Рабочая программа по географии 8 класс

Для реализации данной программы используется учебник Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2010-2012г. Рабочая программа  составлена  на 68  учебных часов (из расчета  2 часов в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком  Программа составлена на основе  программы по географии. 5 – 9 классы/Под редакцией А.И. Алексеева, О. А. Климанова, В. В. Климанова, В.А. Низовцева. – М.: Дрофа, 2012 г. Выбор данной программы обоснован тем, что эта программа формирует целостное представление обучающихся о природе и хозяйстве нашей страны, позволяет сохранить преемст...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 1 г. ЛИПЕЦКА

СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета ______________

Протокол № 1от 26.08.2013 г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка

_________________________


Приказ № 71-0-о от 26.08.2013





Рабочая программа по географии

для 8 А, Б, В классов









Учитель Алымова Е.В.

2013 - 2014 учебный год


I Пояснительная записка.

Цели рабочей программы

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих

целей:

-формирование целостного представления об особенностях природы и населения нашей Родины, знаний о закономерностях формирования и дифференциации природных территориальных комплексов (ПТК) на территории России, их своеобразии, понимание обучающимися принципов и методов различных схем физико-географического районирования в т. ч. природно - хозяйственных районов.

-воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся, уважения к истории и культуре своей страны, населяющих ее народов,

-выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;

-развитие географического мышления.

Задачи программы:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

-овладение умениями использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

-воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089;

- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- Программа по географии. 5 - 9 классы А.И. Алексеева, О. А. Климанова, В. В. Климанова, В.А. Низовцева. - М.: Дрофа, 2012 г.

- Письмо Управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 г. № 3499;

- Образовательная программа основного общего образования МБОУ гимназии №1 на 2013-2014 учебный год;

Рабочая программа составлена на основе программы по географии. 5 - 9 классы/Под редакцией А.И. Алексеева, О. А. Климанова, В. В. Климанова, В.А. Низовцева. - М.: Дрофа, 2012 г.

Выбор данной программы обоснован тем, что эта программа формирует целостное представление обучающихся о природе и хозяйстве нашей страны, позволяет сохранить преемственность курсов 8 и 9 классов. Гуманизация курса достигается за счет введения историко-культурного материала. Возможность опоры на знания, усвоенные обучающимися при изучении курса «География материков и океанов», позволяет в 8 классе акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Авторская программа дает возможность убедительно показать обучающимся, что игнорирование природных законов, пренебрежение комплексными географическими знаниями при вмешательстве человека в природу приводят к отрицательным последствиям, ухудшающим экологическую обстановку, условия жизни человека. Обеспечение экологической направленности процесса обучения физической географии является составной частью социального заказа школьному географическому образованию.

Рабочая программа составлена на 68 учебных часов (из расчета 2 часов в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком

В авторскую программу внесены изменения:

В примерную (или авторскую) По сравнению с авторской программой, данная рабочая программа предусматривает проведение трех контрольных работ, так же из 21 практических работ предложенных авторами программы оценочными являются 18, не оцениваются практические работы выполняемые обучающимися устно на уроке, с использованием различных геоинформационных источников. В рабочей программе предусмотрено 3 часа на тему «Живая природа» не выделенной в авторской программе.

Место и роль географии в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся

Место и роль учебного предмета определяется его спецификой. Специфика географии - ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек - природа - хозяйство - окружающая среда».

Школьная география - это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Курс «География России» рассчитан на два года обучения 8-9 класс. На первоначальном этапе обучающиеся знакомятся с особенностями природы России, её природными богатствами и их территориальным распределением, особенно важно выделение природно-хозяйственных регионов, которые показывают непосредственную взаимозависимость общества и природы, создается основа дальнейшего изучения курса экономической географии России.

Особенностью данного курса является изучение темы «Население России» в 8 классе, такое построение содержания учебного материала соответствует требованиям, установленным Федеральным государственным стандартом.

Основными формами организации образовательного процесса по географии в 8 классе являются:

- традиционный урок;

- лекция;

- семинар;

- практические занятия;

- диспуты;

- экскурсия;

-защита проектов.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля

- текущий контроль (терминологические, географические диктанты, устные ответы, практические работы по контурной карте и картам атласа);

-промежуточная аттестация(контрольная работа)

Для реализации данной программы используется учебник Алексеев А. И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2010-2012г.




II Содержание рабочей программы



п/п

Название раздела, темы

Содержание раздела (темы) (дидактические единицы)

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Перечень контрольных мероприятий

1.

Введение

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.

Знать источники географической информации, называть предмет изучения географии, объяснять роль географии в решении проблем в стране

Уметь использовать различные источники географической информации


Раздел I Пространства России

2.



































Пространства России

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса.

Знать связь между ФГП и другими компонентами природы, знать основные типы и виды границ, понятия территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства

Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ.

П/р№1. «Характеристика ГП России. Сравнение с ГП Канады»

П/р№2.

«Определение поясного времени для разных пунктов России»


Раздел II Природа и человек

3.

Рельеф и недра

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования

Знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории, основные формы рельефа, стихийные природные явления, связанные с литосферой .

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.

П/Р№3 «Обозначение на к/к главных тектонических структур и крупных форм рельефа»

П/Р №4.

«Объяснение зависимости расположения рельефа и п/и

Контрольная работа по теме «Особенности рельефа»

4.

Климат

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; понятие «сезонность», характеристику типов климата, понятие «комфортность» климатических условий»

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

П/р№5.

«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации»

П/р№6.

«Определение по карте особенностей погоды для различных пунктов.»

П/р№7.«Оценка основных климатических показателей»

Контрольная работа по теме «Климат»

5.

Богатство внутренних вод России

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру, меры по сохранению природы и меры защиты людей от стихийных природных явлений

Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.

П/Р№8 « Обозначение на к/к крупных рек и озер»

П/р№9.

«Составление характеристики одной из рек России»

Контрольная работа по теме «Внутренние воды России»

6.





















Почвы - национальное достояние страны

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Знать понятие «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв, закономерности их распространения, значение почв, охрану, мелиорацию, зональные типы почв.

Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель

П/Р№10 «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования»

Контрольная работа по теме «Почвы»

7.

Живая природа

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Физико-географическое районирование России.

Знать характеристику природных зон нашей страны, возможности их хозяйственного использования, характерные черты болот

Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.

8.









В природе все взаимосвязано



Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природные и антропогенные ПТК.

Знать понятия «ПТК», уровни ПТК. Физико-географические районы России.

Уметь объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов

П/Р№11 «Выявление взаимосвязей между природными компонентами»

9.

Природно-хозяйственные зоны

Природная зона и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.родный комплекс

Знать понятие природно-хозяйственная зона, роль В.В. Докучаева и Л.С, Берга в создании учения о природных зонах.

Характерные черты природно-хозяйственных зон, понятие «высотная поясность»

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять краткую характеристику природно-хозяйственных зон, объяснять их существенные признаки, причины различий и набор высотных поясов

П/р №12.«Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни»

10


.

Природопользование и охрана природы

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.

Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

Уметь объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов, показывать их на карте

П/Р№13 «Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий»

Контрольная работа по теме «Природопользование»

Раздел III. Население России

11.

Сколько нас - россиян?

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства населения.

Знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность

Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.

12.

Кто мы?

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни.

Уметь объяснить причины социальных процессов.

П/Р№14 «Характеристика полового и возрастного состава населения»

13

Куда и зачем едут люди?

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Знать понятие «миграция», ее основные виды. Основные направления миграций на разных этапах истории. Причины миграций

Уметь приводить примеры миграций

П/Р№15«Изучение по картам изменения направления миграционных потоков»

14

Человек и труд

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Знать понятия - трудовые ресурсы, экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость.

Уметь приводить примеры.

15

Народы и религии России

Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии.

Уметь приводить примеры, в том числе по карте

П/р№16.«Определение по картам и статистическим материалам крупных народов»

16

Где и как живут люди?

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Главная полоса заселения, зона Севера. Города-миллионеры. Агломерации. Мегалополисы. Городской и сельский образ жизни

Знать географические особенности размещения; их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения

Уметь приводить примеры, анализировать карты.

П/Р№17 «Выделение на контурной карте главной полосы расселения.»

П/Р №18«Обозначение на к/к городов-миллионеров,»

Контрольная работа по теме «Население России»

Промежуточная аттестация(контрольная работа)





III Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Контрольные мероприятия

Количество часов

1.

Введение

1


Раздел I Пространства России

6

2.

Пространства России

6

П/р№1. «Характеристика ГП России. Сравнение с ГП Канады»

П/р№2. «Определение поясного времени для разных пунктов России»

2

Раздел II Природа и человек

45


3.

Рельеф и недра

6

П/Р№3 « Обозначение на к/к главных тектонических структур и крупных форм рельефа»

П/Р №4.

«Объяснение зависимости расположения рельефа и п/и»

Контрольная работа по теме «Особенности рельефа

3

4.

Климат

6

П/р№5.

«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,»

П/р№6.

«Определение по карте особенностей погоды для различных пунктов.»

.П/р№7.«Оценка основных климатических показателей»

Контрольная работа по теме «Климат»

4

5.




Богатство внутренних вод России

5

П/Р№8 « Обозначение на к/к крупных рек и озер»

П/р№9.

«Составление характеристики одной из рек России»

Контрольная работа по теме «Внутренние воды России»

3












6.

Почвы - национальное достояние страны

6

П/Р№10 «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования»

Контрольная работа по теме «Почвы»

2

7.

Живая природа

3


8.

В природе все взаимосвязано

4

П/Р№11 «Выявление взаимосвязей между природными компонентами»

1

9.

Природно-хозяйственные зоны

10

П/р №12.«Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни»

1

10.

Природопользование и охрана природы

5

П/Р№13 «Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий»

Контрольная работа по теме «Природопользование»

2

Раздел III. Население России

16


11.

Сколько нас - россиян?

2


12.

Кто мы?

2

П/Р№14 «Характеристика полового и возрастного состава населения»

1

13.

Куда и зачем едут люди?

3

П/Р № 15«Изучение по картам изменения направления миграционных потоков»

1

14.

Человек и труд

1


15.

Народы и религии России

2

П/р№16.« Определение по картам и статистическим материалам крупных народов»

1

16

Где и как живут люди?

6

П/Р№17 «Выделение на контурной карте главной полосы расселения.»

П/Р №18«Обозначение на к/к городов-миллионеров,»

Контрольная работа по теме «Население России»

Промежуточная аттестация(контрольная работа)

4



IV Требования к уровню подготовки учащихся

В результате реализации рабочей программы учащиеся (выпускники) должны:

знать/понимать:

-предмет изучения географии России;

-основные средства и методы получения географической информации;

-особенности ГП, пограничные государства, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

Границы часовых поясов;

-историю заселения и освоения России, маршруты первооткрывателей и исследователей территории России;

-основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

-климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

-распределение рек страны по бассейнам, распространение озер, болот, многолетней мерзлоты, основные области современного оледенения и крупные ледники;

-зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

-районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.).

-влияние природных условий на жизнь и здоровье людей, антропогенное воздействие на природу.

-численность и состав населения России. Типы воспроизводства населения. Религии, исповедуемые населением нашей страны. Крупнейшие города, агломерации и мегалополисы; различия между городским и сельским образом жизни.

-рынок труда, безработица.

уметь:

-определять географическое положение объектов, разницу в поясном времени территорий, погоду по синоптической карте;

описывать ГП страны, отдельных регионов и географических объектов (ПК);

-объяснять влияние ГП на особенности природы, хозяйства, жизни и быта населения России;

-объяснять образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых; образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов и их влияние на состояние погоды, образование смога, как составляют прогноз погоды; влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;

-объяснять распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком; почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

-объяснять причины возникновения опасных явлений, их распространение на территории страны; разнообразие природных комплексов, причины изменения ПК, уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры.

-оценивать и прогнозировать природно-ресурсный потенциал страны, регионов; экологическую ситуацию в России, в ее регионах.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 8 - го класса:

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).







V Литература и средства обучения

Основная литература

1.Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я Ром, А. А. Лобжанидзе. - М: Дрофа, 2009.

2. Географический атлас, 8 класс. - М.:Дрофа, 2012

3. География. Россия. Природа и население. 8кл.:рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И.Алексеева/ Э.В.Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев.- М.:Дрофа, 2011

4. Полякова Л.Н. сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. К учебнику А.И. Алексеева «География России»- М.:Издательство «Экзамен», 2009.

5. Евдокимов В.И. тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России».-М.: Издательство «Экзамен», 2009.-127

6.Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я Ром, А. А. Лобжанидзе. - М: Дрофа, 2009.

7.Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.

Моисеева О. П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 кл. - М.: Творческий центр, 2007.

8.Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.

9.Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 кл. 10.Методическое пособие с электронным приложением / И. А. Кугут, Л. И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010

Дополнительная литература:

1. «За страницами учебника географии 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. - М.: Просвещение, 1997

2. В.Я.Ром, В.П.Дронов «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс» - М.: Дрофа, 1999

3. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы по географии. 9 класс» - М.: Дрофа.2002 г. и др.

4. Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе» - М.: Школа-Пресс

5 . Интернет ресурсы:

prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1 г. ЛИПЕЦКА










Календарно-тематическое планирование по географии

для 8А,Б,В классов




Учитель: Алымова Е.В.



















2013-2014 учебный год

VI Календарно-тематическое планирование


№ п\п



Тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по

плану

по

факту

по

плану

по

факту



1.ВВЕДЕНИЕ





1

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Что изучает география России

1





2.ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

6




2

Россия на карте мира.

1




3

Границы России. П/Р №1. «Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с Канады»

1




4

Россия на карте часовых поясов. П/р№2.

«Определение поясного времени для разных пунктов России»

1




5

Формирование территории России

1




6

Географическое изучение территории России

1




7

Итоговый урок раздела «Пространства России»

1





Природа и человек






ТЕМА 3. РЕЛЬЕФ И НЕДРА

6




8

Строение земной коры на территории России.

1




9

Геохронологическая шкала

1




10

Важнейшие особенности рельефа России. П/Р№3 « Обозначение на к/к главных тектонических структур и крупных форм рельефа»

1




11

Современное развитие рельефа

1




12

Использование недр. П/Р №4.

«Объяснение зависимости расположения рельефа и п/и»

1




13

Итоговый урок темы «Рельеф и недра»

1





ТЕМА 4. КЛИМАТ

6




14

Общая характеристика климата России

1




15

Закономерности циркуляции ВМ. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

1




16

Распределение температур и осадков. П/р№5.

«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации»

1




17

Типы климата России. П/р№6.

«Определение по карте особенностей погоды для различных пунктов.»

1




18

Климат и человек П/р№7.

«Оценка основных климатических показателей»

1




19

Контрольная работа по теме «Климат»

1





ТЕМА 5. БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ

5





20-21

Реки. П/Р№8 « Обозначение на к/к крупных рек и озер»

2




22

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. П/р№9. «Составление характеристики одной из рек России»

1




23

Человек и вода

1




24

Контрольная работа по теме «Внутренние воды России»

1




ТЕМА 6. ПОЧВЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ

6




25

Почвы - особое природное тело. П/Р№10 «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования»

1




26

География почв России.

1





27

Почвы и урожай

1





28

Рациональное использование почв

1





29

Охрана почв

1





30

Итоговый урок по теме «Природа России»

1





ТЕМА 7. ЖИВАЯ ПРИРОДА

3




31

География лесов России. Лес и окружающая среда

1




32

Безлесные просторы России. Луга. Тундра и степи

1



33

Животный мир

1






ТЕМА 8. В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО

4




34

Понятие о природно-территориальном комплексе (ПТК)

1





35

Свойства ПТК. П/Р№11 «Выявление взаимосвязей между природными компонентами»

1




36

Человек в ландшафте

1





37

Итоговый урок по теме «В природе все взаимосвязано»

1






ТЕМА 9. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ

10




38

Учение о природных зонах

1





39

«Безмолвная Арктика»

1





40

Чуткая Субарктика

1





41

Болота

1





42

Таежная зона

1





43

Зона смешанных и широколиственных лесов

1





44

Лесостепи и степи

1





45

Полупустыни, пустыни и субтропики. П/р №12.

«Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни людей,»

1




46

«Многоэтажность» природы гор

1





47

Человек и горы

1






ТЕМА 10. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ

5




48

Природная среда. Природные условия. Природные ресурсы.

1





49

Рациональное использование природных ресурсов.

1





50

Охрана природы и охраняемые территории. П/Р №13 «Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий»

1




51

Природопользование и охрана природы

1





52

Контрольная работа по теме: «Природопользование»

1





НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

16




ТЕМА 11. СКОЛЬКО НАС - РОССИЯН?

2




53

Численность населения

1





54

Воспроизводство населения

1






ТЕМА 12. КТО МЫ?

2




55

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

1





56

Возрастной состав населения России. П/Р №14 «Характеристика полового и возрастного состава населения»

1





ТЕМА 13. КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ?

3




57

Миграции населения России

1





58

Внешние миграции - в Россию и из нее

1





59

Территориальная подвижность населения. П/Р № 15«Изучение по картам изменения направления миграционных потоков»

1





ТЕМА 14. ЧЕЛОВЕК И ТРУД

1




60

География рынка труда.

1






ТЕМА 15. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ

2




61

Этнический состав населения России. Этническая мозаика. П/р№16. «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов»

1



62

Религии народов России

1





ТЕМА 16. ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ?

6




63

Плотность населения. Расселение и урбанизация. П/Р№17 «Выделение на контурной карте главной полосы расселения.»

1





64

Города России. П/Р №18«Обозначение на к/к городов-миллионеров»

1




65

Сельская Россия

1





66

Итоговый урок по теме «Население России»

1





67

Контрольная работа по теме «Население России»

1




68

Промежуточная аттестация(контрольная работа)

1
















© 2010-2022