• Преподавателю
  • География
  • Роль исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся в процессе обучения географии

Роль исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся в процессе обучения географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся в процессе обучения географии

В. В. Игнатова

МБОУ «Иртышская СОШ», с. Иртыш. Черлакский МР.


Современные требования к уровню и качеству образования высокие, одним из главных направлений образования современной школы является практическая направленность. Выпускник школы должен уметь проявлять на практике знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. Современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

У детей природная потребность к новизне, к исследованиям. Для современной школы актуально стимулировать эту потребность, развивать способность искать новое. Научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям. Неважно, насколько исследование содержит принципиально новую информацию, самое ценное это исследовательский опыт. Основным результатом является опыт исследовательского, творческого мышления. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Одной из целей нашей школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны.

Учебный процесс благодаря использованию современных образовательных технологий становится более эффективным. Применение в процессе обучения проектной и исследовательской деятельности значительно повышает мотивацию обучения, улучшает качество знаний, учит использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В процессе обучения географии, для развития творческих способностей обучающихся, использую планомерное изучение территории родного края, накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и научную обработку. Это позволяет развивать личностные качества обучающихся, повышать уровень их самостоятельности и познавательного интереса, создавать условия для успешной самореализации и развития личности через формирование исследовательских навыков. Активизировать творческий потенциал учащихся через краеведческие исследования. Очень важно при этом, создать ситуацию успешности, комфортности и саморазвития для каждого обучающегося.

Развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающихся происходит благодаря активному использованию исследовательских методов в урочной и во внеурочной деятельности. Превращаясь в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, организую образовательный процесс как результативную созидательную творческую работу. Внеурочная деятельность имеет более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями пользоваться методами географического исследования: сравнительным, картографическим, статистическим, историческим, литературным, методом полевых наблюдений. Необходимо помочь юному краеведу с выбором темы, формы и методов исследования, так чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний. Важным аспектом в подготовке и участии в научно-практических конференциях является умение обучающегося представить свое краеведческое исследование. Необходимо готовить ребенка к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы.

Использованием краеведческого принципа изучения географии, были решены задачи всестороннего изучения своей местности, накопления краеведческого материла и использования этого материала на уроках. Программа школьного курса предусматривает изучение географии своей области, а изучение территории своего села, хорошо интегрируется с содержанием основного курса географии России.

При изучении каждого основного компонента природы, населения и экономики страны я опираюсь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей местности. Содержание изучаемых тем о природе, населении и экономике России конкретизируется и углубляется. Кроме того, учащиеся получают возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы, населения и экономики России получить стройную систему знаний о своей местности. Использование краеведческого материала помогает обучающимся понять особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что родной край - это органическая и неотъемлемая часть всей России. Для изучения своего края использую различные формы занятий, это программные учебные занятия, внеурочные занятия, спецкурсы, факультативы, экскурсии, практические работы на местности, кружки.

Использование ИКТ в исследовательской деятельности помогает формировать информационную компетентность, добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Интерактивная доска SMARD Board позволила сделать занятия более творческими и развивающими. Разработала и использую авторское программное обеспечение для уроков с использованием интерактивной доски, авторские электронные тесты для текущего и итогового контроля, создала электронные слайды с применением анимации. Предлагаю учащимся создать компьютерные презентации, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. Организую работу учащихся в сети Интернет, исполняя при этом роль координатора.

Над своей методической темой: "Исследовательская деятельность как средство развития креативности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» работаю третий учебный год. Мои обучающиеся успешно сдают ЕГЭ, участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях (Табл 1).

Таблица 1. Результаты работы с одарёнными детьми

№п/п

Название олимпиады, конкурса, конференции

Участники

Этап

Результат

1

Конкурс социальных проектов (проект «Аллея Памяти»

Кочанова А.

Областной

3 место

2

Конкурс "Летопись сибирских деревень"

Брехов А.

Областной

3 место

3

Конкурс "Моя малая родина"

Иванова К.

Областной

2 место

4

Дистанционная обучающая олимпиады по географии

Команда

Международная

Призёр

5

Дистанционная обучающая олимпиады по географии

Команда

Международная

Призёр

7

Дистанционная обучающая олимпиады по географии

Команда

Международная

Призёр

№п/п

Название работы

Участник

Уровень

Результат

1

«Территориальные особенности развития населения Иртышского сельского округа»;

Маймескул Е.

Региональный

Лауреат

2

«Влияние структуры качества питания на обострение глобальных проблем человечества»

Крупко М.

Региональная

Лауреат

3

«Семья и демография Иртышского сельского поселения»

Пыльнова Т.

Региональный

Лауреат. Премия правительства Омской области

4

«Роль семьи в создании образа с. Иртыш»

Шамсадова Л.

Региональный

Лауреат

5

«Социально-демографический портрет села глазами молодых»

Павлова В.

Региональная

Лауреат

6

«Исследование и описание малого солёного озера»

Брехов А.

Региональный

Лауреат

7

«Комплексное изучение территории Иртышского сельского поселения»

Иванова К.

Региональный

Лауреат

8

" Туристические маршруты и экскурсии по территории Иртышского поселения"

Брехов А.

Региональный

Лауреат

Создание условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Учащиеся убеждаются в том, что для выработки собственной позиции по актуальным общественным, географическим и экологическим проблемам важно обладать широкой и разносторонней информацией. Необходимо знать факты, законы, закономерности, оценки, существующие по конкретной проблеме точки зрения. Собирать эмпирическую информацию помогает использование научных методов исследования в географии, необходимо так же правильно интерпретировать полученные географические данные, делать выводы.

Использованная литература:

  1. Анстази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982

  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М, 1991.

  3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 1999.- № 9.

  4. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. - 1999.- № 3.

  5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М., 2001. - 123 с.

  6. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии - 1989. № 6

  7. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. - М.: «Прогресс», 1991

  8. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. - М., 2000.

  9. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. - М., 2000.

  10. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. - 2000.-№ 3

  11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

6


© 2010-2022