Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в

  • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

  • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

3. Рефлексия.

-возвращаемся к началу урока, дополните схему «ЗНАЮ и УЗНАЛ»

-подведем итог сегодняшнему уроку

4.Оценки.

5.Домашнее задание.

Параграф учебника в раб тетрадях № , построить розу ветров по данным таблицы.

А теперь постройте розу ветров по следующим данным за декабрь 2014 г любого города на выбор ученика.


Декабрь

Населенный пункт

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Кемерово

1

0

3

9

2

4

6

6

Киселевск

3

5

2

7

1

1

5

7

Кондома

2

2

8

9

2

1

2

5

Мариинск

1

4

5

3

5

5

3

4

Тайга

2

2

4

5

7

5

4

2


© 2010-2022