Научная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географии

Научная публикация на тему "Развитие ключевых компетенций на уроках географии". Данная статья является большим подспорьем в работе и у начинающих педагогов и у педагогов со стажем. В данной публикации рассказывается о том, что такое компетентция , их виды, как , какими путями возможно развитие различных видов компетентостей, как должен учитель построить свой урок , для того , что бы это развитие было не в тягость детям, а в радость, приведено несколько примеров, как именно в интересной форме...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииНаучная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географииРазвитие ключевых компетенций на уроках географии

План

Введение

  1. Научная основа опыта.

  1. Понятия «компетентностный подход», компетенции», «компетентность».

  2. Виды или направления компетентностей

  1. Значение и проблемы формирования ключевых компетенций на уроках географии и биологии.

  2. Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии

  3. Заключение





Введение



В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.

В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что "Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода "мерило" современного качества образования".

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.

Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

1. Понятия «компетентностный подход», компетенции», «компетентность».

Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования.

Под понятием "компетентностный подход" имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые, т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности,которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые - их ученик приобретает вовремя освоения содержания той или другой образовательной области; предметные - их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.

Понятие "компетентность" в психолого-педагогичной литературе окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно. Толковый словарь дает очень схожие толкования этих понятий:

Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный - 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Понятие "компетенция" традиционно употребляется в значении "круг полномочий". "Компетентность" же связана с информированностью, авторитетностью, квалификацией. Поэтому в педагогическом смысле целесообразно пользоваться термином "компетентность". Учёные предлагают использовать эти понятия параллельно, но вкладывая в них разное содержание:

Компетенция - это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них.

Ключевая компетенция-это компетенция универсальная,применимая в различных жизненных ситуациях

Компетентность - это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.

Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность - как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.

Компетентный специалист, компетентный человек - это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие? Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание - себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Модель психолого-педагогического сопровождения ученика в системе компетентностно ориентированного подхода к обучению базируется на представлениях о компетентности как общей способности личности, надпредметное образование, как интегрированный результат обучения, связанный с умением использовать знания и личный опыт в конкретных жизненных ситуациях.

Составляющие понятия компетентость:

-знания-это набор фактов,требуемых для выполнения работы.

-навыки -это владение средствами и матодами выполнения определенной задачи.

-способность-это врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.

Стереотипы поведения-видимые формы действий,предпренимаемых для выполнения задачи.В поведении проявляются наши ценности,этика и реакция на окружающий мир.

-усилия-это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

2. Виды или направления компетентностей

Существует очень много подходов к определению структуры компетентности личности. Отмечая, что компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Приведенная модель охватывает все названные группы компетентностей. Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную, базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную, последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на способность личности учиться на протяжении всей жизни.

Модель определяет субъектов деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода. Прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования - воспитатель, психолог, учитель.

Основные группы компетентностей в значительной степени связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на развитие и социальной, и мотивационной, и функциональной компетентностей. Графическое разделение субъектов было выполнено по признаку приоритетностей влияния: семья и начальное образование мотивируют на обучение и развитие (мотивационная компетентность), школьное и высшее образование создают условия для развития и способствуют обретению знаний (функциональная компетентность), другие субъекты системы оказывают содействие социальному становлению личности (социальная компетентность). Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:

Мотивация -> Функциональные умения -> Социализация -> Мотивация

Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между собой. При этом механизм психолого-педагогического сопровождения развития учеников принципиально не изменяется при условии использования другой классификации и выделения других основных групп компетентностей.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:

1. Познавательная компетентность:

- учебные достижения;
- интеллектуальные задания;
- умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

- развитие индивидуальных способностей и талантов;
- знание своих сильных и слабых сторон;
- способность к рефлексии;
- динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

- способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
- ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
- гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
- постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

- сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
- способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
- социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
- развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

- соматическое здоровье;
- клиническое здоровье;
- физическое здоровье;
- уровень валеологических знаний.

В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:

1. Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) - брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.

2. Поликультурные - не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.

3. Коммуникативные - умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.

4. Информационные - умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

5. Саморазвитие и самообразование - потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.

6. Продуктивной творческой деятельности.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность - это не предметные специфические умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

Предметное обучение - это только основа для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности учеников. Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют содержание материала, список требований к усвоению предмета. Преподаватель может формировать компетентность учеников.


II. Значение и проблемы формирования ключевых компетенций на уроках географии

Сейчас, как никогда необходимо отличать ключевые компетентности как результат образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков.

Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Основой компетенций выступают умения и способы деятельности, поскольку эти результаты обучения включают не только необходимые знания, но и знания о действиях, т. е. выступают как операционный компонент процесса обучения.

Вполне очевидно, что компетенция шире ЗУНов, поскольку представляют собой определённый этап в овладении последними, этап применения на практике

(рис. 1)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

4

3

1

2


  1. Знания, умения (действия), навыки (действия)

  2. Компетенции (освоенные и включённые в индивидуальный опыт ученика способы деятельности).

  3. Самоуправление.

  4. Субъектность (способность использовать индивидом способов деятельности на практике)

Рис.1. Содержание компетентности.

В учебном процессе становится важным включение ученика в среду, в которой необходимо применить соответствующие ситуации знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. С этой целью в Стандарте школьного географического образования зафиксирована новая рубрика «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Таким образом, ориентация школьного образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, компетентностный подход ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, - на создание условий для её эффективной реализации.

Современная география, изучая пространственные аспекты территориальной организации общества, его изменения во времени, предлагает пути решения многих проблем жизни общества. В этой связи так важно ответить на вопрос: «С какой целью учить школьников географии?» С его решением связана разработка критериев отбора содержания географического образования, востребованности его результатов в жизни будущего поколения.

Именно поэтому формируемые географические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) - основой для формирования ключевых компетенций (рис. 2.)

Формирование ключевых компетенций учащихся

применение географических знаний и умений

в сфере познавательной деятельности; в сфере общественной деятельности; в сфере трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурной деятельности; в сфере коммуникации

Формирование познавательных и практических умений учащихся

овладение умениями и способами деятельности

выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости




Рис.2. Формирование ключевых компетенций учащихся.

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование деятельностного подхода в обучении. Сведение практической сущности базовой науки к теоретизированности приводит к снижению мотивационных установок школьников, рейтинга географии в школьной среде. Долг и общая цель всех учителей географии - раскрыть уникальность географического образования, оказать его неоценимое прикладное значение в воспитании рачительного хозяина своей страны и Земли.

Основа процесса обучения - понимание его целей, достижение которых возможно благодаря целесообразному использованию методов и приёмов частично-поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности (рис. 3).

Виды работ, направленные на усиление

практической направленности школьной географии


работа с учебником, географической и

научно-популярной литературой

работа с картами и картосхемами

работа со статистическими материалами

работа на местности, работа на географической площадке

маршрутные съёмки

наблюдение за окружающей средой

практикумы, полевые занятия, «зелёные классы»

работа с ресурсами ГИС и Интернет

учебные (практико-ориентировнные) проекты

Необходимым условием для реализации компетентностного подхода к обучению является усиление внимания к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплён психолого-педагогической основой.

Учитель современной школы выступает как организатор познавательной деятельности школьников, их помощник, и консультант. Именно он создаёт благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося. Это обстоятельство требует внедрения гибких моделей обучения - активных форм, методов и современных технологий.

III. Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии

Выстраивая вектор своих педагогических действий, учитель помогает детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоении.

Формированию ключевых компетентностей обучающихся можно представить следующей схемой:

1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера.

2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

  • Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности - исследование, проектирование;

  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

  • Организация продуктивной групповой работы;

  • Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

  • Усиление практической направленности школьного образования по географии и биологии

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка.

  • Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

  • Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.

  • Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

  • Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

  • Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

  • Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Можно научить своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

Есть несколько технологий, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проектная технологии, дискуссии,решение проблемных задач,открытое обсуждение новых знаний,обращение к прошлому опыту учащихся, мультимедийные технологии.

В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

Модульную технологию можно внедрять с 6-го класса, чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению интегрирующей цели, выполняя различные задания от простого к сложному. Если в среднем звене - это отдельные уроки « Температура воздуха»,….. то в 10-11-х классах - это целая серия уроков. Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей. Модульная технология позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность

Мини-проекты на уроке-следующая форма обучения

Требования к учебному мини-проекту:

  1. Наличие проблемы

  2. Планирование действий

  3. Поиск информации

  4. Результат работы - продукт, разработанный учащимися.

  5. Презентация

Например: Итоговый урок в 8 классе по теме «Восточная Сибирь» проводится по принципу мини-проектов.

Учащимся предлагается создать три туристических агентства с целью заинтересовать потенциальных клиентов выбрать маршрут путешествия именно их бюро. На уроке разрабатываются три маршрута по темам:

  1. Жемчужина Сибири - озеро Байкал.

  2. Алтай - золотые горы.

  3. Уникальные природные объекты Восточной Сибири.

В каждом бюро работают:

- генеральный директор (под его руководством создается доклад)

- экскурсовод (докладчик)

- рекламные агенты (оформляют рекламный стенд и придумывают рекламный призыв)

- художник-оформитель (оформляет маршрут на контурной карте)

- другие служащие по усмотрению учащихся

У учащихся в данной работе формируются все виды компетенций.

Также учащимся на уроке можно предложить мини-проект по сбору информации у своих же одноклассников (в форме интервью, социологического опроса) по интересующей теме.

Одной из форм организации учебной деятельности являются игровые уроки: КВН, турнир ораторов, викторины: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», экологический бумеранг, ролевые игры, уроки-путешествия на изученный материк или страну, уроки-конференции.
Ролевые игры формируют у подростков компетентность самореализации. Проживая в течение урока определенные социальные роли: социолога, аналитика, врача, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. На уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности можно использовать загадки, ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», экологические задачи.

. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Например, такие приемы, как «Учебный мозговой штурм», «Взаимоопрос», «Три уровня домашнего задания» и др.
География - это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкие межпредметные связи, и обладает громадным развивающим потенциалом. Поэтому урок географии, организованный с использованием элементов критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком.
Урок, построенный по этой технологии, состоит из трех этапов:

Научная публикация Развитие ключевых компетенций на уроках географии

Рис.3 Этапы урока с использованием элементов технологии критического мышления.

Мультимедийные и интерактивные технологии

Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока.

Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся.

Поскольку перевод основных требований программы развития в реальное школьное пространство осуществляет прежде всего учитель, то необходим педагог, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Доступность, качество образования и его эффективность начинаются, несомненно, с «учителя нового качества»:

Учитывая все вышесказанное, именно учитель и его система профессиональных компетентностей были определены как та инновационная область, развитие которой должно привести к ожидаемым изменениям всего образовательного пространства школы.

Профессиональная

(предметная)

компетентность

Деловые качества

Управленческие

умения

Учитель

Эмоциональная

стабильность и

эмпатия

Способность к

самообразованию,

саморазвитию

Креативность

(творческая

направленность)

личности


1V. Заключение

Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования/

Компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.

Наши дети - это люди нового поколения, нового информационного общества. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Каждый сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей - повышение качества образования.




ЛИТЕРАТУРА

  1. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. География в школе №6/2006

  2. Беловолова Е. А. Значение практических работ в реализации компетентностного подхода. География в школе №7/2007

  3. ДушинаИ. В. , Летягин А. А., Беловолова Е. А.. Практическая составляющая обучения географии - основа формирования компетенций школьников. География в школе №1/2009

  4. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

  5. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26.

  6. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101с.

  7. Использование компетентностного подхода при создании и проведении бизнес-тренинга (с иллюстрациями из тренинга по управлению стрессом) treko.ru/show_article_1625

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: /Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.

  9. Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск.

  10. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".

  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

  12. Третьяков П.И, Сенновский И.Б., Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая щкола, 2001. - 352 с.

  13. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.

  14. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".


© 2010-2022