- Преподавателю
- География
- Роль исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся в процессе обучения географии
Роль исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся в процессе обучения географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Игнатова В.В. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся в процессе обучения географии
В. В. Игнатова
МБОУ «Иртышская СОШ», с. Иртыш. Черлакский МР.
Современные требования к уровню и качеству образования высокие, одним из главных направлений образования современной школы является практическая направленность. Выпускник школы должен уметь проявлять на практике знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. Современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
У детей природная потребность к новизне, к исследованиям. Для современной школы актуально стимулировать эту потребность, развивать способность искать новое. Научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям. Неважно, насколько исследование содержит принципиально новую информацию, самое ценное это исследовательский опыт. Основным результатом является опыт исследовательского, творческого мышления. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Одной из целей нашей школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны.
Учебный процесс благодаря использованию современных образовательных технологий становится более эффективным. Применение в процессе обучения проектной и исследовательской деятельности значительно повышает мотивацию обучения, улучшает качество знаний, учит использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В процессе обучения географии, для развития творческих способностей обучающихся, использую планомерное изучение территории родного края, накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и научную обработку. Это позволяет развивать личностные качества обучающихся, повышать уровень их самостоятельности и познавательного интереса, создавать условия для успешной самореализации и развития личности через формирование исследовательских навыков. Активизировать творческий потенциал учащихся через краеведческие исследования. Очень важно при этом, создать ситуацию успешности, комфортности и саморазвития для каждого обучающегося.
Развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающихся происходит благодаря активному использованию исследовательских методов в урочной и во внеурочной деятельности. Превращаясь в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, организую образовательный процесс как результативную созидательную творческую работу. Внеурочная деятельность имеет более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.
Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями пользоваться методами географического исследования: сравнительным, картографическим, статистическим, историческим, литературным, методом полевых наблюдений. Необходимо помочь юному краеведу с выбором темы, формы и методов исследования, так чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний. Важным аспектом в подготовке и участии в научно-практических конференциях является умение обучающегося представить свое краеведческое исследование. Необходимо готовить ребенка к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы.
Использованием краеведческого принципа изучения географии, были решены задачи всестороннего изучения своей местности, накопления краеведческого материла и использования этого материала на уроках. Программа школьного курса предусматривает изучение географии своей области, а изучение территории своего села, хорошо интегрируется с содержанием основного курса географии России.
При изучении каждого основного компонента природы, населения и экономики страны я опираюсь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей местности. Содержание изучаемых тем о природе, населении и экономике России конкретизируется и углубляется. Кроме того, учащиеся получают возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы, населения и экономики России получить стройную систему знаний о своей местности. Использование краеведческого материала помогает обучающимся понять особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что родной край - это органическая и неотъемлемая часть всей России. Для изучения своего края использую различные формы занятий, это программные учебные занятия, внеурочные занятия, спецкурсы, факультативы, экскурсии, практические работы на местности, кружки.
Использование ИКТ в исследовательской деятельности помогает формировать информационную компетентность, добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Интерактивная доска SMARD Board позволила сделать занятия более творческими и развивающими. Разработала и использую авторское программное обеспечение для уроков с использованием интерактивной доски, авторские электронные тесты для текущего и итогового контроля, создала электронные слайды с применением анимации. Предлагаю учащимся создать компьютерные презентации, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. Организую работу учащихся в сети Интернет, исполняя при этом роль координатора.
Над своей методической темой: "Исследовательская деятельность как средство развития креативности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» работаю третий учебный год. Мои обучающиеся успешно сдают ЕГЭ, участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях (Табл 1).
Таблица 1. Результаты работы с одарёнными детьми
№п/п
Название олимпиады, конкурса, конференции
Участники
Этап
Результат
1
Конкурс социальных проектов (проект «Аллея Памяти»
Кочанова А.
Областной
3 место
2
Конкурс "Летопись сибирских деревень"
Брехов А.
Областной
3 место
3
Конкурс "Моя малая родина"
Иванова К.
Областной
2 место
4
Дистанционная обучающая олимпиады по географии
Команда
Международная
Призёр
5
Дистанционная обучающая олимпиады по географии
Команда
Международная
Призёр
7
Дистанционная обучающая олимпиады по географии
Команда
Международная
Призёр
№п/п
Название работы
Участник
Уровень
Результат
1
«Территориальные особенности развития населения Иртышского сельского округа»;
Маймескул Е.
Региональный
Лауреат
2
«Влияние структуры качества питания на обострение глобальных проблем человечества»
Крупко М.
Региональная
Лауреат
3
«Семья и демография Иртышского сельского поселения»
Пыльнова Т.
Региональный
Лауреат. Премия правительства Омской области
4
«Роль семьи в создании образа с. Иртыш»
Шамсадова Л.
Региональный
Лауреат
5
«Социально-демографический портрет села глазами молодых»
Павлова В.
Региональная
Лауреат
6
«Исследование и описание малого солёного озера»
Брехов А.
Региональный
Лауреат
7
«Комплексное изучение территории Иртышского сельского поселения»
Иванова К.
Региональный
Лауреат
8
" Туристические маршруты и экскурсии по территории Иртышского поселения"
Брехов А.
Региональный
Лауреат
Создание условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Учащиеся убеждаются в том, что для выработки собственной позиции по актуальным общественным, географическим и экологическим проблемам важно обладать широкой и разносторонней информацией. Необходимо знать факты, законы, закономерности, оценки, существующие по конкретной проблеме точки зрения. Собирать эмпирическую информацию помогает использование научных методов исследования в географии, необходимо так же правильно интерпретировать полученные географические данные, делать выводы.
Использованная литература:
-
Анстази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982
-
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М, 1991.
-
Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 1999.- № 9.
-
Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. - 1999.- № 3.
-
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М., 2001. - 123 с.
-
Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии - 1989. № 6
-
Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. - М.: «Прогресс», 1991
-
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. - М., 2000.
-
Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. - М., 2000.
-
Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. - 2000.-№ 3
-
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
6