Рабочая программа по географии 8 класс

Цель: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.Задачи: §сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплек...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии 8 класс

Департамент образования

администрации города Липецка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

ИМЕНИ С.В. ДОБРИНА ГОРОДА ЛИПЕЦКА

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета

МАОУ СОШ №23

г.Липецка Протокол №1 от 29.08.2014 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______Е.А. Грацианова

29.08.2014 года


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МАОУ СОШ №23 г.Липецка

от 29.08.2014 года №262

Рабочая программа

учебного предмета «География»

для учащихся 8А,8Б классов

на 2014 - 2015 учебный год




Разработчик

рабочей программы к УМК под редакцией И.И.Баринова

Кирикова Т.А., учитель географии

первой квалификационной категории














2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Задачи:

  • сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Нормативные правовые

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).

Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 - 2015 учебный год».

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).

Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».

Сведения о рабочей программе

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии для 6 - 11 классов общеобразовательных учреждений/ сост. Е.В. Овсянникова. - М.: «Дрофа», 2011

Обонование выбора программы

Программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа дает примерное распределение учебных часов по разделам предмета и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Изменения, внесенные в рабочую программу

В программу не внесено изменений.

Место и роль предмета

«География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Предмет «География» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г. Липецка рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). В разделе «Учебно- тематический план» (Таблица 1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на проведение 12 практических работ.

В приложении 1 к рабочей программе «Календарно-тематический план» (Таблица 2) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.

Формы организации образовательной деятельности

Основной формой организации учебной деятельности является классно-урочная система.

В качестве дополнительных форм организации образовательной деятельности используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Технологии обучения

При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.

Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей. Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.

Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Рабочая программа позволяет формировать у учащихся умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; оценивать и корректировать своё поведение в окружающем мире. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты); проведение практических работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Виды и формы контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: практическая работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, географический диктант, письменные домашние задания, тестирование. Форма и сроки проведения промежуточной аттестации учащихся определяются локальным актом МАОУ СОШ № 23 г. Липецка.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении №2 к рабочей программе.

Результаты изучения предмета «География» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса».

Информация об используемом учебнике

Учебник для общеобразовательных учреждений / И.И.Баринова, - М.: Дрофа, 2014, География - 8 класс.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час).

В результате изучения темы учащиеся должны

знать:

- предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации;

уметь:

- объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем России.

Тема 1. «Наша Родина на карте мира» (8 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ. Специфика географического положения и административно-территориального устройства Российской федерации; особенности её природы, населения. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Практическая работа 1. «Характеристика географического положения России».

Практическая работа 2. «Определение поясного времени для разных городов России».

В результате изучения темы учащиеся должны

знать: географическое положение страны, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток;

береговую линию морей; особенности природы и виды хозяйственной деятельности;

часовые пояса, поясное, местное, декретное время.

уметь: характеризовать географическое положение страны, анализировать карты, делать обобщающие выводы;

давать комплексную характеристику морей; решать задачи на определение поясного, местного и декретного времени.

Раздел 1. Особенности природы России (24 часа).

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (6 часов).

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа 3. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры».

В результате изучения темы учащиеся должны

знать:

- основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории;

- основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины России;

- стихийные природные явления, связанные с литосферой;

- закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения;

уметь:

- показывать сейсмически опасные территории на карте и объяснять причины такого размещения;

- показывать на карте горы и равнины России;

-приводить примеры взаимодействия внутренних и внешних сил в формировании рельефа;

- объяснять существенные признаки стихийных явлений;

- определять местоположение бассейнов месторождений на карте;

- сопоставлять карты разного содержания;

понимать:

- взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа;

- закономерности природных явлений.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 часов).

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практическая работа 4. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».

Практическая работа 5. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

В результате изучения темы учащиеся должны

знать:

- факторы, определяющие климат России;

- понятие «сезонность»;

- характеристику типов климатов;

- понятие «комфортность» климатических условий;

-неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

уметь:

- объяснить образование циклонов и антициклонов;

- анализировать климатические карты;

- использовать знания для фенологических наблюдений природы;

- составлять прогноз погоды;

- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды;

- приводить примеры и объяснять причины явлений;

понимать:

- закономерности распределения тепла и влаги.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом, климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение.

Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Водными ресурсами крупных регионов России

В результате изучения темы учащиеся должны

знать:

- особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки;

- номенклатуру по теме;

-меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений;

- особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование;

уметь:

- показывать реки на карте, распределение рек по бассейнам океанов;

- показывать озера на карте и южную границу многолетней мерзлоты;

- объяснять особенности размещения внутренних вод и водных ресурсов на территории страны.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 часа).

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа 6. «Выявление условий почвообразования основных типов почв».

В результате изучения темы учащиеся должны

знать:

- понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв;

- закономерности распространения почв;

- значение почв, охрану почв, мелиорацию земель;

- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации;

уметь:

- объяснять существенные признаки почв;

- анализировать карту почв;

- приводить примеры по сохранению почв;

- объяснять процессы почвообразования.

Тема 5. Растительный и животный мир России (4 часа).

Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа 7. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».

Практическая работа 8. «Определение роли особоохраняемых природных территорий в сохранении природы России».

В результате изучения темы учащиеся должны

знать:

- растительный и животный мир России, видовое разнообразие; факторы, определяющие облик;

- понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране;

уметь:

- объяснять размещение по природным зонам живых организмов,

- прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

Раздел 2

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Тема 1. Природное районирование (8 часов).

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практическая работа 9. «Сравнительная характеристика двух природных зон».

Практическая работа 10. «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России».

В результате изучения темы учащиеся должны

знать:

- понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России,

- что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С.Берга в создании учения о природных зонах,

- характеристику арктических пустынь. Тундр, лесотундр. Природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экономические проблемы,

- лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса,

-характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы,

- понятие «высотная поясность»,

- заповедники России,

- специфику природы своего края,

- специфику природно-хозяйственных зон России;

уметь:

- объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов,

- находить в разных источниках и анализировать информацию,

-составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников,

- объяснить причину различия лесов на территории России,

- объяснить набор высотных поясов в горах,

- показывать заповедники России на карте,

-объяснить существенные признаки природных зон, их экологические проблемы.

Тема 2. Крупные природные районы России (20 часов).

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России.

Практическая работа 11. «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов».

Практическая работа 12. «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных региона (по выбору учащегося)»

В результате изучения темы учащиеся должны

знать: особенности природы крупных природных районов; взаимосвязь компонентов в природных зонах; сущность экологических проблем; природные ресурсы и меры по их охране и восстановлению; проблемы взаимодействия природы и человека;

уметь: описывать природные комплексы и географическое положение природных комплексов; самостоятельно объяснять особенности природы региона; самостоятельно объяснять особенности природы региона, работать с различными источниками географической информации.

Тема 3. Человек и природа (8 часов).

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

В результате изучения темы учащиеся должны

знать: проблемы освоения территорий с экстремальными условиями жизни; стихийные природные явления,

основные аспекты влияния человека на природу; рациональное природопользование,

экологическую ситуацию в России; источники экологической опасности; понятия «экологический мониторинг»;

уметь: работать с контурной картой и соотносить информацию с картой,

прогнозировать влияние природных условий на хозяйственную деятельность человека в различных районах страны.





Таблица 1 - Учебно-тематический план (70 часов)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические работы

Введение

1

-

Наша Родина на карте мира

8

2

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ РОССИИ

(24)


Геологическое строение. Рельеф. Минеральные ресурсы

6

1

Климат. Климатические ресурсы

6

2

Внутренние воды и водные ресурсы

5

0

Почва и почвенные ресурсы

3

1

Растительный и животный мир

4

2

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

(36)


Природное районирование

8

2

Крупные природные районы России

20

2

Человек и природа

8

-

Резервное время

1

-

Итого:

70

12






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения России, отдельных регионов, их этногеографическую специфику;

  • различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры

хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

  • географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического

положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации

географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России, её

демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной

концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и

геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику страны; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов России в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

называть и (или) показывать:

  • основные средства и методы получения географической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России;

  • определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

  • описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов;

объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»;«топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства;

оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.




ПЕРЕЧЕНЬ ОБЬЕКТОВ И СРЕДСТВ

МЕТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для изучения учебного предмета «География» при получении основного общего образования, необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения.

1. Специализированная мебель: стол письменный для учителя, учительский стул, столы двухместные ученические по количеству учащихся, стулья ученические по количеству учащихся, шкафы секционные для хранения оборудования. Доска с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, стенды экспозиционные.

2. Технические средства обучения: компьютер мультимедийный, мультимедийный проектор, экран проекционный.

3. Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по географии.

3.1. Электронные ресурсы (CD): «География России», «Дидактический и раздаточный материал. География. 6-11 кл.», «Тесты. География. 6-11 классы» (авт. С.Н.Грушина. - Москва: Экзамен, 2009-2011). Уроки географии Кирилла и Мефодия 6 - 9 класс.

4.Комплект карт: «Физическая карта полушарий», «Политическая карта мира», «Физические карта России», «Карта природных зон», «Климатическая карта России» и др.;

5. Комплект портретов выдающихся ученых - географов для кабинета географии.

6. Библиотечный фонд:

6.1. Учебник по географии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений /И.И.Баринова, М.: «Дрофа»,2014, География - 8 класс по количеству учащихся.

6.2. Н.А. Никитина. Настольная книга учителя. География. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2014.

7.Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности): теллурий; компас ученический, рулетка, линейка визирная.

8.Модели: глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000), глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000), глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000), строение складок в земной коре и эволюция рельефа, модель вулкана

9.Натуральные объекты: коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов, коллекция по производству чугуна и стали», коллекция производства:

  • шерстяных тканей

  • шелковых тканей

  • льняных тканей

- хлопчатобумажных тканей,

коллекция по нефть и нефтепродуктам, Коллекция по производству меди, коллекция по производству алюминия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2.Баринова И.И. География России. Природа. Учебник для 8 класса.

М.: «Дрофа», 2014.

3.Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий. М.: «Глобус»,2014 г.

4. Евдокимов В.И. География полный курс в географических диктантах. М.: «Московский лицей», 2012 г.

5. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. С-П. Виктория. 2012 г.

6. Мультимедийная программа: География 6-10 класс



Приложение к рабочей программе учебного предмета


«География»

на 2014-2015 учебный год

для учащихся 8А, 8Б классов

Таблица 2 - Календарно - тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Виды, формы контроля

Информационное сопровождение

Дата

проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел­ Введение (9 часов).

1

Что изучает физическая география России

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Особенности предмета, представление об особенностях природы России

Знать об основах географии России.

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Карты мира и России

02.09.2014

Тема 1. Наша Родина на карте мира (8 часов).

2

Географическое положение России

1

Урок первич- ного изучения и закрепления новых знаний

Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России

Определять ФГП России

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Карты мира и России

05.09.2014

3

4

Характеристика географического положения России Практическая работа № 1.

«Характеристика географического положения России»

2

Комбини-рованный.

Практическая работа

Главные черты географического положения, их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения

Знать: географическое положение страны, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток.

Уметь: характеризовать географическое положение страны, анализировать карты, делать обобщающие выводы

Практическая работа № 1.

«Характеристика географического положения России»

Учебное пособие

«География России».

Карты мира и России

09.09.2014

12.09.2014




5

Моря, омывающие берега России

1

Комбини-рованный

Особенности морей и океанов, омывающих территорию России. Природные ресурсы морей и их экономические проблемы.

Дифференцированный письменный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

16.09.2014

6

7

Россия на карте часовых поясов

2

Комбини-рованный

Виды времени на территории России. Понятие о линии перемены дат.

Знать: часовые пояса, поясное, местное, декретное врем.

Уметь: решать задачи на определение поясного, местного и декретного времени

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Карта «Часовые пояса России».

Глобус. Карточки с заданиями

19.09.2014

23.09.2014


8

Определение поясного времени для разных городов России Практическая работа № 2

«Определение поясного времени для разных городов России»

1

Практическая работа

Знать: часовые пояса, поясное, местное, декретное врем.

Уметь: решать задачи на определение поясного, местного и декретного времени

Практическая работа № 2

«Определение поясного времени для разных городов России»

Учебное пособие

«География России».

Карта «Часовые пояса России»

26.09.2014

9

Как осваивали и изучали территорию России

1

Изучение нового материала

История освоения и изучения территории России. Русские путешественники и ученые

Знать: историю исследования территории, называть имена географических исследователей.

Уметь: показывать маршруты основных маршрутов путешественников

Письменное домашнее задание

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России, контурные карты

30.09.2014

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (24 часа).

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (6 часов).

10

Особенности рельефа России

1

Изучение нового материала

Особенности распространения крупных форм рельефа. Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов.

Знать: возраст Земли, основные геологические эры.

Уметь: составлять карты и выявить зависимость рельефа от тектонического строения.

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

03.10.2014

11

Геологическое строение территории России

1

Комбини-рованный

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.

Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма

Знать: главные особенности рельефа России, размещение крупных форм рельефа

Уметь: раскрывать причины особенностей рельефа России

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Тектоническая карта России.

Физическая карта России

14.10.2014

12

Минеральные ресурсы России

1

Комбини-рованный

Состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Связь между полезными ископаемыми рельефом и тектоническими структурами

Знать: классификацию природных ресурсов.

Уметь: называть основные бассейны минеральных ресурсов; прогнозировать использование полезных ископаемых

Дифференцированный письменный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая и тектоническая карты, коллекция полезных ископаемых

17.10.2014

13

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Практическая работа

3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа»

1

Практическая работа

Знать: рельефообразующие процессы.

Уметь: называть причины постоянного изменения рельефа под действием внутренних и внешних сил

Практическая работа

3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры»

Физическая России.

Тектоническая карта России.

Атлас по географии России

21.10.2014

14

Развитие форм рельефа

1

Комбини-рованный

Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России.

Деятельность ветра,

Деятельность человека. Стихийные природные явления.

Знать: рельефообразующие процессы.

Уметь: называть причины постоянного изменения рельефа под действием внутренних и внешних сил.

Письменное домашнее задание

Учебное пособие

«География России»

Физическая карта России. Справочный материал. Атлас по географии России

24 .10.2014

15

Обобщение знаний по теме: «Рельеф»

1

Учет и оценка знаний, умений и навыков

Дифференцированный письменный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Атлас по географии России

28.10.20



Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 часов)

16

От чего зависит климат нашей страны

1

Урок

первичного изучения и закрепления новых знаний

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: Влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.

Знать: основные климатообразующие факторы, определять количество солнечной радиации, испаряемости и так далее по карте.

Уметь: объяснять зависимость климатических условий от климатообразующих факторов

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

Климатическая карта России.

31.10.2014

17

Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации»

1

Практическая работа

Знать: основные понятия и элементы климата.

Уметь: анализировать причины изменения температуры воздуха и количество осадков с северо-запада на восток с севера на юг.

Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны»

Физическая карта России.

Климатическая карта России

07.11.2014

18

Типы климатов России

1

Комбини-рованный

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. Распределение осадков. Испаряемость. Типы климатов России.

Знать: основные показатели агроклиматических ресурсов, типы климатов.

Уметь: объяснять причины континентальности климата с запада на восток; объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека; природные антропогенные изменения климата страны.

Тестовая работа

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Климатическая карта России

11.11.2014


19

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

1

Комбини-рованный

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим

условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Знать: основные показатели агроклиматических ресурсов, типы климатов;

Уметь: объяснять причины континентальности климата с запада на восток; объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека; природные антропогенные изменения климата страны.

Дифференцированный письменный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая и климатическая карты

14.11.2014

20

Практическая работа № 5

«Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»

1

Практическая работа

Знать: основные показатели агроклиматических ресурсов, типы климатов;

Уметь: объяснять причины континентальности климата с запада на восток; объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека; природные антропогенные изменения климата страны

Практическая работа № 5

«Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»

Физическая и климатическая карты

18.11.2014

21

Обобщающий урок по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»

1

Повторительно-обобщающий

Дифференцированный письменный опрос

Физическая и климатическая карты.

Карточки

25.11.2014

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).

22

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

Урок

первичного изучения и закрепления новых знаний

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

Знать: различные виды вод суши, их размещение на территории России; значение рек в природе и жизни человека; крупнейшие речные системы; понятия «падение реки», «уклон реки», «половодье», «межень», «паводок», «годовой сток».

Уметь: определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны; прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности.

Географический

диктант

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

28 .11.2014

23

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт

1

Комбини-рованный

Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами, их предупреждения.

Знать: различные виды вод суши, их размещение на территории России; значение рек в природе и жизни человека; крупнейшие речные системы; понятия «падение реки», «уклон реки», «половодье», «межень», «паводок», «годовой сток».

Уметь: определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны; прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности.

Дифференцированный письменный опрос

Физическая карта России

2.12.2014







24

25

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

2

Комбини-рованный

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Знать: происхождение озерных котловин; особенности размещения озер по территории страны; типы болот и причины их происхождения; свойства и области распространения подземных вод; влияние ледников на природу; размещение ледников на территории страны; многолетняя мерзлота, причины ее образования, влияние на природу; области распространения многолетней мерзлоты в России.

Уметь: прогнозировать изменение озер, болот, подземных вод под влиянием человеческой деятельности; прогнозировать изменение многолетней мерзлоты под влиянием человеческой деятельности.

Тестовая работа

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

05.12.2014

09.12.2014









26

Водные ресурсы

1

Комбини-рованный

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

Знать: состав водных ресурсов; основные мероприятия по их охране; опасные природные явления, связанные с водами и методы борьбы с ними.

Уметь: характеризовать меры предупреждения грозных явлений природы, связанных с водой

Тестовая работа

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

12.12.2014

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа).

27

Образование почв и их разнообразие

1

Урок

первичного изучения и закрепления новых знаний

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии

Знать: понятие «почва»; значение почвы в природе и жизни людей; научный подвиг и значение В.В Докучаева.

Уметь: самостоятельно анализировать предложенные источники информации

Дифференцированный письменный опрос

Использование мультимедийных средств

16.12.2014

28

Закономерности распространения почв. Практическая работа №6

«Выяснение условий почвообразования основных типов почв»

1

Комбинированный

Типы почв России

Знать: классификацию почв по структуре и составу.

Уметь: самостоятельно анализировать предложенные источники информации

Практическая работа №6

«Выяснение условий почвообразования основных типов почв»

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Карта «Типы почв России»

19.12.2014

29

Почвенные ресурсы

1

Комбинированный

Значение почвы для жизни и деятельности человека.

Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Знать: понятие «почвенные ресурсы»; причины развития эрозии почв и методы борьбы с эрозией; роль мелиорации в повышении плодородия почв

Уметь: прогнозировать изменение почвенного плодородия в результате хозяйственной деятельности человека и убеждение в необходимости бережного использования почвенных ресурсов, проведения.

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Карта «Типы почв России»

23.12.2014

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа).

30

Растительный и животный мир России. Практическая работа №7

«Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса»

1

Урок

первичного изучения и закрепления новых знаний

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие.

Знать: общие особенности растительного и животного мира России; закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России.

Уметь: работать с картой растительности и животного мира.

Практическая работа №7

«Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса»

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Карта растительного и животного мира

26.12.2014

31

Биологические ресурсы.

Охрана растительного и животного мира Практическая работа №8

«Определение роли особоохраняемых

природных территорий в сохранении природы России»

1

Комбинированный

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Знать: понятие «биологические ресурсы», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы»; рациональное и нерациональное использование биологических ресурсов.

Уметь: прогнозировать изменение растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа №8

«Определение роли особоохраня

емых

природных территорий в сохранении природы России»

Использование мультимедийных средств.

Карта растительного и животного мира

30.12.2014

32

Природно-ресурсный потенциал России

1

Комбинированный

Природные условия России. Природные ресурсы: исчерпаемые, неисчерпаемые. Особенности размещения природных ресурсов.

Знать: понятие «природные условия», «природные ресурсы»

Уметь: оценивать природно-ресурсный потенциал России и Липецкой области.

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Карта полезных ископаемых

13.01.2015

33

Обобщение знаний по теме: «Особенности природы и природные ресурсы России»

1

Повторительно-обобщающий

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

16.01.2015

Раздел 2. Природные комплексы России.

Тема 1. Природное районирование (8 часов).

34

Разнообразие природных комплексов России

1

Урок

первичного изучения и закрепления новых знаний

Разнообразие природно территориального комплекса (ПТК). Физико- географическое районирование.

Знать: понятие «природного комплекса»; формирование комплексов, географическое строение, свойства, значение в природе и жизни человека; роль Докучаева и Берга в создании учения о ПТК; природное районирование.

Уметь: выявлять положительные результаты и отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека в ПТК; прогнозировать изменения ПТК под влиянием естественных причин и вмешательства человека.

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Карта природных комплексов.

Геохронологическая таблица

20.01.2015

35

Моря, как крупные природные комплексы

1

Комбинированный

Моря России. Особенности морей, их практическое значение.

Знать: особенности морей, их практическое значение, современное экологическое состояние и проблемы охраны.

Уметь: использовать тематические карты и другие источники географической информации.

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

23.01.2015

36

Природные зоны России

1

Комбинированный

Природная зональность. Природные зоны Родины.

Знать: понятие «природная зона», «широтная зональность»; природные зоны России как зональные природные комплексы; взаимосвязи компонентов этих природных комплексов; закономерности размещения природных зон на территории страны, их географические особенности;

Уметь: оценивать природные условия и ресурсы, влияние хозяйственной деятельности человека на состояние природных зон; сопоставлять тематические карты, использовать их как источник географической информации для выявления зависимости между природными компонентами, составлять комплексные характеристики природных зон.

Дифференцированный письменный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Карта природных зон

27.01.2015

37

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах Практическая работа №9

«Сравнительная характеристика двух природных зон».

1

Практическая работа

Практическая работа №9

«Сравнительная характеристика двух природных зон»

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Карта природных зон

30.01.2015

38

Разнообразие лесов России

1

Комбинированный

Леса России. Взаимосвязь компонентов природы в лесной зоне России

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Карта природных зон

03.02.2015

39

Безлесные зоны на юге России

1

Комбинированный

Безлесные зоны на юге России. Степи и полупустыни.

Фронтальный опрос

Использование мультимедийных средств. Карта природных зон

06.02.2015

40

Высотная поясность

1

Изучение нового материала

Влияние гор на другие компоненты природы.

Высотная поясность

Знать: высотную поясность в горах России; взаимосвязь компонентов в высотных природных комплексах, их смену по мере подъема в горы;

Уметь: объяснять влияние гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Дифференцированный письменный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

10.02.2015

41

Обобщение знаний по теме: «Природные комплексы России». Практическая работа №10

«Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России»

1

Повторительно-обобщающий

Учет и оценка знаний, умений и навыков.

Практическая работа №10

«Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России»

13.02.2015

Тема 2. Природа регионов России (20 часов).

42

Русская (Восточно-Европейская) равнина

1

Изучение нового материала

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, пустынь.

Знать: особенности природы Восточно-Европейской равнины.

Уметь: объяснять взаимосвязи природных компонентов.

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

24.02.2015

43

Природные комплексы Русской равнины.

Памятники природы

1

Комбинированный

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники, высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Знать: взаимосвязь компонентов в природных зонах; природные комплексы Восточно-Европейской равнины.

Уметь: характеризовать природу Русской равнины; природные комплексы

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России.

Использование мультимедийных средств.

27.02.2015

44

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

1

Комбинированный

Знать: антропогенные нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; сущность экологических проблем

Уметь: объяснять комплексную проблему рационального использования природных ресурсов.

Дифференцированный письменный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

03.03.2015

45

Природа Липецкой области

1

Комбинированный

Рельеф, полезные ископаемые, воды, климат Липецкой области.

Знать: природные ресурсы Липецкой области, меры по их охране и восстановлению; проблемы взаимодействия природы и человека.

Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием деятельности человека.

Дифференцированный письменный опрос

06.03.2015

46

Северный Кавказ: самые молодые и высокие горы России.

1

Комбинированный

Географическое положение Кавказа. Особенности природы. Климат.

Знать: природу Кавказа; своеобразие региона; образование Кавказа, современные рельефообразующие процессы, вертикальную поясность и природные ресурсы;

Уметь: описывать природные комплексы и географическое положение Северного Кавказа.

Тестовая работа

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

10.03.2015

47

Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние жизнь и хозяйственную деятельность человека

11

Комбинированный

Прикубанская равнина. Кавказские минеральные воды.

Высокий Дагестан.

Дифференцированный письменный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

14.03.2015

48

Урал: каменный пояс земли русской

1

Комбинированный

Природа, геологическое строение и рельеф Урала. Растительный и животный мир. Части Урала.

Знать: своеобразие природы Урала, географическое положение и складчато-глыбовой рельеф Урала; особенности климата и внутренних вод; полезные ископаемые.

Уметь: самостоятельно объяснять особенности природы региона.

Знать: своеобразие природы Урала, географическое положение и складчато-глыбовой рельеф Урала; особенности климата и внутренних вод; полезные ископаемые.

Уметь: самостоятельно объяснять особенности природы региона.

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России. Физическая карта Урала

17.03.2015

49

Своеобразие природы Урала

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

20.03.2015

50

Природные уникумы.

Экологические проблемы Урала

11

Комбинированный

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

Знать: природную уникальность Урала; современные экологические проблемы региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования природных ресурсов.

Уметь: искать пути решения экологических проблем.

Фронтальный опрос

24.03.2015

51

Западно-Сибирская равнина.

Особенности природы

1

Комбинированный

Рельеф геологическое

строение, воды, климат.

Знать: географическое положение региона его влияние на формирование природных условий территории; особенности природы Западно-Сибирской равнины.

Уметь: работать с различными источниками географической информации.

Фронтальный опрос

Физическая, климатическая, тектоническая карты России

28.03.2015

52

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины

11

Комбинированный

Природные ресурсы равнины

Знать: природные ресурсы Западной Сибири и меры по их охране и восстановлению; проблемы взаимодействия природы и человека.

Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием деятельности человека

Письменное домашнее задание

Учебное пособие

«География России».

Физическая карта России

03.04.2015

53

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

11

Комбинированный

Географическое положение, геологическое строение, рельеф. Суровость природы

Знать: особенности географического положения Восточной и Северо-Восточной Сибири как факторе, определяющем природные черты этой территории; причины формирования в Восточной и Северо-Восточной Сибири резко-континентального климата; режим и характер течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири.

Уметь: устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми; определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири

Тестовая работа

Учебное пособие

«География России».

Физическая, климатическая, тектоническая карты России

10.04.2015

54

Природные районы Восточной Сибири

11

Комбинированный

Природа природных комплексов.

Знать: особенности природных комплексов Восточной и Северо-Восточной Сибири

Уметь: сравнивать размещение природных зон в Восточной Сибири с размещением аналогичных зон на Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнинах.

Фронтальный опрос

Физическая, климатическая, тектоническая карта России, зон Восточной Сибири

14.04.2015

55

Жемчужина Сибири - Байкал

11

Комбинированный

Уникальность природы озера. Причины уникальности. История открытия.

Знать: специфические черты природы; наличие видов природных ресурсов; причины возникновения экологических проблем

Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием деятельности человека

Географический диктант

Физическая карта России. Карта гор юга Сибири. Использование мультимедийных средств

17.04.2015

56

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

11

Комбиниованный

Природные ресурсы Восточной Сибири: минеральные, лесные, биологические.

Реки и озёра.

Знать: природные ресурсы Восточной Сибири и гор Южной Фронтальный опрос Сибири; историю освоения региона и его природные уникумы.

Уметь: характеризовать природно-ресурсный потенциал территории.

Фронтальный опрос

21.04.2015

57

Дальний Восток - край контрастов

11

Комбинированный

Географическое положение Дальнего Востока, его влияние на своеобразие природных условий; геологическое строение территории и его отражение в современном рельефе; причины современной сейсмической активности района.

Знать: географическое положение Дальнего Востока, его влияние на своеобразие природных условий; геологическое строение территории и его отражение в современном рельефе; причины современной сейсмической активности района.

Уметь: устанавливать закономерности магматических и осадочных полезных ископаемых на территории Дальнего Востока; характеризовать климат Дальнего Востока с помощью климатической карты и устанавливать его влияние на питание и режим рек.

Тестовая работа

Физическая, климатическая карта России и Дальнего Востока. Зоогеографическая карта

24.04.2015

58

Природные комплексы Дальнего Востока

Природные уникумы

11

Комбинированный

Размещение природных комплексов на Дальнем Востоке; природные условия различных регионов Дальнего Востока.

Знать: размещение природных комплексов на Дальнем Востоке; своеобразие природных условий различных регионов Дальнего Востока.

Уметь: объяснять своеобразие природных условий различных регионов Дальнего Востока при решении познавательных задач.

Фронтальный опрос

Физическая, климатическая карты России и Дальнего Востока

28.04.2015

59

Природные ресурсы Дальнего Востока и их освоение

11

Комбинированный

Природные ресурсы Дальнего Востока, мероприятия по их охране от загрязнения и истощения и рациональному использованию.

Знать: природные ресурсы Дальнего Востока и мероприятия по их охране от загрязнения и истощения и рациональному использованию;

Уметь: оценивать природно-ресурсный потенциал территории.

Фронтальный опрос

Физическая, климатическая карта России и Дальнего Востока. Зоогеографическая карта

05.05.2015

60

Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов Практическая работа №11

«Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов»

11

Практическая работа

Дать оценку природных условий и ресурсов одного из регионов.

Практическая работа №11

«Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов»

Физическая, климатическая, тектоническая, природных зон, растительности карты России.

08.05.2015

61

Обобщение знаний по теме: «Природа регионов России» Практическая работа №12

«Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных региона».

11

Повторительно-обобщающий

Практическая работа №12

«Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных региона»

Физическая карта России, схемы, таблицы

12.05.2015

Раздел 3. Человек и природа (8 часов).

62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

Комбинированный

Взаимодействие природы и человека. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Знать: проблемы освоения территорий с экстремальными условиями жизни; стихийные природные явления.

Уметь: прогнозировать влияние природных условий на хозяйственную деятельность человека в различных районах страны.

Фронтальный опрос

Физическая, климатическая карты России

15.05.2015

63 -64

Антропогенные воздействия на природу.

1

Комбинированный

Виды природных ресурсов. Влияние человеческой деятельности на природные комплексы.

Знать: основные аспекты влияния человека на природу; рациональное природопользование

Уметь: анализировать логико-структурные схемы

Фронтальный опрос

Физическая карта России. Использование мультимедийных средств

19.05.2015

22.05.2015

65

Рациональное природопользование

1

Комбинированный

Принципы рационального

природопользования

26.05.2015

66

67

Экологическая ситуация в России.

1

Комбинированный

Источники экологической опасности.

Контроль за состоянием природной среды.

Знать: экологическую ситуацию в России; источники экологической опасности; понятия «экологический мониторинг»

Уметь: работать с контурной картой и соотносить информацию с картой.

Фронтальный опрос

Использование мультимедийных средств

29.05.2015

68

Обобщающее повторение по курсу.

1

Повторительно-обобщающий

Тестовая работа

Физическая карта России. Использование мультимедийных средств

69

Урок-зачет по курсу «Физическая географии России»

1

Повторительно-обобщающий

Письменный

опрос

70

Итоговый урок

1

Повторительно-обобщающий

Тестовая работа



© 2010-2022