Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с: - федеральным  компонентом  государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089); - на основе примерной программы основного общего образования по географии  России (8 – 9 классы).    Использованы программы по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2006.); - учебно-методическим комплексом Баринова И. И. География России. Природа.  – М.: Дрофа Материально - техническое обеспечен...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);

- на основе примерной программы основного общего образования по географии России (8 - 9 классы). Использованы программы по географии 6 - 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2006.);

- учебно-методическим комплексом Баринова И. И. География России. Природа. - М.: Дрофа, 2012г

основной образовательной программой школы, утверждённой приказом № 115 от 01.09. 2014 г.;

- программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013 г.

На основании:

- статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г.

- Устава МБОУ: Побединская СОШ;

- положения о рабочей программе по учебному предмету педагога, осуществляющего функции введения ФКГСОО № 120 от 01.09.2014г.

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.

Общая характеристика учебного предмета

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Оценочные практические работы

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.

  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану школы всего на изучение географии в 8 классе выделяется 64ч, по 2 часа в неделю. В том числе на региональный компонент модульное изучение курса «География Ростовской области отводится 8 часов.



Содержание учебного предмета

История заселения и исследования территории

России (6 ч)

Тема: Формирование, освоение и изучение территории России. География первых русских княжеств. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Заселение и освоение территорий на востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго-востоке. Изменения границ страны в XX в. Современные проблемы российских границ.

Путешествия и открытия новгородцев, поморские походы. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. М. В. Ломоносов. Великая Северная экспедиция. Экспедиция Российского Географического общества. В. В. Докучаев. Изучение территории России советскими учеными. Современные географические исследования.

Раздел II

Природа (44 ч)

Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы.

Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и » внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема: Климат и агроклиматические ресурсы.

Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Закономерности распределения тепла и влаги (средине температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Климатические пояса и типы климатов. Полюс холоди Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации, радиационного баланса и выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценивание основных климатических показателей одной из территорий страны с позиций характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности ее Населения.

Тема: Внутренние воды и водные ресурсы

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, Водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их действий. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, прогноза их использования.

Тема: Почва и почвенные ресурсы.

Почва - особый компонент природы и национальное богатство. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биота. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира по заданным условиям изменения других компонентов природного комплекса.

Тема: Природное районирование.

Природные зоны и крупные природные районы. Формирование природных комплексов - результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы (ПК): их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути рационального использования, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы. Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Дальний Восток.

Практические работы. 1. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа серии общегеографических и тематических карт. Составление прогноза ее изменения в результате хозяйственной деятельности человека. 2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения, экологических проблем.


III. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА.


Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова, Рудольфа.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России"

Равнины: Восточно-Европейская ( Русская ), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ (Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское ), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский

(Норильск), Южно-Якутский (Нерюнгри).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия

( Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское), Приангарье

( Коршуновское), Урал (Качканар).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал

( Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан)

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь

(Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово), Южная Сибирь

(Шерловая Гора).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ

(Садон ), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье)

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема "Климат и климатические ресурсы России"

Города: Оймякон.

Тема "Внутренние воды и водные ресурсы России"

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема "Природные комплексы России"

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

Тема "Русская равнина"

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский Кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Тема "Кавказ"

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзи.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Тема "Урал"

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Тема "Западная Сибирь"

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема "Средняя и Северо-Восточная Сибирь"

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленгское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема "Горы Южной Сибири"

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема "Дальний Восток"

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, "Остров Врангеля".

Тема "Природные комплексы Москвы и Московской области"

Равнины: Заокская равнина, Клинско-Дмитровская гряда, Мещёрская низина, Приволжская низменность, Приокская равнина.

Реки: Волга, Истра, Клязьма, Москва, Нара, Ока, Руза, Пахра, Протва, Сетунь, Яуза.

Водохранилища: Истринское, Клязьминское, Химкинское.

Каналы: имени Москвы.

Заповедники: Приокско-Террасный.

Национальные парки: Лосиный остров.

Месторождения полезных ископаемых:

торфа: Шатура.

известняка: Мячково.

керамических глин: Гжель, Ликино-Дулёво.

стекольных песков: Люберцы.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Сроки

Тема урока

Практические работы

Основные виды деятельности

Материально-техническое обеспечение

Введение (1 час)

знать:

специфику географического положения и административно - территориального устройства Российской Федерации;

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в различных источниках и анализировать географическую информацию

1

01.09

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний


беседа

Физ.к.России

Пространства России (11часов)

2

05.09

Географическое положение России

Практическая работа

(обязательная - оценочная)

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины

Фронтальный опрос, индивидуальная работа.

Электр.уч.

Физ.к.России

3

08.09

Моря, омывающие территорию России


Индивидуальный опрос, работа в группах

Электр.уч.

Физ.к.России

4 - 5

12.09-15.09

Различия во времени на территории России

Практическая работа

(обязательная - оценочная)

Решение задач на определение поясного времени

Индивидуальная работа, беседа

Атлас 8кл.

Физ.к.России

6 - 7

19.09-22.09

Как осваивали и изучали территорию России


интервью

Электр.уч.

Физ.к.России

8

26.09

Особенности рельефа России


Беседа, работа с картой

Электр.уч. Физ.к.России


9 - 10

29.09-03.10

Геологическое строение территории России

Практическая работа

(обязательная - оценочная)

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

Индивидуальная работа

Интер.кар.№29

Тем.к.№9

11

06.10

Рельефообразующие процессы


Беседа, взаимообъяснение

Физ.к.России

12

10.10

Полезные ископаемые России


Работа в группах

Электр.уч.

Физ.к.России

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

знать:

особенности климата России,закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

уметь:

-приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.


13

13.10

Климатообразующие факторы и формирование климата


Фронтальный опрос, беседа.


Электр.уч. Интер.кар.№38

Презентация


14

17.10

Циркуляция воздуха


Фронтальный опрос, беседа.

Электр.уч.

15

20.10

Распределение основных элементов климата на территории России










Практическая работа

(обязательная - оценочная)

Определение по климатической карте суммарной радиации , коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.


Индивидуальная форма деятельности

Электр.уч.

Интер.кар.№25












16

24.10

Типы климата

Практическая работа

(тренировочная)

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности людей

Индивидуальная форма деятельности

Темат. Карта№8

17

07.11

Влияние климатических условий на жизнь человека

Практическая работа

(обязательная - оценочная)

Определение по синоптической карте особенностей погоды дл одного из пунктов. Составление прогноза погоды

Индивидуальная форма деятельности

атлас

Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

знать: особенности внутренних вод России.

уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.




18

10.11

Внутренние воды России. Речные системы


Беседа, работа с картой

Электр.уч. Интер.кар.№27

19

14.11

Описание речных систем

Практическая работа

(обязательная - оценочная)

Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования


Индивидуальная форма деятельности

Темат. карта

20

17.11

Озера и болота на территории России


тестирование

Электр.уч.

21

21.11

Подземные воды. Ледники и многолетняя мерзлота


самоконтроль

Темат. карта

22

24.11

Водные ресурсы России


тестирование

Электр.уч.

Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

знать:особенности почвы России.

уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

23

28.11

Образование почв и их разнообразие


Взаимные вопросы

Интер.кар.№47


24 - 25

01.12-05.12

Главные типы почв России. Закономерности их размещения


Работа в парах

Электр.уч.

26

08.12

Земельные и почвенные ресурсы


тестирование

Интер.кар.№37


Растительность и животный мир (2 часа)

знать:-особенности природы России, природнохозяйственные зоны;

уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.

27

12.12

Растительный и животный мир России. Природные сообщества


беседа

Электр.уч.

28

15.12

Биологические ресурсы


Фронтальный опрос

Электр.уч. Интер.кар.№48

Природное районирование (6 часов)

знать:

-особенности природы России (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, природнохозяйственные зоны);

уметь: -описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

29

19.12

Разнообразие природных комплексов России


Беседа

Темат. карта

30

22.12

Природные зоны России


Беседа, работа с картой

Электр.уч. Интер.кар.№48


31

26.12

Леса России


Индивидуальная форма деятельности

Интер.кар.№49


32

12.01

Безлесные зоны юга России


Индивидуальная форма деятельности

Электр.уч.

презентация

33

16.01

Высотная поясность

Практическая работа

(обязательная - оценочная)

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

Индивидуальная форма деятельности

презентация

34

19.01

Заповедные территории России


Фронтальный опрос

Темат. карта

Природа регионов России (17 часов)

уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека


35

23.01

Физико-географическое районирование России. Русская равнина


Беседа, работа с картой

Интер.кар.№32


36

26.01

Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины


Беседа, работа с картой

Темат. карта

37

30.01

Природные уникумы и природные богатства Русской равнины


Фронтальный опрос

Интер.кар.№32


38 - 39

02.02-06.02

Северный Кавказ

Характеристика природных комплексов Северного Кавказа

Индивидуальная форма деятельности

Иянтер.кар.№34 презентация


40

09.02

Природные комплексы Северного Кавказа


Индивидуальная форма деятельности

Интер.кар.№34


41 - 42

13.02-16.02

Урал. Своеобразие природы

Составление таблицы «Экологические проблемы Урала, пути их решения»

Индивидуальная форма деятельности

Темат. карта

43

20.02

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы


Индивидуальная форма деятельности, тестирование.

презентация

44 - 45

27.02-02.03

Западно-Сибирская равнина


Фронтальный опрос, работа с картой.

Интер.кар.№36


46 - 47

06.03-13.03

Средняя и Северо - Восточная Сибирь

Выявление зависимости между природными компонентами на примере одного из природных комплексов

Индивидуальная форма деятельности

Интер.кар.№28


48

16.03

Жемчужина Сибири - Байкал


Индивидуальная форма деятельности

презентация

49 - 50

20.03-03.04

Дальний Восток: особенности природы


Индивидуальная форма деятельности, беседа

Интер.кар.№30


51

06.04

Природные комплексы Дальнего Востока. Ресурсы и их использование.


Индивидуальная форма деятельности, тестирование.

Интер.кар.№30


География Ростовской области (8 часов)

знать: особенности природы Ростовской области;

уметь: решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности; проведение самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

-наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы Ростовской области;

-решение практических задач по определению качества окружающей среды Ростовской области, ее использованию, сохранению и улучшению.


52 - 53

10.04-13.04

Географическое положение

Ростовской области

Определение на к.к. ГП Ростовской области и своего района.

Записи в печатной тетради, работа с картой

Презентация Атлас Ростовской области

54

17.04

Геологическое строение и рельеф Ростовской области

Практическая работа

(тренировочная)

Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности.

Влияние рельефа на жизнь людей.

Записи в печатной тетради, индивидуальная форма деятельности

Атлас Ростовской области

55

20.04

Климат Ростовской области


Записи в печатной тетради, работа с картой

Презентация Атлас Ростовской области

56

24.04

Климат Ростовской области


Записи в печатной тетради, работа с картой

Презентация Атлас Ростовской области

57 - 58

27.04-08.05

Природные комплексы Ростовской области


Записи в печатной тетради

Презентация Атлас Ростовской области

59 - 60

15.05-15.05

Природные ресурсы Ростовской области. Их рациональное использование

Хозяйственная оценка природных ресурсов и условий области.

Записи в печатной тетради

Атлас Ростовской области

Человек и природа (5 часов)

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

61

18.05

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека


.

Взаимные вопросы, дискуссия

интернетресурсы

62 - 63

22.05-25.05

Антропогенное воздействие на природу


Фронтальный опрос

Тем.к.№1

64

29.05

Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России

Практическая работа

(обязательная - оценочная)

Составление прогноза изменений растительного и животного мира в разных регионах России

тестирование

интернетресурсы


Материально - техническое обеспечение

Используемый УМК:

1.Учебник: Баринова И. И. География России. Природа. - М.: Дрофа, 2012г.

2. Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа,2010.

3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

4. Электронный учебник. География 8класс

Дополнительная литература:

1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа 2008.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 - 9 классы. - М.: Дрофа 2007.

4.Географический Атлас Ростовской области. - М., 1999; География Ростовской области.

5.Географический Атлас и контурные карты России. - М.: ДРОФА, 2009 - 2012;

6.Е.А. Жижина. Контрольно-измерительные материалы». - М.: ВАКО, 2012.

7. Программы, география, ДРОФА, Москва, 2008.

8.Методика обучения географии в общеобразовательной школе/Под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение АО «Учебная книга», 2008.

9.Дидактические карточки - задания по географии к учебнику И.И. Бариновой «География России», 8 класс. И.И. Баринова, издательство «ЭКЗАМЕН», Москва 2006..

10.Тесты и вопросы по географии/Под ред. К.В. Пашканга. М.: Просвещение, 2008.

11.Тематический контроль по географии. Природа России. А.С. Ермошкина, Интеллект - Центр, Москва, 2007.

12. Контрольные и проверочные работы по географии к учебнику И.И. Бариновой «География России», 8 класс. О.В. Чичерина, издательство «ЭКЗАМЕН», Москва 2007.


II. Т РЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

  1. Называть и (или) показывать:

    • Предмет изучения географии России;

    • Основные средства и методы получения географической информации;

    • Субъекты РФ;

    • Пограничные государства;

    • Особенности ГП, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

    • Границы часовых поясов;

    • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

    • Распределение рек страны по бассейнам океанов;

    • Основные области современного оледенения и крупные ледники;

    • Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

    • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

    • Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные. Транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

    • Народы, наиболее распространенные языки, религии;

    • Список ЮНЕСКО;

    • Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;

    • Экологически неблагополучные районы России;

    • Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей России;

2. Определять (измерять):

  • ГП объектов;

  • Разницу в поясном времени территорий;

  • Погоду по синоптической карте;

  • Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

3. Описывать:

  • ГП положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды;

  • Образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового, промышленного. Сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • Особенности быта и религий отдельных народов;

4. Объяснять:

  • Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • Влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • Как составляют прогноз погоды;

  • Распространение многолетней мерзлоты;

  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • Разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • Различия в естественном приросте населения страны, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: геологическое летоисчесление, циклон, антициклон, солнечная радиация, испарение, испаряемость, мелиорация, агломерация, мегаполис, трудовые ресурсы, концентрация, специализация. Кооперирование, комбинирование, ТЭК, ТЭБ, интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства, районирование, ГП, природные ресурсы, экологический кризис;

5. Оценивать и прогнозировать:

  • Природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • Экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • Изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Критерии оценки учебной деятельности.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


28


© 2010-2022