- Преподавателю
- География
- Конспект урока на тему: Движение воды в океане (6 класс)
Конспект урока на тему: Движение воды в океане (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дроботенко О.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Движение воды в океане»
Цель урока: формирование у учащихся представлений о разных видах движения вод мирового океана, причинах их вызывающих
Образовательные задачи:
-
на основе житейского опыта учащихся создать у них представление о движении вод Мирового океана и причинах его вызывающих;
-
продолжить формирование навыков выделять существенные признаки объектов
-
описать причины образований приливных волн, цунами, течений
-
развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе (составления фактической, картографической информации)
Развивающие задачи:
-
развивать логическое мышление (на основе усвоения учащихся причинно-следственных связей между типами движения и причинами его вызывающими);
-
развивать способности правильно формировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;
-
развивать осмысленное запоминание понятий
Воспитательные задачи:
-
воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность
Ожидаемый результат:
-
расширение знаний о разных типах волн и установление причинно-следственных связей;
-
закрепление навыков работы с различными источниками знаний и умений, применять знания в нестандартных ситуациях;
-
умение организовать учебное сотрудничество с учителем в группе
Оборудование: физическая карта океанов, ноутбук, проектор, экран, портреты А.С.Пушкина, А.Н.Толстого, В.А.Жуковского, Ф.И.Тютчева, видеоролики «Движение волн», «Цунами», «Приливы и отливы», аудиозаписи «Восхищение дельфинов» и «Шум моря», раздаточный материал
Тип урока: компетентностно-ориентированный урок
Формы и методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
исследовательский
Ход урока
І. Организационно-мотивирующий этап
Учитель: Я очень рада снова вас видеть на уроке географии. Для того, чтобы настроится на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбку, пожелаем попутного ветра, волну удачи и океан открытий
А теперь вперед!
ІІ. Актуализация учебно-познавательной деятельности. Сегодня мы продолжаем путешествовать по теме «Гидросфера»
Представьте себя экипажи научно-исследовательских кораблей кораблей, которые направляются в далекие страны и на нашем пути будут встречаться природные явления, которые связаны с движением воды в океане. Чтобы проверить готовность экипажей к путешествию нам необходимо преодолеть препятствия «На волнах океана»
Для вас такое условие:
-
правильное утверждение (движение рук)
-
неправильное утверждение (хлопок рук)
Вопросы:
-
Гидросфера - это водная оболочка Земли? +
-
Океаническая земная кора тоньше материковой +
-
Литосфера - это воздушная оболочка Земли -
-
Средиземное море относится к окраинным морям -
-
Самый большой п-ов Аравийский +
-
Самый большой ов Гренландия +
-
Самый большой материк Антарктида -
-
Морская вода - раствор многих десятков химических элементов +
-
Полярные водные массы - наиболее теплые -
-
Остров - это часть суши трех сторон окружен водой -
Учитель: Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием и наш путь продолжается
ІІІ.Изучение нового материала:
Мотивация
Звучит запись «Восхищение дельфинов» + заставка
Дети читают стихотворения:
-
Отрывок из стихотворения А. Толстого
Вздымаются волны как горы,
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.
-
Отрывок из элегии В.А. Жуковского «Море»
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
-
Отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»
Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
-
Отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «К морю»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Волны впечатляют своей красотой и величием человека. Как видите о них много написано стихотворений и картин. Художников, которые в своем творчестве главной темой выбирали море называют маринистами, а картины с морскими видами - маринами
Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Вы сейчас видели его картины. Он прожил 83 года, написал более 6 тысяч картин и создал картинную галерею в родном городе Феодосия
-
Как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь?
-
Какая тема объединяет картины и стихотворения?
(Волны. Моря. Океаны)
Учитель: Правильно Мировой океан находится в постоянном движении. Море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Главной причиной изменения вида моря является ветер. Кроме волн, спокойствие вод нарушают: приливы и отливы, цунами, течение - все это виды движения вод в океане. И тема нашего урока: «Движение воды в океане». Откройте тетради, запишите число и тему урока
Наша задача:
-
познакомиться с основными видами движения воды
-
причинами его возникновения
-
географией его действия
Учитель: Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности моря?
Что вы можете о них вспомнить и рассказать?
Учитель: Кино Цураюки (средневековый японский поэт) писал:
«Подует ветер - и встаёт волна,
Стихает ветер - и волна спадает.
Они, должно быть, старые друзья,
Коль так легко друг друга понимают».
- Ребята, вам сейчас предстоит, работая на своих кораблях провести настоящее исследование с помощью параграфа учебника, атласа, дополнительной информации, схем, рисунков и иллюстраций
Ключевой вопрос исследований «Движение воды в океане и их причины»
Каждый экипаж получит для исследования свое задание
(Учащиеся получают пакеты с заданиями и направлениями работы, на выполнение работы 12 мин)
І экипаж «Волны ветровые»
Вопросы (обсуждение видеоролика) «Движение волны»
-
Какая причина образования волны в океане?
-
Какое строение имеет волна?
- А сейчас прослушайте отрывок:
Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…
О какой волне идёт речь?
ІІ экипаж «Волны цунами»
-
Причины образования цунами
-
Роль и характер
Видеоролик «Цунами» (просмотр фильма)
Вопросы:
-
Что является причиной возникновения цунами?
(подводные землетрясения и извержения вулканов)
-
Часто происходят извержения и землетрясения в океане? (Да)
-
Почему?
(океаническая земная кора тоньше материковой, легче образуются трещины и разломы)
Карта «Землетрясений»
-
По отрывку стихотворения И. Бунина попробуйте догадаться, о каком движении воды в океане идет речь..
В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила -
Её уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.
(Приливы и отливы)
ІІІ экипаж «Приливы и отливы»
-
Что такое приливы и отливы?
-
Причины образования
Видеоролик «Приливы и отливы»
Вопросы:
-
Что такое приливы и отливы? (поднятия и опускания воды)
-
Какие явления происходят во время приливов и отливов? (во время прилива аода покрывает часть суши, а во время отлива - обнажает прибрежную часть)
-
Какова средняя продолжительность прилива или отлива? (6 часов)
- Ребята, история бутылочной почты полна как драматизма, так и курьезов. Истоки ее, по-видимому уходят в седую древность. Из бутылок, выловленных в море, люди узнавали о судьбах кораблей, их экипажей. Всеобщую известность получила бутылка, получившая название "Летучий голландец". Немецкая экспедиция в 1929 году бросила ее в Индийском океане в районе между островами Тасманией и Кергелен. В бутылке была помещена карточка, которая легко читалась через стекло. На карточке была высказана просьба нашедшему эту бутылку бросить ее снова в море, сообщив по приведенному адресу где, когда была выловлена эта бутылка.
Вначале странница была обнаружена у берегов Южной Америки, затем после нескольких вылавливаний она прошла мыс Горн и попала в Атлантический океан. Затем она снова оказалась в Индийском океане, почти в том месте, откуда начались ее странствования. В 1935 году она была в Австралии. Таким образом, за 2 447 дней странница покрыла расстояние 16 800 морских миль.
- О каком виде движения воды говорилось в сообщении?
(океанические течения)
ІV экипаж «Течения»
Вопросы:
-
Причины образования (постоянные ветры)
-
Виды течений (теплые и холодные);
-
География и закономерности размещения теплых и холодных течений
Слайд 1
Упражнение:
«На волнах океана»
(показать на карте уч-ся)
Слайд №2 запись «Восхищение дельфинов»
На доске портреты
А.Толстого,
В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева
А.С.Пушкина
Слайд №3
Портрет
И.К. Айвозовского Картинная галерея
Слайд №5
Слайд №6 «Движение воды в океане»
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Звучит запись «Шум моря»
Слайд №11
Слайд №12 Видеоролик «Ветровые
волны» 1.02
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15
Просмотр фильма «Цунами» 1.54
Слайд №16
Слайд №17
Слайд №18-19
Слайд №20
Просмотр фильма «Приливы и отливы» 2.44
Слайд №21-23
Слайд №24
Слайд №25,26,27
Итог работы:
творческая презентация мини-проектов.
Учитель:
Подведём итог презентаций
-
Закончите схему «Виды движения воды в океане» указать причины образования
Волны
Течение
(ветер)
Ветровые волны
(ветер)
Цунами (землетрясения или извержениями подводных вулканов
Приливы(вызваны
притяжением вод мирового океана Луной)
ІV. Закрепление изученного материала
-
Заполнение пропуски в тексте:
-
В безветренную погоду на море видна (…). От силы ветра зависит перерастет она в (…) или превратится в страшный (…).
-
Вот проложила свою дорожку Луна. Сила ее огромна. Скрылся под водой участок береговой линии - так образуется (…). Но вот вода отступила, обнажив берег. Опять на море (…).
-
Волны разрушительной силы (…) движутся со скоростью(…).
Слова для справок: прилив, зыбь, цунами, шторм, волна, отлив, берег.
-
Практическая работа №10
Нанести на контурную карту течения:
Западных ветров, Гольфстрим, Североатлантическое, Северотихоокеанское, Северное и Южное Пассатные
(стр.160, рис.140; атлас) (если позволит время, если не, то это задание на дом)
V. Оценивание учащихся (листы самооценки)
VІ .Итог урока
Рефлексия.
Вопросы:
-
Что новое вы узнали на уроке ?
-
Необходимы ли эти знания на ваш взгляд в жизни?
-
Встретились ли вам трудности на уроке? Как вы их преодолели?
-
Какие задания вам понравились и почему?
-
Достигли ли мы цели урока?
-
Как менялось ваше настроение в ходе урока?
Учитель:
Я вам предлагаю две картины с изображением волн.
Одна картина проникнута грустным, печальным настроением; другая радостным, веселым.
Выберите одну из картин, которая соответствует вашему настроению и прикрепите капельку
VІІ. Домашнее задание:
Проработать параграф 48; выполнить ПР.Р. №10,
дать сравнительную характеристику шторму и цунами по плану;
подготовиться к следующему уроку по темам:
«Богатство мирового океана»;
« Использование ресурсов мирового океана»;
«Охрана вод и ресурсов мирового океана»
(кроссворд, вопрос - ответ, информацию, мини-проекты)
План сравнительной характеристики шторма и цунами
Шторм
Цунами
Причина возникновения
Высота в океане
Высота у берега
Длина
Скорость распространения
Опасны для судов в
открытом океане.
Опасны для судов у берега.
Выполнение заданий
Слайд №28
Слайд №29
Слайд №30
Слайд №31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34