Календарно-тематическое планирование по географии 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сакмарская средняя общеобразовательная школа»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Карасева Л. М.

«________»__________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Сакмарская

средняя общеобразовательная

школа»

_______________ Горбунова Л. М.

«________»_________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмета «География», 10 класс обучения



Разработана учителем географии Шишовой Оксаны Богдановны, высшей квалификационной категории, на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г.


Рассмотрено на заседании МО.

Протокол № 1

от « »_____________ 20 г.

Руководитель ШМО

_________________/ ______ФИО________/

2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2010 г.

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2013. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Программа рассчитана на учащихся общеобразовательных классов

Срок реализации программы 1 год

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)


В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Используемый УМК:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

  5. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.

  6. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира


Требования к работе в контурных картах:

- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор распола­гают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными ка­рандашами, а затем уже подписывают географические названия.

- В начале учебного года все работы в контурных картах вы­полняются простыми карандашами, потому что навыки рабо­ты с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Критериями выставления оценок

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фак­тического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутст­вие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдени­ем необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практи­ческие умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выпол­няется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, стра­ницы из статистических сборников. Работа показывает знание уча­щихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретическо­го материала, но испытывают затруднение при самостоятельной ра­боте с картами атласа, статистическими материалами, географиче­скими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не под­готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и по­мощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся не­эффективны по причине плохой подготовки учащегося.


Тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

Деятельность учащихся

1

Современная политическая карта мира

4

Характеристика

Политико-географического положения страны, ее изменений во времени

2

География мировых природных ресурсов

5

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.

3

География населения мира

6

Объяснение процессов воспроизводства населения, миграционных процессов, процесса урбанизации

4

НТР и мировое хозяйство

6

Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства

5

География отраслей мирового хозяйства

10

Составление экономико-географической характеристики отраслей промышленности мира.

6

Глобальные проблемы человека

4

Спроектировать пути решения одной из глобальных проблем, опираясь на гипотезы, теории, концепции, существующие в других областях научных знаний


35



Структура календарно-тематического планирования по географии, 10 класс


Календ. сроки

№№ уроков

Тема

(раздел), кол-во часов

Планируемые

результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

По плану

Фактически










Современная политическая карта мира

(4 ч.)







1

Многообразие стран современного мира

Особенности современного геополитического и геоэкономического положения стран

Работа по учебнику




2

Международные отношения и политическая карта мира.

Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте мира.

Характеристика

Политико-географического положения страны, его изменений во времени

(форма выполнения по выбору - устная, графическая, картографическая)

Работа по картам атласа




3

Государственный строй стран мира.

Составление систематизированной таблицы « Государственный строй стран мира»

Работа в тетради




4

Урок контроля знаний по теме № 1.

«Современная политическая карта мира».

Обобщение знаний



Контрольная работа




География мировых природных ресурсов (5ч)







1

Взаимодействие общества и природы.

Оценка мировых природных ресурсов.

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.

Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в странах мира

Семинарское занятие




2

Минеральные, земельные, водные и биологические ресурсы.

размещения крупных месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний.

Дать оценку природным ресурсам мира

Формирование умения работать с картами атласа, со статистическими материалами

Презентации



3

Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.

размещения ресурсов районы их нахождения

Дать оценку природным ресурсам мира

Формирование умения работать с картами атласа, со статистическими материалами

Презентации



4

Географическое ресурсоведение и геоэкология.

Основные закономерности размещения ресурсов и обеспеченность стран и регионов п/и

Умение работать со статистическими данными, уметь сравнивать

Работа по контурной карте




5

Урок обобщения и закрепления знаний.

Проверить уровень знаний и умений по теме



Контрольная работа




География населения мира (6ч)






1

Численность и воспроизводство населения

Объяснение процессов воспроизводства населения

Закономерности динамики численности мирового населения





2

Состав (структура ) населения

Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Особенности возрастного и полового состава населения

Работа со статистическим материалом




3

Размещение и миграция населения.

Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы.



Тест



4

Городское и сельское население Урбанизация

Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору



Самостоятельная работа



5

Религиозный состав населения

Мировые религии

Распространение народов проповедующие религии

Работа по контурной карте




6

Зачет по теме «География населения мира».

Проверить знания и умения по теме



Контрольная работа




НТР и мировое хозяйство ( 6ч)






1

НТР. Характерные черты и составные части.

Понятие «НТР»

Формировать составлять конспект по теме




2

Мировое хозяйство

Сформировать понятия «мировое хозяйство», «Международное разделение труда»

Развить умение составлять ЛОС (опорные схемы)

Работа с картами атласа



3

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства

Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства

Работа со статистическим материалом



4

Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства.

Дать понятия «региональная политика», «Депрессивный район», « район нового освоения»

Работа со словарем





5

Факторы размещения

Ознакомиться с причинами специализации стран мира, роль ТНК в экономике стран

Выбор материала из учебника

Географический диктант



6

Итоговое занятие по теме: «НТР и Мировое хозяйство»

Обобщение знаний



Контрольная работа




География отраслей мирового хозяйства (10)






1

География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная , газовая, угольная ).

Сформировать представление о топливном балансе мира

Создание картосхемы размещение основных промышленных районов мира.

Работа с картами атласа




2

Электроэнергетика, горнодобывающая пр-ть,

металлургия.

Рассмотреть рост производства различных видов топлива

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

Работа со статистическими материалами

Тест



3

Машиностроение. Химическая пр-ть.

Сформировать представление о развитии машиностроения в мире и химической пром-ти

Определить географические сдвиги на современном этапе развития

Работа со статистическими материалами

Тест



4

Лесная, легкая пр-ть. Пр-ть и окружающая среда.

Сформировать представление о легкой и лесной пром-ти


Работа со статистическими материалами

Тест



5

География сельского хоз-ва и рыболовство. Зеленая революция. Растениеводство.

Изучить географию сельского хозяйства

Ознакомиться с главными сельскохозяйственными районами мира, основными типами сельского хазяйства

Презентация




6

Животноводство.

Изучить географию сельского хозяйства

Ознакомиться с главными сельскохозяйственными районами мира, основными типами сельского хазяйства

Презентация




7

География транспорта.

Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира

оценка степени развития транспорта

составления проекта развития транспортных систем для одного из регионов.




8

Международные экономические отношения.

Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света

прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма.





9

Урок обобщения и закрепления знаний по теме:

«География отраслей мирового хозяйства ».

Закрепить знания по теме



Опрос



10

Итоговый контроль по теме «География отраслей мирового хозяйства ».

Проверить уровень знаний и умений по теме



Зачет




Глобальные проблемы человека (4)






1

Глобальные проблемы человечества: экологические, демографические, мира и разоружения, продовольственная.

Выявить основные аспекты глобальных проблем человечества

Изучают особенности проблемы, используя учебник и дополнительную литературу


Конференция



2

Энергетическая; мирного освоения космоса.

Выявить основные аспекты глобальных проблем человечества

Изучают особенности проблемы, используя учебник и дополнительную литературу


Конференция



3

Глобальные прогнозы, проекты и гипотезы

Углубить представление о глобальных проблемах человечества

Отстаивают свою точку зрения


Защита проекта



4

Стратегия устойчивого мира

Углубить представление о глобальных проблемах человечества

Разрабатывают проект решения одной из проблем, опираясь на гипотезы, теории, концепции, существующие в других областях научных знаний








© 2010-2022