Конспект урока по географии по теме Внутренние воды России

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды РоссииКонспект урока по географии по теме Внутренние воды России


Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат 1 вида № 1»













Внутренние воды России. Болота.


Методическая разработка конспекта

урока по географии 8 класс.













Составитель: Баташова Марина Владимировна.














Хабаровск 2014г.

Внутренние воды России. Болота.

Методическая разработка конспекта урока по географии 8 класс.

Составитель: Баташова Марина Владимировна.

Конспект составлен основываясь на программе основного общего образования по географии под редакцией И.В. Душиной.

География России: Учебник для 8-9 класса общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева.

Конспект построен по стандартам 2004 года.

Место урока в базисном плане: пятый по теме «Живая природа». Двадцать третий в разделе «Природа и человек»

Урок с использованием Доски Interwrite, меловой доски, дистанционного планшета к доске Interwrite, карточек по проверке домашнего задания, дидактического материаладляпроверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала, физической карты России, интерактивного атласа по физической географии Хабаровского края, презентации по теме: «Внутренние воды России. Болота», видеофильма «А зори здесь тихие», гербария «Мох - лишайники».

  • Цель урока:создать условия для формирования у обучающихся представления о природном комплексе болото, его уникальности, необходимости его охраны.

Задачи урока:

  • Развивающий аспект

Создать условия для развития:

  • операций мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения, речи;

  • логического мышления обучающихся: умения анализировать, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

  • навыков самостоятельного поиска информации в текстовом материале;

  • коммуникативных навыков.

  • Образовательный аспект

  • составить описание природного комплекса болото,установить причины их образования;

  • рассмотреть правила безопасного поведения на болоте.

  • Воспитательный аспект

  • на основе работы с ИСО определить значение болота как природного комплекса;

  • создать условия для повышения мотивации к изучению предмета.


План урока:

Организационный момент.

1 мин

Актуализация знаний.

7 мин

Определение темы и цели урока.

3 мин

Изучение нового материала.

22 мин

Физминутка.

2 мин

Закрепление.

6 мин

Домашнее задание.

Оценка.

2 мин

Рефлексия.

2 мин





Этап урока

Деятельность учителя

Работа учащихся

Инструменты

Организационный момент.

1 мин

Здравствуйте.

Проверить готовность учащихся к уроку (учебники, атласы, ручки, и т.п.)

Показать личным примером правильную осанку

Показать готовность к уроку

Выровнять осанку

Слайд 1-2

Актуализация знаний

7 мин

Эпиграф

Географии основы

Заставляют стать поэтом!

Не опишешь тусклым словом

Нашу яркую планету…

Подскажите тему нашего предыдущего урока.

Задание: на интеракт. доске, стрелкой соотнести вопрос-ответ, часть ребят работает по индивидуальным карточкам.


  • Географическое положение степей России? (ответ у доски).



  • Название климата степной зоны(ответ по климатической карте России).



  • Определение понятия урёма(ответ с места).

Оценивание ответов учеников, устных и по карточкам.


Тема предыдущего урока «Степи».

Соотнесение вопросов и ответов на интерактивной доске

Природная зона - степь: находится на юге России в умеренном климатическом поясе, занимая юг европейской части России и Западной Сибири, Дальний Восток.

Степи - самая южная природная зона России, которая находится на границе РФ.

Климат в степи засушливый, осадков мало. Дожди выпадают редко в виде коротких ливней. Мал снежный покров.

Зима холодная и короткая, суровость нарастает к востоку. После короткой и бурной весны наступает жаркое, сухое лето.

Средняя температура 21-23 градуса

Леса, которые встречаются в поймах рек, называются урёмами.

Слайд 3

Эпиграф на меловойдоске



Слайд 4


Слайд 5

Интерактивная доска


Физическая карта России

Слайд 6

Конспект урока по географии по теме Внутренние воды России


Слайд 7



Слайд 8

Определение темы и цели урока

3 мин

Реки относятся к внутренним водам, а что ещё относится к внутренним водам вы узнаете, если угадаете загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

-Как вы догадались?

- Каким знаком отмечены болота на картах?

-Покажите на карте, где в России больше всего болот? АТЛАС

Сегодня мы с вами познакомимся с причинами образования болот. Узнаем об их значении.

Можно ли считать болота «гиблым» местом?

Конспект урока по географии по теме Внутренние воды России

Болота

По описанию…

Это гиблые места…

Горизонтальными голубыми параллельными чёрточками.

В Зап.Сибири, Европейском Севере, Заполярье…

Слайд 9


Слайд 10

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Изучение нового материала

22 мин

Словарь урока: болото, торф, марево, верховое болото, низинное болото.


В режиме интерактива маркером проставьте ударение и знак над безударными О, которые говорим как А.

Расставление ударения

Слайд11

Интерактивная доскана которой тема, словарь урока: торф, марево, верховое болото, низинное болото.

Беседа: при слове «болото» у большинства из нас возникают представления о «гиблых местах». Сцены из книг и кинофильмов, где люди попадая на болота, вязнут и мучительно пытаются из них выбраться, добавляют ужасане знающему человеку.Так что же такое болото?

Глядя на иллюстрации, дайте определение понятию болото…

- Сравните своё определение с определением в учебнике на странице 150.


- Какое определение более полное и точное?



Дают собственное определение понятия болота

Болото - участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности.

В учебнике

Слайд 12


Иллюстрации болота (дид. материал)

Слайд 13



Исследования природы болот начал еще М.В. Ломоносов

Портрет (дид. материал)С.14

- Найдите в тексте причины образования болот и выпишите в тетрадь.

России заболачиванию способствует вечная мерзлота, высокий уровень грунтовых вод, умеренный климат.

- По характеру питания, составу растительного покрова, форме поверхности болота подразделяются на низинные, верховые и переходные.

Болота могут образовываться в результате зарастания озер, застоя воды родников и при близком залегании грунтовых вод или в результате застоя воды в понижениях и плоских участках рельефа под лесами и лугами.

Продуктивное чтение (технология)

Запись в тетрадь

Слайд 15

Виды болот: верховые(75%), низинные (10%), переходные(15%)

Кто заметил: на какие виды делятся болота?

Схема «Виды болот»

Заполнение схемы

Виды болот


Причины образования




Интерактивная доска

Слайд 16

и распечатанная схема для каждого обучающегося

Текст: Низинные болота формируются в понижениях рельефа, куда стекают богатые питательными веществами грунтовые воды. Они богаты торфом.

Верховое болото формируется при застаивании поверхностных вод. Они отличаются более или менее хорошо выраженной выпуклостью рельефа.

Причина заболачивания верховых болот - избыток атмосферной влаги при замедленном стоке.

Схема «Причины образования болот»

запишите в схемы, которые лежат на ваших партах, причину образования низинных и верховых болот:

Давайте посмотрим как же образуются болота.

-Что такое торф?

Дома вам, по желанию, надо было найти в дополнительных источниках информацию о торфе. Кто подготовил сообщение?

-пониженный рельеф;

-застаивание поверхностных вод






Просмотр анимации

Торф - горючее полезное ископаемое; полуразложившиеся растительные остатки.

Краткий рассказ с иллюстрациями по теме «Торф»


Слайд 17


Слайд 18



Слайд 19-34

Слайд 35

Где находятся болота России?

Их значение и особенности. Откройте Атлас.

Слушаем внимательно и в конце моего рассказа находим эти болота на физической карте России.

Конспект урока по географии по теме Внутренние воды России


Полистовская болотная система, самая крупная болотная система Европы, состоит из 15 слившихся болотных массивов. Верховая болотная система Полистовского заповедника является уникальным, крупнейшим в Европе естественным фильтром. При «выходе» из болотного массива остаётся практически дистиллированная вода, которая затем поступает в бассейны Северо-западного региона: озеро Ильмень, реку Неву и в Финский залив.

Конспект урока по географии по теме Внутренние воды России

Конспект урока по географии по теме Внутренние воды России

Карта мира - закрепление местонахождения болот

Активное слушание

Поиск в атласе местонахождение болот России.


озеро Ильмень, реку Неву и в Финский залив

Калининградская область

Иркутск





Карта мира с обозначением местонахождения болот

Слайд 36

Атлас

Физическая карта России


Слайд 37-39






Слайд 40

Болот осталось не так уж и много. Растительный и животный мир посвоему многообразен. Послушайте и попытайтесь запомнить (записать таблицей: растения и животные) их как можно больше.

Потом мы проверим, кто лучше запомнил и больше записал.

Растения верховых болот:

Сосна, морошка, клюква, голубика, багульник, росянка, валерьяна, мох, сфагнум.

Животный мир представлен следующими видами. Это куропатки, лось, лягушка, журавль, бекас, кроншнеп.

Картинки из альбома «Болото»

У вас на партах лежат образцы растений болот. Сфагнум и мох. Посмотрите их.

Давайте прочтем стихотворение Всеволода Рождественского о том, как растения болот спасали жизнь нашим партизанам во времена Великой Отечественной войны.

Со временем нижняя часть стебля сфагнума отмирает. Благодаря увлажнению, недостатку кислорода накапливаются залежи торфа.


- А как вы думаете, в нашем Хабаровском крае есть болота?

А об этом мы узнаем после проведения физминутки

Запись в таблицу растений и животных

голубика;

- морошка;

- клюква.

багульник;

- сабельник;

- валерьяна;

-белокрыльник.

- аир



Рассматривание образцов мха, сфангума


Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Вс. Рождественский

Слайд

41-43

Альбомы на партах

«Болото»




Экспонаты


Слайд 44




Слайд 45

Физминутка 2 мин анимация

Давайте откроем атласы Хабаровского края и посмотрим, есть ли у нас болота. Да, конечно, в Хабаровском крае есть болота. Продолжение заполнения таблицы «Растений и животные болот»

Иллюстрированный рассказ учителя:

- Болота занимают большие площади на террасах Амура и других рек. Располагаются болота на водонепроницаемых глинах.
Самые распространенные растения наших болот - осоки, тростник, пушица.
В северных районах Хабаровского края болота называютмарями. Марево- болотные экосистемы - царство мхов.

Обитателями здесь являются лемминг, куропатка, журавль, цапля, северный олень, заяц, лось.

Болото Топкое Бикинский район

Животный мир болот и северных марей также беден и малочисленен. Типичными обитателями здесь являются лемминг, куропатка, журавль, цапля.

Болото Маховое - памятник природы Хабаровского края, расположено в верховьях реки Иоли, в Советско-Гаванском районе. Здесь обитают черные журавли, занесенные в Красную книгу.

Атлас Хабаровского края. Стр.11

Просмотр презентаций. Продолжение заполнения таблицы «Растений и животные болот»

- осока

- тростник

- пушица

- манники

лемминг,

куропатка,

журавль,

цапля,

северный олень,

заяц,

лось.

лемминг,

куропатка,

журавль,

цапля.

Работа со словарем.

Болото -

Марево -

Торф -

Виды болот-

Презентация

Слайд 46




Слайд 47









Слайд 47







Слайд 48







Какое значение имеют болота.

Я начинаю фразу, вы ищете продолжение в тексте учебника.

Болота являются истоками многих рек, такие как….Ищем в учебнике продолжение фразы.

Болота имеют большое водоохранное значение. Накапливают…

Болота снабжают людей ягодами - морошкой, клюквой, голубикой, брусникой, лекарственными растениями - багульник, клюква…Какие еще растения растут на болотах?...

Болота - это кладовые…чего?

Не следует также забывать о значении болот как накопителей пресной воды и поставщиках кислорода.

На болотах обитает черный журавль, занесенный в Красную книгу.

Стоит поближе познакомиться с болотами - и они удивят разнообразием своих красок и запахов.

Конспект в тетрадях.

Шторка


Волга

Днепр

Москва-река

Накапливают огромные запасы воды, они регулируют водный режим рек.


Зачитывают названия растений и животных из таблицы в тетрадях.

Болота - это кладовые торфа, являющегося ценным удобрение, хорошим топливом.

Слайд 49

Учебник

Интерактивный режим. Шторка







Слайд 50

Просмотрите отрывок фильма и поясните, почему именно так передвигались наши бойцы по болоту в фильме «А зори здесь тихие».

-Какое было болото - низинное или верховое?

Как узнали?

Давайте обсудим и составим правила поведения на болоте?

Ученик самостоятельно вытаскивает в режиме Интерврайт - ШТОРКУ

Весь текст закрыт, открывается по мере ответов учащихся.

Болото было верховое. Почему? Были видны кочки, встречались чахлые деревца сосны и березы.

Составляют правила поведения на болоте.

а) иметь с собой палку, опираясь на которую (если положить её поперёк) можно вылезти из трясины;

б) стараться ступать на кочки;

в) держаться ближе к деревьям и кустарникам;

г) не ходить на болото по одному.

д) не носить тяжелую, а также легко спадающую с ноги обувь;

е) помогать товарищу

Работа на слайде 51

Перетаскивание.

Открывание по догадыванию.

Шторка

Закрепление

6 мин

Какой же вывод мы можем сделать сегодня в конце нашего урока -нужны ли болота?

Сейчас мы можем ответить на вопрос:

Можно ли считать болота «гиблым» местом?

Проверим наши знания, которые получили сегодня на уроке. Тест с вопросами, схемами, таблицами, рисунками. Один работает на планшете, остальные на месте.Кто без ошибок и первый ответит - отметка «5»

Болота являются истоками многих рек.

Болота имеют большое водоохранное значение.

Болота снабжают людей лекарственными растениями

Болота - это кладовые торфа.

Болота - это накопители пресной воды и поставщики кислорода.

Болота поддерживают глобальное климатическое равновесие.


Один работает на планшете.


Слайд 53

Тесты на карточках.

Тест в интерактиве и на планшете




Слайд 55Конспект урока по географии по теме Внутренние воды России

Оценки на интерактивной доске Таблица на слайде 56

Домашнее задание

2 мин

  1. Отметить на контурных картах болота России.

  2. Выписать из учебника. Значение болот.

  3. Заполнить кроссворд. Растения и животные болот.

Слайд 57

Рефлексия

2мин

Оставьте своё впечатление от урока, начиная со слов… (памятка)

Выражают свои впечатления

Памятка

на партах.

Составление букета.

БУКЕТ









Урок с использованием Доски Interwriteимеющей в качестве поверхности пассивный электромагнетик. Т.е. доска является своего рода антенной, а электромагнитное поле излучает лишь специальный маркер. Маркер оснащается необслуживаемыми аккумуляторами с автоматической подзарядкой в неактивном режиме. Главное достоинство электромагнитных досок состоит в поддержке высокого разрешения (до 62000x46500 точек), которое позволяет достичь отличной четкости позиционирования пера, полного отсутствия запаздывания и большой скорости обработки его движения. Специальная матовая поверхность досок InterwriteBoard хорошо рассеивает направленный агрессивный свет от проектора, что важно для комфортной работы с доской.Доска допускает применение обычных сухостираемых маркеров т.е. может использоваться в качестве маркерной доски; позволяет использовать традиционные чертежные инструменты, что крайне удобно и важно на занятиях по точным наукам; не боится механических повреждений.Немаловажен и еще один аспект работы с интерактивными досками: любая доска может работать в одном из двух режимов - в режиме рисования или в режиме "мыши". Режим рисования позволяет воспользоваться маркером для создания эскизов, обводки фрагментов проецируемого с компьютера изображения, а также письма от руки. Режим "мыши" является в некотором смысле "вспомогательным" и служит для управления программами. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты

Это интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности.

Интерактив - это поочередное взаимодействие сторон, где как стороны выступают учитель, ученик и используемый электронный образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действия.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации ( multi - много, media - среда, способ, средство).

Такое "многосредие" приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства.

Устройство Interwrite выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия "многосредовой" информации не 1 человека (как в случае работы ученика с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения услышанного и увиденного.

Коммуникативность - возможность оперативной передачи информации участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством.

Моделинг - имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека.

Интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Интерактивная доска позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов и различных демонстрационных материалов.


© 2010-2022