План-конспект урока по географии. ТЕМА: «Глобальные проблемы человечества»

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Глобальные проблемы человечества»

ЦЕЛЬ:

1. Ознакомить учащихся с глобальными проблемами современности, формировать осознанное представление о человеческой деятельности в окружающей природе и показать опасность последствий для человека.

2. Развивать коммуникативные компетенции у учащихся, умение анализировать информацию, делать выводы, высказывать и защищать собственное мнение.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру, к человеку.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

Проблема урока: «Можно ли решить глобальные проблемы?»



«Уничтожьте одного человека - и вы уничтожите

целое племя, народ, историческую цивилизацию».

Р. Бредбери, американский писатель - фантаст

I.Проверка домашнего задания ( проекты).

II. Актуализация опорных знаний:

1. Проведение теста - эстафеты. Работа с карточками.

2. Блиц - опрос:

а) что на ваш взгляд означает термин «глобальные проблемы»?

б) что такое «глобализация»?

в) как называется наука, изучающая глобальные проблемы?

г) какие международные организации призваны решать глобальные проблемы? (ООН, Римский клуб, Ядерный клуб, Всемирный фонд охраны природы, ВОЗ и т.д.)

III. Мотивация:

Как вы уже догадались, тема нашего урока «Глобальные проблемы человечества». Почему средства массовой информации все больше и больше говорят о будущем человечества? Почему эти проблемы волнуют ученых, писателей, журналистов, решаемы ли эти проблемы? Все это мы сегодня выясним на уроке.

Проблема урока

IV. Новый материал.

1. Как вы думаете, что мы понимаем под словом «проблема»? ( на экране определение)

2. А что на ваш взгляд обозначает «глобальные проблемы»?

3.Назовите мне первую глобальную проблему, которая привела к катастрофическим последствиям? (экран)

Сам термин появился в 1945 году. Как вы думаете, почему именно тогда? (Хиросима и Нагасаки - бомбардировки.

Откройте свои тетради и начертите такую таблицу

Таблица №1

п/п

Знаю

Узнал

Хочу узнать


1

2

3



Существуют различные проблемы, их более 100. Чтобы было проще ориентироваться в них, предлагаю разделить их на проблемы выживания и проблемы развития (экран с кластером). Сейчас поработайте в паре с соседом, посоветуйтесь и расставьте эти проблемы по местам.

Сейчас я предлагаю кластер проверить на экране.

В ноябре 2011 года по официальным данным ООН, на земле появился 7-ми млрд житель и каждый из 7 млрд. хочет выжить в этом мире. Мы часто слышим, что планета перенаселена. Что же это значит?

Много нас - людей на белом свете,

Маются серьезные умы,

В этой жизни, в этой круговерти,

Сумасшедшие плодимся мы

Бьют демографические взрывы,

Сохнут реки и чернеет наст,

Города вступают как нарывы

Очень много, слишком много нас!

Много нас! Ученый бомбу хвалит,

Много нас! Эсминец рвет волну,

Много… Только все-таки не хватит

Нас, людей, на новую войну.

Что значит, нас много? Что значат эти слова? Обратимся к самой точной науке - математике.

Решение задачи. Hземли - 7 млрд., Sсуши- 153, 6 млн.км2 В 1 км. 2 - 1 млн. м2 ,

по данным метрической системы мер 153 600 000 /7 000 000 000 = 0,024 км 2/ чел. = 2 км 400 м.

Разве это мало? Ваше мнение (ответы учащихся).

Ежегодно население планеты увеличивается на 100 млн человек. И это быстрорастущее поколение надо кормить. А мы говорили еще в 7 классе, что земли эродируют, пустыни наступают, плодородие почв уменьшается. Для того, чтобы образовался 1 см. почвы нужно 300 лет!

Итак, планета действительно испытывает большую антропогенную нагрузку в связи с переселением ( проект)

Вывод.

Скажите, кто-нибудь из вас голодал? Я имею ввиду не тот голод, когда вы после школы мчитесь домой проголодавшись, а голод по - настоящему? Нет…

Голод - явление не новое, лишь в Китае в XIX в. умерло от голода 100 млн. человек. И во всех странах, даже в высокоразвитых есть 0,1 % по статистике ООН которые всегда голодают. Поэтому в XIX веке ООН впервые поставила вопрос о дефиците продовольствия. Правда, в развитых странах чаще мы слышим глагол «не доедать». Согласитесь, это разные по смыслу слова, но так ли они уж далеки друг от друга? Ваше мнение.

Недельная минимальная корзина (потребительская) на 1 статистического россиянина/нигерийца

Таблица №2

Россия

Количество

В кг.

Цена за 1 кг в грн.

Нигерия

Количество

В кг.

Цена

Хлеб

2,5

4

Хлеб

1.5

Картофель

2

3

Картофель

1.3

Овощи

1.8

3

Овощи

0.5

Сахар

0.4

7

Сахар

0.1

Мясо

0.7

50

Мясо

0.2

Рыба

0.3

25

Рыба

0.2

Молоко

4.5

6

Молоко

1.2

Яйца

3.7

10

Яйца

1

Жиры

0.2

15

Жиры

0.1

Итого


Обратите внимание! - разница 200 руб. 75% нигерийцев живут на 1$ в день. Вот так описывает французская газета «Монд» голод в Судане: «Дети, точно обтянутые кожей скелеты, неподвижно сидят на потрескавшейся от зноя Земле, уставившись в одну точку. Женщины, с изможденными лицами беззвучно плачут. Мужчины с впалой грудью и молящим взглядом предлагают приезжим иностранцам свои услуги за горсть зерна или несколько литров воды. Бесконечные ряды палаток из рваной мешковины. Повсюду скелеты из коз, коров, верблюдов, павших от голода».

Ну если голод в Судане можно объяснить суровым климатом, то как объяснить голод в Нигерии? (ответы учащихся).

Вывод.

Задача мирового сообщества не просто помочь деньгами, а научить население зарабатывать, поделившись технологиями и местом на мировом рынке. (проект)

Кадры из фильма «Аватар»

Следующая проблема - сырьевая.

За прошлый год из недр Земли было извлечено столько минерального сырья, что заняло бы ж\д состав протяженностью 7 млн. км и который мог бы опоясать земной шар 17 раз. Минеральные и энергетические ресурсы относятся к исчерпаемым, и наступит день, когда они могут закончиться. На сколько же лет хватит ПР нашей стране? Давайте обратимся к расчетам.

412 уголь215нефть Ркол-во лет = З / Д

Запасы: Добыча

уголь 33.8 млрд. тонн 80 млн. тонн

нефть 850 млн. тонн 4 млн. тонн

Газа в России на 22 года, нефти в США - 10 лет, железных руд в Китае - 40 лет.

Итак, что же делать? Как не стать заложником цивилизации? Ваше мнение (проект решения сырьевой проблемы)

Вывод.

Логическая цепочка - перенаселение -продовольственная - сырьевая - экологическая -проблема соц. конфликтов - войны.

(экран схема взаимосвязи всех проблем)

Итак, что же мы видим? Что все проблемы связаны между собой. Мне хотелось бы привести одну известную притчу: «Две лягушки попали в кувшин со сливками. Одна сказала: «Это конец!», сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась пока не сбила под собой комок масла и выбралась из кувшина». Как бы хотелось видеть человечество в образе не первой, а второй лягушки. И если бы лягушки боролись вместе. То выбрались бы из кувшина гораздо быстрее. Каков же вывод? Бороться со всеми проблемами всем миром, т.к. каждая проблема касается каждого из нас.

Проблема урока. Главное в любой проблеме - знать ее суть. У человечества нет более серьезной проблемы сегодня . чем найти разум, силы, средства чтобы поладить с проблемами и решить социальные конфликты. В противном случае придется возвращаться к некоему подобию каменного века, мрачной эпохе насилия и культурной деградации. Вы этого хотите? (на экране финальный эпиграф римского философа Сенеки).

IV. Домашнее задание.

Заполнить таблицу № 1 и подготовить проекты.





© 2010-2022