- Преподавателю
- География
- Открытый урок по теме Реки 6 класс ФГОС
Открытый урок по теме Реки 6 класс ФГОС
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шагалова Л.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ «СОШ п. Степной им. Никифорова В.С.»
Методическая разработка открытого урока географии
по теме: «Реки»
6 класс (ФГОС)
Автор:
учитель географии
Шагалова Л.В.
2016 год
Технологическая карта урока:
Класс: 6
Тема урока: Реки
Тип урока: урок изучения нового материала, практикум
Цели:
-
Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий;
-
Расширить и углубить знания о водах суши - реках;
-
Научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
-
Развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
-
формировать представление о реках (части, состав, виды);
-
формировать умения работать с картой;
-
формировать умения составлять описание географического объекта;
-
формировать навыки по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
Развивающие:
-
развивать навыки работы с информационным материалом.
-
развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
-
развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;
Воспитательные:
-
воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
-
воспитывать бережное отношение к природе, Родине.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.
Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки и речные системы;
Описывать ГП реки по плану
Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
Методы и формы обучения:
Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах
Образовательные ресурсы:
Учебник «География. Начальный курс. 6 класс» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова
Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал
Карта полушарий
Электронное приложение к учебнику
Энциклопедии, справочники по географии
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы контроля
-
Организационный момент
Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся:
- Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
- Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем!
Вы готовы -все в порядке,
И учебники, тетрадки!
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
На столе у каждого лежат цветные листочки с заданиями, которые вы будете выполнять по ходу нашего урока. На первом листочке - ваше «дерево успеха», за каждое выполненное задание, вы ставите себе один балл, если задание не смогли сделать 0 баллов (приложение 5)
Готовятся к уроку, приветствуют учителя
-
Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.
Какую оболочку Земли мы изучаем?
Что она в себя включает?
Выполним задание № 1. (Фиолетовый цвет) Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к водам суши (приложение 1).
Проверим задание. Ребята вы согласны, оцените ответ. Правильно выполнили задание 1 балл.
Обучающиеся дают ответ «Гидросфера»
Воды Мирового океана
Гидросфера
Воды суши
Вода в атмосфере
Обучающиеся выделяют воды суши: болото, подземные воды, озеро, ручей, водопад, родник, водохранилище. Объяснение ответа.
Воды Мирового океана: море, залив, океан
Устные ответы
Индивидуальная работа, самооценка
-
Определение темы, цели урока
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами объектов. О каком, вам поможет определить загадка:
-
Течет, течет - не вытечет;
Бежит, бежит - не выбежит. -
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит
-Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение
Обучающиеся дают ответ на загадку - река
Обучающиеся называют тему урока «Реки»
Устные ответы
4.Целеполагание и мотивация
Сегодня мы разберем один из водных объектов суши - это реки.
Вы все были на побережье реки, вспомните, что представляет собой река? Что вы знаете о реках?
А что бы вы хотели еще узнать о реках? Какие цели мы перед собой поставим?
Итак, сегодня мы должны узнать:
- что такое река, ее части;
- что такое речная система;
- какие бывают реки;
- зачем реки нужны человеку.
Высказывают свои предположения и точку зрения.
Индивидуальная и фронтальная работа, устные ответы.
5.Изучение нового материала
Физминутка для глаз « Путешествие по карте».
6. Закрепление изученного. Практикум
7. Итоги урока. Рефлексия
Домашнее задание
Знакомство с рекой мы начнем с посещения картинной галереи великих русских художников. (Слайд -шоу).
Читает стихотворение:
Речка, синяя вода!
Ты скажи, бежишь куда?
И зачем ты так спешишь,
Плещешь пеною, шумишь?
Отвечала нам река:
Я бегу издалека,
Я спешу, я тороплюсь,
В океан большой вольюсь,
Растворюсь там в глубине,
На просторе вольно мне!
Потому так и желанна
Бесконечность океана.
Какие главные отличительные признаки у реки?
По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)
«поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло»
Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. Работа с кластером.
( Река - это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом - руслом).
Работа с атласом
Откроем атласы и найдем Физическую карту полушарий на стр.14.
-Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так?
-Приведите каждый примеры рек, назовите их.
Реки покрывают земной шар, голубой паутиной. На земле почти 20 миллионов рек, 53 из них имеют длину более 1000 км. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов.
Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало, одна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек. Как называется начало реки?
Исток - это место, где река берет начало. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает. Как называется место, куда впадает река?
Устье - место, где река впадает в море, озеро или другую реку.
Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2. (Зеленого цвета) Откройте физическую карту Российской федерации на стр. 16. Ознакомьтесь с заданием: вам нужно найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с этим заданием. (Приложение 2).
Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара.
Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание, оцените работу.
Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл.
Прежде чем выполнять следующие задание, поработаем устно с понятиями.
У Географчика к вам несколько вопросов:
Как называется расстояние от истока до устья?
Значит, реки бывают длинными и короткими.
Работаем с физической картой Российской федерации стр. 16.
Приведите примеры длинных рек.
Приведите примеры коротких рек.
Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и левыми. Как определить, где правый приток, а где левый?
Ответы детей
Обратимся к карте:
определим притоки (правый, левый) рек:
Лена (притоки Алдан, Вилюй)
Обь (приток Иртыш)
Волга (приток Кама).
Следующий вопрос от Географчика: Что такое речная система?
- Продолжаем работу в прах. Приступим к выполнению задания № 3. (Голубые листочки) Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание.
Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим 1 балл.
В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.
Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки бывают равнинные и горные.
Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных?
Выполним задание № 4 на листочках (розового цвета) (Электронное приложение к учебнику. Дрофа) Приложение 4
Проверка задания.
Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти.
А мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить знания, которые мы получили на уроке, выполним практическую работу.
Работаем в группе.
Возьмите листочки (желтого цвета) Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки вы выбираете самостоятельно (приложение 5)
Корректирует работу в группах.
Проверка практической работы по группам
Подведем итог урока, сегодня мы узнали:
- что такое река, ее части;
- что такое речная система;
- какие бывают реки;
- зачем они человеку;
Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке.
-Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?!
Знакомит с домашним заданием:
Для всех Параграф 23, вопросы в конце параграфа
На выбор:
1)Составить синквейн со словом река
-Ребята, какая река протекает возле нашего поселка?
2)Творческое задание: описать реку Мильтюш согласно плану практической работы.
? На следующем уроке мы продолжим изучать тему реки и начнем с практической работы (если не успели).
Смотрят картины,
слушают стихотворение
Учащиеся высказывают разные версии
Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку
Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия.
Приводят примеры рек.
Слушают учителя и смотрят слайд - шоу.
Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответы.
Знакомятся с заданием на листочках.
С помощью атласа выполняют задание.
Проверяют задание. Самооценка, взаимооценка.
Учащиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответ: длина реки
Примерные ответы учащихся:
Длинные: Обь, Лена, Енисей.
Короткие: Анадырь, Мезень, Таз
Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят ответ, отвечают.
Работа с картой, ответы учащихся:
Река Лена - Алдан правый приток, Вилюй левый приток
Река Обь - Иртыш левый приток
Река Волга - Кама левый приток
Ответ обучающихся: Главная река со всеми притоками образует речную систему.
Знакомятся со схемой и заданием № 3
Выполняют задание.
Обучающиеся проверяют схему. За правильное выполнение задания, ставят 1 балл.
Слушают учителя.
Ответы обучающихся
Знакомятся с заданием
Учащиеся выполняют физминутку для глаз, выполняя команды учителя
Знакомятся с заданием, распределяют задания между участниками группы, выполняют практическую работу
Исправляют ошибки(?)
Выступление групп согласно плану у доски
Обучающиеся отвечают на вопросы устно (да-нет)
Оценивают свою работу на уроке
Записывают домашнее задание
Ответ Мильтюш
Устные ответы. Фронтальная работа
Выслушиваются ответы обучающихся и делается вывод.
Работа с картой
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа, поиск информации
Работа в прах.
Работа с картой, письменные ответы
Устные ответы
Фронтальная работа. Устные ответы.
Индивидуальная работа с картой у доски.
Устные ответы
Фронтальная работа. Устные ответы.
Устные ответы.
Работа в парах.
Самопроверка, взаимопроверка
Работа в парах.
Самопроверка
Работа в группе.
Письменные ответы.
Устный ответ.
Устные ответы
Оценивание работы на уроке. Самооценка на листочках
Литература:
-
Учебник География. Начальный курс. 6 класс. Авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.
-
Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой География. Начальный курс Автор: Т.П. Громова.
-
Технологические карты уроков по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой География 6 класс. Составитель: Л.В. Бударникова.
-
Атлас. Физическая география начальный курс. 6 класс
-
Электронное приложение к учебнику drofa.ru
-
docs.google.com/file/d/0B0FKTC0lf1sHR1RfNHM3b3FwY00/edit?usp=sharing
docs.google.com/file/d/0B0FKTC0lf1sHbGFiMWpWQzUyY1U/edit?usp=sharing-
Приложение 1.
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник,
водохранилище, озеро, водопад, море.
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник,
водохранилище, озеро, водопад, море.
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник,
водохранилище, озеро, водопад, море.
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник,
водохранилище, озеро, водопад, море.
Приложение 2.
Задание № 2А
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки
Исток реки
Устье реки
Волга
Ангара
Географические объекты: река Енисей, Валдайская возвышенность, Каспийское море, озеро Байкал.
Задание № 2Б
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки
Исток реки
Устье реки
Иртыш
Анадырь
Географические объекты: река Обь, восточные сколы хребта Монгольский Алтай, Анадырский залив, Анадырское плоскогорье.
Задание № 2В
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки
Исток реки
Устье реки
Амур
Лена
Географические объекты: Охотское море, слияние рек Шилки и Аргуни, озеро в Байкальском хребте, море Лаптевых.
Приложение 3.
Схема реки
Задание № 3. Познакомьтесь со схемой реки. Подпишите части реки, используя словарик.
Горы Озеро
Болото
Море
Словарик: исток, устье, правый приток, левый приток.
Приложение 4.
Задание № 4
Рассмотрите фото рек. Установите соответствие между характером реки и приведенными ниже характеристиками.
__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
Характеристики:
большая глубина, спокойное течение, бурное течение, широкое русло, небольшая глубина, узкое русло, наличие порогов.
Приложение 5
Задание № 5
Описание реки по плану. Название реки выбираете самостоятельно.
План описания реки ___________________
-
Материк, на котором находится река
-
Исток реки
-
Устье реки
-
Направление реки (север, юг, восток, запад)
-
Характер течения (равнинная, горная)
-
Притоки реки (правый, левый, если есть)
Задание № 5
Описание реки по плану. Название реки выбираете самостоятельно.
План описания реки ___________________
-
Материк, на котором находится река
-
Исток реки
-
Устье реки
-
Направление реки (север, юг, восток, запад)
-
Характер течения (равнинная, горная)
-
Притоки реки (правый, левый, если есть)
Приложение 5.
ФИ____________________
«Дерево успеха»
За каждое выполненное задание, вы ставите себе
один балл, если задание не смогли сделать 0 баллов
Задания
Количество баллов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Всего:
Самооценка:
Тема урока мне понятна, на уроке все
получилось.
Неплохо работал(а) на уроке, но что-то не
получилось.
Сегодня у меня не получилось, но я еще раз
попробую повторить и поработать над темой.
РЕКА
УГЛУБЛЕНИЕ
ТЕЧЁТ
ВОДНЫЙ
ПОТОК
ЕСТЕСТВЕННЫЙ
РУСЛО
Правило определения правого и левого притоков:
-
Встать лицом к устью реки (вниз по течению).
-
Если река впадает справа - это правый приток.
-
Если река впадает слева - это левый приток.