- Преподавателю
- География
- План-конспект на тему: Почвы
План-конспект на тему: Почвы
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельнишин С.В. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН - КОНСПЕКТ
по курсу «Крымоведение»
учителя географии ЕУВК «Интеграл»
Мельнишиной Светланы Васильевны
Тема урока: Почва. Свойства почвы.
Цель: закрепить знания учащихся об искусственных системах, ознакомить с составом почвы; дать представление о плодородии почвы и способах его повышения.
Оборудование и материалы: таблица «Состав почвы», коллекция «Виды почв».
Базовые понятия и термины: почва, гумус, плодородие, азот, чернозем, подзол, бурозем, краснозем.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
-
Организационный этап - 1 мин.
-
Проверка домашнего задания - 5 мин.
-
Актуализация опорных знаний - 3 мин.
-
Изучение нового материала - 27 мин.
-
Состав почвы. Практическая работа «Исследование состава
и свойств почвы».
2. Виды почв.
3. Плодородие почвы. Удобрения.
-
Закрепление знаний - 3 мин.
-
Домашнее задание - 1 мин.
VII. Подведение итогов - 5 мин.
-
Организационный этап
-
Проверка домашнего задания
Географический диктант.
I - вариант II - вариант
1 Река 12
2 Озеро 11
3 Гидрология 10
-
Пойма 9
5 Исток 8
6 Половодье 7
7 Болото 6
8 Устье 5
9 Поземные воды 4
10 Паводок 3
11 Водопад 2
12 Межень 1
1 - Место, где река берет начало (5- 8);
2 - Крутое падение воды с отвесного уступа в русло реки (11- 2);
3 - Продолжительное повышение уровня воды в реке (6 -7);
4 - Место, где река впадает в море, озеро (8-5);
5 - Природный водный поток, движущийся в углублении, созданном
его движением (1- 12);
6 - Резкое продолжительное уменьшение уровня воды в реке (12-1);
7 - Чрезмерно увлажненный участок суши со своеобразной
растительностью и слоем торфа не менее 30см (7-6);
8 - Кратковременное повышение воды в реке (10-3);
9 - Природное углубление суши, заполненное водой (2-11);
10 - Наука, изучающая водные объекты (3-10);
11 - Воды, залегающие в верхних слоях земной коры (9-4);
12 - Затапливаемая во время половодий часть речной долины (4-9).
III. Изучение нового материала
1. Практична работа.
Тема. Исследование состава и свойств почвы.
Цель: определить состав чернозема и его свойства.
Оборудование и материалы: спиртовка, почва (чернозем), посуда,
вода, фильтровочная бумага, воронки.
Ход работы
-
Прокалим небольшое количество чернозема на спиртовке. Чернозем посерел. Органический гумус сгорел. На стенках закрытого сосуда появились капли воды.
-
Зальем водой и размешаем охлажденную почву. Проследим, как проходит вода через почву и как вещества располагаются в три слоя - на самом дне более тяжелые вещества(гравий, глина), затем слой песка. Минеральные вещества растворяются в воде. При растворении почвы в воде появляются пузырьки воздуха.
-
Профильтруем раствор почвы, испарим воду. В сосуде остались кристаллики. Это минеральные соли.
-
Сделаем вывод.
В состав почвы входят такие вещества: гумус, вода, песок, глина, гравий, минеральные соли и воздух. Черноземная почва хорошо пропускает воду и воздух, в ней мало глины.
2.Виды почв
Почва - верхний плодородный слой земли. Органическое вещество почвы - гумус образуется из растительных и животных остатков на протяжении многих тысячелетий. Гумус очень богат веществами, в которых нуждаются растения. Черноземные, богатые гумусом почвы Крыма известны во всем мире своим плодородием. Органические вещества гумуса содержат разные химические элементы, в частности нитроген, необходимый растениям для роста и развития. В почве есть разнообразные микроорганизмы, помогающие превратить органический азот в минеральный, доступный для питания растений. Кроме гумуса, в состав почвы входит вода, воздух, песок, глина и гравий. В зависимости от количества гумуса различают такие виды почв:
- чернозем (черный цвет);
- подзол (цвет золы);
- каштановый (цвет каштана);
- бурозем (бурый цвет);
- краснозем (красный цвет).
Способность почвы поглощать воду и пропускать воздух зависит от размеров минеральных частиц, входящих в ее состав. Почвы, сформированные на гравии и песке, хорошо пропускают воду, а глинистые почвы задерживают ее. Верхний слой почвы содержит гумус; чем толще этот слой, тем более плодородна почва.
Вопросы учащимся:
Как образуется почва?
Какие организмы появляются первыми на скальных породах?
Почему лишайники называют пионерами в завоевании вулканических островов?
О чем свидетельствует толщина гумусного слоя почвы?
3. Плодородные почвы. Удобрения
Разбиваю класс на две группы и даю каждой задание. Первая группа учащихся выясняет, существует ли связь между составом почвы и плодородием. Вторая группа учащихся ищет ответ на вопрос : «Как повысить плодородие почвы?». Обе группы готовят ответы, пользуясь материалом учебника.
Доклад первой группы может иметь такой вид:
«Из почвы растения получают воду, минеральные и органические вещества. Вода нужна для фотосинтеза и испарения. Минеральные вещества нужны для фотосинтеза, образования органических веществ - белков, витаминов, гормонов и построения клеток организма. Перегной и другие органические вещества - источники нитрогена, необходимого для образования белков.
Чем больше будет гумуса в почве, тем выше плодородие почвы. В искусственных экосистемах плодородие снижается, поэтому человек должен вносить в почву специальные вещества».
Доклад второй группы может быть таким:
«С каждым годом плодородие почвы падает, потому что вместе с урожаем изымаются ценные вещества. Чтобы повысить плодородие почвы, ежегодно вносят удобрения. Удобрения бывают минеральные, органические и зеленые. Для растений доступную форму имеют неорганические удобрения - минеральные соли. Если удобрение органическое, - перегной, торф, зеленые бобовые растения (горох, вика, люпин), - тогда растение будет использовать удобрение по мере того, как оно будет раскладываться на неорганические элементы.
Удобрение следует вносить в почву в необходимом количестве, особенно минеральные соли, иначе они могут вызывать отравление».
IV. Закрепление знаний
Вопросы к учащимся:
Что такое почва?
От чего зависит плодородные почвы?
От чего зависит проницаемость почвы для воды и воздуха?
Какие вы знаете цветовые названия почв? О чем свидетельствуют?
Какая почва самая лучшая и почему?
Что вы знаете о солончаковых почвах?
Докажите, что гумус - это «животная» почва.
V. Домашнее задание
-
Прочитать § учебника.
-
Провести дома наблюдение за ростом комнатных растений в «свежей» почве и в «старой».
VI. Подведение итогов
Учитель самостоятельно или вместе с учащимися формулирует определение почвы, ее состав и плодородие.
Например:
Почва - верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят: гумус, вода, минеральные соли, воздух, песок, глина и гравий. Существует много видов почв, среди которых самая лучшая - чернозем. Почва образуется на определённой горной породе или смеси пород.
Плодородие почв - способность давать урожай. Оно зависит от состава почвы, особенно от количества гумуса.
Плодородие почвы можно повысить с помощью минеральных и органических удобрений, которые следует вносить только в необходимом количестве. Использование перегноя и зеленых удобрений не имеет отрицательных последствий.