- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сидоренкова О.А. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Городецкий филиал МБОУ - Кокинская СОШ
Согласовано
Заведующая филиалом Е.М. Сорина.
Рабочая программа
по географии в 8 классе
учителя географии
Сидоренковой О.А
Пояснительная записка.
Представленная рабочая программа разработана в соответствии с программой для образовательных учреждений. География 6-11 классы. Классическая линия.- М.: Дрофа, 2011. В качестве основного используется учебник География. Природа России: учебник для 8 класса/ И.И.Баринова - М.: Дрофа, 2011.
Курс « География: природа России» уделяет особое внимание изучению физико-географических процессов, протекающих в географической оболочке, а также процессам взаимодействия между компонентами природного комплекса.
Содержание данной программы в полной мере отражает комплексный подход к изучению природы России в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание курса « География: природа России» формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации по применению национально - регионального компонента по географии своей республики. Включение его необходимо в связи с тем, что изучение «малой Родины», её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения своей страны в целом. Таким образом, происходит формирование социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, бережного отношения к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели изучения предмета
Изучение географии в 8 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Содержание программы
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение. (4 часа).Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Моря России. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (34 часа)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (7 часов)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы. (7 часов)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. (7 часов)
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы. (6 часов)
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (7 часов)
Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Раздел 2. Природные комплексы России (27 ч.)
Тема 1. Природное районирование. (8 часов)
Природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные. Природное районирование.
Природные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность.
Тема 2. Природа регионов России (19 часов)
Крупные природные районы России. ФГХ крупных природных районов: Русская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западно-Сибирская равнина, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Раздел 3. Человек и природа (3 часа)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Роль географии в изучении и преобразовании природы. Экологическая ситуация в России.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии 8 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Структура программы
Программа имеет 3 содержательных раздела: «Особенности природы и природные ресурсы России», «Природные комплексы России», «Человек и природа».
Учебно-тематический план
Название темы
Количество часов
Практические работы
Введение
4
2
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России
34
8
Раздел 2. Природные комплексы России
27
4
Раздел 3. Человек и природа
3
3
ИТОГО
68
17
В программу внесены следующие изменения:
-
Введение увеличено на 1 час (4 часов вместо 3-х) в связи с практической направленностью обучения.
-
Первый раздел уменьшен на 1 час (34 часа вместо 35) в связи с лёгкостью усвоения темы 4.
Освоение курса предполагается провести за 68 ч (2 часа в неделю).
Тематическое планирование
№
Сроки изучения тем
Тема урока
Кол-во часов
Пр/р
Требования к уровню подготовки об-ся
Введение
4 часа
Знать: историю исследования территории, называть имена географических исследователей; географическое положение страны, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток; береговую линию морей; особенности природы и виды хозяйственной деятельности; часовые пояса, поясное, местное, декретное время.
Уметь: показывать маршруты основных маршрутов путешественников; характеризовать географическое положение страны, анализировать карты, делать обобщающие выводы; давать комплексную характеристику морей; решать задачи на определение поясного, местного и декретного времени.
1
Что изучает география России.
Формирование, освоение и изучение территории России.
1
2
Географическое положение России.
Практическая работа №1 «Характеристика ГП России»
1
Пр/р №1
3
Моря, омывающие территорию России.
1
4
Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России»
1
Пр/р №2
Раздел
1
Особенности природы и природные ресурсы России
34 часов
Тема
1.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
7 часов
Знать: главные особенности рельефа России, размещение крупных форм рельефа; возраст Земли, основные геологические эры; рельефообразующие процессы; классификацию природных ресурсов; главные особенности рельефа России, размещение крупных форм рельефа.
Уметь: раскрывать причины особенностей рельефа России; составлять карты и выявить зависимость рельефа от тектонического строения; называть причины постоянного изменения рельефа под действием внутренних и внешних сил; называть основные бассейны минеральных ресурсов; прогнозировать использование полезных ископаемых; раскрывать причины особенностей рельефа России.
5
Особенности рельефа России.
1
6
Геологическое летоисчисление.
1
7
Геологическое строение территории России.
1
8
Минеральные ресурсы России
1
9
Развитие форм рельефа.
1
10
Практическая работа №3 « Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».
1
Пр/р №3
11
Проверочная работа по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
1
Тема
2
Климат и климатические ресурсы
7 часов
Знать: основные климатообразующие факторы, определять количество солнечной радиации, испаряемости и так далее по карте; основные понятия и элементы климата; основные показатели агроклиматических ресурсов, типы климатов.
Уметь: объяснять зависимость климатических условий от климатообразующих факторов; анализировать причины изменения температуры воздуха и количество осадков с северо-запада на восток с севера на юг; объяснять причины континентальности климата с запада на восток; объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека; природные антропогенные изменения климата страны.
12
Климатообразующие факторы
1
13
Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.
1
14
Закономерности распространения тепла и влаги на территории России.
Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур, годового количества осадков на территории страны»
1
Пр/р №4
15
Типы климатов России.
1
16
Практическая работа №5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»
1
Пр/р №5
17
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматические ресурсы Брянской области.
1
18
Проверочная работа по теме «Климат и климатические ресурсы»
1
Тема
3
Внутренние воды и водные ресурсы
7 часов
Знать: различные виды вод суши, их размещение на территории России; значение рек в природе и жизни человека; крупнейшие речные системы; понятия «падение реки», «уклон реки», «половодье», «межень», «паводок», «годовой сток»; происхождение озерных котловин; особенности размещения озер по территории страны; типы болот и причины их происхождения; свойства и области распространения подземных вод; влияние ледников на природу; размещение ледников на территории страны; многолетняя мерзлота, причины ее образования, влияние на природу; области распространения многолетней мерзлоты в России;
состав водных ресурсов; основные мероприятия по их охране; опасные природные явления, связанные с водами и методы борьбы с ними.
Уметь: определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны; прогнозировать изменение рек, озер, болот, подземных вод под влиянием человеческой деятельности; прогнозировать изменение многолетней мерзлоты под влиянием человеческой деятельности; характеризовать меры предупреждения грозных явлений природы, связанных с водой.
19
Разнообразие внутренних вод России.
1
20
Реки России.
Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из рек с использованием карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования».
1
Пр/р №6
21
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
1
22
Водные ресурсы.
Практическая работа №7 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»
1
Пр/р №7
23
Стихийные явления, связанные с водами. Предупреждение последствий.
Практическая работа №8 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата»
1
Пр/р №8
24
Внутренние воды и водные ресурсы Брянской области.
1
25
Проверочная работа по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»
1
Тема
4
Почва и почвенные ресурсы
6 часов
Знать: понятие «почва»; значение почвы в природе и жизни людей; научный подвиг и значение В.В Докучаева; особенности почвообразовательного процесса; роль почвообразующих факторов; структуру почвенного профиля и классификацию почв по структуре и составу; главные особенности зональных типов почв; закономерности размещения почвенных зон на территории России; понятие «почвенные ресурсы»; причины развития эрозии почв и методы борьбы с эрозией; роль мелиорации в повышении плодородия почв
Уметь: самостоятельно анализировать предложенные источники информации; работать с почвенной картой; объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью; прогнозировать изменение почвенного плодородия в результате хозяйственной деятельности человека и убеждение в необходимости бережного использования почвенных ресурсов, проведения комплексных мероприятий по охране почв и восстановлению их плодородия.
26
Образование почв и их разнообразие.
1
27
Закономерности распространения почв.
1
28
Почвенные ресурсы России
1
29
Практическая работа №9 «Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия»
1
Пр/р №9
30
Особенности почв Брянской области
1
31
Проверочная работа по теме « Почва и почвенные ресурсы»
1
Тема
5
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.
7 часов
Знать: общие особенности растительного и животного мира России; закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России; понятие «биологические ресурсы», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы»; рациональное и нерациональное использование биологических ресурсов; понятие «природные условия», «природные ресурсы».
Уметь: работать с картой растительности и животного мира; прогнозировать изменение растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека; оценивать природно-ресурсный потенциал России и Брянской области.
32
Растительный мир России
1
33
Животный мир России
1
34
Биологические ресурсы, их рациональное использование.
1
35
Растительный и животный мир Брянской области
1
36
Природно-ресурсный потенциал России
1
37
Особо охраняемые природные территории
Практическая работа №10 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»
1
Пр/р №10
38
Проверочная работа по теме «Почва и почвенные ресурсы»
1
Раздел
2
Природные комплексы России
27 часов
Тема
1
Природное районирование
8 часов
Знать: понятие «природного комплекса»; формирование комплексов, географическое строение, свойства, значение в природе и жизни человека; роль Докучаева и Берга в создании учения о ПТК; природное районирование; моря - как аквальные природные комплексы; особенности морей, их практическое значение, современное экологическое состояние и проблемы охраны; понятие «природная зона», «широтная зональность»; природные зоны России как зональные природные комплексы; взаимосвязи компонентов этих природных комплексов; закономерности размещения природных зон на территории страны, их географические особенности; высотную поясность в горах России; взаимосвязь компонентов в высотных природных комплексах, их смену по мере подъема в горы
Уметь: выявлять положительные результаты и отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека в ПТК; прогнозировать изменения ПТК под влиянием естественных причин и вмешательства человека; использовать тематические карты и другие источники географической информации; оценивать природные условия и ресурсы, влияние хозяйственной деятельности человека на состояние природных зон; сопоставлять тематические карты, использовать их как источник географической информации для выявления зависимости между природными компонентами, составлять комплексные характеристики природных зон; объяснять влияние гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека.
39
Разнообразие природных комплексов России
1
40
Моря как крупные природные комплексы
1
41
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра.
1
42
Лесные зоны России
1
43
Безлесные зоны на юге России Практическая работа №11 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»
1
Пр/р №11
44
Высотная поясность
Практическая работа №12 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России»
1
Пр/р №12
45
Природные зоны Брянской области. Их экологические проблемы.
1
46
Проверочная работа по теме «Природное районирование»
1
Тема
2
Природа регионов России
19 часов
Знать: особенности природы Восточно-Европейской равнины; взаимосвязь компонентов в природных зонах; природные комплексы Восточно-Европейской равнины;
антропогенные нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; сущность экологических проблем; природу Кавказа; своеобразие региона; образование Кавказа, современные рельефообразующие процессы, вертикальную поясность и природные ресурсы;
своеобразие природы Урала, географическое положение и складчато-глыбовой рельеф Урала; особенности климата и внутренних вод; полезные ископаемые; природную уникальность Урала; современные экологические проблемы региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования природных ресурсов; ГП региона его влияние на формирование природных условий территории; особенности природы Западно-Сибирской равнины; природные ресурсы Западной Сибири и меры по их охране и восстановлению; проблемы взаимодействия природы и человека;
особенности географического положения Восточной и Северо-Восточной Сибири как факторе, определяющем природные черты этой территории; причины формирования в Восточной и Северо-Восточной Сибири резко-континентального климата; режим и характер течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири; природные ресурсы Восточной Сибири и гор Южной Сибири; историю освоения региона и его природные уникумы; ГП Дальнего Востока, его влияние на своеобразие природных условий; геологическое строение территории и его отражение в современном рельефе; причины современной сейсмической активности района; природные ресурсы Дальнего Востока и мероприятия по их охране от загрязнения и истощения и рациональному использованию.
Уметь: объяснять взаимосвязи природных компонентов; характеризовать природу Русской равнины; природные комплексы; объяснять комплексную проблему рационального использования природных ресурсов; описывать природные комплексы и географическое положение Северного Кавказа; самостоятельно объяснять особенности природы региона; искать пути решения экологических проблем; работать с различными источниками географической информации; устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми; определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири; устанавливать закономерности магматических и осадочных полезных ископаемых на территории Дальнего Востока; характеризовать климат Дальнего Востока с помощью климатической карты и устанавливать его влияние на питание и режим рек;
47
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение, особенности природы
1
48
Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы
1
49
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.
1
50
Северный Кавказ. Географическое положение, особенности природы
1
51
Природные комплексы Северного Кавказа
1
52
Урал - «каменный пояс Русской земли»
1
53
Своеобразие Урала
1
54
Природные уникумы. Экологические проблемы Урала
1
55
Западно-Сибирская равнина. Географическое положение, особенности природы
1
56
Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины
1
57
Восточная Сибирь: величие и суровость природы
1
58
Природные районы Восточной Сибири
1
59
Жемчужина Сибири - Байкал.
1
60
Природные ресурсы Восточной Сибири
1
61
Дальний Восток - край контрастов
1
62
Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.
1
63
Природные ресурсы Дальнего Востока. Практическая работа №13 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека»
1
Пр/р №13
64
Практическая работа №14 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов»
1
Пр/р №14
65
Проверочная работа по теме «Природа регионов России»
1
Раздел
3
Человек и природа
3 часа
Знать: проблемы освоения территорий с экстремальными условиями жизни; стихийные природные явления; основные аспекты влияния человека на природу; рациональное природопользование; экологическую ситуацию в России; источники экологической опасности; понятия «экологический мониторинг».
Уметь: прогнозировать влияние природных условий на хозяйственную деятельность человека в различных районах страны; анализировать логико-структурные схемы; работать с контурной картой и соотносить информацию с картой.
66
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №15 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»
1
Пр/р №15
67
Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Практическая работа №16 «Составление карты «Природные уникумы России»
1
Пр/р №16
68
Экологическая ситуация в России. Практическая работа №17 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору)»
1
Пр/р №17